Статья: Духовно-нравственное воспитание детей через погружение в традиции русского народа.
статья

Оксана Сергеевна Князева

Цель: формировать духовно-нравственные качества личности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: Духовно-нравственное воспитание детей через погружение в традиции русского народа.

Подготовила: Князева Оксана Сергеевна

Философ, писатель и педагог И.А.Ильин в своих трудах отмечал: «Образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный, начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а развал цивилизации».

Исторически гордостью нашего народа всегда были духовность и нравственность.

Сегодня всё больше страну охватывает духовный кризис. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. Старец Паисий Святогорец говорил, что культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу необходимо «окультурить ещё и душу». Исходя из этих слов, становится понятно, почему в настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

В связи с этим в школе организовывая свою работу на уроках истории, а также при преподавании модулей ОРКСЭ (основы православной культуры и основы этики) я стараюсь погрузить учащихся в традиции русской народной культуры, целью данной преподавательской деятельности является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение школьников к истокам русской народной культуры.

При этом хочется отметить, что исторически истинная культура в России никогда не делилась на религиозную и светскую, это была единая национальная культура.

Академик Д. Лихачев, утверждал, что «вся русская культура немыслима без преемственности православных традиций. Эти традиции важно использовать в воспитании и обучении подрастающего поколения».

Практический анализ показывает, что духовно-нравственный потенциал народных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, недостаточным взаимодействием школы с семьёй, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования русских народных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания.

Для эффективного использования народных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания школьников необходима их классификация. В научной литературе представлены различные классификации традиций.

Наиболее целесообразной для использования в качестве средства духовно-нравственного воспитания и обучения школьников представляется разветвлённая классификация народных традиций, в основании которой – духовно-нравственный потенциал традиций и система отношений, позволяющая реализовать этот потенциал:

- мировоззренчески - ориентирующие традиции, куда входят экологические традиции: бережное поэтическое отношение к природе;

патриотические традиции: любовь к русской литературе, искусству, культуре, любовь к своему государству, городу;

трудовые традиции: уважительное отношение к труду других людей, выполнение трудовых поручений в детском саду и дома;

коммуникативные традиции: доброжелательное отношение к людям;

традиции здорового образа жизни: негативное отношение к алкоголизму, табакокурению, наркомании, правильное питание, занятия спортом.

-позиционно-ролевые традиции включают:

-традиции уважительного отношения к старшим;

- традиции уважительного отношения к воспитателю и сверстникам;

-дружеские традиции по отношению к сверстникам;

-традиции отношения мальчиков и девочек;

-семейные традиции.

-регламентирующие традиции включают:

-обряды,
-ритуалы,
-обычаи,
-праздники,
-игры и др.

Данная классификация раскрывает духовно-нравственный потенциал народных традиций и позволяет осуществлять их отбор.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное  воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры.

В своей работе с детьми младшего школьного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления школьников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Ведь это кладезь старины.  Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей  непосредственностью. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. 

Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. Далее происходит ознакомление детей с пословицами и поговорками, которые называют жемчужиной народного творчества. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, как нужно вести себя порядочному, доброму, любящему свою семью, своё отечество человеку, а что недостойно настоящего гражданина. На уроках Этики данный материал является основным при актуализации темы урока или при организации закрепления пройденного материала.

На уроках ОРКСЭ в начальной школе формулируются понятия:

Народная жизнь – это семейно-общественные традиции, поклонение труду и радость праздников.

Традиции – это элемент социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению нравственные ценности людей, жизненный опыт.
Обычай – принятые способы поведения людей в быту, труде, семье; то, что принято делать каждый день.

Обряд – общие действия людей, направленные на обеспечение благополучия

в жизни, к примеру, просьба о дожде.

Ритуал– вид обряда, совершаемого по определённому порядку.

А в дальнейшем на уроках истории в процессе работы с историческим материал совместно с детьми формулируется понятие народной традиции как исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Изучая темы связанные с культурой нашей Родины на любом этапе исторического развития, а значит и во всех классах с 6 по 9 класс изучаются трудовые традиции русского народа, в ходе которых приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Русский человек не только коллективно, сообща трудился и оборонял свою землю, но и сообща отдыхал, веселился.

Общественная жизнь крестьянина широко проявлялась в календарной обрядности, в совместных праздничных гуляниях и развлечениях. В жизни русского народа они всегда занимали особое место. При изучении тем «Обряды и традиции русского народа» в курсе ОРКСЭ и на истории учащиеся приходят к пониманию, что в традиционной народной культуре праздник отнюдь не понимался как простое отдохновение от труда или узаконенное безделье. Он нёс в себе важные общественные функции (свободное и творческое общение с членами коллектива; самовыражение личности в различных досуговых формах; укрепление или подтверждение своего социального статуса; демонстрация способностей, талантов и даже нарядов; укрепление контактов с другими людьми и т. д.). В праздниках всегда были представлены нравственные, воспитательные, психологические, мировоззренческие, эстетические, зрелищно-художественные компоненты поведения личности и социума в целом. Здесь складывался и одновременно проявлялся характер русского народа как социально-культурный феномен.

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Например, с давних пор именно свадьба считается одним из самых важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании. Данная тема изучается уже в 4 классе в модуле «Основы светской этики». При правильной подаче материала основываясь на правильной трактовке народных традиций у учащихся формируется понимание ценности семьи, чувство ответственности данного шага.

Дети очень любят музыкальное творчество. В своей работе использую все виды музыкального фольклора: народная песня, народные игры, народная хореография и народные музыкальные инструменты. В них, как и в других формах народного творчества заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания.

Как часть традиционной культуры изучается Народный костюм (одежда) – яркий и наиболее массовый вид художественного творчества любого народа. Именно по костюму раньше можно было безошибочно определить национальную (этническую), социальную принадлежность любого человека.

 Задача исторического образования - вырастить гражданина, человека, умеющего мыслить, чувствовать, действовать, т.е. личность духовную. Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.

Например, при изучении периода правления Ивана Грозного всегда изучается произведение священника Сильвестра «Домострой». Этот свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в. При изучении данного документа учащиеся получают информацию о роли женщины в средневековой семье. Главное что выносят для себя дети –женщина это хозяйка дома. Только совместно муж и жена составляют «дом». В таком благополучном доме много уделяется внимание воспитанию детей.

Русская семья представляла собой коллектив, в котором вся деятельность его членов была подчинена самому старшему мужчине в доме — «большаку». Согласно «Домострою», именно мужу или отцу как главе семьи надлежало управлять всей домашней жизнью. Распоряжения его должны были беспрекословно выполняться. В то же время хозяйка дома (в народе ее называли «большуха») была главной в вопросах воспитания детей, должна была умело организовывать домашнее хозяйство.

Сегодня многочисленные разносторонние исследования (психологов, социологов, педагогов, медиков и т.д.) отмечают негативные результаты, к которым привели недооценка, извращение роли отца в организации семьи, в воспитании детей. Принижение мужской роли в воспитании детей приводит к нарушению глубинных биологических законов социализации человека.  Отец подсознательно закладывал полоролевые стереотипы поведения. На его «отцовском опыте» учились старшие сыновья, которым вскоре предстояло создавать собственные семьи. Более того, в отсутствии отца именно старший сын выполнял обязанности главы семьи — так он постепенно «входил в роль».
Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром: ведь
«семьей мир стоит». Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией. Поэтому при изучении темы «Этикет» по Основам светской этики отводится время на изучение правил нормы этикета в Киевской Руси. Об этом можно судить по сохранившимся памятникам древнерусской литературы. Несмотря на исключительное богатство жанров, сюжетов и стилей, все они были буквально насквозь пронизаны дидактизмом. Можно сказать, что вся литература Древней Руси преследовала единственную цель-воспитание добропорядочных христиан. И тогда роль отца в семье представляется совсем иначе, чем в современное время.

Другое историческое произведение изучаемое в 6 классе это «Поучение детям » Владимира Мономаха оно является замечательным памятником древнерусской литературы 12 века, не утратившим своего значения по сей день.
Внимательное изучение и анализ текста «Поучения» Владимира Мономаха дало нам понять, что, во-первых, автор произведения создал образ настоящего князя (а для нашего времени – руководителя государства). В произведении знаменитого князя содержатся три главных совета, касающихся и нас, жителей 21 века: «
Творить Добро», «Не лениться», «Учиться всему». Внимательное чтение и анализ текста Владимира Мономаха натолкнули нас на идею создать свои пожелания (советы) детям, одноклассникам и взрослым. Вот что у нас получилось.

(Проект учащихся. Буклет «Поучение».)

- Какие же советы «благоверного князя» Владимира Мономаха кажутся вам полезными и актуальными и в наше время? Что вы добавили бы к ним Детям. СЛАЙДЫ

Не сочтите за труд прочитать эту грамотку: может, окажется она вам полезной.

Ребята, никогда не ссорьтесь, а если такое случилось, не держите друг на друга зла, ибо разрушится ваша дружба, и в мире будет царить зло и ненависть.

Относитесь ко всякой работе серьёзно, добросовестно, с трудолюбием, доводите всякое дело до конца, и не беритесь за другое, пока не закончите прежнее, ибо никакое дело у вас не получится, и сочтут вас за несерьёзного человека.

Будьте добры и честны по отношению ко всему, что вас окружает.

Не заставляйте людей злиться на вас, ведь это зло вернётся к вам. Не делайте людям ничего плохого, а делайте только хорошие дела. И добро обязательно вернётся к вам в жизни. А зло порождает только зло. Так не умножайте зло на земле.

Не ленитесь, будьте деятельными людьми. Лень губит человека. Труд – облагораживает.

Одноклассникам.

Учитесь, хорошо учитесь, будьте умными, ведь умному легче идти по жизни.

Любите книги. В них вы найдете много полезного и интересного. Книга – мудрый советчик и товарищ.

Используйте свой ум везде, ум - это бесконечная фантазия. Если ты действуешь с умом, то никогда не попадёшь в глупую ситуацию.

Не ограничивайтесь тем, что задают вам в школе, дерзайте. Ваше образование – залог вашего будущего.

Не останавливайтесь в своём развитии, ибо нет предела совершенству. Век живи – век учись.

Воплощайте в жизнь свои идеи, придумывайте новые, развивайте мысли и фантазии. Может быть, именно от вас зависит будущее нашей страны.

Взрослым.

Не злоупотребляйте спиртным! Это не приведёт Вас к добру, а только погубит Вас и ваши семьи. Ведите здоровый образ жизни, это приумножит Ваше здоровье.

Бросайте курить! Какой пример Вы показываете своим детям? В здоровом теле – здоровый дух.

Держите своё слово! Обманывая, Вы унижаете себя, и в глазах своих детей Вы перестаёте быть авторитетом. А обман рано или поздно раскроется, и Вам будет стыдно.

Уважайте мнение своих детей. Они – граждане большой страны, где каждый имеет право голоса. Порой детские рассуждения помогают взрослым в трудных жизненных ситуациях.

Любите своих детей. В них Ваше будущее. Они, вырастая, берут Вас под свою опеку.

Подводя итоги работы, я могу сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается.

Народные традиции и фольклор являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания школьников.

        Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/363844-statja-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-na-uro

Исходя из выше сказанного, я поставила цель работы: приобщение дошкольников к традициям жизни русского народа, к истокам народной и православной культуры, посредством формирование духовных и общечеловеческих ценностей.

Определила следующие задачи:

              знакомить с традициями  жизни русского народа, с истоками  народной культуры;

              формировать представления детей об основах православной культуры;

              привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским православным национальным традициям.

        Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает ведущая идея: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям  и быть эстетически развитой личностью.

         Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:

  • знакомство детей с устным народным творчеством и фольклором;
  • знакомство  детей с бытом   русского народа;
  • знакомство с декоративно – прикладным искусством;
  • знакомить с игровым, музыкальным творчеством русского народа и православными праздниками;
  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Определила формы работы с детьми:

              тематические занятия, беседы;

              игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные);

➢  чтение и обсуждение произведений разных жанров;

➢ просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;

➢ мини-музеи;  

➢ тематические досуги, праздники, экскурсии.

        Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок. Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию: знакомству с русской народной, православной культурой в группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, которая включает:

  • иллюстрированный материал; 
  • подборка фольклорного материала;
  • фотоэкспозиции предметов русского быта; 
  • подборка дидактических игр;
  • атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников; 
  • макеты русской избы, русской деревни.

  • ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • НА ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • Основное новшество нового стандарта – появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Вице-президент Российской академии образования (РАО) А. А. Кузнецов отметил: «Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. В основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое».
  • Для организации внеурочной деятельности мы используем различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) определены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
  • Стандарты второго поколения поставили перед российским образованием новую цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную,  осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
  • На современном этапе развития общества духовно-нравственное воспитание обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современного образования.
  • Сегодняшние взгляды на проблему нравственного воспитания различны, но важность духовности в становлении личности общепризнанна. Благодаря духовности человеку открывается смысл жизни, ее многообразие и красота. Гуманизация современного образования позволяет выделить проблему воспитания духовности как приоритетную. Воспитание молодого поколения на традиционных российских ценностях помогает в преодолении кризисных явлений, охватывающих важные сферы существования современного общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых строится воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.
  • Не случайно методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт является Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.
  • Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Величие народа определяется его духовной культурой. Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине – все это начинается с ближайшего окружения и лишь затем расширяется до общечеловеческого.
  • Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление. Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей с народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям, обращение к родникам народной культуры существенно повышает воспитательный потенциал образовательного процесса. Народная культура как определенный комплекс знаний, умений и навыков накапливалась по крупицам, столетиями тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в неписаных законах и правилах взаимоотношений с людьми, окружающим миром, природой.
  • На протяжении всей жизни любого народа складываются определённые воспитательные традиции, формируется своеобразная, цельная система воспитания подрастающего поколения. Справедливо отмечает академик Г. И. Волков: «Чтобы понять народ, надо узнать его многовековую традиционную культуру воспитания. Без любви к своей земле, к своему роду, племени, племенному союзу, без гордости за историческое прошлое народы не сумели бы сохранить свою этническую самостоятельность». Основы народной морали, закреплённые в традициях и обычаях, фольклоре, этноэтике, постоянно служили содержанием и программой нравственного воспитания. Нравственные черты русского народа складывались веками. Важно не растерять то действительно ценное из опыта поколений, что не потеряло своей глубинной сути для воспитания подрастающего поколения. Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В. Ф. Афанасьев, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, М. Г. Стельмахович, К. Д. Ушинский). В воспитании современного подрастающего поколения невозможно обойтись без обращения к опыту народа, так как общественное сознание, взгляды, убеждения людей формируются не только социально-экономическими условиями тех понятий и идей, которые выработаны человечеством сравнительно недавно.
  • Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания нашего педагогического процесса. В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них духовно-нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус, дают возможность на практике познать культурно-исторический опыт народа.
  • Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утвердилась в педагогике.
  • Основные задачи духовно-нравственного воспитания школьников в процессе ознакомления с народными праздниками и обычаями – это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.
  • Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои творческие возможности, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания.
  • Сегодняшнее время далеко не простое. Не возобновив традиционных начал жизни, можно только растратить окончательно и бесповоротно все  плоды многовековых трудов предшествующих поколений. Чтобы остановить культурную и духовную деградацию, нужно обратиться к созидающим началам жизни. В этом может помочь только подлинное обращение к тем ценностям, которыми искони жил наш народ, благодаря которым были преодолены все трудности исторического пути. Наши предки сложили всемирно признанное культурное наследие. Вернуть в нашу жизнь бесценную сокровищницу духовных богатств, органично связать ее с миром сегодняшнего дня и раскрыть во всей полноте – вот это и есть одна из основных задач учителей современной школы. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и духовно-нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Воспитание ребенка посредством народных традиций не только желательно, но и крайне необходимо.
  • За последние 4 года работы накоплены разработки ряда мероприятий по духовно-нравственному воспитанию: «Луковые посиделки», «Фольклорная ярмарка», «Святки», «Обереги», «Коледа», «Русская матрёшка», «Путешествие в деревню Гармошка» и другие.
  • Предагаем разработку внеклассного мероприятия «Горячи калачи из русской печи. Традиции гостеприимства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Статья : Художественно – эстетическое воспитание детей через привитие любви к искусству.

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты.Задачи:1.            активное творческое развитие посредством занятий изобразител...

"Александровская слобода"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей на основе православных традиций русского народа

Проект направлен надуховно-нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков на основе православной религии. огромный духовно-нравственный потенциал православия используется для формирования...

Духовно-нравственное воспитание детей на примере семейных традиций. Статья "Моральный дух семьи Василисиных не угасает..."

Василисина Людмила Дмитриевна - моральный дух этой женщины не угасает, а крепнет с годами, у этого человека есть чему поучиться.Как часто говорят «человек старой закалки», но я бы сказала человек, пол...

Статья "«Духовно-нравственное воспитание через культуру и традиции старообрядцев.»

На всем протяжении существования человечества у каждого народа материнский язык, традиции, обычаи, духовно- нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Различными народами в процес...

Формирование духовно- нравственного воспитания учащихся через интерес к национальной культуре и традициям русского народа.

В настоящее время актуальным направлением духовно-нравственного  воспитания является формирование у учащихся этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.Особая роль в р...

Духовно –нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, а также обращение к духовной жизни. Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение зна...