Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
- повторить ранее изученный материал по теме: «Главные члены предложения»;
- закрепить полученные знания о подлежащем и сказуемом;
повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации;
- развивать внимание, сообразительность, мышление, самостоятельность, память, воображение;
- создание условий успешного обучения учащихся;
- развивать логическое и творческое мышление, воображение, произвольное внимание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx | 35.59 КБ |
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.pptx | 647.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель: | познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым. | |
Задачи: | Образовательная: |
|
Воспитательная: |
и уважение к патриотам своей Родины, к предмету. | |
Развивающая: |
| |
Тип урока: |
| |
Вид урока: |
| |
Методы работы: |
| |
Формы работы: |
| |
Оборудование: |
| |
Инновационные технологии: |
|
Ход урока.
- Организационный момент. Мотивация.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради, запишите в них число, классная работа. Место темы пока оставьте свободным.
2 . Основная часть.
а). Повторение ранее изученного.
1. Беседа
? Какой член предложения называется сказуемым?
? Чем отличается составное именное сказуемое от составного глагольного?
- Практическая работа с языковым материалом
Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, определить грамматическую основу каждого предложения, указать вид сказуемых.
Но наше северное лето, Карикатура южных зим, М. лькнёт и нет: извес(?)но это, Хоть мы пр..знат(?)ся (не) х..тим. Уж реже солнышко бл..стало, К..роче становился день, Л..сов т..инстве(н, нн)ая сень С печальным шумом обн..жалась, Ложился на поля туман, Гусей кр..кливых к..р..ван Т..нулся к югу: пр..бл..жалась Д..вольно ску. ная п..ра; Ст..ял ноябрь уж у двора.
б). Переход к новой теме.
- А вот о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:
Я минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут… тире.
? О каком же знаке мы продолжим говорить на уроке? (тире)
(Запись темы урока)
- А вот как появилось тире между подлежащим и сказуемым, нам поможет понять лингвистическая сказка
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
- Для самостоятельного вывода правила постановки тире между подлежащим и сказуемым анализируем предложения.
- Задание: найти основу предложения, определить, чем выражены подлежащее и сказуемое. Самостоятельно сформулировать правило о постановке тире.
- Театр – это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры – миссионеры.
- Лишнее говорить – себе вредить.
- А ведь двадцать лет – треть человеческой жизни.
- Его цель – сделаться героем романа.
- Ребята, но есть и случаи, когда тире не ставится. Назовите их, когда тире не ставится:
- Подлежащие выражено личным или вопросительным местоимением
- Между подлежащим и сказуемым стоит
- Вводное слово,
- Союз( как, точно, будто, что, все равно как)
- Наречие
- Частица (не, лишь).
в). Закрепление изученного материала
- Творческое задание. Переделайте предложения так, чтоб в них ставилось тире.
- Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть.
- Человека считают царем природы не случайно.
- Серые журавли в нашем крае стали редкостью.
- Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями.
- Хозяин в поле трактор.
- Тест . Отметьте номера предложений, в которых ставится тире.
- Грамоте учиться…всегда пригодится.
- Хлеб в пути …не тяжесть.
- Попытка … не пытка, а спрос не беда.
- Язык .. не стрела, а пуще стрелы ранит.
- Брат за брата …не ответчик.
- Пень в избе …не околица, глупая речь не пословица.
- Человек неученый …что топор неточеный.
- Пеший конному … не попутчик.
- Работа … не волк, в лес не убежит.
- Аврал … это значит общая работа.
- Трактор в поле …что танк в бою.
- А ведь обед … вещь приятная.
- Ты меж сестер … словно горлинка.
- Хороший характер … богатство на всю жизнь.
- Глубина колодца … девять метров.
- Для честных людей обещание … это обязательство.
- Лучший способ избавиться от врага …сделать его другом.
- Удивительное дело … сон!
Ответы:
1, 11, 13, 18
- Проверочная работа для закрепления изученного материала.
- Выпишите, поставьте тире, где это необходимо, объясните.
1. Писательство не ремесло и не занятие.
2. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение.
3. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом.
4. Курить здоровью вредить.
5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.
6. Хорошая книга понятна и доступна
7. Купить хорошую книгу сделать хороший подарок
3. Подведение итогов.
- Назовите основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.
- В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым отсутствует.
Д/з. Разобрать задание в карточках.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
? Какой член предложения называется сказуемым? ? Чем отличается составное именное сказуемое от составного глагольного? 1.Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы , определить грамматическую основу каждого предложения, указать вид сказуемых. Но наше северное лето, Карикатура южных зим, М.. лькнёт и нет: извес (?)но это, Хоть мы пр.. знат (?) ся (не) х.. тим . Уж реже солнышко бл ..стало, К.. роче становился день, Л..сов т.. инстве ( н , нн ) ая сень С печальным шумом обн ..жалась, Ложился на поля туман, Гусей кр .. кливых к..р.. ван Т.. нулся к югу: пр.. бл ..жалась Д..вольно ску . ная п.. ра ; Ст..ял ноябрь уж у двора.
Я минус в математике, Но знак другой в грамматике. Знаком я детворе, Меня зовут… О каком же знаке мы продолжим говорить на уроке?
адание : найти основу предложения, определить, чем выражены подлежащее и сказуемое. Самостоятельно сформулировать правило о постановке тире . Театр – это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры – миссионеры. Лишнее говорить – себе вредить. А ведь двадцать лет – треть человеческой жизни. Его цель – сделаться героем романа.
Подлежащее выражено личным или вопросительным местоимением. Между подлежащим и сказуемым стоит: вводное слово, союз (как, точно, будто, что, все равно как), наречие, частица (не, лишь). К огда тире не ставится:
Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть. Человека считают царем природы не случайно. Творческое задание. Переделайте предложения так, чтоб в них ставилось тире.
Серые журавли в нашем крае стали редкостью. Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями. Хозяин в поле трактор.
Грамоте учиться … всегда пригодится. Хлеб в пути … не тяжесть. Попытка … не пытка, а спрос не беда. Язык ..не стрела, а пуще стрелы ранит. Брат за брата … не ответчик. Пень в избе … не околица, глупая речь не пословица. Человек неученый … что топор неточеный . Пеший конному … не попутчик. Работа … не волк, в лес не убежит. Аврал … это значит общая работа. Трактор в поле … что танк в бою. 12. А ведь обед … вещь приятная. 13. Ты меж сестер … словно горлинка. 14. Хороший характер … богатство на всю жизнь. 15. Глубина колодца … девять метров. 16. Для честных людей обещание … это обязательство. 17. Лучший способ избавиться от врага … сделать его другом. 18. Удивительное дело … сон! Ответы: 1, 11, 13, 18 Тест. Отметьте номера предложений, в которых ставится тире .
Выпишите, поставьте тире, где это необходимо, объясните. 1. Писательство не ремесло и не занятие. 2. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение. 3. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 4. Курить здоровью вредить. 5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг. 6 . Хорошая книга понятна и доступна 7 . Купить хорошую книгу сделать хороший подарок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...
" Тире между подлежащим и сказуемым" (с использованием приёмов технологии РКМ - Развитие Критического Мышления).
Урок русского языка для 8 класса....
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....
Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)
Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...