Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Марзоева Анна Николаевна
  •  повторить ранее изученный материал по теме: «Главные члены предложения»;
  •   закрепить полученные знания о подлежащем и сказуемом;

повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации;

  •  развивать  внимание, сообразительность, мышление, самостоятельность, память, воображение;
  •   создание условий успешного обучения учащихся;
  • развивать логическое и творческое мышление, воображение,    произвольное внимание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8-ом классе

2014

Урок по теме: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель:

познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи:

Образовательная:

  • повторить ранее изученный материал по теме: «Главные члены предложения»;
  • закрепить полученные знания о подлежащем и сказуемом;
  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации

Воспитательная: 

  • воспитывать бережное отношение к слову, любовь

и уважение к патриотам своей Родины, к предмету.

Развивающая:

  • развивать  внимание, сообразительность, мышление, самостоятельность, память, воображение;
  • создание условий успешного обучения учащихся;
  • развивать логическое и творческое мышление, воображение,    произвольное внимание

Тип урока: 

  • Изучение нового материала

Вид урока:  

  • Традиционный

Методы работы: 

  • объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические, контроль знаний.

Формы работы: 

  • групповая, дифференцированная, самостоятельная.

Оборудование:

  • мультимедийный компьютер, интерактивная доска.

Инновационные технологии:

  • личностно – ориентированного обучения;
  • объяснительно – иллюстративного обучения.

       

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация.
  • Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради, запишите в них число, классная работа. Место темы пока оставьте свободным.

2 . Основная часть.

а).  Повторение ранее изученного.

1. Беседа

?  Какой член предложения называется сказуемым?

? Чем отличается составное именное сказуемое от составного глагольного?

  1. Практическая работа с языковым материалом

Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, определить грамматическую основу каждого предложения, указать вид сказуемых.

Но наше северное лето, Карикатура южных зим, М. лькнёт и нет: извес(?)но это, Хоть мы пр..знат(?)ся (не) х..тим. Уж реже солнышко бл..стало, К..роче становился день, Л..сов т..инстве(н, нн)ая сень С печальным шумом обн..жалась, Ложился на поля туман, Гусей кр..кливых к..р..ван Т..нулся к югу: пр..бл..жалась Д..вольно ску. ная п..ра; Ст..ял ноябрь уж у двора.

б). Переход к новой теме.

  • А вот  о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Я минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут…              тире.

?  О каком же знаке мы продолжим говорить на уроке? (тире)

(Запись темы урока)

  • А вот как появилось тире между подлежащим и сказуемым, нам поможет понять лингвистическая сказка

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.

  1. Для самостоятельного вывода правила постановки тире между подлежащим и сказуемым анализируем предложения.
  • Задание: найти основу предложения,  определить, чем выражены подлежащее и сказуемое. Самостоятельно сформулировать правило о постановке тире.
  • Театр – это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры – миссионеры.
  • Лишнее говорить – себе вредить.
  • А ведь двадцать лет – треть человеческой жизни.
  • Его цель – сделаться героем романа.

        

  • Ребята, но есть и случаи, когда тире не ставится. Назовите их, когда тире не ставится:

  • Подлежащие выражено личным или вопросительным местоимением
  • Между подлежащим и сказуемым стоит  
  • Вводное слово,
  • Союз( как, точно, будто, что, все равно как)
  • Наречие
  • Частица (не, лишь).

в). Закрепление изученного материала

  1. Творческое задание. Переделайте предложения так, чтоб в них ставилось тире.

  1. Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть.
  2. Человека считают царем природы не случайно.
  3. Серые журавли в нашем крае стали редкостью.
  4. Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями.
  5. Хозяин в поле трактор.

  1. Тест .  Отметьте номера предложений, в которых ставится тире.
  1. Грамоте учиться…всегда пригодится.
  2. Хлеб в пути …не тяжесть.
  3. Попытка … не пытка, а спрос не беда.
  4. Язык .. не стрела, а пуще стрелы ранит.
  5. Брат за брата …не ответчик.
  6. Пень в избе …не околица, глупая речь не пословица.
  7. Человек неученый …что топор неточеный.
  8. Пеший конному … не попутчик.
  9. Работа … не волк, в лес не убежит.
  10. Аврал … это значит общая работа.
  11. Трактор в поле …что танк в бою.
  12. А ведь обед … вещь приятная.
  13.  Ты меж сестер … словно горлинка.
  14.  Хороший характер … богатство на всю жизнь.
  15.  Глубина колодца … девять метров.
  16. Для честных людей обещание … это обязательство.
  17.  Лучший способ избавиться от врага …сделать его другом.
  18.  Удивительное дело … сон!

Ответы:

  1, 11, 13, 18

  1. Проверочная работа для закрепления изученного материала.
  • Выпишите, поставьте тире, где это необходимо, объясните.

1. Писательство не ремесло и не занятие.

2. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение.

3. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом.

4. Курить здоровью вредить.

5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.

6. Хорошая книга понятна и доступна

7. Купить хорошую книгу  сделать хороший подарок

3. Подведение итогов.

- Назовите основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

- В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым отсутствует.

Д/з. Разобрать задание в карточках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока. Тире между подлежащим и сказуемым. Урок русского языка в 8-ом классе

Слайд 2

? Какой член предложения называется сказуемым? ? Чем отличается составное именное сказуемое от составного глагольного? 1.Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы , определить грамматическую основу каждого предложения, указать вид сказуемых. Но наше северное лето, Карикатура южных зим, М.. лькнёт и нет: извес (?)но это, Хоть мы пр.. знат (?) ся (не) х.. тим . Уж реже солнышко бл ..стало, К.. роче становился день, Л..сов т.. инстве ( н , нн ) ая сень С печальным шумом обн ..жалась, Ложился на поля туман, Гусей кр .. кливых к..р.. ван Т.. нулся к югу: пр.. бл ..жалась Д..вольно ску . ная п.. ра ; Ст..ял ноябрь уж у двора.

Слайд 3

Я минус в математике, Но знак другой в грамматике. Знаком я детворе, Меня зовут… О каком же знаке мы продолжим говорить на уроке?

Слайд 4

адание : найти основу предложения, определить, чем выражены подлежащее и сказуемое. Самостоятельно сформулировать правило о постановке тире . Театр – это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры – миссионеры. Лишнее говорить – себе вредить. А ведь двадцать лет – треть человеческой жизни. Его цель – сделаться героем романа.

Слайд 5

Подлежащее выражено личным или вопросительным местоимением. Между подлежащим и сказуемым стоит: вводное слово, союз (как, точно, будто, что, все равно как), наречие, частица (не, лишь). К огда тире не ставится:

Слайд 6

Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть. Человека считают царем природы не случайно. Творческое задание. Переделайте предложения так, чтоб в них ставилось тире.

Слайд 7

Серые журавли в нашем крае стали редкостью. Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями. Хозяин в поле трактор.

Слайд 8

Грамоте учиться … всегда пригодится. Хлеб в пути … не тяжесть. Попытка … не пытка, а спрос не беда. Язык ..не стрела, а пуще стрелы ранит. Брат за брата … не ответчик. Пень в избе … не околица, глупая речь не пословица. Человек неученый … что топор неточеный . Пеший конному … не попутчик. Работа … не волк, в лес не убежит. Аврал … это значит общая работа. Трактор в поле … что танк в бою. 12. А ведь обед … вещь приятная. 13. Ты меж сестер … словно горлинка. 14. Хороший характер … богатство на всю жизнь. 15. Глубина колодца … девять метров. 16. Для честных людей обещание … это обязательство. 17. Лучший способ избавиться от врага … сделать его другом. 18. Удивительное дело … сон! Ответы: 1, 11, 13, 18 Тест. Отметьте номера предложений, в которых ставится тире .

Слайд 9

Выпишите, поставьте тире, где это необходимо, объясните. 1. Писательство не ремесло и не занятие. 2. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение. 3. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 4. Курить здоровью вредить. 5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг. 6 . Хорошая книга понятна и доступна 7 . Купить хорошую книгу сделать хороший подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...