Методическая разработка по теме "Деепричастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Данилова Екатерина Сергеевна

Урок-расследования по теме «Деепричастие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_deeprichastie.docx492.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка Даниловой Е.С. урока-расследования по теме «Деепричастие»

Тема: «Деепричастие»

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цель урока – создание условий для формирования целостного понятия о деепричастии у учащихся, а также их воспитания и развития.

Задачи урока:

  • образовательные:

-формировать понятие деепричастия;

-формировать знание признаков этой части речи;

-формировать умение отличать деепричастие от других частей речи;

-формировать умение образовывать деепричастия;

-формировать умение строить высказывания с использованием деепричастий;

  • воспитательные:

-воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера);

-воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать;

  • развивающие:

-развивать личность: её внимание, логическое и критическое мышление, самостоятельность, память, воображение;

-развивать у учащихся умение использовать способы действия, связанные с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности;

-развивать ключевые компетенции учащихся: информационные (умение анализировать информацию), проблемные и коммуникативные.

Современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе урочной деятельности: технология критического мышления – прием инсерт (прием критического мышления, представляющий собой систему знаков, организованных в таблицу, заполнение которой идёт в процессе изучения нового материала).


Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке: иллюстративный ряд – составление лингвистической визитной карточки (представление научной информации в творческой форме, работа по аналогии); продуктивные задания (вопросы, на которые нет прямых ответов, в то же время есть информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа –  беседа о качествах личности); разгадывание шифра (умение работать с цифровой информацией).

Технологическая карта урока

Этап урока, время

Мет. и приём., ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

*форма организации учебной деятельности учащихся (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая)

  1. Организационный этап (1 мин)

1.Здравствуйте, мои верные помощники! Сегодня в наше детективное агентство пришел запрос на поиск шпиона. С чего начнем поиски?

1.\ответы учащихся\

Начать можем с расклеивания опознавательных листовок.

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала

  1. Повторение изученного материала (7 мин)

Анализ визитной карточки, Ф

Вычленение лингвистических единиц,Ф

 Лексический комментарий, Ф

Беседа, Ф

1.Да, хорошая идея. Но проблема в том, что мы не знаем ничего об этой личности. Известны лишь данные его сестры, с которой сейчас, к сожалению, нет возможности связаться. Перед вами лингвистическая визитная карточка сестры разыскиваемого лица, коварной шпионки. Есть информация, что родственники живут в одном городе и работают в одной организации. \из конверта достает карточку [1]\

Под каким псевдонимом может скрываться сестра? Выберите примеры, наиболее точно описывающие сестру шпиона. Все её псевдонимы должны отражать её непростой характер, её дерзость.

(Список слов, записанных на доске: лицемерная, обезумевшая, циничная, рискующая, мстительная, разыскиваемая, неуловимая)

2.Да, точно! Как думаете, почему нам не подходят другие слова?

3.Давайте поясним их лексическое значение.

4.Хотелось бы вам столкнуться с человеком, который обладает такой характеристикой?

5.Что можно сказать о человеке, который имеет такую характеристику?

Будут ли его уважать? Достигнет ли успеха в жизни личность, обладающая такими качествами как лицемерие, цинизм и мстительность?

6.Конечно, мы понимаем, что ни одно из определений не может быть использовано по отношению к человеку достойному. Всегда нужно помнить слова древнекитайского философа Лао-Цзы, который еще много веков назад говорил о том, что актуально до сих пор: «Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков». Почему это высказывание до сих пор справедливо? Утратит ли оно когда-нибудь свою ценность?

7.Спасибо, ребята! Какие же качества нужно в себе воспитывать? Назовите антонимы к словам «лицемерие», «цинизм», «мстительность».

8.Я вижу, что вы понимаете, что такое нравственность. А сейчас мы возвращаемся к тому, кто явился причиной наших рассуждений. Это шпион из клана частей речи. Какой частью речи является сестра разыскиваемого?

1.Обезумевшая, рискующая, разыскиваемая, неуловимая.

2.Это прилагательные.

3.Лицемерный - отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. Поведение такого человека прикрывает неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Циничный – полный цинизма, бесстыдный, пренебрегающий нормами общественной морали, нравственности.

Мстительный - склонный к мести; злопамятный.

4.Нет.

5.\ответы учащихся\

6.\ответы учащихся\

7.Искренность, честность; совестливость, порядочность; милосердие, всепрощение.

8.Причастие.

Регулятивные: проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Личностные: формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности

  1. Подготовка к восприятию нового (4 мин)

Анализ визитной карточки – проведение аналогии, И

1.Есть ли варианты, кем может быть разыскиваемый?

2. Что мы можем попробовать сделать?

3.Да Отлично! В ходе расследования, возможно, появятся новые факты, которые мы потом запишем. \раздает каждому шаблон карточки\

Что нам известно?

4.Молодцы, ребята! Теперь мы можем заполнить необходимые сведения в карточке [2].

1.Нет.

2. Составить аналогичную карточку, исходя из известной нам информации.

3.Известно, что это мужчина. Если это родные брат и сестра, значит, отчество у них одинаковое. Живут в одном городе, работают в одной организации.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу)

  1. Сообщение темы и цели урока (4 мин)

Разгадывание шифра И

Формулирование целей, Ф

1.Подождите. Рассмотрите конверт, где лежала визитная карточка сестры. \на обороте написаны цифры\ Вам известно, что это?

2.Есть догадки, что это может быть?

Точно. Давайте посмотрим внимательно.

(Шифр, записанный на конверте: 5-6-6-17-18-10-25-1-19-20-10-6)

3.Я помню, что однажды у нас уже был такой шифр. У меня остался ключ к нему. Давайте попробуем разгадать слово. Это слово будет названием темы нашего урока.

4.Какая же тема урока?

5.И что же мы должны узнать о шпионе?

6.А если говорить о части речи – деепричастии? Чего на уроке мы должны достигнуть?

7.Спасибо, запишите число, «классная работа» в тетрадь. А затем тему урока – «Деепричастие».

1.Нет.

2.Возможно, это шифр.

3.\ученики разгадывают, первый разгадавший поднимает руку [3]\

4.Деепричастие.

Как он выглядит, что делает, как его найти.

5.Мы должны знать, что такое деепричастие, какими признаками оно обладает, каким членом предложения является, как найти его в тексте, как образовать деепричастие.

Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

  1. Объяснение нового материала (7 мин)

Инсерт, И

Составление визитной карточки, Ф

Работа с учебником (сравнительный анализ), Ф

1.Ребята! Мне пришел факс! Сообщают, что информацию о шпионе можно найти на странице 76 учебника.

Прочитайте, пожалуйста, материал внимательно.

Пока читаете, на полях специальными знаками отмечаете характер информации. \учитель раздает распечатки с условными знаками [4]\

2.Давайте мы назовем то, что уже было известно о нашем шпионе.

3.Спасибо! А что нового узнали?

4.Можем заполнить лингвистическую визитную карточку?

Есть дополнительная информация, которую отправили по факсу.

\на доске листы А4 с суффиксами –А, -Я, -В, -ВШИ\

5.Как думаете, как эти части слова относится к деепричастиям?

6.Верно. Можно разделить их на две группы. На какие?

7.Вы снова правы! Когда всё готово, давайте назовем те утверждения в учебнике, которые идут вразрез с вашими убеждениями или вызывает вопросы.

8.Хорошие вопросы. Теперь нам необходимо ответить на некоторые вопросы, чтобы разобраться с этими вопросами.

1.\выполнение работы\

2.Часть речи изучается в разделе «Морфология» и связана с глаголом.

3.У него есть признаки наречия, в предложении обычно − обстоятельство, обозначает добавочное действие.

4.Да.\заполнение [5]\

5.Это их суффиксы.

6.Суффиксы деепричастия несов. вида (-а, -я) и сов. (-в, -вши).

7.Почему деепричастия не изменяются? От каких глаголов образуются деепричастия совершенного вида, а от каких – совершенного?

Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации

Познавательные: объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования и конструирования текста лингвистического описания

  1. Первичное закрепление материала (14 мин)

Игра «Часть меня», П

Игра «Четвертый лишний» (волновой опрос), Г

 Вычленение лингвистических единиц, Ф

Лингвистический и стиховедческий анализ стихотворения, Ф

1.Сейчас мы с вами должны выполнить одно интересное задание − «Часть меня». Часть из вас получает карточки [6] с вопросами, а часть с ответами. Задача – за две минуты найти ответы на все вопросы, которые будут на карточках. Для этого вам нужно будет найти свою пару.

2.Давайте проверим правильность выполнения задания. Все ли нашли свои половины.

3.Спасибо, ребята. Смогли бы вы справиться в одиночку?

4.Конечно, поэтому мы понимаем, что каждый человек важен при выполнении какой-либо работы. Можете садиться. Теперь мы должны понять, сможем ли мы опознать шпиона среди других слов. По каким приметам мы сможем найти шпиона – деепричастие?

5.Отлично. Сейчас перед вами будет несколько слов – фотороботов подозреваемых. Задача – найти среди слов деепричастия, записать их и объяснить, в т. ч. графически, по каким признакам вы его опознали. Записываем ответ на доске. Сначала выходят те, кто сидит за первыми партами, и записывают ответ, затем те, кто сидит за вторыми партами, делают то же самое и так далее. Параллельно ведется запись в тетради. \в руках учителя карточки со словами [7], проходит волновой опрос\

6.Молодцы! Давайте поясним правильные ответы.

7.Вижу, что вас не обмануть и вы запросто отыщете шпиона среди других частей речи. Всегда ли?

Сейчас я прочитаю стихотворение [8] английского поэта Р. Саути, ваша задача – послушать его и сосчитать деепричастия.

Сколько деепричастий?

8.Как думаете, почему поэту понадобилось такое большое количество слов этой части речи?

9.Спасибо. Какими средствами художественной выразительности являются деепричастия? Приведите примеры.

10.Какие еще тропы можем увидеть?

11.Какую форму имеет стихотворение и почему?

12.А что такое Лодор?

13.Посмотрите, пожалуйста, на то, как записано стихотворение. Как думаете, почему поэт выбрать именно такую форму? [10]

14.Конечно! Где последние слова и есть ниспадающие воды воды в сверкающем Лодоре. А зачем могут понадобиться деепричастия?

15.Конечно! Деепричастия – очень важная речь речи.

1.\выполнение задания\

2.\чтение вопросов и ответов\

3.Нет.

4.Деепричастие отвечает на вопросы «что делая? что сделав?»; оно имеет суффиксы «-а», «-я», «-в», «-вши», «-ши».

5.\ученики отвечают\

6.\комментарий учащихся\

7. 52.

8.Деепричастия помогают передать характер вод в Лодоре: их стремительность, бурность, беспечность.

9.Играя, смеясь, болтая – олицетворение.

10.Свободолюбивый, сверкающий – эпитеты.

11.Автор словно нарисовал водопад из слов.

12.Лодорский водопад, находящийся в Англии.[9]

13.Графическая запись стихотворения напоминает водопад.

14.Деепричастия ёмкие и более короткие. Они помогают на достаточно малом пространстве текста создавать выразительные, яркие, запоминающиеся образы, уточнять действия.

Коммуникативные: установление рабочих отношений, эффективного сотрудничества, способствующего продуктивной кооперации

Познавательные: объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры, содержания и значения слова и текста

  1. Подведение итогов (7 мин)

Синквейн, И

Составление таблицы-досье, Ф

Определение координат, Ф

1.Давайте сейчас попробуем описать эту часть речи, исходя из того, какими признаками она обладает, значением в речи. Необходимо сказать об этой персоне, об этой части речи, очень кратко и ёмко, поэтому мы с вами напишем синквейн.

Напомните, пожалуйста, правила.

2.Спасибо, ребята! А теперь вспомните, что такое деепричастие, какую роль в речи оно играет и напишите синквейн. На это задание вам три минуты.

3. Прочитаем примеры.

4. Спасибо большое! Оказывается, это очень нужная и важная часть речи. Ребята, наше время подходит к концу. Для того, чтобы обобщить все сведения о разыскиваемом лице нам необходимо составить его досье. Что это такое?

5.Спасибо! \раздает шаблон досье [11] – жирный шрифт\

Давайте заполним пропуски.

6.Ребята, а сейчас прошу вас подумать, насколько хорошо вы узнали нашего подозреваемого – Деепричастие. На карте, которая расположена на доске, вы видите предполагаемые координаты этого тайного агента. Если вы считаете, что достаточно его изучили, приблизились к нему, поставьте точку близко к объекту, если не очень хорошо его узнали, то дальше. \показывает карту\

Мы видим, что достаточно близко находимся к шпиону, но вот настигнуть его мы сможем только на следующих уроках!

Синквейн – это стихотворение из пяти строк, написанное по особым правилам. 2.\повторение правил написания, написание синквейна\

3. Деепричастие.

Ёмкое, точное.

Поясняет, добавляет, уточняет.

Обычно является обстоятельством.

Глагол-наречие.

4. Досье – собрание документов, относящихся к какому-нибудь делу, лицу, а также папка с такими документами.

5. \заполнение пропусков [11] − курсив, устный комментарий\

6.\фронтальная работа\

Коммуникативные: формирование речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний с целью контроля и самооценки

  1. Объяснение д/з (1 мин)

Домашнее задание вариативно: можно написать текст записки шпиона, где содержится рассказ о том, что с ним недавно произошло (необходимое условие – наличие десяти деепричастий), или же можно сделать презентацию-досье, где будет отражена вся существенная информация о разыскиваемом, а также приведены примеры особенностей поведения.

Регулятивные: определение нового уровня отношения к самому себе как к субъекту деятельности


Дополнительный материал

[1]Визитная карточка

Ф.И.О.: Прилагательная Причастия Глаголовна

Место работы: Предложение

Занимаемая должность: Определение, сказуемое

Адрес: г. Морфология, ул. Действенно-признаковая, д. 1

[2]Визитная карточка

Ф.И.О.: __________________   _________________ Глаголович

Место работы: Предложение

Занимаемая должность: _________________

Адрес: г. Морфология, _________________

[3] Ключ

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

[4]

V

+

?

Факты, термины и понятия, которые уже были известны.

Все новое, что стало известно из текста.

Противоречия, то, что идет вразрез со знаниями и убеждениями.

Непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

[5] Визитная карточка

Ф.И.О.: Наречьев Деепричастий Глаголович

Место работы: Предложение

Занимаемая должность: Обстоятельство

Адрес: г. Морфология, ул. Добавочно-действенная, д. 2

[6] Список вопросов и ответов:

На какие вопросы отвечает деепричастие?

Что делая? Что сделав?

Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

Глагол и наречие.

Какие морфологические признаки имеет деепричастие?

Вид, переходность, возвратность

Что такое деепричастие?

Самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженным глаголом.

Каким членом предложения является деепричастие?

Обстоятельством.

Какого вида могут быть деепричастия?

Совершенного и несовершенного.

Что обозначает деепричастие?

Добавочное действие.

Какие суффиксы могут иметь деепричастия несовершенного вида?

-а (-я)

Какие суффиксы могут иметь деепричастия совершенного вида?

-в, -вши, -ши, -а (-я)

От какой части речи зависит деепричастие?

Деепричастие зависит от глагола.

В каком предложении есть деепричастие? Назовите его.
Я не заметил ребенка, собирающего цветы.

Собирая цветы, я не заметил ребенка.

Собирая цветы, я не заметил ребенка.

Собирая.

[7] «Четвертый лишний»

  1. Проникнуть, проникнув, проникнувший, проникновение.
  2. Анализировать, анализируемый, анализируя, анализ.
  3. Собравши, собрать, собрание, собранный.
  4. Прищуриться, прищурясь, прищур, прищуренный.

КАК ПАДАЮТ ВОДЫ В ЛОДОРЕ? [8]

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь, и пенясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

 [9]                                                                       [10]

[11]

Деепричастие

Характер

Что обозначает и какими признаками оно обладает?

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженным глаголом. Сочетает в себе признаки глагола и наречия. Морфологические признаки: вид, переходность, возвратность

Внешность опознавательные признаки

Как найти его в тексте?

Имеет суффиксы –а (-я), -в, -вши, -ши.

Особенности поведения

Каким членом предложения является?

Обстоятельство.

Библиография:

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.  Русский язык. 7 класс.  М.: 2013. - 223 с.    
  2. Канарская О.В. Научные основы формирования мотивации при обучении русскому языку: Инновационный подход, Москва, 1998 – 430 с.
  3. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Минск: Попурри, 2015 – 416 с.
  4. Трунцева Т.Н. Русский язык. Рабочая программа к УМК Т.А. Ладыженской и др. М: Вако, 2017 – 112 с.
  5. https://brytkowa.jimdo.com/приемы-мотивации-на-уроках-русского-языка/
  6. https://dic.academic.ru/
  7. http://pedsovet.su/metodika/priemy/6007_priem_trkm_insert_na_uroke
  8. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200203802


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...