ПРИЕМЫ УСВОЕНИЯ НАПИСАНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
статья по русскому языку
Словарные слова - одна из сложнейших тем для овладения практической грамотностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_usvoeniya_napisaniya_neproveryaemyh_bezudarnyh_glasnyh_v_sredney_shkole.docx | 15.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ УСВОЕНИЯ НАПИСАНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Одна из основных задач изучения курса русского языка в средней школе – повысить орфографическую грамотность учащихся. Практика показывает, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают на безударные гласные.
Многие учителя считают, что к орфографически трудным словам нужно отнести в первую очередь слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми гласными ( в последних проверка правописания ударением затруднена, не ясна этимология слова).
Слов с непроверяемыми гласными, т.е. слов, правописание которых усваивается не по правилам, в русском языке много. Так, А.М.Пешковский подсчитал, что непроверяемых слов в русском языке примерно столько, сколько проверяемых. По подсчетам ученых, сделанных на основе Словаря С.И.Ожегова, эти слова составляют 14% русской лексики.
Большое количество слов с этими орфограммами введены в обязательную программу по предмету, и это предусматривает определенный объём слов для каждого года обучения. В общей сложности за время учебы в средней школе учащиеся должны усвоить около 3000 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Это словарный минимум.
Как свидетельствуют проверочные работы и экзамены, не всегда у учащихся успешно сформированы навыки написания слов указанной категории: как учащиеся, так и выпускники средней школы допускают значительное количество ошибок в словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми гласными. Поэтому вопрос о наиболее эффективном обучении правописанию слов с безударными гласными до сих пор остается весьма актуальным и окончательно не решенным.
Методисты рекомендуют при изучении этих орфограмм применять различные приемы обучения, чаще всего несколько приемов одновременно. Распространены следующие приемы: анализ слов по составу, выписывание слов из текста, составление предложений с включением этих слов, подбор однокоренных слов, перечень слов по темам, использование наглядных таблиц с выделением в словах трудных орфограмм, обращение на каждом уроке к орфографическому словарю, запись отработанных на данную орфограмму слов в специальную тетрадь и т.п.
Однако все эти приемы иногда бывают малоэффективны.
В последнее время большое место в усвоении написания непроверяемых гласных отводится этимологическому анализу, но даже после тщательного этимологического анализа часть учащихся упорно продолжает допускать ошибки на непроверяемые гласные.
Наряду с названными приемами обучения правописанию непроверяемых и труднопроверяемых гласных методисты и психологи рекомендуют аудирование, орфографическое проговаривание, зрительную фиксацию, письмо.
А.В. Текучев одной из причин низкой грамотности учащихся считает «неправильное выделение в качестве решающего лишь одного способа восприятия ( чаще – зрения) при игнорировании или недооценке других важных факторов, например, слуха и моторно-двигательных восприятий».
Д.Н.Богоявленский пишет: « Для орфографии имеют значение зрительные, двигательные, слухо- артикуляционные ощущения. Поэтому надо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, в котором участвуют зрение и движение. Но и соединение списывания с отчетливым орфографическим проговариванием».
Названные авторы в своих научных работах пришли к выводу, что проговаривание вслух, четкий слоговой анализ слов, активизирует запоминание написания слов.
Из выше изложенного можно вывести алгоритм работы с непроверяемыми гласными:
- орфографическое проговаривание слов учителем, аудирование учащимися. Каждое слово группы изучаемых слов последовательно, одно за другим учитель проговаривает трижды. Учащиеся должны только слушать и запоминать слова, их правописание, записывать и проговаривать эти слова нельзя;
- орфографическое проговаривание слов учащимися. Учитель проговаривает слова один раз, ученики следом вполголоса трижды проговаривают каждое слово. Слова они не должны записывать;
- зрительная фиксация. Слова, записанные на доске, последовательно открываются на время, достаточное для одного прочтения. Прочитанное учащимися слово убирается. Учащиеся не должны ни проговаривать, ни записывать словарные слова;
- трехкратная запись слов учащимися. Учитель последовательно открывает слова на время , достаточное для одного прочтения. Учащиеся последовательно трижды записывают каждое слово. Они предупреждены, что, окончив работу, должны отложить записи, не повторяя и не проверяя записанные слова.
На основе выше изложенного можно сделать практические выводы и дать рекомендации для работы над непроверяемыми и труднопроверяемыми словами:
- с написанием словарных слов надо знакомить учащихся в начале урока. Такая система необходима, так как , увлекшись объяснением новой темы, её закреплением, учителя иногда забывают или не успевают провести работу над запланированным материалом;
- применяемые в школьной практике приемы обучения правописанию непроверяемых орфограмм неодинаково эффективны при работе в классе. В частности, списывание, хотя и занимает много учебного времени ( в 3-5 раз больше, чем аудирование, проговаривание, зрительная фиксация), оказывается не самым эффективным;
- самым продуктивным путем, по мнению многих лингвистов, является орфографическое проговаривание слов учащимися, потому что дети усваивают код перехода от слышимых и произносимых слов к видимым;
- четкое выделение фиксированных приемов- аудирование, орфографическое проговаривание, зрительная фиксация –гарантирует более успешное усвоение написания непроверяемых слов большинством учащихся в условиях классной работы. Время, необходимое для предъявления 2-4 слов приемом аудирования, незначительно- до 1 минуты, орфографическое проговаривание слов учащимися занимает 1-2 минуты, зрительная фиксация и одновременное записывание слов учащимися- до 5 минут;
- учитель должен строить свою работу, выявив индивидуально-типические особенности усвоения непроверяемых и труднопроверяемых слов учащимися данного класса. Учет индивидуальных различий, дифференцированные задания при изучении написаний непроверяемых слов – все это значительно повышает эффективность их усвоения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая работа «Корневая гласная – самая опасная!» (Зависимость усвоения слов с непроверяемой безударной гласной от приемов их предъявления)
Панкова Вера, 9а Пырирко Юлия, 8а Научный руководитель Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Авторы данной работы исследуют проблему зависимости усвое...
Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".
Данный урок может быть использован как открытый урок в рамках школьного методического объединения....
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова 5 класс
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова...
Урок русского языка в 4 классе по теме:" Непроверяемые безударные гласные"
Урок начинается с эмоционального настоя.Сообщантся тема, цель и задачи урока. Проводится пальчиковая гимнастикаи чистописание. Словарный диктант в занимательной форме (заменить предложение одним слово...
Статья с приложением "Применение этимологического анализа при изучении непроверяемых безударных гласных в корне"
Изучение непроверяемых написаний с использованием этимологического анализа было и остается актуальным. В приложении к данной статье приведена система работы над порядком "этимолого-орфографического" р...
Технологическая карта урока "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова»....
Методическая разработка по русскому языку "Организация деятельности обучающихся при изучении непроверяемых безударных гласных в корне слова"
Выполнение стандарта образования по развитию предметных, личностных и универсальных учебных действий возможно лишь тогда, когда знания не даются как готовое, когда обучающиеся вкл...