Тема: "Слова с несколькими значениями"
план-конспект урока по русскому языку
Цель: формирование у учащихся первичные представления о многозначности слов, особенностях их употребления в речи, формировать работу со словарем.
Планируемые результаты:
Предметные:
-уметь распознавать однозначные и многозначные слова;
-знать определение «многозначное число .
Личностные: проявлять интерес к учебной деятельности.
Тип урока: открытие «нового» знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 13.04.2018г. Школа: МАОУ СОШ №104 Класс: 1 «в» Кабинет: 103 | Учитель: Слуднова Н. В. Методист: Галиуллина Н. К. Студент: Тарунтаева Полина, 31 гр. |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема:«Слова с несколькими значениями»
Цель: формирование у учащихся первичные представления о многозначности слов, особенностях их употребления в речи, формировать работу со словарем.
Планируемые результаты:
Предметные:
-уметь распознавать однозначные и многозначные слова;
-знать определение «многозначное число .
Личностные: проявлять интерес к учебной деятельности.
Тип урока: открытие «нового» знания.
Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс, презентация, словарь Ожёгова.
Этапы | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности | 1 мин | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Полина Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. | Л.: Самоопределение П.: формирование мотивации к обучению | |
Актуализация знаний и мотиваций Практический: каллиграфическое упражнение | 5 мин | - Запишите в тетради число, «Классная работа». Прочитайте слова на доске. «Язык, яма, сон, Яна, ярмарка». - Какое слово лишнее? Почему? - Потренируемся писать эту букву. «Як, ял, яй, яа» - А теперь запишите слова с буквой «я». «Язык, яма, Яна, ярмарка». - Разделите слова на слоги. Поставьте знак ударения. - Объясните, почему слово «Яна» написано с большой буквой, а остальные – с маленькой. | - «Сон» - потому что начинается с буквы «с», а не с «я». - Потому что, это слово имя собственное, а остальные – нарицательное. | Л.: иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности Р.: принимать и сохранять учебную задачу |
Постановка учебной задачи Работа с учебником Практический: упражнение Словесный: беседа | 4 мин | - Как вы думаете, одно и то же слово может называть два разных предмета? - Давайте проверим это, решая упражнение 56 в учебнике на странице 29. - Что изображено в этом упражнении? Что можно сказать о первой картинке? - Что можно сказать о второй картинке? А как говорят о пламени, которое поднимается языками? Почему так называется? - Что изображено на третьей картинке? Почему этот металлический стержень называется языком? ЯЗЫК - Что нового вы узнали об этом слове? Предположите, какова тема нашего урока? Какую цель поставим? | - Это орган человека. - Потому что похож на форму языка. - Потому что похож на язык. - Он может употребляться в разных выражениях с разными значениями. В первом случае язык – это орган человека, во втором – форма пламени, в третьем – часть колокола. - Слова с несколькими значениями. - Узнать о словах с несколькими значениями; - Учиться находить такие слова, определять значения слов, находить слова в толковом словаре. | К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Р.: Целеполагание |
Открытие нового знания Практический: упражнение | 10 мин | - Чем же богат русский язык? - А как можно расширить словарный запас? - Как вы понимаете слова толковый, толковать? Давайте обратимся к словарю С. И. Ожёгова: толковать–объяснять, определять смысл чего-нибудь; толковый – ясный, понятный. - А что об этом говорит Иван Самоваров? Прочитайте на странице 29. Какой вывод можно сделать? | - Словами, их огромным количеством. - Постоянно узнавать новые слова в школе и дома, с помощью словарей. - Каждое слово имеет одно или несколько значений. | |
Первичное закрепление во внешней речи Практический: упражнение Практический: работа в группах Словесный: беседа | 2 мин | Найдите упражнение 57. - Попробуйте объяснить смысл пословиц. «Язык иглы острее»: - Верно. Словом можно больнее уколоть, чем иглой. «Язык болтает, а голова отвечает»: - Верно. За все, что ты скажешь необдуманно, придется отвечать. Молодцы. Сейчас вам нужно записать пословицу по памяти. Но, прежде, чем вы приступите к списыванию, скажите, какой будет план работы? (вывести на слайд) 1. Сначала стараюсь запомнить содержание всей пословицы дословно. 2. Затем перечитываю каждое слово так, как оно пишется, и отмечаю трудные места. 3. Закрываю учебник, диктуя себе, как запомнил. 4. Открываю слово и сравниваю с тем, что написал. 5. Перехожу к следующему слову и т. д. 6. Перечитываю всю пословицу, которую записал, и сравниваю её с пословицей в учебнике. Хорошо. Приступайте к работе. - Итак, какой вывод по этим пословицам мы можем сделать? | - «Язык иглы острее» - острый язык, значит насмешливый. - «Язык болтает, а голова отвечает» - за необдуманные слова можно поплатиться головой. - Вывод: . слово обладает огромной силой как разрушительной, так и созидательной силой. Им можно убить и оживить, ранить и лечить, посеять смятение и безнадежность, и одухотворить. | П.: Структурирование знаний |
Динамическая пауза Практический | 1 мин | Динамическая пауза | Повторяют движения за учителем | Р: саморегуляция как способность к мобилизации и силы энергии |
Сам.работа с самопроверкой Практический: упражнение | 5 мин | Обратите внимание на упражнение 58. Рассмотрите внимательно рисунки. Как вы думаете, почему узкая часть кувшина называется горлышком? -Хорошо. Ребята, вы помните, какую мы поставили цель? Что мы должны сделать? Сейчас вы и попробуете находить и определять слова с несколькими значениями. Вы будете работать в подгруппах. На слайде будут появляться слова, а вы должны определить их значения, используя словари, и записать всё в тетрадь. А в конце мы проверим то, что вы написали. Приступаем к работе. | - Верхняя суженная часть сосуда -«Горлышко кувшина»; потому что она узкая, как горло у птицы. -Учиться находить многозначные слова, определять значения слов, находить слова в толковом словаре. | П.: Выбор наиболее эффективных способов решения задач |
Включение в систему знаний, повторение Практический: упражнение Словесный: беседа | 5 мин | Найдите упражнение 59. Прочитайте стихотворение. - Попробуйте объяснить значение слова «разбить». Верно. Как вы думаете, кто из детей совершил похвальный поступок? Выпишите предложение про этого ребёнка. - Какие слова вы написали с большой (прописной) буквой и почему? А уместилось ли у вас всё предложение на одной строке? Какие слова пришлось вам разбить на части? Как вы это понимаете? | - Разбить стакан – сломать, уничтожить. - Разбить клумбу – устроить. - Разделить для переноса. | П.: синтез Р.: осуществлять итоговый контроль |
Рефлексия Словесный: беседа | 3 мин | - Чему научились на уроке? Какие цели вы поставили в начале урока? Вы достигли их? - Как Вы думаете, как пригодятся полученные сегодня знания? В ситуации, когда не понятно значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным. Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой. Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык. Дома найдите несколько примеров со словом «язык» и объясните их значение. Это могут быть пословицы и т. д. А сейчас, я вам раздам листочки, вы подпишите в верхнем углу свою фамилию и имя, и продолжите предложения.
| - Узнать о словах с несколькими значениями. - Учиться находить такие слова, определять значения слов, находить слова в толковом словаре. - Знание значений многозначных слов помогает не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила. | Р.: анализировать собственную работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Слово и его лексическое значение"
Презентация содержит материал для проведения урока русского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение"....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Слово. Лексическое и грамматическое значения слова".
Открытый урок по русскому языку в 5 классе....

Фрагмент открытого урока в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение».
В этом документе размещен фрагмент открытого урока в 5 классе...

Обобщающий урок по теме"Слово и его лексическое значение"
Материалы данног урока могут быть использованы для изучения темы в 5 классе, повторения и обобщения в 6-9 классах. Задания подобраны с учетом интересов пятиклассников....

Урок повторения в форме игры-сказки по теме «Слово и его лексическое значение»
Обобщение, систематизирование знаний и умений по теме «Слово и его лексическое значение»...

Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".
План урока:1) Организационный момент – 2 мин.2) Актуализация знаний – 3 мин.3) Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Слово и его лексическое значение»
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели урока: личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связыва...