Олимпиадные задания 10 класс по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)
Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiadnye_zadaniya_10_klass.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ГОРОДСКОГО (РАЙОННОГО) ТУРА ОЛИМПИАДЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 класс
1. Произнесите данные слова: оазис, боа, какао, трио, адажио, бомонд, радио. Какая орфоэпическая норма русского литературного языка нарушена? Почему?
(2 балла)
2. Выпишите из данного текста слова, в которых суффикс начинается с буквы О.
«Меня заколдовали! Хвороба совсем заковала! Никакой вольности!» - прогундосил дородный здоровяк, сидя верхом на высоченном слоне, стоящем на мостовой, с трудом скрывая зевоту.
(4 балла)
3. Укажите номера слов, образованные приставочно-суффиксальным способом:
1) переплавка, 2) обогреватель, 3) совладелец, 4) созвучие, 5) заинтересованно,
6) пододеяльник, 7) прорубь, 8) осчастливить, 9) подмастерье, 10) завоеватель.
(2 балла)
4. В романе Е. Пермяка «Царство Тихой Лутони» есть такая фраза: «Утром пара, запряженная гусем, умчала Шутемова в село Бишуево».
Как это «гусем»? Ведь гуся нельзя запрягать в повозку, а еще сказано «пара».
(3 балла)
5. Как вы понимаете выражение с грехом пополам? На основе какого значения слова
грех возник этот фразеологизм? Ср. у Пушкина:
…Да помнил, хоть не без греха,
Из «Энеиды» два стиха.
Запишите известные вам устойчивые сочетания, включающие этот фразеологизм.
(4 балла)
6. В I Новгородской летописи мы читаем:
А въ Новъгородъ приихаша князь Патрикий Наримантовичь, и прияша его
новгородци и даша ему въ кормление Орcховъ город (л. 371).
Среди филологов до сих пор ведутся споры, какой из двух омонимов слова кормление употребляется в этом тексте. Назовите эти омонимы, укажите их значения и родственные слова в современном русском языке. Объясните, почему в данном случае невозможно однозначное решение.
(9 баллов)
7. У существительных женского рода I склонения для форм родительного, дательного
и предложного падежей единственного числа есть только два окончания – -и (-ы) и -е. При отсутствии ударения эти окончания могут звучать совершенно одинаково, например: [из бáн’и] (из бани), [в бáн’и] (в бане). Тем не менее, приблизительно в половине случаев по форме существительного с безударным окончанием можно определить, какое именно окончание оно содержит: например, в формах [шкóл’и] [рабóт’и] окончание, несомненно, -е.
Каким образом можно принять это решение? У каких именно существительных?
(10 баллов)
8. Одинаков или различен синтаксический статус выделенных сочетаний слов в
предложениях:
1) Я сижу читаю.
2) Я сел почитать.
(4 балла)
9. Какие функции выполняет в русском языке двоеточие? Приведите по одному примеру
на каждый случай употребления этого знака.
(4 балла)
10. Найдите изобразительные средства языка в данных отрывках.
1) Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.
М.Цветаева
2) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
М.Лермонтов
(4 балла)
11. Творческая работа: эссе на заданную тему.
Ниже представлены известные афоризмы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста).
1. Угол зрения зависит от занимаемого места (закон Майлса).
2. Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе (закон Уистлера).
3. Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперед (Эмиль Золя).
(17 баллов)
Максимальное количество баллов – 63
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ГОРОДСКОГО (РАЙОННОГО) ТУРА ОЛИМПИАДЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10класс
1. В безударном положении в этих словах произносится [о], т.к. это заимствованные слова (1 балл). В русском языке в безударном положении не произносится [о]: слоны [а], дома [а] (1 балл).
(2 балла)
2. заколд-ова-ли (ср. колдун, колдую; бесед-ова-ть)
хвор-об-а (зазн-об-а, хвор-ать, хворь)
верх-ом (верх)
вольн-ост-и (вол-ьн-ый, )
прогунд-ос-ил (гунд-е-ть)
выс-оч-енном (высь, выс-ок-ий)
мост-ов-ой (мост-и-ть)
зев-от-у (зев-а-ть, )
(по 0,5 балла – за каждый правильный ответ. Максимально за задание - 4 балла)
3. 4, 6, 8, 9.
(по 0,5 балла – за каждый правильный ответ. Максимально за задание – 2 балла)
4. В Словаре В.И. Даля: «… Гусем, гуськом – наречие одиночкой, один за другим, чередом, рядком, ниткой, не россыпью, не кучкой, по одному. «Запрячь гусем, ехать гусем…», впрягая лошадей одну впереди другой, по три, до пяти…»
(3 балла – за полный и правильный ответ)
5. С грехом пополам (разг.) – с большим трудом, кое-как, еле-еле.
(1 балл)
У А.С.Пушкина грех в значении ошибка. Ср.: погрешность, огрех.
(1 балл)
Устойчивые выражения: и смех и грех, как на грех, не грех бы, от греха подальше, что
(нечего) греха таить; брать грех на душу; грех попутал; долго ли до греха и т.д.
(2 балла, если записано несколько устойчивых сочетаний. Максимально – 4 балла)
6. 1 омоним – кормление ‘действие по глаголу кормить: давать пищу’. В данном контексте: ‘пользование сборами, кормами’ (имеется в виду способ содержания княжеских и государевых людей за счет поборов с населения). Родственные слова: корм, кормить, выкормыш и т.п.
2 омоним – кормление ‘действие по глаголу кормить: управлять’. В данном контексте: ‘управление’. Родственные слова: кормчий, кормщик, кормило ‘руль’, корма.
Однозначное решение в данном случае невозможно, так как контекст предполагает двоякое понимание: отдали город в управление и отдали город в пользование сборами, кормами.
(3 балла – значение первого омонима (2 балла) и родственные слова к нему (1 балл); 4 балла - значение второго омонима (3 балла) и родственные слова к нему (1 балл); 2 балла - объяснение невозможности правильного решения. Максимально –
9 баллов)
7. Перед окончанием -е в русском языке происходит чередование согласных: парный
твердый согласный меняется на мягкий, а перед -и (-ы) этого чередования не бывает.
Таким образом, определить, какое безударное окончание, представлено в той или иной
форме слова, можно по характеру конечного согласного основы, но только в том случае,
если в других формах (например, в форме им.п.) этот согласный является твёрдым
парным.
(5 баллов за указание на чередование перед –е, 3 балла за существительные с
твердой основой, 2 балла за указание на то, что согласный парный. Максимально –
10 баллов)
8. В предложении (1) выделенные слова представляют собой осложненное сказуемое,
выраженное одинаковыми формами двух глаголов, не формирующих однородный ряд:
семантическая значимость компонентов различна, она преобладает у словачитаю. Если
вставить союз И (Я сижу и читаю), то пропадает семантическое неравноправие и меняется
смысл высказывания.
В предложении (2) инфинитив при пространственном глаголе выполняет функцию
обстоятельства цели, что доказывается возможностью вставки целевого союзачтобы.
(4 балла)
9. Двоеточие ставится: 1) после обобщающего слова перед перечислением однородных членов (Помню все: рассвет, сиявший строго, жажду всех земных дорог и всех путей. – М.Волошин); 2) в бессоюзном сложном предложении между составляющими его частями, если во второй части содержится дополнение, разъяснение или раскрытие содержания первой части, указание на основание, причину того, о чем говорится в первой части (Кузьма сразу пошел к Евгению Николаевичу потому, что знал: деньги у него есть. – В.Распутин;Он[кабинет] весь полыхал светом: горело под лепным потолком, горело на столе, горело на стене, в стеклах шкафов. – М. Булгаков; Возвращаться нам было труднее: прихватил вечерний заморозок, ногу наст еще не держал, проваливалось, и ногу трудно было вытаскивать. – М.Пришвин) и т.д.; 3) после авторских слов перед прямой речью (Пилат заговорил по-гречески: «Так это ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ?» - М.Булгаков); 4) в газетных заголовках, распадающихся на две части: первая (именительный темы) называет общую проблему, место действия, лицо, а вторая содержит конкретизацию указанного в первой части (ЕГЭ: плюсы и минусы).
(по 1 баллу – за каждую названную функцию; максимально - 4 балла)
10. 1) В стихотворении М.Цветаевой использована антитеза (контекстуальные антонимы);
2) В четверостишии М.Лермонтова – метафора и антитеза (антонимы).
(4 балла)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания (тест) по русскому языку 5 класс
Олимпиадные задания в форме теста для учащихся 5 классов могут быть использованы при подготовки и проведении школьного тура олимпиады по расскому языку....
Олимпиадные задания для уроков русского языка и чтения
Разработанные олимпиадные задания по чтению и русскому языку можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы....
Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка
Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...
Учение с увлечением. Олимпиадные задания для 6 и 8 классов по русскому языку
Задания для учащихся 6, 8 классов по всем разделам учебной программы можно использовать для подготовки к олимпиадам. Выполняя их, ребята приобретают навыки исследовательской работы: выдвигают и провер...
Олимпиадные задания для 5 класса по русскому языку
Данный материал может быть использован для подготовки учащихся 5 класса к олимпиаде по русскому языку...
Олимпиадные задания для учащихся 8-11 классов по русскому языку.
Олимпиадные задания для учащихся 8-11 классов по русскому языку....
Олимпиадные задания для краевой олимпиады обучающихся с ОВЗ (нарушение зрения) 5-6 классов по русскому языку
Олимпиадные задания для детей ОВЗ...