неделя русс яз и лит «Язык мой, давай с тобой дружить!»
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
Неделя русского языка:
«Язык мой, давай с тобой дружить!»
( году русского языка посвящается)
Цель: способствовать выработке у учащихся культуры речи, повысить интерес к изучению русского языка, учить детей делать самостоятельно выводы, развивать художественный вкус.
Ход мероприятия:
На рекламном стенде висит объявление:
Внимание! Внимание! Всем! Всем!
Если вы хотите знать:
как появилась русская азбука;
можно ли сломать язык;
что такое баклуши и можно ли их бить;
сколько слов в русском языке;
почему чучело - гороховое, барышня – кисейная, а друг – закадычный;
происходит ли слово врач от слова врать
и ещё множество ответов на вопросы: где? когда? откуда? почему? зачем и как?
и, наконец, если вы хотите стать ещё грамотнее,
тогда принимайте участие в Неделе русского языка!
В программе Недели:
- Понедельник «Юс малый и юс большой» (утренник для 1 – 4 классов)
- Вторник «Послушаешь мудрого – сам ума наберёшься» (для учащихся 5 – 6 классов)
- Среда «Час занимательного русского языка»
- Четверг «В гостях у словарей» (для учащихся 9 класса)
- Пятница «Язык мой – друг мой» (для учащихся 7 – 8 классов)
Понедельник. День первый
Библиотекарь: Не все, наверно, знают, что это буквы древнерусского алфавита. Ну, две-то из него вы знаете наверняка. Какие?
Сейчас я вам назову несколько выражений, а вы мне объясните, как они связаны с древнерусским алфавитом.
Прописать ижицу.
Ходить фертом.
Учить аз да буки – школяру муки.
Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Руси вместе с христианством появились церковные книги на славянском языке – Евангелие, Псалтырь, проповеди и поучения учителей церкви. Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя Константина (Кирилла) Философа. Не все эти буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Так, «юс большой» и «юс малый» были созданы для обозначения носовых гласных, а такие гласные в древнерусском языке были утрачены до IX века. Поэтому «юс малый» стали заменять буквой я, а «юс большой» - буквой у. Две буквы – «онъ» и «омега» - обозначали один и тот же звук [о]. Двумя буквами – «зело» и «земля» - обозначался звук [з]. Для звука [и] тоже было две буквы – i и и. Со временем утратились гласные звуки [ь] и [ъ], однако на письме буквы, обозначавшие эти звуки, сохранялись очень долго. Были в кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так «фита» и «ферт» предназначались для звука [ф], который в исконных словах в древнерусском отсутствовал, но встречался в именах, пришедших из греческого: Филипп, Феофан, Фёдор.
В древней Руси буквами кириллической азбуки обозначались также и цифры. Чтобы не спутать число со словом, по обе стороны от числа ставились точки, а над числом надписывали знак, который назывался «титло».
Выбегает Почемучка – маленький мальчик. Он обращается к ребятам:
- Я заблудился. Помогите мне найти дорогу домой. Если правильно ответите на мои вопросы, значит, я доберусь домой вовремя.
- Я – мальчик, а зовут меня Почемучка. Но ведь и девочку так можно назвать. Почему? А ещё несколько таких же слов назовёте?
(Плакса, неряха, недотёпа, невежа, соня, разиня)
- Почему в слове космонавт вторая часть – навт, ведь по-гречески это означает «мореплаватель», «плаватель»?
- Что мешает образовать существительные женского рода при помощи суффикса - к- от слов кочегар, штукатур, матрос, солдат, водовоз, пилот?
- Мы образуем слова с уменьшительными суффиксами: винтик, башмачок, а с «увеличительными» - башмачище, ручища.
Что мешает образовать слова с суффиксами -ик, -ок от слов гигант, великан, монумент, а с суффиксом -ищ – от слов карлик, гном, лилипут?
- Кто вспомнит больше слов, начинающихся сразу с четырёх согласных?
(Всплеск, взгляд, встреча…)
- Догадайтесь, какое слово я задумала: в нём такая же приставка, как в слове подмосковный, корень тот же, что в слове березонька, а суффиксы такие же, как в слове грузовик. (Подберёзовик)
- Родственны ли такие слова: переносица и непереносимый, пот и потолок, гора и загородка, приложение и предложение?
Почемучка: Вот спасибо, ребята! На все вопросы ответили, теперь я знаю, куда мне бежать, где искать свой дом
Вторник. День второй
Библиотекарь: Второй день мы начнём со сценки (разыгрывается сценка по тексту):
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Мудрый философ ответил:
- Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете самое лучшее, кроме языка! При помощи языка развивается культура, строятся города; при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, выполнять просьбы, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, любовь. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.
Такое рассуждение пришлось по вкусу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.
Эзоп опять купил языки. Все удивились этому.
Тогда мудрец начал объяснять:
- Ты велел отыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга; посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать целые государства; он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Предание говорит, что не всем гостям понравился такой совет.
Библиотекарь: Представим, что мы тоже присутствуем на обеде у философа и ведём неспешную беседу.
- Как вы понимаете выражение «эзопов язык»?
- Какими свойствами языка вы больше пользуетесь: хорошими или плохими?
Библиотекарь: Сейчас я вам раздам листочки с текстом, и мы с вами окажемся на Востоке. И здесь нужно проявить смекалку, чтобы не попасть впросак (Текст даётся без «смысловых» знаков препинания):
Совет муллы
Сын хана учился у муллы. Однажды мальчик не выучил урока. Мулла, упрекая ученика, сказал:
- Не будь глупым как отец будь умным.
В этот момент заходит хан. Мулла тут же изменил интонацию:
- Не будь глупым как отец будь умным.
Библиотекарь: Давайте разыграем небольшую сценку на предложенную тему с правильной интонацией (ребята разыгрывают сценку):
Купец, плавая по морям с богатым товаром, попал однажды в страшную бурю. Он стал молиться Посейдону, покровителю морей: «О, Посейдон, если ты спасёшь мои корабли, то я принесу тебе в жертву статую золотую чашу держащую».
Благополучно завершив путешествие, купец принёс обещанный Посейдону дар, но обошёлся он ему недорого. Как купец перехитрил бога морей?
(ребята отвечают на поставленный вопрос)
Библиотекарь: Даже маленькая запятая может иметь огромное значение.
Сейчас я вам прочитаю высказывания А. Н. Толстого о русском языке: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью». Давайте подтвердим высказывание Алексея Николаевича: вспомним и прочитаем стихотворения наших замечательных поэтов, споём несколько русских народных песен, которые вы сегодня подготовили.
(проводится небольшой конкурс на лучшего чтеца, лучшего исполнителя народных песен)
Среда. День третий
Библиотекарь: Сегодняшний день я начну со стихотворения А. Яшина.
Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
А. И. Куприн нашёл такие слова для описания человеческого языка:
Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами… Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдёт, и между нами произойдёт самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха.… И его мысли станут моими…
Библиотекарь: А сейчас будем отгадывать загадки, шарады, анаграммы, метаграммы, решать задачи – шутки, отвечать на вопросы.
Чтобы правильно произнести эти стихи, надо договорить слово.
На бахче у нас растёт. Я антоним к слову зной,
Как разрежешь – сок течёт, Я в реке, в тени густой,
Свеж и сладок он на вкус, И в бутылке лимонада
Называется… (арбуз) А зовут меня… (прохлада)
Чтоб скорей в библиотеке Не бываю без начала,
Отыскать ты книгу смог, Близкий родственник причала,
В ней бывает картотека, Делу всякому венец,
Специальный… (каталог) Называюсь я… (конец)
Он на вокзале есть всегда, Я антоним шума, стука,
К нему приходят поезда, Без меня вам ночью мука,
Двойное р содержит он, Я для отдыха, для сна,
А называется… (перрон) Да и в школе я нужна.
Называюсь… (тишина)
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я… (хоккей)
На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с
Называется… (экспресс)
Библиотекарь: Сейчас отгадаем метаграммы, анаграммы, шарады.
Забирается на печь
И ворчит, шумит, плюётся,
Уж от ссор не уберечь.
Корень слева дан Китаем,
Ну а суффикс русский, знаем. (Чай-ник)
Меня вы в сказке отыщите,
Я в сказке Пушкина герой.
Но л на н лишь замените-
Сибирской стану я рекой. (Елисей –Енисей)
Когда я с т, на мне плывут.
Когда я с д, меня сорвут. (Плот – плод)
Задачу ты решишь свободно:
Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца-
Во сне увидишь что угодно. (нос - сон)
Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу. (насос – сосна)
Первое – нота, Начало – нота,
Второе – то же. Потом - оленя украшенье.
А в целом – А вместе - место
На горох похоже. (Фасоль) Оживлённого движенья. (дорога)
Чем кончается день и ночь? (ь)
Что стоит посередине земли? (м)
Чем кончается лето и начинается осень? (о)
В каком слове сорок гласных? (Сорок-а)
Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты)
В каком слове буква я встречается семь раз? (Семь-я)
Заменить одним словом с шипящей на конце:
Суп со свеклой и другими овощами (борщ)
Дикие птицы и животные как предмет охоты (дичь)
Женское украшение, прикалываемое на грудь, на воротник (брошь)
Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи (печь)
Заменить одним словом с удвоенными согласными:
Большое желание есть (аппетит)
Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями (аллея)
Острое вирусное заболевание (грипп)
Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани (аппликация)
Четверг. День четвёртый
Библиотекарь: Сегодня мы с вами сходим в гости к словарям.
Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества.
Библиотекарь: Сейчас, ребята, мы должны отправить на съезд Слов от русского языка делегата – самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «суда не боится», « с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми». Что это за слово?
- Да, это слово ПРАВДА.
(библиотекарь обращается к учащимся – «словарям»)
- Уважаемые «Словари», сейчас каждый из вас должен рассказать всё, что он знает о слове ПРАВДА.
Толковый словарь: ПРАВДА – слово многозначное. Каковы же его основные значения?
- То, что соответствует действительности, истина (ПРАВДУ говорит).
- То, что исполнено истины; правдивость (Люблю тебя за правду).
- Справедливость, порядок, основанный на справедливости (Нам правду не найти).
- В составе средневековых названий, сводов, законов («Русская правда»)
- В значении наречия: «верно, справедливо, в самом деле».
- В значении вводного слова: «действительно, в самом деле».
Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля, кроме толкования значения слов, включает в себя тридцать тысяч пословиц со словом ПРАВДА. Вот некоторые из них.
Без правды жить легче, да помирать тяжело.
Правда сама себя очистит.
Дело знай, а правду помни.
Библиотекарь: Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты». О друзьях слова ПРАВДА нам может поведать «Словарь синонимов».
Словарь синонимов: Синонимом слова ПРАВДА является слово истина. Об этом пишет М.Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать».
Библиотекарь: Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами, противниками слова ПРАВДА познакомит нас «Словарь Антонимов»
Словарь антонимов: Антонимы – это слова с противоположным значением. ПРАВДА – ЛОЖЬ, ПРАВДА - ВРАНЬЁ, (разговорное).
Библиотекарь: Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её нагляднее, выразительнее. К ним часто прибегают мастера художественного слова.
У кривды тысяча дорог,
У правды лишь одна.
Она порой полна тревог
И горечи полна. (А. Кешоков)
Библиотекарь: Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать. Сделать это нам поможет «Словообразовательный словарь».
Словообразовательный словарь: Слова ПРАВДА непроизводное, оно состоит из корня ПРАВД и окончания А. Его словообразовательное гнездо включает около сорока слов: взаправду, правдолюбец, неправда, правдоподобность и др.
Библиотекарь: Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его. Ответить на этот вопрос мы попросим «Этимологический словарь».
Этимологический словарь: Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этимос – «истина»). Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть».
Библиотекарь: Кто ещё хочет выступить? Какие вы помните фразеологические обороты со словом ПРАВДА?
Дети: Верой и правдой служить.
По правде говоря.
В ногах правды нет.
Библиотекарь: А почему молчит «Орфографический словарь»?
Орфографический словарь: Слово ПРАВДА не требует справки в орфографическом словаре, оно пишется так, как слышится.
Библиотекарь: Поступила записка. Слова просят «Афоризмы».
Афоризмы: Энциклопедия определяет афоризм как мысль, выраженную в лаконичной, яркой форме и получившую характер самостоятельно существующего изречения. Авторы афоризмов – писатели, философы, политики, просветители. Вот несколько примеров.
- Когда сомневаетесь, говорите правду (М. Твен).
- Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства (Л. Толстой).
Библиотекарь: А сейчас мы разделимся на две команды, поиграем -поработаем со словарями.
- Игра «Справочное бюро»:
-Выбери слово, соответствующее лексическому значению. Колорит, компонент, комфорт, компромисс, (составная часть чего-либо)
Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция (объединение, соглашение, союз).
2.Игра «Следствие ведут знатоки»:
-Определи, в каких значениях употребляется в тексте слово УГОЛ.
«Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила: «Марш в угол!». Я шёл, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным» (К.Слуцкий)
3.Игра «Эрудит»:
-Раскрой значение выделенных слов.
Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть.
4. Игра «Эстафета»:
- Напишите правильно. Инте..егенция, га..ерея, а..ликация.
5.Игра «Диктор»:
- Расставь ударение, произнеси правильно. Агент, баловать, щавель, тефтели, хаос.
6. Игра «Кто больше»:
- Подбери синонимы к словам грустить, известить, пугаться.
Пятница. День пятый
Библиотекарь: Проводим КВН. Отвечаем на вопросы в соответствии со «станциями».
Теоретическая станция
- Что такое основа слова?
- Дать определение причастию.
- Что такое предложение?
- Что изучает синтаксис?
- Что такое причастный оборот?
- Какую роль в предложении играют союзы?
- Назовите части речи.
Практическая станция
- Разберите по составу слово благодарный.
- Назовите однокоренные слова к слову вода.
- Какого рода слова рояль, пианино, кофе, вермишель.
- Назовите слова с корнем -раст- -рос.
- Определите способ образования слов привокзальный, розоватый, путешествие.
- Придумайте предложение с причастным оборотом.
- Объясните правописание слов загоревший, загар.
Сообразительная станция
- Задача – шутка.
Шёл по дороге старик, а на встречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством». Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)
- Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:
Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
- Как большой дом превратить в маленький? (Прибавьте к слову дом уменьшительно – ласкательный суффикс -ик: домик)
- Какое слово задумано?
В нём приставка такая же, как в слове подруга. Корень – как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал. (Поиграл)
5. В каком глаголе нет корня? (Вынуть)
Станция «Зритель»
- Угадайте слово.
Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы. (Пирог)
- Назовите пословицы, связанные с трудом или работой.
- Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допустил ли он ошибку в вычислении? (Нет, если он правильно расставил ударение)
- Прочитайте скороговорку. Определите, у кого лучше получилось (Осип охрип, Архип осип).
- Что было написано на плакате до того, как ветер унёс согласные буквы? (Д) О (БР)О (П)О(Ж)А(Л)О(В)А(ТЬ)!
Понедельник. Закрытие недели русского языка.
Подведение итогов. Награждение.
Литература:
Начальная школа. – 2005. – № 7.
Начальная школа. – 2007. – № 2.
Начальная школа. – 2008. – № 3.
Начальная школа. – 2008. – № 8.
Русский язык в школе. – 1996. – № 1.
Русский язык в школе. – 1998. – № 3.
Учитель. – 2001. – № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя естественных наук (на татарском языке)
В Татарстане 2013 год объявлен годом экологии. В течение учебного года мы проводим мероприятия по улучшению экологической обстановки в селе. Для этого с апреля проводятся месячники по уборке территори...
Презентация "Происхождение названий дней недели в русском и немецком языках"
Презентация к работе на конференцию "Первые шаги в науку"...
предметная неделя гуманитарного цикла (день английского языка)
Путешествие в «Страну английского языка»Возрастная группа : 5-6 классыЦели мероприятия:- повысить интерес к изучаемому языку,- повторить в репликах, рифмовках, чтении, песни темы: «Числительные», «Гла...
Лекция-концерт для детей дошкольного возраста "Давайте с песенкой дружить"
Данный сценарий посвящен творчеству замечательного композитора Владимира Шаинского, песни которого знают и любят многие поколения детей и взрослых. Программа конце...
Учебно-методический проект «Неделя творческого мастерства учителей английского языка»
Неделя английского языка...
Профилактическое занятие с детьми подросткового возраста «ДЕПРЕССИЯ: Давай с тобой поговорим!»
Цель: профилактика депрессивных состояний и девиантного поведения у детей подросткового возраста...
Экологическая игра «Давайте с природой дружить»
Цель: привлечь внимание учащихся к здоровому образу жизни, экологическим проблемам человечества, воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней....