Урок русского языка в 6 классе на тему " Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Комарова Юлия Ивановна

Урок  формирует  умение правильно выборать гласные в суффиксах имен существительных  -ек и -ик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Гласные в суффиксах существительных  -ек и –ик».

Учитель МБОУ «Нивская оош» Краснохолмского района Тверской области Комарова Ю.И.

Цели:

  • познакомить обучающихся с правописанием суффиксов существительных –ек и –ик;
  • развивать речь, мышление, память обучающихся;
  • воспитывать любовь родному языку.

Ход урока.

1.Организацтонный момент:

-приветствие, настрой на работу;

- объявление темы и целей урока;  Слайд 1.

- оформление тетрадей.

2.Повторение ранее изученного.

1) Проверка домашнего задания.

- Расскажите о правописании о и е после шипящих в суффиксах существительных.

 2)  Работа с текстом.

- Послушайте и докажите, что это текст.

  Утром я выглянул в окно. Меня очень поразила своей красотой увиденная картина. Чистый белый снежок покрыл деревья, дома, всю улицу. За одну короткую ночь всё изменилось, я не узнавал свой двор, в котором недавно шлёпал по лужам, собирал пожелтевшие листья и составлял из них пёстрый букет.

- Докажите, что это текст.

-Как можно озаглавить данный текст?

- Как автор оценивает увиденную картину?

3)Синтаксический разбор 3-его предложения.

- Запишем под диктовку 3-е предложение.

- Какие орфограммы здесь нам встретились?

- Выполним синтаксический разбор предложения. Один обучающийся у доски с комментарием разбора.

4) Фонетический разбор слова деревья.

Выполним фонетический разбор слова деревья. Выполняем самостоятельно, один обучающийся у доски.

- Проверим, всё ли правильно. Слайд 2.

- Почему буква я обозначает в данном случае два звука?

- В каких ещё случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? Слайд 3.

3.Изучение нового материала.

1)Наблюдение.

- Прочитаем пары слов, записанные на доске.

комочек – комочка                                          кирпичик – кирпичика

кусочек – кусочка                                             листик – листика

горошек – горошка                                          арбузик – арбузика

- Какие суффиксы встречаются в этих словах? Выделим их на доске.

- к какой группе суффиксов они относятся? (Уменьшительно-ласкательные).

- Пронаблюдайте и сделайте вывод, когда в этих суффиксах пишется гласная е, а когда и.

(Ответы обучающихся)

- Гласная е в в суффиксе –ек при склонении исчезает, «убегает», поэтому её и называют беглая гласная.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать суффикс в существительном?

- Когда в суффиксах -ек, -ик  пишется е, а когда и?

2) Работа с теоретическим материалом.

-Прочтём правило в учебнике.

- Как мы должны рассуждать, чтобы верно написать слово?

4.Закрепление нового материала.

1)Игра «Магнит». Слайд 4.

- Ребята перед вами необычный магнит. Он притягивает слова. Какие слова будет притягивать каждый из полюсов?

Учитель называет слова, а дети записывают их в два столбика, выделяя изученную орфограмму. Затем проверка по сладу 5.

    Ω

        -ек-ик

платочек           кустик

                    голосочек         кузнечик

                    горошек            носик

                    подарочек        цветик

василёчек         дождик

карандашик.      

2) Работа с потешкой.

- На доске записано небольшое стихотворение. Слайд 6.

Сел комар..к (…) под кусточ..к (…),

На еловый на пенёч..к (…),

Свесил ноги на песоч..к (…),

Сунул нос..к (…) под листоч..к (…) –

Спрятался!.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму, в скобках запишите проверочное слово.

- Проверим по слайду 7, объясним орфограммы.

- К какому жанру устного народного творчества относится данное произведение?  (потешка).

3)Составьте предложения со словами на доске: сыноч..к, бараш..к.

- Проверим работу. Правильно ли составлены предложения?

- Объясните написание слов на изученное сегодня правило.

5.Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Расскажите о правописании е и и в суффиксах существительных –ек, -ик

Выставление оценок.

Домашнее задание – индивидуальные карточки, упр.229.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-". Урок выстроен с учетом здоровьесберегающих технологий....

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-"

Конспект урока разработан с применением ИКТ, тип урока: урок ознаокмления с новым материалом....

Открытый урок в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных - ек и - ик".

Цель данного урока - сформировать умение правильно писать гласную в суффиксах существительных  -ек и -ик , продолжить развивать орфографическую зоркость....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Цели урока:·         познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правил...

Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему: Гласные в приставках пре и при

Презентация традиционного урока "Гласные в приставках пре и при" представляет собой конспект урока с применением мнемонических приемов и творческих заданий с последующей самопроверкой....