Урок русского языка в 6 классе на тему " Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок формирует умение правильно выборать гласные в суффиксах имен существительных -ек и -ик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_glasnye_v_suffiksah_sushchestvitelnyh_-ek_i_-ik.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек и –ик».
Учитель МБОУ «Нивская оош» Краснохолмского района Тверской области Комарова Ю.И.
Цели:
- познакомить обучающихся с правописанием суффиксов существительных –ек и –ик;
- развивать речь, мышление, память обучающихся;
- воспитывать любовь родному языку.
Ход урока.
1.Организацтонный момент:
-приветствие, настрой на работу;
- объявление темы и целей урока; Слайд 1.
- оформление тетрадей.
2.Повторение ранее изученного.
1) Проверка домашнего задания.
- Расскажите о правописании о и е после шипящих в суффиксах существительных.
2) Работа с текстом.
- Послушайте и докажите, что это текст.
Утром я выглянул в окно. Меня очень поразила своей красотой увиденная картина. Чистый белый снежок покрыл деревья, дома, всю улицу. За одну короткую ночь всё изменилось, я не узнавал свой двор, в котором недавно шлёпал по лужам, собирал пожелтевшие листья и составлял из них пёстрый букет.
- Докажите, что это текст.
-Как можно озаглавить данный текст?
- Как автор оценивает увиденную картину?
3)Синтаксический разбор 3-его предложения.
- Запишем под диктовку 3-е предложение.
- Какие орфограммы здесь нам встретились?
- Выполним синтаксический разбор предложения. Один обучающийся у доски с комментарием разбора.
4) Фонетический разбор слова деревья.
Выполним фонетический разбор слова деревья. Выполняем самостоятельно, один обучающийся у доски.
- Проверим, всё ли правильно. Слайд 2.
- Почему буква я обозначает в данном случае два звука?
- В каких ещё случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? Слайд 3.
3.Изучение нового материала.
1)Наблюдение.
- Прочитаем пары слов, записанные на доске.
комочек – комочка кирпичик – кирпичика
кусочек – кусочка листик – листика
горошек – горошка арбузик – арбузика
- Какие суффиксы встречаются в этих словах? Выделим их на доске.
- к какой группе суффиксов они относятся? (Уменьшительно-ласкательные).
- Пронаблюдайте и сделайте вывод, когда в этих суффиксах пишется гласная е, а когда и.
(Ответы обучающихся)
- Гласная е в в суффиксе –ек при склонении исчезает, «убегает», поэтому её и называют беглая гласная.
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать суффикс в существительном?
- Когда в суффиксах -ек, -ик пишется е, а когда и?
2) Работа с теоретическим материалом.
-Прочтём правило в учебнике.
- Как мы должны рассуждать, чтобы верно написать слово?
4.Закрепление нового материала.
1)Игра «Магнит». Слайд 4.
- Ребята перед вами необычный магнит. Он притягивает слова. Какие слова будет притягивать каждый из полюсов?
Учитель называет слова, а дети записывают их в два столбика, выделяя изученную орфограмму. Затем проверка по сладу 5.
Ω
-ек-ик
платочек кустик
голосочек кузнечик
горошек носик
подарочек цветик
василёчек дождик
карандашик.
2) Работа с потешкой.
- На доске записано небольшое стихотворение. Слайд 6.
Сел комар..к (…) под кусточ..к (…),
На еловый на пенёч..к (…),
Свесил ноги на песоч..к (…),
Сунул нос..к (…) под листоч..к (…) –
Спрятался!.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму, в скобках запишите проверочное слово.
- Проверим по слайду 7, объясним орфограммы.
- К какому жанру устного народного творчества относится данное произведение? (потешка).
3)Составьте предложения со словами на доске: сыноч..к, бараш..к.
- Проверим работу. Правильно ли составлены предложения?
- Объясните написание слов на изученное сегодня правило.
5.Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Расскажите о правописании е и и в суффиксах существительных –ек, -ик
Выставление оценок.
Домашнее задание – индивидуальные карточки, упр.229.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-". Урок выстроен с учетом здоровьесберегающих технологий....
Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-"
Конспект урока разработан с применением ИКТ, тип урока: урок ознаокмления с новым материалом....
Открытый урок в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных - ек и - ик".
Цель данного урока - сформировать умение правильно писать гласную в суффиксах существительных -ек и -ик , продолжить развивать орфографическую зоркость....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"
Цели урока:· познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правил...
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему: Гласные в приставках пре и при
Презентация традиционного урока "Гласные в приставках пре и при" представляет собой конспект урока с применением мнемонических приемов и творческих заданий с последующей самопроверкой....