Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Разумеева Юлия Николаевна

Конспект урока разработан с применением ИКТ, тип урока: урок ознаокмления с новым материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: «Гласные в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с использованием ИКТ.

Цели урока:

- обучающие: формирование понятия об условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек – и – ик – ; понятия о закономерностях чередования гласных с нулём звука;

- развивающие: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, образного мышления;

- воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Задачи урока:

- дидактические: создать условия для самостоятельного выделения и формулирования учащимися познавательной цели урока, осознанного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний;

-учебные: создать условия для усвоения учащимися условий выбора гласных в суффиксах существительных –ек– и – ик –.

Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.   (слайд № 1)

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном.

  1. Актуализация знаний.  (слайды № 2 и 3)

-Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете тему: «Имя существительное», предлагаю вам игру «Верно-неверно».

Игра «Верно-неверно»

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?
  3. Имена существительные изменяются по родам.
  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.
  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на – мя и существительное «путь».
  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму, а склоняемые 6 форм.
  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
  8. НЕ с существительными пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.
  10.  Буква Ч в суффиксе – чик –(-щик-) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж.

(Учащиеся по очереди выходят к компьютеру и оценивают правильность высказывания)

-Молодцы. Вы успешно справились с работой. А теперь вспомним несколько понятий, необходимых вам для знакомства с новыми суффиксами.

Вопросы фронтального опроса:       (слайд №4)

  1. Что такое суффикс?
  2. Как вы понимаете словосочетание «значимая часть слова»?
  3. Какое значение имеют суффиксы существительного– чик – и

–щик –?

-На дом вам было дано задание, один из учащихся выполняя это задание допустил немало ошибок. Я предлагаю вам, помочь этому ученику выполнить работу над ошибками. Посмотрите внимательно на его домашнюю работу. Какие ошибки допустил ученик? Давайте их исправим и объясним правильное написание.

(слайд № 5)

(Учащиеся работают с триггерами.)

  1. Мотивационный этап.    (слайд № 6)

- Хорошо, ребята. Видно, что вы домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит сможете помочь еще одному горе-ученику, Виктору Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.

(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)

- Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?

- На какой вопрос не смог ответить Витя?

(слайд №7: выводятся слова «ЗАМОЧ?К» и «КЛЮЧ?К»)

- Какова же цель нашего урока?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите её в свои рабочие тетради.

(слайд №8)

  1. Изучение нового материала.   (слайд №9)

- Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет лингвистическая сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах.

(Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает карточку со сказкой и заданием.)

Лингвистическая сказка.

Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К:

замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе.

Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.

Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает:

ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе.

Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

                                                (по материалам газеты»Русский язык»)

Задания.

1 группа. Что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в сове?

2 группа. Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?

3 группа. Как в науке о языке называется фонетическое явление, которое постоянно происходит с суффиксом – ЕК – ?

4 группа. Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?

- Работа в группах завершена. К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой?

(Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)

- А теперь составьте правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – .

(Учащиеся озвучивают варианты правила)

- Проверим выводы, сделанные вами. Откройте учебник и прочитайте правило.

- Как вы считаете, мы сумели помочь Вите? (слайд № 10)

(Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»)

  1. Первичное осмысление и закрепление.

- Жители страны невыученных уроков оставили для Вити ещё несколько заданий. Без нас ему не справиться. Итак, вот первое задание.

(слайд № 11)

Задание. От данных имён существительных образуйте форму Р.п. ед.ч. и проверьте, какую гласную Е или И следует писать в суффиксе на месте пропуска.

Карандаш..к – нет ……….

Дожд..к – нет ……….

Хвост..к – нет ………

Шалаш..к – нет ………

Мяч..к – нет ……..

Кирпич..к – нет ……..

Торт..к – нет ………..

Лист..к – нет ………...

- Скажите, ребята, какое значение имеют суффиксы – ЕК – и – ИК –?

(слайд № 12)

Задание. Назовите животных, изображённых на картинках, используя суффиксы – ЧИК –, - ЕК – , – ИК –, и заполните таблицу. Некоторых животных можно назвать по-разному.

-Сравните свою таблицу с образцом. (слайд № 13)

-ЧИК-

-ИК-

-ЕК-

Жирафчик

Бегемотик

Львёночек

Попугайчик

Котик

Тигрёночек

Пингвинчик

Зайчик

Котёночек

Крокодильчик

Слоник

Зайчоночек

Слонёночек

-В состав каких существительных входят два суффикса?

-Последнее задание, которое подготовили жители страны невыученных уроков – диктант.

(слайд № 14)

Задание. Запишите слова с суффиксами – ЕК – и – ИК – и докажите написание выбираемых гласных.

Денёчек, хвостик, сыночек, холмик, подарочек, размерчик, дубочек, перчик, человечек, перстенёчек, платочек, колосочек, зубик, голосочек, сверточек, пенёчек, грибочек, лучик, ключик.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что же вы узнали сегодня на уроке, помогая Вите Перестукину?

- От чего зависит выбор гласных в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –?

- Какое новое значение придают существительным суффиксы – ЕК – и – ИК –?

  1. Домашнее задание.

Дома учащимся предлагается еще раз самостоятельно поработать с теоретическим материалом (выучить правило) и выполнить упражнение на закрепление изученного правила. (упр. 251)

(слайд № 15)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"

Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему: Гласные в приставках пре и при

Презентация традиционного урока "Гласные в приставках пре и при" представляет собой конспект урока с применением мнемонических приемов и творческих заданий с последующей самопроверкой....

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

конспект урока русского языка с использованием технологии уровневой дифференциации на тему " Существительные общего рода"

в разработку включены материалы  к уроку русского языка в 6 классее на тему "Имена существительные общего рода"...