Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Васильева Елена Николаевна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-". Урок выстроен с учетом здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme.docx27.57 КБ
Файл russkiy_yazyk_5_klass.pptx874.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Цели урока:

  1. познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;
  2. развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
  3. воспитание бережного и ответственного отношения к слову, совершенствование навыков этичного межличностного общения

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Русский язык. Практика» для 5 класса под ред. А.Ю.Купаловой, карточки с тестами, компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Положили ручки, посмотрели все на меня. Спинки выпрямили, показали свои умные глазки.

2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное».

Сейчас вспомним, какую тему мы изучали на последних уроках. (Имя существительное)

Я задаю вопросы, вы отвечаете быстро, не вставая с места.  

  1. Что изучает морфология?
  2. Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?
  3. Имена существительные изменяются по родам?
  4. Как изменяются имена существительные?
  5. Что такое разносклоняемые существительные?
  6. Назовите постоянные признаки существительных.
  7. К какому роду отнесете следующие существительные: сирота, задира, забияка, обжора?  
  8. Приведите примеры неизменяющихся имен существительных.
  9. Какие вы знаете способы образования имен существительных?
  10.  Вспомните, когда в существительных пишется суффикс –чик-, когда –щик-?

Молодцы, справились.

2.3. Тест по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»

Слайды  №1-4

Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.

Посмотрите на экран, вам нужно выполнить тест. В тетради вы записываете номер задания, а рядом номер правильного ответа.

Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

  1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик,  

 4) объезд…ик

  1. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик
  2. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик
  3. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик
  4. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик
  5. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик
  6. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик
  7. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица
  8. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик
  9. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

Проверка теста: поменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые ручки и проверьте работу своего соседа по парте с помощью ключа. (Ключ выводим на экран)

Ключ к тесту: слайд №5

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3

  1. Формулирование темы и цели урока (слайд 6).

Ребята, изученный материал мы с вами повторили, пришло время перейти к новой теме.

Посмотрите на экран, вы видите слова: ключик, клубочек, дождик, замочек. Запишите эти слова в тетради и выполните морфемный разбор.

Проверяем выполнение задания.

Какие суффиксы мы выделили в этих существительных?

Почему в одних существительных пишется суффикс –ек-, в других –ик-?

Формулируем тему урока, записываем её в тетрадь и на доске.

Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

4. Изучение нового материала.

4.1. Проблемные задачи (слайды 7-8). Итак, проблему мы с вами определили:

Почему в словах КЛЮЧИК и ДОЖДИК в суффиксе пишется И, а в словах КЛУБОЧЕК и ЗАМОЧЕК  -  Е?

4.2. Эксперимент. Поставьте эти слова в родительный падеж, запишите в тетрадь. Кто может уже сформулировать правило? Работаем над формулировкой правила, затем читаем правило в учебнике «Русский язык. Теория» стр. 110.

Молодцы! А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физкультминутка. Включаем музыку. Слайд 11.

Встаньте рядом с партами, потянулись, послушайте музыку. Это пробуждается природа после долгой зимы, поверните голову направо, медленно, теперь налево. Ручки плавно вверх, вдох,  потянитесь к солнцу, наклонитесь, выдох.

5.Закрепление

5.1. Упражнение 945. Работа в парах.

Вставьте пропущенные буквы:

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

5.2. Фотодиктант (слайды 10-19)

Назови животных и предметы, изображённые на фотографиях, ласково, используя суффиксы    

–чик, -ек или –ик. Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:

-чик

-ик

-ек

 

Сравни свою таблицу с образцом: (слайд 20)

-чик

-ик

-ек

крокодильчик

бегемотик

грибочек

котик

цветочек

зайчик

камушек

слоник

лесочек

жирафик

щеночек

домик

5.3. Развитие речи.

Составить 2-3 предложения со словами из таблицы.

Физкультминутка.

Выпрямили спинки, подняли головки. Не поворачивая головы, посмотрели вправо, влево, вверх, вниз.

Взялись руками за уши и помассируем их, потянем вверх, ещё немного помнем, почувствовали, что ушам стало горячо? Хорошо, продолжаем работу.

6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.

6.1. Вопросы самоконтроля.

  1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?
  2. Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?
  3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

6.2. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к
  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
  6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
  7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
  8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
  9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
  10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Код ответов: слайд 24

6.3. Самопроверка, консультация, рефлексия.

7. Домашнее задание: дифференцированные задания.

На карточках, как всегда, приготовлены задания: синие – легкий уровень, зеленые – средний, красные – сложный. Подходите, выбираете карточку.

Синяя карточка:

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Платоч…к,  стол…к,  листоч…к,  билет…к,  песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.

Зеленая карточка:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы  –ек,-ик.

   Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий  клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 5 класс Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК

Слайд 2

Тест по теме «Суффиксы –чик- и - щик - в именах существительных» В каком слове пишется Щ: 1) буфет… ица , 2) груз… ик , 3) прессов… ик , 4) объезд… ик 2. В каком слове пишется Ч: развед … ик , 2) бакен… ик , 3) камен… ик , 4) спор… ик

Слайд 3

3. В каком слове пишется Щ? перебеж … ик , 2) вертолёт…чик, 3) рассказ… ица , 4) надсмотр… ик 4. В каком слове пишется Ч? компьютер… ик , 2) экскаватор… ик , 3) автомат… ик , 4) обман… ик 5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол… щик , 2) бетон… щик , 3) домен… щик , 4) смен… щик

Слайд 4

6. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил… щик , 2) кровел … щик . 3) барабан… щик , 4) бурил… щик 7.В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма …чик, 3) изво …чик, 4) прика …чик 8. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво …чик, 2) аппара …чик, 3) прока…чик, 4) лё … чица

Слайд 5

9. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик 10. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

Слайд 6

Ключ к тесту: Номер задания Ответ 1. 3. 2. 1. 3. 4. 4. 3. 5. 1. 6. 3. 7. 1. 8. 1. 9. 2. 10. 3.

Слайд 7

Выполните морфемный разбор: ключик, клубочек, дождик, замочек

Слайд 8

ключ И к дожд И к

Слайд 9

клубоч Е к замоч Е к

Слайд 10

Итак, тема урока: « Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК Цели урока: …

Слайд 11

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 12

Назови животных и предметы, изображённые на фотографиях, ласково, используя суффиксы

Слайд 22

-чик -ик -ек крокодильчик бегемотик грибочек котик цветочек зайчик камушек слоник лесочек жирафик щеночек домик котеночек

Слайд 23

Тест по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-» В каком слове пропущена буква И? 1 ) звоноч …к, 2 ) денёч …к, 3 ) калач…к , 4) ножич …к 2. В каком слове пропущена буква Е ? 1) молоточ...к , 2 ) бубенч …к, 3 ) карандаш…к, 4 ) чертёж…к 3. В каком слове пропущена буква Е? 1 ) велосипед…к, 2 ) халат…к , 3) бегемот…к, 4 ) бережоч …к

Слайд 24

4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1 ) рисуноч …к, 2 ) манеж…к, 3 ) песоч …к, 4 ) полушубоч …к 5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1 ) салат...к ; 2 ) клубоч ..к, 3 ) карниз…к , 4) паркет…к 6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1 ) козлёноч …к, 2) телёноч …к, 3 ) ребёноч …к, 4)кирпич…к 7. В каком слове один суффикс ? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек

Слайд 25

8 . В каком слове нет суффикса –ИК? ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик 9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник 10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Слайд 26

№задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 3 1 4 2 2 4 4 1 3 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Данный конспект урока предназначается для обучающихся 6 класса...

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"

Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс...

Урок русского языка 3 класс "Части слова. Суффикс".

Урок русского языка "Части слова. Суффикс и его значение", 3 класс, разработан по УМК "Школа 2100", авторы Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"

Урок представлен как изучение  употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...