Программа внеурочного курса «Преодоление трудностей в изучении русского языка» для учащихся 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа внеурочного курса рассчитана на 34 часа в год, по одному разу в неделю.
ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе. Но не все учащиеся могут сразу понять правило орфографии или пунктуации (или применить его на практике), чётко и грамотно изложить свою мысль в сочинении (как в устном, так и в письменном), не допускать грамматических, логических, речевых ошибок. Чтобы помочь таким ученикам и был разработан внеурочный курс «Преодоление трудностей в изучении русского языка», направленный на обобщение, систематизацию и закрепление уже пройденного материала, развитие орфографической и пунктуационной зоркости, активизацию речевой и мыслительной деятельности у учащихся и на повышение грамотности школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Калининграда гимназия № 40
Рассмотрено на заседании предметного направления ____________________________________ Протокол № ____ от «___» _______ 2015 г. Куратор предметного направления Е.Ф. Перерва | «Утверждено» Директор ____________________________________ Т. П. Мишуровская |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Д.Б.Васейко |
ФГОС ООО
Программа внеурочного курса
«Преодоление трудностей в изучении русского языка»
для учащихся 9 класса
Автор:
Куянова Анетта Захариевна
Калининград,
2015
Пояснительная записка
Цели изучения внеурочного курса:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
- осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- расширение объема используемых в речи грамматических средств;
- совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика внеучебного курса
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание внеурочного курса «Преодоление трудностей в изучении русского языка» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе
- овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- освоения основных норм русского литературного языка;
- обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;
- умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает
- осознание родного языка как формы выражения национальной культуры;
- понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;
- освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;
- способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Коммуникативная компетенция предполагает
- овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- овладение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфеpax и ситуациях общения.
Коммуникативная компетентность проявляется
в умении
- определять цели коммуникации,
- оценивать речевую ситуацию,
- учитывать намерения и способы коммуникации партнера,
- выбирать адекватные стратегии коммуникации,
- быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Описание места внеурочного курса «Преодоление трудностей в изучении русского языка» в учебном плане
Программа внеурочного курса рассчитана на 34 часа в год, по одному разу в неделю.
ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе. Но не все учащиеся могут сразу понять правило орфографии или пунктуации (или применить его на практике), чётко и грамотно изложить свою мысль в сочинении (как в устном, так и в письменном), не допускать грамматических, логических, речевых ошибок. Чтобы помочь таким ученикам и был разработан внеурочный курс «Преодоление трудностей в изучении русского языка», направленный на обобщение, систематизацию и закрепление уже пройденного материала, развитие орфографической и пунктуационной зоркости, активизацию речевой и мыслительной деятельности у учащихся и на повышение грамотности школьников.
Результаты изучения внеурочного курса «Преодоление трудностей в изучении русского языка»
Личностными результатами освоения программы внеурочного курса являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы внеурочного курса являются следующие умения и навыки:
- по фонетике и графике: правильно артикулировать звуки; слышать и различать звуки, характеризовать звуки;
- по орфоэпии: правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слов,
- по морфемике и словообразованию: изменять и образовывать слова, формы одного и того же слова; знать о чередовании гласных и согласных в морфемах; уметь опознавать чередование гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова (в простых случаях); разбирать слово по составу для объяснения орфограмм.
- по лексикологии и фразеологии: объяснять лексическое значение наиболее употребительных слов; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; подбирать синонимы и антонимы в доступных для них случаях; раскрывать смысл доступных их пониманию фразеологизмов.
- по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.
- по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; находить грамматическую основу предложения (в изученных случаях); различать простые и сложные предложения (в изученных случаях); производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
- по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; различать сильную и слабую позицию звуков; опознавать, объяснять и правильно писать изученные орфограммы; пользоваться орфографическим словарём; знать способы поверки правильности написания слов.
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения, соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами, сравнительным оборотом, разделять запятой части сложного предложения, правильно ставить знаки препинания при прямой речи и диалоге, ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.
- по текстоведению и развитию речи: уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста (микротемы); понимать последовательность и грамматическую связь предложений в тексте; различать повествование, описание и рассуждение; применять различные типы речи при составлении высказывания , объяснять тексты речи; создавать план текста; знать структуру текста типа повествование, роль описания в художественном повествовании, способы включения описания в повествование; соблюдать последовательность и связность изложения; находить и исправлять ошибки, допущенные в речи;
Содержание внеурочного курса
(34 часа)
Орфография
Орфография как система правил. Основной закон орфографии.
Правописание проверяемых, непроверяемых, чередующихся гласных в корне. Правописание согласных в корнях слов.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.
Правописание окончаний.
Правила использования ь и ъ.
Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Морфология.
Многоаспектная языковая характеристика самостоятельных и служебных частей речи: морфологические признаки; синтаксическая роль в словосочетании и предложении; типичные способы словообразования; особенности правописания и употребления в речи.
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Соблюдение норм построения словосочетаний, Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные свойства. Основные признаки предложения: Предложения двусоставные и односоставные. Анализ грамматической основы в двусоставном предложении. Постановка тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Простое осложнённое предложение. Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами, обособленными членами
Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзное. Способы передачи прямой речи. Прямая речь и слова автора.
Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного). Основные разделы пунктуации:
1)знаки препинания в конце предложения;
2)знаки препинания внутри простого предложения;
3) знаки препинания между частями сложного предложения;
4) знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Текстоведение
Обобщение знаний о стилях и типах речи.
Комплексный анализ текста. Признаки текста. Виды связи предложений в тексте. Стиль и тип текста
Техника написания сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Композиция. Микротемы. Логическая связь в тексте. Тема и основная мысль.
Техника написания сочинения на морально-этическую тему. Выразительные средства языка. Структура текста- рассуждения. Тезис, аргументы, вывод. Тема и основная мысль.
Техника написания сочинения на лингвистическую тему. Структура текста на лингвистическую тему. Аргументы лингвистического характера. Речевые ошибки.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение курса
Библиотечный фонд
- Разумовская М.М. Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.; Дрофа, 2014.
- Учебно-тренировочные тесты. Т.Ю. Угроватова. Калининград
- Русский язык. Подготовка к ГИА-2015. 9 класс Под ред. Н.А. Сениной. «Легион» 2014
- Новые технологии в обучении русскому языку. Языковой портфель школьника. Методическое пособие./ Черепанова Л.Ю.-М.; Мнемозина, 2013.
Школьные словари русского языка
- Новый орфографический словарь русского языка. М. ООО «Дом славянской книги» 2012
- Орфографический словарь русского языка.М. «Риппол Классик», 2006
- Большой этимологический словарь русского языка. М. ООО «Дом славянской книги» 2013
- Большой словарь трудностей русского языка. М. ООО «Дом славянской книги» 2012
- Новейший школьный словарь синонимов и антонимов. М. ООО «Дом славянской книги» 2012
- Новейший школьный фразеологический словарь. М. ООО «Дом славянской книги» 2012
- Толковый словарь новейших слов и выражений русского языка. . М. ООО «Дом славянской книги» 2013
- Словарь образцового русского ударения. М.А. Штудинер, М. «Айрис-Пресс» Школь2004
- Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.» Просвещение» 2005
Материально-техническое обеспечение курса
I. Технические средства обучения
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Проектор.
Интерактивная доска.
II. Программные средства
Операционная система Windows ХР.
Офисное приложение MicrosoftOffice 2007.
CD Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка, 2005.
CD Репетитор « Русский язык». Весь школьный курс
CD Репетитор « Тесты по пунктуации». Весь школьный курс
Разработки заданий для работы на электронной доске
Аудиозаписи текстов
Электронные приложения: инфоуроки «Русский язык»
Интернет-ресурсы
- Словарь сокращений русского языка. Web: http://www.sork.ru
- Толковый словарь русского языка Ожегова. http://www.megakm.ru
- Русские словари (Институт им. Виноградова). http://www.slovari.ru
- Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.) http://www.gramota.ru
Справочно-информационные ресурсы:
- РОФ «Центр развития русского языка». http://www.ruscenter.ru
- Электронные версии газеты «Русский язык». http://www.1september.ru
- Сайт о русской словесности. http://www.slovesnikk.ru
- Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ). http://www.ruthenia.ru/apr
- Образовательный портал. http://www.edu.ru
- Мастерская «В помощь учителю. Русский язык». http://center.fio.ru
Система оценивания и планируемые результаты
Основная цель обучения в рамках внеурочного курса – создание условий для самостоятельной личностно и социально значимой деятельности учащихся. Итоговый продукт – функциональная грамотность как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функциониров
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Стр. учебника | УУД | Формы контроля | Основные понятия | Дата | |
Фонетика, морфемика, морфология, лексика, синтаксис | |||||||||
1 | Звуки и буквы. Произношение и написание. Гласные ударные и безударные. Словарные слова. Предложение простое и сложное. Вводные слова и предложения Вставные конструкции | 1 | Звуки глухие и звонкие Звуки твёрдые и мягкие Оглушение Озвончение Правописание непроизносимых согласных в корнях слов. Корни-омонимы Слова- омофоны Гласные ударные и безударные. Словарные слова. Безударная гласная в корне. Предложение простое и сложное. Вводные слова и предложения Вставные конструкции | Уметь различать глухие и звонкие согласные Видеть процессы оглушения, озвончения Применять правила проверки для грамотного написания слова. Уметь различать слова с омонимичными корнями Правильно подбирать проверочное слова, в зависимости от лексического значения корня. Помнить словарные слова. Правильно подбирать проверочное слово для слов с безударной гласной в корне. Понимать разницу между простым и сложным предложением Видеть границы частей сложного предложения Ставить нужный знак пунктуации Знать вводные слова и предложения, вставные конструкции Различать их и ставить необходимые знаки препинания. | Звуки глухие и звонкие Звуки твёрдые и мягкие Оглушение Озвончение Непроизносимые согласные в корне. Корни-омонимы Слова- омофоны Гласные ударные и безударные. Словарные слова. Предложение простое и сложное. Вводные слова и предложения Вставные конструкции | ||||
2 | Правописание приставок. Предложение простое односоставное и двусоставное. | 1 | Правописание приставок. Виды приставок Алгоритм действий Предложение простое односоставное и двусоставное. | Знать виды приставок и уметь пользоваться нужным алгоритмом (правилом). Различать односоставные предложения и двусоставные. Видеть грамматическую основу. | Объяснительный диктант Словарный диктант | Приставка Предложение простое односоставное и двусоставное. Грамматическая основа. | |||
3 | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое и сложное. Предложение простое односоставное и двусоставное. | 1 | -ЛАГ/ ЛОЖ- РАСТ/РАЩ/РОС КОС/КАС Предложение простое и сложное. Предложение простое односоставное и двусоставное. | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. Понимать разницу между простым и сложным предложением Видеть границы частей сложного предложения Ставить нужный знак пунктуации Различать односоставные предложения и двусоставные. Видеть грамматическую основу. | Распределительный диктант | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое и сложное Предложение простое односоставное и двусоставное. | |||
4 | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое и сложное. Предложение простое односоставное и двусоставное. Виды словосочетаний | 1 | БЕР/БИР ПЕР/ПИР СТЕЛ/СТИЛ БЛЕСИ/БЛИСТ МЕР/МИР ЧЕТ/ЧИТ Предложение простое и сложное. Предложение простое односоставное и двусоставное. Управление Примыкание Согласование | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. Понимать разницу между простым и сложным предложением Видеть границы частей сложного предложения Ставить нужный знак пунктуации Различать односоставные предложения и двусоставные. Видеть грамматическую основу. Знать виды словосочетаний и уметь их опознавать | Выборочный диктант | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое и сложное. Предложение простое односоставное и двусоставное. Управление Примыкание Согласование | |||
5 | Чередующиеся гласные в корне Словообразование Предложение простое, осложнённое однородными членами | 1 | ТВОР/ТВАР КЛОН/КЛАН ГОР/ГАР Предложение простое, осложнённое однородными членами | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. Знать однородные члены предложения Применять нужное правило пунктуации Различать способы образование слов, уметь правильно их определять | Выборочный диктант | Чередующиеся гласные в корне Однородные члены предложения Способы образования слов | |||
6 | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое, осложнённое однородными членами РР Сжатие текста | 1 | ПЛОВ/ПЛАВ ЗОР/ЗАР Предложение простое, осложнённое однородными членами Сжатый текст | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. Знать однородные члены предложения Применять нужное правило пунктуации Уметь сокращать текст (сжимать) | Выборочный диктант Свободный диктант | Чередующиеся гласные в корне Однородные члены предложения Сжатое изложение | |||
7 | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое, осложнённое однородными членами Сложное предложение Виды словосочетаний | 1 | РАВН/РОВН МАК/МОК Предложение простое, осложнённое однородными членами Сложное предложение | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. Знать однородные члены предложения Применять нужное правило пунктуации Знать виды словосочетаний и уметь их опознавать | Выборочный диктант | Чередующиеся гласные в корне Однородные члены предложения Сложное предложение Виды словосочетаний | |||
8 | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое, осложнённое однородными членами РР Сжатие текста | 1 | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое, осложнённое однородными членами | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. Знать однородные члены предложения Применять нужное правило пунктуации | Словарный диктант Свободный диктант | Чередующиеся гласные в корне Чередующиеся гласные в корне Однородные члены предложения | |||
9 | Глагол как часть речи. Грамматическая основа предложения Виды сказуемых. Простое и сложное предложение РР Сжатое изложение | 1 | Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола Спряжение глагола Грамматическая основа предложения Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Предложение простое и сложное | Знать глагол как часть речи Уметь определять спряжение глагола и правильно писать личные окончания глаголов Опознавать грамматическую основу предложения Различать простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое Различать простое и сложное предложения | Тест Сжатое изложение | Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола Спряжение глагола Наклонение глагола Вид глагола Глаголы возвратные и невозвратные Грамматическая основа предложения Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Простое и сложное предложение | |||
10 | Глагол как часть речи. Грамматическая основа предложения Виды сказуемых. Односоставные предложения с главным членом сказуемым Союзы сочинительные и подчинительные РР Сжатое изложение | 1 | Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола Спряжение глагола Грамматическая основа предложения Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Односоставные предложения с главным членом сказуемым Союзы сочинительные и подчинительные | Знать глагол как часть речи Уметь определять спряжение глагола и правильно писать личные окончания глаголов Опознавать грамматическую основу предложения Различать простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое Различать односоставные предложения с главным членом сказуемым: определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение Знать и различать союзы сочинительные и подчинительные | Сжатое изложение | Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола Спряжение глагола Наклонение глагола Вид глагола Глаголы возвратные и невозвратные Грамматическая основа предложения Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Односоставные предложения с главным членом сказуемым Определённо-личное предложение Неопределённо-личное предложение Обобщённо-личное предложение Безличное предложение Союзы сочинительные и подчинительные | |||
11 | Причастие как часть речи Причастный оборот Простое и сложное предложение Сложносочинённое предложение, сложноподчинённое, бессоюзное. Типы текста Стили речи Тема текста Основная мысль текста Проблема текста РР Учимся писать сочинение на морально-этическую тему | 1 | Причастие как часть речи Причастный оборот Простое и сложное предложение Сложносочинённое предложение Сложноподчинённое предложение Бессоюзное предложение Типы текста Стили речи Тема текста Основная мысль текста Проблема текста | Узнавать причастие в речи Опознавать причастный оборот выделять его пунктуационно Различать простое и сложное предложение: Сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложение Различать типы речи, стили речи Определять тему текста и его основную мысль Выделять проблемы текста Формулировать свою точку зрения по проблеме текста | Тест Анализ текста Сочинение | Причастие как часть речи Причастия действительные и страдательные Причастный оборот Простое и сложное предложение Сложносочинённое предложение Сложноподчинённое предложение Бессоюзное предложение Типы текста Стили речи Тема текста Основная мысль текста | |||
12 | Причастие как часть речи Суффиксы причастий Причастный оборот Типы текста Стили речи Тема текста Основная мысль текста Вид связи предложений в тексте Односоставное предложение Типы сложных предложений | 1 | Причастие как часть речи Суффиксы причастий Причастный оборот Типы текста Стили речи Тема текста Основная мысль текста Вид связи предложений в тексте Односоставные предложения: определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение назывные | Узнавать причастие в речи Опознавать причастный оборот выделять его пунктуационно Различать типы речи, стили речи Определять тему текста и его основную мысль Различать последовательный и параллельный вид связи предложений в тексте Различать односоставные предложения: определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение назывные Различать простые и сложные предложения и уметь их различать | Тест Анализ текста | Причастие как часть речи Суффиксы причастий Причастный оборот Типы текста Стили речи Тема текста Основная мысль текста последовательный и параллельный вид связи предложений в тексте Односоставные предложения: определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение назывные ССП, СПП, БСП | |||
13 | Предложение простое, осложнённое однородными членами и обобщающим словом. Простое и сложное предложение. Типы сложных предложений | 1 | Предложение простое, осложнённое однородными членами и обобщающим словом. Простое и сложное предложение. Типы сложных предложений | Знать однородные члены предложения Видеть обобщающее слово при них Применять нужное правило пунктуации Различать простое и сложное предложение, типы сложных предложений | Тест | Однородные члены предложения Обобщающее слово Простое и сложное предложение. Типы сложных предложение | |||
15 | Правописание Ъ и Ь Правописание Ь после шипящих Сложное предложение союзное и бессоюзное | Правописание Ъ и Ь Правописание Ь после шипящих Сложное предложение союзное и бессоюзное | Быстро определять морфемы и применять алгоритм. Различать части речи Применять алгоритм действий Различать сложное предложение союзное и бессоюзное | Цифровой диктант Распределительный диктант | Разделительные знаки Грамматическая форма слова Показатель мягкости Сложное предложение союзное и бессоюзное | ||||
16 | Деепричастие как часть речи Сложноподчинённое предложение. Виды придаточных предложений | Деепричастие как часть речи Деепричастный оборот Суффиксы причастий Употребление деепричастий в речи Виды придаточных предложений | Знать деепричастие как часть речи Узнавать деепричастный оборот в речи и выделять его пунктуационно Знать суффиксы деепричастий Уметь употреблять деепричастие в речи Знать и различать виды придаточных предложений (определительные, изъяснительные, обстоятельсвенные) | Тесты | Деепричастие как часть речи Деепричастный оборот Суффиксы причастий Придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельсвенные | ||||
17 | Виды придаточных предложений Виды подчинительной связи в СПП РР Учимся писать сочинение на лингвистическую тему | Виды придаточных предложений Виды подчинительной связи в СПП | Знать и различать виды придаточных предложений Знать и опознавать виды подчинительной связи в СПП | Практическая работа Сочинение | Виды придаточных предложений Виды подчинительной связи в СПП | ||||
18 | Предложение простое осложнённое Сложное бессоюзное предложение Знаки препинания в СБП | Предложение простое осложнённое однородными членами Причастным оборотом Деепричастным оборотом Обращением Сложное бессоюзное предложение Знаки препинания в СБП | Узнавать все осложняющие элементы в речи и уметь выделять их пунктуационно. Узнавать сложное бессоюзное предложение Уметь правильно ставить знаки препинания в СБП | Самостоятельная работа | Предложение простое осложнённое однородные члены Причастный оборот Деепричастный оборот Обращение Сложное бессоюзное предложение Знаки препинания в СБП | ||||
19 | Правописание окончаний имён существительных Правописание окончаний имён существительных на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ. Тире между подлежащим и сказуемым Сложные предложения РР Проблема текста, авторская точка зрения и аргументы своей позиции | Правописание окончаний имён существительных Правописание окончаний имён существительных на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ. Тире между подлежащим и сказуемым Сложные предложения Проблема текста, авторская точка зрения и аргументы своей позиции | Знать падежи Выработать навык правильного написания падежного окончания. Помнить особенности склонения существительных этой группы Выработать навык правильного написания падежного окончания. Видеть грамматическую основу предложения Выработать навык постановки тире между главными членами – существительными. Различать простые и сложные предложения, правильно ставить пунктуацию Уметь формулировать проблему текста, видеть авторскую позицию и его аргументы | Тест Практическая работа с текстом | Склонение существительных Падеж Тире подлежащее сказуемое существительное Сложные предложения Проблема текста, авторская точка зрения и аргументы своей позиции | ||||
20 | РР Учимся писать сочинение на морально-этическую тему | сочинение на морально-этическую тему Проблема Авторская точка зрения Аргументы композиция | Уметь писать сочинение на морально-этическую тему | сочинение на морально-этическую тему Проблема Авторская точка зрения Аргументы композиция | |||||
21 | О-Ё-Е после шипящих и Ц Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Паронимы | О-Ё-Е после шипящих и Ц Слова-исключения Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов | Знать правило написания О-Ё-Е после шипящих и Ц Видеть морфему, в которой находится орфограмма Пользоваться правилом Помнить слова-исключения Знать условия постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях и уметь правильно их ставить Знать виды подчинительной связи и уметь их определять Знать и опознавать виды односоставных предложений Уметь определять вид связи словосочетаний Уметь определять способ образования слова Различать паронимы и правильно использовать их в речи | Словарный диктант Тест | Корень Суффикс Окончание Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Значение паронимов | ||||
22 | Н и НН в разных частях речи РР Учимся писать сжатое изложение | Н и НН в разных частях речи Учимся писать сжатое изложение | Знать правило написания Н и НН в разных частях речи и уметь его применять. Знать приёмы сжатия текста Уметь пересказывать текст сжато | Тест Сжатое изложение | Части речи Прилагательное Причастие Наречие Учимся писать сжатое изложение | ||||
23 | И-Ы после Ц Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Паронимы | И-Ы после Ц Слова-исключения Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Паронимы | Знать правило написания И-Ы после Ц Видеть морфему, в которой находится орфограмма Пользоваться правилом Помнить слова-исключения Знать условия постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях и уметь правильно их ставить Знать виды подчинительной связи и уметь их определять Знать и опознавать виды односоставных предложений Уметь определять вид связи словосочетаний Уметь определять способ образования слова Различать паронимы и правильно использовать их в речи | Распределительный диктант тест | Корень Суффикс Окончание Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Паронимы | ||||
24 | Правописание НЕ с разными частями речи Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Паронимы | Правописание НЕ с разными частями речи Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Паронимы | Знать правило написания НЕ с разными частями речи Выработать навык правильного написания слов. Знать условия постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях и уметь правильно их ставить Знать виды подчинительной связи и уметь их определять Знать и опознавать виды односоставных предложений Уметь определять вид связи словосочетаний Уметь определять способ образования слова Различать паронимы и правильно использовать их в речи | Части речи Частица приставка Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Паронимы | |||||
25 | Служебные части речи Правописание союзов и предлогов РР Учимся писать сочинение на лингвистическую тему | Служебные части речи Правописание союзов и предлогов РР Учимся писать сочинение на лингвистическую тему | Знать служебные части речи Различать сочинительные и подчинительные союзы, производные союзы и предлоги и их роль в речи. Знать правописание союзов и предлогов Уметь писать на лингвистическую тему | Тест сочинение | Служебные части речи Предлоги производные Союзы сочинительные и подчинительные Сочинение на лингвистичекую тему Композиция сочинения | ||||
26 | Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Паронимы | Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Паронимы | Видеть грамматическую основу в сложном предложении Видеть границы частей сложного предложения Различать ССП и СПП Правильно ставить пунктуационные знаки Знать условия постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях и уметь правильно их ставить Знать виды подчинительной связи и уметь их определять Знать и опознавать виды односоставных предложений Уметь определять вид связи словосочетаний Уметь определять способ образования слова Различать паронимы и правильно использовать их в речи | Пунктуационный разбор предложений тест | Сложное предложение. Грамматическая основа Союз подчинительный и союз сочинительный Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Паронимы | ||||
27 | Сложное союзное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения РР Учимся формулировать собственную точку зрения по проблеме текста и подбирать аргументы | Сложное союзное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения Учимся формулировать собственную точку зрения по проблеме текста и подбирать аргументы | Видеть грамматическую основу в сложном предложении Видеть границы частей сложного предложения Различать ССП и СПП Правильно ставить пунктуационные знаки Уметь формулировать собственную точку зрения по проблеме текста и подбирать аргументы | Графическое обозначение пунктуации | Сложное предложение. Грамматическая основа Союз подчинительный и союз сочинительный Проблема Аргументы Сочинение-рассуждение | ||||
28 | Вводные слова и предложения Вставные конструкции Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Паронимы | Вводные слова и предложения Вставные конструкции Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Паронимы | Знать вводные слова и предложения, вставные конструкции Различать их и ставить необходимые знаки препинания. Знать условия постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях и уметь правильно их ставить Знать виды подчинительной связи и уметь их определять Знать и опознавать виды односоставных предложений Уметь определять вид связи словосочетаний Уметь определять способ образования слова Различать паронимы и правильно использовать их в речи | тест | Вводные слова и предложения Вставные конструкции Пунктуация в простых и сложных предложениях Виды подчинительной связи Виды односоставных предложений Виды словосочетаний Способы образования слов Паронимы | ||||
29 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | Видеть орфограммы в тексте без пропуска букв Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Самостоятельная работа | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация | |||
30 | Рр Работа с текстом | 1 | Проблематика текста Авторская позиция и его аргументы Собственная позиция по проблеме и её аргументация | Определять проблему, поднятую в тексте Понимать авторскую позицию Видеть аргументы автора Формулировать свою точку зрения по проблеме и аргументировать её | Сочинение | Проблема Тема Тезис Аргументы Тип речи-рассуждение | |||
31 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | На слух узнавать орфограммы и правильно писать слова под диктовку Узнавать пунктуационные знаки и ставить их на письме Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Диктант Комплексная работа с текстом Тест | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация | |||
32 | Рр Работа с текстом | 1 | Проблематика текста Авторская позиция и его аргументы Собственная позиция по проблеме и её аргументация | Определять проблему, поднятую в тексте Понимать авторскую позицию Видеть аргументы автора Формулировать свою точку зрения по проблеме и аргументировать её Узнавать орфограммы и необходимость пунктуации в свободном самостоятельном письме и делать правильный выбор | Мини-сочинение | Проблема Тема Тезис Аргументы Тип речи-рассуждение | |||
33 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | Узнавать орфограммы и необходимость пунктуации в свободном самостоятельном письме и делать правильный выбор Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Мини-сочинение Комплексная работа с текстом | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация | |||
34 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | На слух узнавать орфограммы и правильно писать слова под диктовку Узнавать пунктуационные знаки и ставить их на письме Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Диктант Комплексная работа с текстом тест | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль учебного сотрудничества педагога и родителей в преодолении трудностей при изучении иностранного языка"
В этой статье доказывается необходимость сотрудничества учителя, ученика и родителей, как необходимого фактора при изучении английского языка. Также родители могут найти конкретные советы: как вместе ...
Программа элективного курса "Проектная деятельность на уроках русского языка" для 7 класса
Программа элективного курса по проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию результатов предметно...
Программа внеурочного курса «Преодоление трудностей в изучении русского языка» для учащихся 8 класса
ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе. Но не все учащиеся могут сразу понять правило орфографии или пун...
Программа дистанционного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку для учащихся заочной формы (11 класс)
Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку учащимися заочной формы обучения дистанционный курс поможет организовать повторение трудных тем, изученных в предыдущих классах. Преиму...
Рабочая программа учебного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 8 класса
Рабочая учебная программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 8 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии со следующими нормативно-прав...
Рабочая программа учебного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса
Рабочая учебная программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии со следующими нормативно-прав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языку Ступень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 Уровень базовый
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языкуСтупень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 ...