Программа внеурочного курса «Преодоление трудностей в изучении русского языка» для учащихся 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе. Но не все учащиеся могут сразу понять правило орфографии или пунктуации (или применить его на практике), чётко и грамотно изложить свою мысль в сочинении (как в устном, так и в письменном), не допускать грамматических, логических, речевых ошибок. Чтобы помочь таким ученикам и был разработан курс «Преодоление трудностей в изучении русского языка», направленный на обобщение, систематизацию и закрепление уже пройденного материала, развитие орфографической и пунктуационной зоркости, активизацию речевой и мыслительной деятельности у учащихся и на повышение грамотности школьников.
Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК Русский язык. 8 класс в 2 Ч.: учебник для общеобразовательных учреждений \С.И. Львова, В.В. Львов – М.: МНЕМОЗИНА, 2012 год. Учебник прошёл экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.
Учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией С.Львовой полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и реализуют его основные идеи:
- утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;
- ориентация на планируемые результаты обучения;
- усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;
- реализация системно-деятельностного подхода в образовании;
- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;
- реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Калининграда гимназия № 40
Рассмотрено на заседании предметного направления ____________________________________ Протокол № ____ от «___» _______ 2013 г. Куратор предметного направления Е.Ф. Перерва | «Утверждено» Директор ____________________________________ Т. П. Мишуровская |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Д.Б.Васейко |
ФГОС ООО
Программа внеурочного курса
«Преодоление трудностей в изучении русского языка»
для учащихся 8 класса
Автор:
Куянова Анетта Захариевна
Калининград,
2014
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 г.,сайт:http://standart.edu.ru);
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- Приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».
- Примерная программа по русскому языку для основной школы, 2012 год
- Авторская программа по русскому языку для 5 – 11 классов С.И. Львовой.
Цели изучения русского (родного) языка в школе:
1.
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
- осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- осознание эстетической ценности родного языка;
2.
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
3.
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
- овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- расширение объема используемых в речи грамматических средств;
- совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.
Русский язык —
- это родной язык русского народа;
- государственный язык Российской Федерации;
- средство межнационального общения, консолидации и единения народов России;
- основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Русский (родной) язык является
- основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности;
- средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
- неразрывно связан со всеми школьными предметами,
- влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Содержание курса русского (родного) языка в школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе
- овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- освоения основных норм русского литературного языка;
- обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;
- умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает
- осознание родного языка как формы выражения национальной культуры;
- понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;
- освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;
- способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Коммуникативная компетенция предполагает
- овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- овладение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфеpax и ситуациях общения.
Коммуникативная компетентность проявляется
в умении
- определять цели коммуникации,
- оценивать речевую ситуацию,
- учитывать намерения и способы коммуникации партнера,
- выбирать адекватные стратегии коммуникации,
- быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе. Но не все учащиеся могут сразу понять правило орфографии или пунктуации (или применить его на практике), чётко и грамотно изложить свою мысль в сочинении (как в устном, так и в письменном), не допускать грамматических, логических, речевых ошибок. Чтобы помочь таким ученикам и был разработан курс «Преодоление трудностей в изучении русского языка», направленный на обобщение, систематизацию и закрепление уже пройденного материала, развитие орфографической и пунктуационной зоркости, активизацию речевой и мыслительной деятельности у учащихся и на повышение грамотности школьников.
Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК Русский язык. 8 класс в 2 Ч.: учебник для общеобразовательных учреждений \С.И. Львова, В.В. Львов – М.: МНЕМОЗИНА, 2012 год. Учебник прошёл экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.
Учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией С.Львовой полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и реализуют его основные идеи:
- утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;
- ориентация на планируемые результаты обучения;
- усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;
- реализация системно-деятельностного подхода в образовании;
- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;
- реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются следующие умения и навыки:
- по фонетике и графике: правильно артикулировать звуки; слышать и различать звуки, характеризовать звуки; пользоваться алфавитом при работе со словарями; различать сильную и слабую позицию звуков; различать употребление ь для обозначения мягкости согласных и обозначения форм слов (в изученных случаях);
- по орфоэпии: правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слов, заимствованные слова, употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём
- по морфемике и словообразованию: различать варианты морфем; определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам; изменять и образовывать слова, формы одного и того же слова; знать о чередовании гласных и согласных в морфемах, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; уметь опознавать чередование гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласными О и Е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам; проверять правильное нахождение корня подбором родственных слов; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова (в простых случаях); опознавать однокоренные слова с чередующимися гласными и согласными; различать значения слов с омонимичными корнями (вода — водитель; гора —горе); разбирать слово по составу для объяснения орфограмм.
- по лексикологии и фразеологии: объяснять лексическое значение наиболее употребительных слов; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; уметь пользоваться толковым словарём, извлекать нужную информацию из словарных статей; подбирать синонимы и антонимы в доступных для них случаях; объяснять значение неизвестных слов, используя толковый словарь; определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам; различать прямое и переносное значение слова; раскрывать смысл доступных их пониманию фразеологизмов.
- по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонений и другие; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.
- по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; находить грамматическую основу предложения (в изученных случаях); различать простые и сложные предложения (в изученных случаях); различать и правильно интонировать предложения, разные по цели высказывания и эмоциональной окраске; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях; высказывания;
- по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; различать сильную и слабую позицию звуков; опознавать, объяснять и правильно писать изученные орфограммы; пользоваться орфографическим словарём; знать способы поверки правильности написания слов.
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения, соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами, сравнительным оборотом, разделять запятой части сложного предложения, правильно ставить знаки препинания при прямой речи и диалоге, ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.
- по текстоведению и развитию речи: уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста (микротемы); понимать последовательность и грамматическую связь предложений в тексте; различать повествование, описание и рассуждение; применять различные типы речи при составлении высказывания , объяснять тексты речи; создавать план текста; знать структуру текста типа повествование, роль описания в художественном повествовании, способы включения описания в повествование; уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; выразительно читать и пересказывать текст; писать изложение, изложение с элементами сочинения, сочинения по картине, по личным наблюдениям; раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения; находить и исправлять ошибки, допущенные в речи;
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре рабочей программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Необходимо отметить, что в учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.
Программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в широком использовании сведений по истории языка и русистики, этимологии.
Программа рассчитана на использование модульной технологии. Данный вид обучения позволяет успешно решать следующие задачи:
-повысить сознательность и прочность усвоения знаний учащихся;
-вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;
-прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;
-готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной работой в дальнейшем.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им. Модульное обучение позволяет изменить форму общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули плюс личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения становятся паритетными, равными между учителем и учеником. При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт школьникам возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы.
Формирование универсальных учебных действий
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать
Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия
Коммуникативные :
- владение всеми видами речевой деятельности,
- построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- адекватное восприятие устной и письменной речи;
- точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
- соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.).
Познавательные :
- формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;
- осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;
- определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.).
Регулятивные:
- постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;
- осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.).
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.
Учебно-методическое обеспечение предмета «Преодоление трудностей в изучении русского языка» в 8 классе
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа. – М.:«Просвещение», 2011
- Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5- 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И. Львова]. – М.: Мнемозина, 2010
- УМК С.И. Львовой, В.В. Львова, в двух частях. М.: МНЕМОЗИНА, 2012 год.
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Стр. учебника | УУД | Формы контроля | Основные понятия | Дата | |
Фонетика, морфемика, морфология, лексика, синтаксис | |||||||||
1 | Звуки и буквы. Произношение и написание. Гласные ударные и безударные. Словарные слова. Предложение простое и сложное. | 1 | Звуки глухие и звонкие Звуки твёрдые и мягкие Оглушение Озвончение Правописание непроизносимых согласных в корнях слов. Корни-омонимы Слова- омофоны Гласные ударные и безударные. Словарные слова. Безударная гласная в корне. Предложение простое и сложное. | Уметь различать глухие и звонкие согласные Видеть процессы оглушения, озвончения Применять правила проверки для грамотного написания слова. Уметь различать слова с омонимичными корнями Правильно подбирать проверочное слова, в зависимости от лексического значения корня. Помнить словарные слова. Правильно подбирать проверочное слово для слов с безударной гласной в корне. Понимать разницу между простым и сложным предложением Видеть границы частей сложного предложения Ставить нужный знак пунктуации | Звуки глухие и звонкие Звуки твёрдые и мягкие Оглушение Озвончение Непроизносимые согласные в корне. Корни-омонимы Слова- омофоны Гласные ударные и безударные. Словарные слова. Предложение простое и сложное. | ||||
2 | Правописание приставок. Предложение простое односоставное и двусоставное. | 1 | Правописание приставок. Виды приставок Алгоритм действий Предложение простое односоставное и двусоставное. | Знать виды приставок и уметь пользоваться нужным алгоритмом (правилом). Различать односоставные предложения и двусоставные. Видеть грамматическую основу. | Объяснительный диктант Словарный диктант | Приставка Предложение простое односоставное и двусоставное. Грамматическая основа. | |||
3 | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое и сложное. Предложение простое односоставное и двусоставное. | 1 | -ЛАГ/ ЛОЖ- РАСТ/РАЩ/РОС КОС/КАС Предложение простое и сложное. Предложение простое односоставное и двусоставное. | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. Понимать разницу между простым и сложным предложением Видеть границы частей сложного предложения Ставить нужный знак пунктуации Различать односоставные предложения и двусоставные. Видеть грамматическую основу. | Распределительный диктант | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое и сложное Предложение простое односоставное и двусоставное. | |||
4 | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое и сложное. Предложение простое односоставное и двусоставное. | 1 | БЕР/БИР ПЕР/ПИР СТЕЛ/СТИЛ БЛЕСИ/БЛИСТ МЕР/МИР ЧЕТ/ЧИТ Предложение простое и сложное. Предложение простое односоставное и двусоставное. | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. Понимать разницу между простым и сложным предложением Видеть границы частей сложного предложения Ставить нужный знак пунктуации Различать односоставные предложения и двусоставные. Видеть грамматическую основу. | Выборочный диктант | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое и сложное. Предложение простое односоставное и двусоставное. | |||
5 | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое, осложнённое однородными членами | 1 | ТВОР/ТВАР КЛОН/КЛАН ГОР/ГАР Предложение простое, осложнённое однородными членами | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. Знать однородные члены предложения Применять нужное правило пунктуации | Выборочный диктант | Чередующиеся гласные в корне Однородные члены предложения | |||
6 | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое, осложнённое однородными членами | 1 | ПЛОВ/ПЛАВ ЗОР/ЗАР Предложение простое, осложнённое однородными членами | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. Знать однородные члены предложения Применять нужное правило пунктуации | Выборочный диктант | Чередующиеся гласные в корне Однородные члены предложения | |||
7 | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое, осложнённое однородными членами | 1 | РАВН/РОВН МАК/МОК Предложение простое, осложнённое однородными членами | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. Знать однородные члены предложения Применять нужное правило пунктуации | Выборочный диктант | Чередующиеся гласные в корне Однородные члены предложения | |||
8 | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое, осложнённое однородными членами | 1 | Чередующиеся гласные в корне Предложение простое, осложнённое однородными членами | Знать корни с чередующимися гласными в корне, видеть их в тексте, узнавать на слух, правильно пользоваться алгоритмом. Знать однородные члены предложения Применять нужное правило пунктуации | Диктант | Чередующиеся гласные в корне Чередующиеся гласные в корне Однородные члены предложения | |||
9 | Глагол как часть речи. Грамматическая основа предложения Виды сказуемых. | 1 | Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола Спряжение глагола Грамматическая основа предложения Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое | Знать глагол как часть речи Уметь определять спряжение глагола и правильно писать личные окончания глаголов Опознавать грамматическую основу предложения Различать простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое | Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола Спряжение глагола Наклонение глагола Вид глагола Глаголы возвратные и невозвратные Грамматическая основа предложения Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое | ||||
10 | Глагол как часть речи. Грамматическая основа предложения Виды сказуемых. Односоставные предложения с главным членом сказуемым | 1 | Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола Спряжение глагола Грамматическая основа предложения Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Односоставные предложения с главным членом сказуемым | Знать глагол как часть речи Уметь определять спряжение глагола и правильно писать личные окончания глаголов Опознавать грамматическую основу предложения Различать простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое Различать односоставные предложения с главным членом сказуемым: определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение | Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола Спряжение глагола Наклонение глагола Вид глагола Глаголы возвратные и невозвратные Грамматическая основа предложения Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Односоставные предложения с главным членом сказуемым Определённо-личное предложение Неопределённо-личное предложение Обобщённо-личное предложение Безличное предложение | ||||
11 | Причастие как часть речи Причастный оборот Типы текста Стили речи Тема текста Основная мысль текста | 1 | Причастие как часть речи Причастный оборот Типы текста Стили речи Тема текста Основная мысль текста | Узнавать причастие в речи Опознавать причастный оборот выделять его пунктуационно Различать типы речи, стили речи Определять тему текста и его основную мысль | Тест Анализ текста | Причастие как часть речи Причастия действительные и страдательные Причастный оборот Типы текста Стили речи Тема текста Основная мысль текста | |||
12 | Причастие как часть речи Суффиксы причастий Причастный оборот Типы текста Стили речи Тема текста Основная мысль текста Вид связи предложений в тексте Односоставное предложение | 1 | Причастие как часть речи Суффиксы причастий Причастный оборот Типы текста Стили речи Тема текста Основная мысль текста Вид связи предложений в тексте Односоставные предложения: определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение назывные | Узнавать причастие в речи Опознавать причастный оборот выделять его пунктуационно Различать типы речи, стили речи Определять тему текста и его основную мысль Различать последовательный и параллельный вид связи предложений в тексте Различать односоставные предложения: определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение назывные | Тест Анализ текста | Причастие как часть речи Суффиксы причастий Причастный оборот Типы текста Стили речи Тема текста Основная мысль текста последовательный и параллельный вид связи предложений в тексте Односоставные предложения: определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение назывные | |||
13 | Предложение простое, осложнённое однородными членами и обобщающим словом. | 1 | Предложение простое, осложнённое однородными членами и обобщающим словом. | Знать однородные члены предложения Видеть обобщающее слово при них Применять нужное правило пунктуации | Однородные члены предложения Обобщающее слово | ||||
15 | Правописание Ъ и Ь Правописание Ь после шипящих Сложное предложение союзное и бессоюзное | Правописание Ъ и Ь Правописание Ь после шипящих Сложное предложение союзное и бессоюзное | Быстро определять морфемы и применять алгоритм. Различать части речи Применять алгоритм действий Различать сложное предложение союзное и бессоюзное | Цифровой диктант Распределительный диктант | Разделительные знаки Грамматическая форма слова Показатель мягкости Сложное предложение союзное и бессоюзное | ||||
16 | Деепричастие как часть речи | Деепричастие как часть речи Деепричастный оборот Суффиксы причастий | Знать деепричастие как часть речи Узнавать деепричастный оборот в речи и выделять его пунктуационно Знать суффиксы деепричастий | Тесты | Деепричастие как часть речи Деепричастный оборот Суффиксы причастий | ||||
17 | Деепричастие как часть речи | Деепричастие как часть речи Деепричастный оборот Суффиксы причастий Употребление деепричастий в речи | Знать деепричастие как часть речи Узнавать деепричастный оборот в речи и выделять его пунктуационно Знать суффиксы деепричастий Уметь употреблять деепричастие в речи | Тесты | Деепричастие как часть речи Деепричастный оборот Суффиксы причастий | ||||
18 | Предложение простое осложнённое | Предложение простое осложнённое однородными членами Причастным оборотом Деепричастным оборотом обращением | Узнавать все осложняющие элементы в речи и уметь выделять их пунктуационно. | Самостоятельная работа | Предложение простое осложнённое однородные члены Причастный оборот Деепричастный оборот обращение | ||||
19 | Правописание окончаний имён существительных Правописание окончаний имён существительных на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ. | Правописание окончаний имён существительных Правописание окончаний имён существительных на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ. | Знать падежи Выработать навык правильного написания падежного окончания. Помнить особенности склонения существительных этой группы Выработать навык правильного написания падежного окончания. | Склонение существительных Падеж | |||||
20 | Тире между подлежащим и сказуемым | Тире между подлежащим и сказуемым | Видеть грамматическую основу предложения Выработать навык постановки тире между главными членами – существительными. | Тест | Тире подлежащее сказуемое существительное | ||||
21 | О-Ё-Е после шипящих и Ц | О-Ё-Е после шипящих и Ц Слова-исключения | Знать правило написания О-Ё-Е после шипящих и Ц Видеть морфему, в которой находится орфограмма Пользоваться правилом Помнить слова-исключения | Словарный диктант | Корень Суффикс Окончание | ||||
22 | Н и НН в разных частях речи | Н и НН в разных частях речи | Знать правило написания Н и НН в разных частях речи и уметь его применять. | Тест | Части речи Прилагательное Причастие Наречие | ||||
23 | И-Ы после Ц | И-Ы после Ц Слова-исключения | Знать правило написания И-Ы после Ц Видеть морфему, в которой находится орфограмма Пользоваться правилом Помнить слова-исключения | Распределительный диктант | Корень Суффикс Окончание | ||||
24 | Правописание НЕ с разными частями речи | Правописание НЕ с разными частями речи | Знать правило написания НЕ с разными частями речи Выработать навык правильного написания слов. | Части речи Частица приставка | |||||
25 | Союз как часть речи Союзы сочинительные и подчинительные | Союз как часть речи Союзы сочинительные и подчинительные Правописание союзов | Знать союз как часть речи Различать сочинительные и подчинительные союзы и их роль в речи. Знать правописание союзов | Тест | Союз как часть речи Союзы сочинительные и подчинительные | ||||
26 | Сложное союзное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения | Сложное союзное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения | Видеть грамматическую основу в сложном предложении Видеть границы частей сложного предложения Различать ССП и СПП Правильно ставить пунктуационные знаки | Пунктуационный разбор предложений | Сложное предложение. Грамматическая основа Союз подчинительный и союз сочинительный | ||||
27 | Сложное союзное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения | Сложное союзное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения | Видеть грамматическую основу в сложном предложении Видеть границы частей сложного предложения Различать ССП и СПП Правильно ставить пунктуационные знаки | Графическое обозначение пунктуации | Сложное предложение. Грамматическая основа Союз подчинительный и союз сочинительный | ||||
28 | Вводные слова и предложения Вставные конструкции | Вводные слова и предложения Вставные конструкции | Знать вводные слова и предложения, вставные конструкции Различать их и ставить необходимые знаки препинания. | Вводные слова и предложения Вставные конструкции | |||||
29 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | Видеть орфограммы в тексте без пропуска букв Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Самостоятельная работа | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация | |||
30 | Рр Работа с текстом | 1 | Проблематика текста Авторская позиция и его аргументы Собственная позиция по проблеме и её аргументация | Определять проблему, поднятую в тексте Понимать авторскую позицию Видеть аргументы автора Формулировать свою точку зрения по проблеме и аргументировать её | Проблема Тема Тезис Аргументы Тип речи-рассуждение | ||||
31 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | На слух узнавать орфограммы и правильно писать слова под диктовку Узнавать пунктуационные знаки и ставить их на письме Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Диктант Комплексная работа с текстом | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация | |||
32 | Рр Работа с текстом | 1 | Проблематика текста Авторская позиция и его аргументы Собственная позиция по проблеме и её аргументация | Определять проблему, поднятую в тексте Понимать авторскую позицию Видеть аргументы автора Формулировать свою точку зрения по проблеме и аргументировать её Узнавать орфограммы и необходимость пунктуации в свободном самостоятельном письме и делать правильный выбор | Мини-сочинение | Проблема Тема Тезис Аргументы Тип речи-рассуждение | |||
33 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | Узнавать орфограммы и необходимость пунктуации в свободном самостоятельном письме и делать правильный выбор Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Мини-сочинение Комплексная работа с текстом | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация | |||
34 | Комплексная работа с текстом | 1 | Комплексная работа с текстом Анализ работы | На слух узнавать орфограммы и правильно писать слова под диктовку Узнавать пунктуационные знаки и ставить их на письме Графически объяснять орфограммы и пунктуацию | Диктант Комплексная работа с текстом | Орфограмма Морфема Морфология Пунктуация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль учебного сотрудничества педагога и родителей в преодолении трудностей при изучении иностранного языка"
В этой статье доказывается необходимость сотрудничества учителя, ученика и родителей, как необходимого фактора при изучении английского языка. Также родители могут найти конкретные советы: как вместе ...
Программа элективного курса "Проектная деятельность на уроках русского языка" для 7 класса
Программа элективного курса по проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию результатов предметно...
Программа внеурочного курса «Преодоление трудностей в изучении русского языка» для учащихся 9 класса
Программа внеурочного курса рассчитана на 34 часа в год, по одному разу в неделю.ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русско...
Программа дистанционного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку для учащихся заочной формы (11 класс)
Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку учащимися заочной формы обучения дистанционный курс поможет организовать повторение трудных тем, изученных в предыдущих классах. Преиму...
Рабочая программа учебного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 8 класса
Рабочая учебная программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 8 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии со следующими нормативно-прав...
Рабочая программа учебного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса
Рабочая учебная программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии со следующими нормативно-прав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языку Ступень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 Уровень базовый
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языкуСтупень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 ...