Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
Цели и задачи:
1) познавательные:
- ученики должны знать:
- роль мягкого знака в обозначении мягкости согласных;
- отсутствие мягкого знака в сочетаниях Ч, Щ с другими согласными (чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ);
- ученики должны уметь:
- применять данное правило;
- обозначать орфограмму № 9;
2) развивающие:
- способствовать развитию речи учащихся (через выполнение заданий творческого характера, требование полного ответа);
- развивать умение работать с тестами;
- создавать условия для развития внимания;
3) воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
- карточки с сочетаниями: чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ;
- тесты (раздаточный материал);
- таблица
Ход урока.
I. Организационный момент.
- тема урока (вместе с детьми)
- цели и задачи урока (мы узнаем, научимся…)
- число, классная работа, тема урока записывается в тетради
II. Словарная работа:
«Узнай слово по его лексическому значению»: Цитрусовое дерево, а также сочный ароматный кисло-сладкий плод его с мягкой кожурой оранжевого цвета.
Апельсин, -а, род мн. –ов, м.
Апельсинчик
Апельсинный (апельсинная корка)
Апельсиновый (апельсиновый сок)
Составить предложение со словом.
Записываем предложение:
В магазине мы купили апельсины, груши, дыни, сливы, сладкий виноград.
Синтаксический разбор (указать все части речи).
Пунктуационный разбор (объясним знаки препинания, составить схему – однородные члены предложения).
III. Новая тема.
1. Активизация знаний учащихся (ранее изученного материала) – фронтальный опрос
- Что изучает фонетика? (Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи)
- На какие группы делятся звуки речи? (Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные)
- Гласные звуки в свою очередь делятся на… (ударные и безударные)
- А на какие подгруппы могут делиться согласные звуки? (Согласные делятся на звонкие, глухие, сонорные; твёрдые и мягкие)
- Охарактеризуем звуки в слове «сливы». (Звук «с» - глухой твёрдый согласный; звук «л» - сонорный мягкий согласный; звук «и» - гласный, ударный; звук «в» - звонкий твёрдый согласный; звук «ы» - гласный, безударный)
2. Объяснение новой темы
АПЕЛЬСИН (на слайде)
Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Какая буква не обозначает звука? А для чего в этом слове нужен мягкий знак? (Для обозначения мягкости согласного).
Чтобы указать на мягкость согласного, который стоит перед другим согласным, мы пишем Ь (как и на конце слова).
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так
Это сделал мягкий знак. (Э.Мошковская)
Записываем в тетрадь:
Коньки (узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду). Чтобы указать на мягкость согласного Н, который стоит перед другим согласным, мы пишем Ь.
Просьба (обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания). Чтобы указать на мягкость согласного С, который стоит перед другим согласным, мы пишем Ь.
Письмо (написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь). Чтобы указать на мягкость согласного С, который стоит перед другим согласным, мы пишем Ь.
Всегда ли для обозначения мягкости согласных в середине слова нужно писать мягкий знак?
Назовите непарные твёрдые согласные (Ж, Ш, Ц), непарные мягкие согласные (Ч, Щ, Й). Подумайте, если мы знаем, что Ч и Щ – мягкие звуки и парных твёрдых не имеют, надо ли обозначать их мягкость на письме? (Нет. Конечно, не надо.) В нашей орфографии есть такое правило: в середине слова в буквосочетаниях с Ч и Щ мягкий знак не пишется.
АПЕЛЬСИНЧИК
Мягкого знака нет. Почему?
Звук Ч – мягкий, не имеет парного твёрдого, перед ним бывает только мягкий Н. Поэтому писать Ь в сочетании НЧ не нужно.
ХИЩНИК (Вот появился опасный хищник. Он хочет съесть наш апельсинчик!)
Почему в слове «хищник» не пишется Ь? (Звук Щ мягкий, у него нет парного твёрдого, от которого его надо было бы отличать. Поэтому мягкость Щ обозначать с помощью Ь не нужно).
КОРОЧКА
Почему не пишется Ь? (Звук Ч мягкий, у него нет парного твёрдого, от которого его надо было бы отличать. Поэтому мягкость Ч обозначать с помощью Ь не нужно).
В каких ещё сочетаниях согласных Ь для обозначения мягкости не пишется? Посмотрим в учебнике на с.117 (на полях) сочетания (читаем, стараемся запомнить). Правило (читаем, обращаем внимание на то, как выделяется орфограмма № 9).
IV. Закрепление.
Выборочно-распределительный диктант
На столе стояла вазочка с фруктами. Как-то за завтраком одна симпатичная девочка взяла оттуда сочный апельсинчик и хотела его съесть. Но тут увидела… червячка. (Как вы думаете, что случилось потом?) «Отдай мне апельсинчик», - попросил червячок. «Вот ещё! Размечтался!» - ответила девочка и съела почти весь апельсинчик.
ЧК ЧН НЧ
Вазочка Симпатичная Апельсинчик
Девочка Сочный
Червячка
ЧТ
Размечтался
Почти
(Проверка: что получилось в каждом столбике; выделить орфограмму № 9.)
V. Домашнее задание: параграф 59 (с.117), упр. 296 (выполняется так же, как предыдущее упражнение).
Объясняем знаки препинания при прямой речи.
- Что такое прямая речь?
VI. Развитие речи.
Придумать и записать предложение с любым словом (словами), записанными в тетради (на изученное правило). Можно дописать рассказ: обычное предложение, предложение с прямой речью или в форме диалога.
Какие есть вопросы по новой теме? Что непонятно?
VII. Тест.
1. Сколько букв в русском алфавите?
а) 32
б) 30
в) 33
2. Сколько звуков в слове день?
а) 3
б) 4
в) 5
3. Какой согласный не имеет парного твёрдого?
а) Т
б) Ч
в) Х
4. В каком слове надо писать Ь?
а) кисточ(?)ка
б) кон(?)ки
в) помощ(?)ник
5. В каком слове Ь не нужен?
а) пис(?)мо
б) мен(?)ше
в) точ(?)но
Ответы: 1в, 2а, 3б, 4б, 5в. (Взаимопроверка)
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Что мы узнали на этом уроке? Чему научились?
1. Чтобы указать на мягкость согласного, который стоит перед другим согласным, мы пишем Ь (как и на конце слова).
2. В середине слова в буквосочетаниях с Ч и Щ мягкий знак не пишется.
3. Орфограмма № 9 (как она выделяется). Научились выделять её.
- Что мы повторили?
- классификация звуков речи;
- характеристика звуков речи;
- знаки препинания при однородных членах, при прямой речи;
- синтаксический разбор предложения;
- выполняли тестовые задания.
- Понравился вам урок? (Ответы детей)
- Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс
Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...
Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели: закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные, отрабатывать умение ориентироваться на после...
Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...
Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи: Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...
Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс
Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака"
Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по учебнику «Русский язык, 5». Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. К уроку соз...
Конспект интегрированного урока «Свет» и «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»
Технологическая карта интегрированного урока русского языка "Обозначение мягкости согласных на письме" и физики "Свет", посвященного Дню еврейской культуры. На уроке используются п...
Комментарии
спасибо
спасибо