Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazykav_5_klasse.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Цели и задачи:

1) познавательные:

  • ученики должны знать:

- роль мягкого знака в обозначении мягкости согласных;

- отсутствие мягкого знака в сочетаниях Ч, Щ с другими согласными (чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ);

  • ученики должны уметь:

- применять данное правило;

- обозначать орфограмму № 9;

2) развивающие:

- способствовать развитию речи учащихся (через выполнение заданий творческого характера, требование полного ответа);

- развивать умение работать с тестами;

- создавать условия для развития внимания;

3) воспитывающие:

- воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

- карточки с сочетаниями: чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ;

- тесты (раздаточный материал);

- таблица

Ход урока.

I. Организационный момент.

- тема урока (вместе с детьми)

- цели и задачи урока (мы узнаем, научимся…)

- число, классная работа, тема урока записывается в тетради

II. Словарная работа:

«Узнай слово по его лексическому значению»: Цитрусовое дерево, а также сочный ароматный кисло-сладкий плод его с мягкой кожурой оранжевого цвета.

Апельсин, -а, род мн. –ов, м.

Апельсинчик

Апельсинный (апельсинная корка)

Апельсиновый (апельсиновый сок)

Составить предложение со словом.

Записываем предложение:

В магазине мы купили апельсины, груши, дыни, сливы, сладкий виноград.

Синтаксический разбор (указать все части речи).

Пунктуационный разбор (объясним знаки препинания, составить схему – однородные члены предложения).

III. Новая тема.

1. Активизация знаний учащихся (ранее изученного материала) – фронтальный опрос

- Что изучает фонетика? (Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи)

- На какие группы делятся звуки речи? (Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные)

- Гласные звуки в свою очередь делятся на… (ударные и безударные)

- А на какие подгруппы могут делиться согласные звуки? (Согласные делятся на звонкие, глухие, сонорные; твёрдые и мягкие)

- Охарактеризуем звуки в слове «сливы». (Звук «с» - глухой твёрдый согласный; звук «л» - сонорный мягкий согласный; звук «и» - гласный, ударный; звук «в» - звонкий твёрдый согласный; звук «ы» - гласный, безударный)

2. Объяснение новой темы

АПЕЛЬСИН (на слайде)

Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Какая буква не обозначает звука? А для чего в этом слове нужен мягкий знак? (Для обозначения мягкости согласного).

Чтобы указать на мягкость согласного, который стоит перед другим согласным, мы пишем Ь (как и на конце слова).

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так

Это сделал мягкий знак. (Э.Мошковская) 

Записываем в тетрадь:

Коньки (узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду). Чтобы указать на мягкость согласного Н, который стоит перед другим согласным, мы пишем Ь.

Просьба (обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания). Чтобы указать на мягкость согласного С, который стоит перед другим согласным, мы пишем Ь.

Письмо (написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь). Чтобы указать на мягкость согласного С, который стоит перед другим согласным, мы пишем Ь.

Всегда ли для обозначения мягкости согласных в середине слова нужно писать мягкий знак?

Назовите непарные твёрдые согласные (Ж, Ш, Ц), непарные мягкие согласные (Ч, Щ, Й). Подумайте, если мы знаем, что Ч и Щ – мягкие звуки и парных твёрдых не имеют, надо ли обозначать их мягкость на письме? (Нет. Конечно, не надо.) В нашей орфографии есть такое правило: в середине слова в буквосочетаниях с Ч и Щ мягкий знак не пишется.

АПЕЛЬСИНЧИК

Мягкого знака нет. Почему?

Звук Ч – мягкий, не имеет парного твёрдого, перед ним бывает только мягкий Н. Поэтому писать Ь в сочетании НЧ не нужно.

ХИЩНИК (Вот появился опасный хищник. Он хочет съесть наш апельсинчик!)

Почему в слове «хищник» не пишется Ь? (Звук Щ мягкий, у него нет парного твёрдого, от которого его надо было бы отличать. Поэтому мягкость Щ обозначать с помощью Ь не нужно).

КОРОЧКА

Почему не пишется Ь? (Звук Ч мягкий, у него нет парного твёрдого, от которого его надо было бы отличать. Поэтому мягкость Ч обозначать с помощью Ь не нужно).

В каких ещё сочетаниях согласных Ь для обозначения мягкости не пишется? Посмотрим в учебнике на с.117 (на полях) сочетания (читаем, стараемся запомнить).  Правило (читаем, обращаем внимание на то, как выделяется орфограмма № 9).

IV. Закрепление.

Выборочно-распределительный диктант

На столе стояла вазочка с фруктами. Как-то за завтраком одна симпатичная девочка взяла оттуда сочный апельсинчик и хотела его съесть. Но тут увидела… червячка. (Как вы думаете, что случилось потом?) «Отдай мне апельсинчик», - попросил червячок. «Вот ещё! Размечтался!» - ответила девочка и съела почти весь апельсинчик.  

ЧК                        ЧН                                НЧ

Вазочка                Симпатичная                  Апельсинчик

Девочка                 Сочный

Червячка

ЧТ                

Размечтался                

Почти

(Проверка: что получилось в каждом столбике; выделить орфограмму № 9.)

V. Домашнее задание: параграф 59 (с.117), упр. 296 (выполняется так же, как предыдущее упражнение).

Объясняем знаки препинания при прямой речи.

- Что такое прямая речь?

VI. Развитие речи.

Придумать и записать предложение с любым словом (словами), записанными в тетради (на изученное правило). Можно дописать рассказ: обычное предложение, предложение с прямой речью или в форме диалога.

Какие есть вопросы по новой теме? Что непонятно?

VII. Тест.

1. Сколько букв в русском алфавите?

а) 32

б) 30

в) 33

2. Сколько звуков в слове день?

а) 3

б) 4

в) 5

3. Какой согласный не имеет парного твёрдого?

а)  Т

б)  Ч

в)  Х

4. В каком слове надо писать Ь?

а) кисточ(?)ка

б) кон(?)ки

в) помощ(?)ник

5. В каком слове Ь не нужен?

а) пис(?)мо

б) мен(?)ше

в) точ(?)но

Ответы: 1в, 2а, 3б, 4б, 5в. (Взаимопроверка)

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что мы узнали на этом уроке? Чему научились?

1. Чтобы указать на мягкость согласного, который стоит перед другим согласным, мы пишем Ь (как и на конце слова).

2. В середине слова в буквосочетаниях с Ч и Щ мягкий знак не пишется.

3. Орфограмма № 9 (как она выделяется). Научились выделять её.

- Что мы повторили?

- классификация звуков речи;

- характеристика звуков речи;

- знаки препинания при однородных членах, при прямой речи;

- синтаксический разбор предложения;

- выполняли тестовые задания.

- Понравился вам урок? (Ответы детей)

- Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели:  закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,  отрабатывать умение ориентироваться на после...

Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...

Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи:       Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака"

Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по  учебнику «Русский язык, 5». Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. К уроку  соз...

Конспект интегрированного урока «Свет» и «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»

Технологическая карта интегрированного урока русского языка "Обозначение мягкости согласных на письме" и физики "Свет", посвященного Дню еврейской культуры. На уроке используются п...


 

Комментарии