Спецкурс "Успешный ученик -грамотный ученик" 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Васильева Светлана Вениаминовна

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» составлена на основе Программы  (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Просвещение», 2016 г.), стандартов основного общего образования и нормативных документов и рассчитана на учащихся 7 классов.

Курс «Успешный ученик – грамотный ученик» направлен на расширенное формирование представления о простом и сложном предложении в русском синтаксисе.

 Подробное изучение синтаксиса начинается с изучения синтаксиса и пунктуации по традиционной программе. В учебнике предлагается большое количество материала в сжатом виде, чего недостаточно для полного понимания этой темы. Известно, что курс русского языка 7-8 класса вызывает трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна теория определенно-личных, обобщенно-личных, неопределенно-личных предложений в связи с наличием общих признаков. Кроме того, теория простого предложения изучается за один год в очень быстром темпе. Материала в рамках школьного курса не всегда достаточно для определения типа предложений, встречающихся в жизни и литературе, что вызывает сложности в понимании теории и невозможности применения ее на практике. Трудность по-прежнему вызывают и обособленные члены предложения, и сложные предложения.

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» актуальна для учащихся, так как предлагает подробное изучение синтаксиса простого и сложного предложений в интересной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Успешный ученик - грамотный ученик»

Для учащихся 7 классов (базовый уровень)

 32 ч.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и Программой (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Просвещение», 2016 г.).

Составлена учителем русского языка и литературы

Васильевой С.В.

Пояснительная записка

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» составлена на основе Программы  (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Просвещение», 2016 г.), стандартов основного общего образования и нормативных документов и рассчитана на учащихся 7 классов.

Курс «Успешный ученик – грамотный ученик» направлен на расширенное формирование представления о простом и сложном предложении в русском синтаксисе.

 Подробное изучение синтаксиса начинается с изучения синтаксиса и пунктуации по традиционной программе. В учебнике предлагается большое количество материала в сжатом виде, чего недостаточно для полного понимания этой темы. Известно, что курс русского языка 7-8 класса вызывает трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна теория определенно-личных, обобщенно-личных, неопределенно-личных предложений в связи с наличием общих признаков. Кроме того, теория простого предложения изучается за один год в очень быстром темпе. Материала в рамках школьного курса не всегда достаточно для определения типа предложений, встречающихся в жизни и литературе, что вызывает сложности в понимании теории и невозможности применения ее на практике. Трудность по-прежнему вызывают и обособленные члены предложения, и сложные предложения.

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» актуальна для учащихся, так как предлагает подробное изучение синтаксиса простого и сложного предложений в интересной форме.

1.Планируемые результаты освоения курса

Личностные:

  • проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение отстаивать свое мнение;
  • умение соотносить цели и результат;
  • проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • проявлять познавательный интерес к происхождению слов;
  • осознание ценностного отношения к полученным знаниям;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Метапредметные результаты

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

Семиклассник научится:

  • под руководством учителя выявлять особенности синтаксиса;
  • находить и характеризовать разные виды простых и сложных предложений;
  • выделять стилистические особенности простых и сложных предложений в тексте;
  • иллюстрировать теоретический материал примерами из текста;
  • изучать теоретический материал курса, решать итоговый проверочный тест на знание теории, выявлять преобладающие типы простых и сложных предложений в тексте

II.Содержание тем учебного курса:

Введение. Понятие синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды словосочетаний. Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания, по эмоционально-экспрессивной окраске. Распространенные и нераспространенные предложения. Главные члены и второстепенные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Типы сказуемого. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Типы второстепенных членов предложения. Дополнение. Способы выражения. Определение. Способы выражения. Приложение. Обстоятельство. Способы выражения. Односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Безличные предложения. Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные конструкции. Вставные конструкции. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Их виды.  Сложноподчиненные предложения. Их виды. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Приемы, формы и методы работы определяются его содержанием. Основные формы проведения занятий: лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование. Так как прочные умения и навыки закладываются при моделировании схем предложений по синтаксическим и  пунктуационным правилам, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правил постановки знаков препинания и их объяснения, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении пунктуационных задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

III.Тематическое планирование курса

№ п/п

Программный материал

Кол-во часов

Введение. Понятие синтаксиса

1

Основные единицы синтаксиса.

1

Словосочетание. Виды словосочетаний.

1

Понятие о предложении. Характеристика предложений

1

Главные члены и второстепенные члены предложения.

7

Простое осложненное предложение.

10

Сложное предложение. Виды сложных предложений.

10

Итоговая контрольная работа

1

ИТОГО

32

Календарно-тематическое планирование. 7 класс

Количество часов

Тема

Дата (по плану)

Фактически проведено

1

Введение (1ч).

Понятие синтаксиса

1

1

Основные единицы синтаксиса.

2

1

Словосочетание. Виды словосочетаний.

3

1

Понятие о предложении. Характеристика предложений

4

1

Главные члены и второстепенные члены предложения.

5

1

Подлежащее. Способы его выражения.

6

1

Сказуемое. Типы сказуемого. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

7

1

Типы второстепенных членов предложения.

8

1

Дополнение. Способы выражения.

9

1

Определение. Способы выражения. Приложение.

10

1

Обстоятельство. Способы выражения.

11

1

Односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Назывные предложения.

12

1

Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Безличные предложения.

13

1

Простое осложненное предложение.

14

1

Однородные члены предложения.

15

1

Однородные члены предложения.

16

1

Обособленные члены предложения.

17

1

Обособленные члены предложения.

18

1

Обращение.

19

1

Вводные конструкции. Вставные конструкции.

20

1

Вводные конструкции. Вставные конструкции.

21

1

Сложное предложение. Виды сложных предложений.

22

1

Сложносочиненные предложения. Их виды.  

23

1

Сложноподчиненные предложения. Их виды.

24

1

Сложноподчиненные предложения. Их виды.

25

1

Сложноподчиненные предложения. Их виды.

26

1

Сложноподчиненные предложения. Их виды.

27

1

Бессоюзные предложения.

28

1

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

29

1

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

30

1

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

31

1

Проверь себя. Контрольная работа

Анализ контрольной работы

32

Итого: 32 ч.

Список используемой литературы

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. – 7-е изд., испр. – М., 1995.
  2. Изучение углубленного курса русского языка в 8-11 классах / Ю.С. Пичугов, Г.К. Лидман-Орлова, Т.М. Пахнов // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1994. С. 73-105.
  3. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т.Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368с.
  4. Учебный комплекс под ред. М.М. Разумовской // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1998. С. 68-92.
  5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3: Синтаксис. Пунктуация. – М., 1987.
  6. Бабайцева В.В., Инфантова Г.Г., Николина Н.А., Чиркана И.П. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч. /Под ред. Е.И. Дибровой. Ч. 3: Синтаксис. – Ростов-на-Дону, 1997.
  7. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 1977.
  8. Валгина Н.С. Современный русский язык: Пунктуация. – М., 1989.
  9. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 1973.
  10. Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. – М., 1976.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Успешный ученик - грамотный ученик»

Для учащихся 7 классов (базовый уровень)

 32 ч.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и Программой (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Просвещение», 2016 г.).

Составлена учителем русского языка и литературы

Васильевой С.В.

Пояснительная записка

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» составлена на основе Программы  (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Просвещение», 2016 г.), стандартов основного общего образования и нормативных документов и рассчитана на учащихся 7 классов.

Курс «Успешный ученик – грамотный ученик» направлен на расширенное формирование представления о простом и сложном предложении в русском синтаксисе.

 Подробное изучение синтаксиса начинается с изучения синтаксиса и пунктуации по традиционной программе. В учебнике предлагается большое количество материала в сжатом виде, чего недостаточно для полного понимания этой темы. Известно, что курс русского языка 7-8 класса вызывает трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна теория определенно-личных, обобщенно-личных, неопределенно-личных предложений в связи с наличием общих признаков. Кроме того, теория простого предложения изучается за один год в очень быстром темпе. Материала в рамках школьного курса не всегда достаточно для определения типа предложений, встречающихся в жизни и литературе, что вызывает сложности в понимании теории и невозможности применения ее на практике. Трудность по-прежнему вызывают и обособленные члены предложения, и сложные предложения.

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» актуальна для учащихся, так как предлагает подробное изучение синтаксиса простого и сложного предложений в интересной форме.

1.Планируемые результаты освоения курса

Личностные:

  • проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение отстаивать свое мнение;
  • умение соотносить цели и результат;
  • проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • проявлять познавательный интерес к происхождению слов;
  • осознание ценностного отношения к полученным знаниям;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Метапредметные результаты

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

Семиклассник научится:

  • под руководством учителя выявлять особенности синтаксиса;
  • находить и характеризовать разные виды простых и сложных предложений;
  • выделять стилистические особенности простых и сложных предложений в тексте;
  • иллюстрировать теоретический материал примерами из текста;
  • изучать теоретический материал курса, решать итоговый проверочный тест на знание теории, выявлять преобладающие типы простых и сложных предложений в тексте

II.Содержание тем учебного курса:

Введение. Понятие синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды словосочетаний. Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания, по эмоционально-экспрессивной окраске. Распространенные и нераспространенные предложения. Главные члены и второстепенные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Типы сказуемого. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Типы второстепенных членов предложения. Дополнение. Способы выражения. Определение. Способы выражения. Приложение. Обстоятельство. Способы выражения. Односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Безличные предложения. Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные конструкции. Вставные конструкции. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Их виды.  Сложноподчиненные предложения. Их виды. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Приемы, формы и методы работы определяются его содержанием. Основные формы проведения занятий: лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование. Так как прочные умения и навыки закладываются при моделировании схем предложений по синтаксическим и  пунктуационным правилам, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правил постановки знаков препинания и их объяснения, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении пунктуационных задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

III.Тематическое планирование курса

№ п/п

Программный материал

Кол-во часов

Введение. Понятие синтаксиса

1

Основные единицы синтаксиса.

1

Словосочетание. Виды словосочетаний.

1

Понятие о предложении. Характеристика предложений

1

Главные члены и второстепенные члены предложения.

7

Простое осложненное предложение.

10

Сложное предложение. Виды сложных предложений.

10

Итоговая контрольная работа

1

ИТОГО

32

Календарно-тематическое планирование. 7 класс

Количество часов

Тема

Дата (по плану)

Фактически проведено

1

Введение (1ч).

Понятие синтаксиса

1

1

Основные единицы синтаксиса.

2

1

Словосочетание. Виды словосочетаний.

3

1

Понятие о предложении. Характеристика предложений

4

1

Главные члены и второстепенные члены предложения.

5

1

Подлежащее. Способы его выражения.

6

1

Сказуемое. Типы сказуемого. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

7

1

Типы второстепенных членов предложения.

8

1

Дополнение. Способы выражения.

9

1

Определение. Способы выражения. Приложение.

10

1

Обстоятельство. Способы выражения.

11

1

Односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Назывные предложения.

12

1

Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Безличные предложения.

13

1

Простое осложненное предложение.

14

1

Однородные члены предложения.

15

1

Однородные члены предложения.

16

1

Обособленные члены предложения.

17

1

Обособленные члены предложения.

18

1

Обращение.

19

1

Вводные конструкции. Вставные конструкции.

20

1

Вводные конструкции. Вставные конструкции.

21

1

Сложное предложение. Виды сложных предложений.

22

1

Сложносочиненные предложения. Их виды.  

23

1

Сложноподчиненные предложения. Их виды.

24

1

Сложноподчиненные предложения. Их виды.

25

1

Сложноподчиненные предложения. Их виды.

26

1

Сложноподчиненные предложения. Их виды.

27

1

Бессоюзные предложения.

28

1

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

29

1

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

30

1

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

31

1

Проверь себя. Контрольная работа

Анализ контрольной работы

32

Итого: 32 ч.

Список используемой литературы

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. – 7-е изд., испр. – М., 1995.
  2. Изучение углубленного курса русского языка в 8-11 классах / Ю.С. Пичугов, Г.К. Лидман-Орлова, Т.М. Пахнов // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1994. С. 73-105.
  3. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т.Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368с.
  4. Учебный комплекс под ред. М.М. Разумовской // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1998. С. 68-92.
  5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3: Синтаксис. Пунктуация. – М., 1987.
  6. Бабайцева В.В., Инфантова Г.Г., Николина Н.А., Чиркана И.П. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч. /Под ред. Е.И. Дибровой. Ч. 3: Синтаксис. – Ростов-на-Дону, 1997.
  7. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 1977.
  8. Валгина Н.С. Современный русский язык: Пунктуация. – М., 1989.
  9. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 1973.
  10. Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. – М., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс "Успешный ученик -грамотный ученик" 6 класс

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» составлена на основе Программы  (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Пр...

Лучшие работы учеников. Рецензия на спектакль "Отцы и сыновья" ученика 11-б класса Персиянова Николая

Спектакль"Отцы и сыновья" театра "На Литейном" никого  из учащихся 11 класса не оставил равнодушным На уроке, посвященном написанию рецензии на спектакль, ребята прочитали сво...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Всероссийская онлайн-олимпиада «Юный предприниматель и финансовая грамотность» для учеников 1–9 классов

Всероссийская онлайн-олимпиада «Юный предприниматель и финансовая грамотность» для учеников 1–9 классов...

Рабочая программа по финансовой грамотности для учеников 8-9 классов

Рабочая программа по финансовой грамотности для учеников 8-9 классов...

С 1-31 марта на платформе Учи.ру прошла Всероссийская онлайн- олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1-9 классов. На этом мероприятии активное участие приняли и учащиеся нашей школы. Из 10 учащихся трое получили дипломы п

С 1-31 марта на платформе Учи.ру прошла Всероссийская онлайн- олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1-9 классов. На этом мероприятии активное участие приняли и учащиес...