Спецкурс "Успешный ученик -грамотный ученик" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Васильева Светлана Вениаминовна

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» составлена на основе Программы  (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Просвещение», 2016 г.), стандартов основного общего образования и нормативных документов и рассчитана на учащихся 6 классов.

Одной из главных задач предмета «Русский язык» в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.

Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка.

Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности  должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных (графических) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы.

Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – задача курса

Актуальность обусловлена, с одной стороны – необходимостью создания специальной системы нестандартных заданий по русскому языку в целях повышения орфографической грамотности, с другой стороны – недостаточной разработанностью данной проблемы в методике преподавания русского языка

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_6_klass_vasileva.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Успешный ученик - грамотный ученик»

Для учащихся 6 классов (базовый уровень)

 35ч.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и Программой (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Просвещение», 2016 г.).

Составлена учителем русского языка и литературы

Васильевой С.В.

Пояснительная записка

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» составлена на основе Программы  (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Просвещение», 2016 г.), стандартов основного общего образования и нормативных документов и рассчитана на учащихся 6 классов.

Одной из главных задач предмета «Русский язык» в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.

Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка.

Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности  должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных (графических) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы.

Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – задача курса

Актуальность обусловлена, с одной стороны – необходимостью создания специальной системы нестандартных заданий по русскому языку в целях повышения орфографической грамотности, с другой стороны – недостаточной разработанностью данной проблемы в методике преподавания русского языка

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

1.Планируемые результаты освоения курса

Личностные:

  • проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение отстаивать свое мнение;
  • умение соотносить цели и результат;
  • проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • проявлять познавательный интерес к происхождению слов;
  • осознание ценностного отношения к полученным знаниям;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Метапредметные результаты

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

Шестиклассник научится:

  • находить в словах изученные орфограммы;
  • находить орфографические ошибки и исправлять их;
  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе;
  • пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Шестиклассник получит возможность научиться: 

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
  • владеть приемом поморфемного письма;
  • разрешать орфографические затруднения с помощью словаря;
  • анализировать и исправлять речевые ошибки (по теме занятия);
  • проводить этимологический анализ слов с помощью словарей;
  • определять принцип написания отдельных частей речи (существительных, прилагательных, наречий и т. д.);
  • составлять свои задания по темам курса.

II.Содержание тем учебного курса:

Правописание корней. Правописание согласных в корне слов. Сомнительная согласная;  непроизносимая согласная; удвоенная согласная в корне. Особые случаи написания согласных.

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на -з,-с. Приставки пре-, при-. Употребление слов с иноязычными приставками. Ы и И после приставок, о и е после шипящих в корне, ы, и после ц. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Правописание суффиксов. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

Н и нн в суффиксах прилагательных и существительных.

Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных.

Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных в речи.

Правописание окончаний. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.

Правописание личных окончаний глаголов.

Употребление букв ё(е) – о после шипящих и ц. употребление ь и ъ. Слитные, раздельные и дефисные написания.

Чередование гласных о-а, е-и. Употребление ь и ъ

Употребление ь после шипящих в корне слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный ь и ъ.

Употребление ь в числительных.

-тся и –ться в глаголах.

Правописание ъ в иноязычных словах; в сложных словах, первую часть которых образуют числительные (типа: адъютант, двухъярусный). Правописание сложных слов.

Написание сложных слов с соединительной гласной и без неё.

Употребление сложных слов в научном и официально-деловом стилях.

Дефисное написание сложных существительных, прилагательных. Употребление прописных букв.

Прописные буквы в собственных именах. 

Приемы, формы и методы работы определяются его содержанием. Основные формы проведения занятий: лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

III.Тематическое планирование курса

№ п/п

Программный материал

Кол-во часов

1

Введение

4

2

Правописание корней

6

3

Правописание приставок

8

4

Правописание суффиксов

4

5

Правописание окончаний

3

6

Орфограммы в разных частях речи

10

ИТОГО

35

Календарно-тематическое планирование. 6 класс

Количество часов

Тема

Дата (по плану)

Фактически проведено

1

Введение (4ч).

Что ты знаешь о составе слова?

1

Твой помощник - орфографический словарь

1

Понятие «орфографическая зоркость»

1

Опасные при письме места

1

Правописание корней (6ч).

Корень и однокоренные слова

1

Что ты знаешь о правописании проверяемых гласных  в корне?

1

Запомню непроверяемые

1

Корни с чередованием гласных

1

Звонкие и глухие согласные в корне

1

Непроизносимые согласные в корне

1

Правописание приставок (8ч)

Традиционное написание приставок

1

Приставки, написание которых зависит от глухости-звонкости

1

Значения приставки -ПРИ-

1

Значения приставки -ПРЕ-

1

Употребление приставок пре-при с одним и тем же корнем

1

Разыскной или розыскной. Гласные в приставке

1

Согласные в приставке

1

Приставка и предлог

1

Правописание суффиксов (4ч)

Правописание суффиксов существительных

1

Н или НН в суффиксах прилагательных

1

К или СК в суффиксах прилагательных

1

Гласные в суффиксах глаголов

1

Правописание окончаний (3ч)

Способы проверки безударных окончаний

существительных

1

 Способы проверки безударных окончаний

Прилагательных

1

Безударные окончания глагола

1

Строчная или прописная? Различение собственных и нарицательных существительных

1

О-Е после шипящих и Ц в разных частях речи

1

Написание прилагательных, образованных сложением

1

Соединительные гласные в сложных словах

1

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями

1

Ь на конце слова и после  шипящих

1

Правописание в различных частях слова. Повторение и обобщение пройденного

1

Ь в числительных

1

Проверь себя. Контрольная работа

Анализ контрольной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс "Успешный ученик -грамотный ученик" 7 класс

Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» составлена на основе Программы  (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Пр...

Лучшие работы учеников. Рецензия на спектакль "Отцы и сыновья" ученика 11-б класса Персиянова Николая

Спектакль"Отцы и сыновья" театра "На Литейном" никого  из учащихся 11 класса не оставил равнодушным На уроке, посвященном написанию рецензии на спектакль, ребята прочитали сво...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Всероссийская онлайн-олимпиада «Юный предприниматель и финансовая грамотность» для учеников 1–9 классов

Всероссийская онлайн-олимпиада «Юный предприниматель и финансовая грамотность» для учеников 1–9 классов...

Рабочая программа по финансовой грамотности для учеников 8-9 классов

Рабочая программа по финансовой грамотности для учеников 8-9 классов...

С 1-31 марта на платформе Учи.ру прошла Всероссийская онлайн- олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1-9 классов. На этом мероприятии активное участие приняли и учащиеся нашей школы. Из 10 учащихся трое получили дипломы п

С 1-31 марта на платформе Учи.ру прошла Всероссийская онлайн- олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1-9 классов. На этом мероприятии активное участие приняли и учащиес...