Спецкурс "Успешный ученик -грамотный ученик" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» составлена на основе Программы (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Просвещение», 2016 г.), стандартов основного общего образования и нормативных документов и рассчитана на учащихся 6 классов.
Одной из главных задач предмета «Русский язык» в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.
Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка.
Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных (графических) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы.
Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – задача курса
Актуальность обусловлена, с одной стороны – необходимостью создания специальной системы нестандартных заданий по русскому языку в целях повышения орфографической грамотности, с другой стороны – недостаточной разработанностью данной проблемы в методике преподавания русского языка
Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_6_klass_vasileva.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Успешный ученик - грамотный ученик»
Для учащихся 6 классов (базовый уровень)
35ч.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и Программой (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Просвещение», 2016 г.).
Составлена учителем русского языка и литературы
Васильевой С.В.
Пояснительная записка
Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» составлена на основе Программы (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Просвещение», 2016 г.), стандартов основного общего образования и нормативных документов и рассчитана на учащихся 6 классов.
Одной из главных задач предмета «Русский язык» в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.
Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка.
Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных (графических) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы.
Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – задача курса
Актуальность обусловлена, с одной стороны – необходимостью создания специальной системы нестандартных заданий по русскому языку в целях повышения орфографической грамотности, с другой стороны – недостаточной разработанностью данной проблемы в методике преподавания русского языка
Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
1.Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
- проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение отстаивать свое мнение;
- умение соотносить цели и результат;
- проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- проявлять познавательный интерес к происхождению слов;
- осознание ценностного отношения к полученным знаниям;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Метапредметные результаты
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
Шестиклассник научится:
- находить в словах изученные орфограммы;
- находить орфографические ошибки и исправлять их;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе;
- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Шестиклассник получит возможность научиться:
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
- владеть приемом поморфемного письма;
- разрешать орфографические затруднения с помощью словаря;
- анализировать и исправлять речевые ошибки (по теме занятия);
- проводить этимологический анализ слов с помощью словарей;
- определять принцип написания отдельных частей речи (существительных, прилагательных, наречий и т. д.);
- составлять свои задания по темам курса.
II.Содержание тем учебного курса:
Правописание корней. Правописание согласных в корне слов. Сомнительная согласная; непроизносимая согласная; удвоенная согласная в корне. Особые случаи написания согласных.
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на -з,-с. Приставки пре-, при-. Употребление слов с иноязычными приставками. Ы и И после приставок, о и е после шипящих в корне, ы, и после ц. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание суффиксов. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.
Н и нн в суффиксах прилагательных и существительных.
Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных.
Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных в речи.
Правописание окончаний. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.
Правописание личных окончаний глаголов.
Употребление букв ё(е) – о после шипящих и ц. употребление ь и ъ. Слитные, раздельные и дефисные написания.
Чередование гласных о-а, е-и. Употребление ь и ъ
Употребление ь после шипящих в корне слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный ь и ъ.
Употребление ь в числительных.
-тся и –ться в глаголах.
Правописание ъ в иноязычных словах; в сложных словах, первую часть которых образуют числительные (типа: адъютант, двухъярусный). Правописание сложных слов.
Написание сложных слов с соединительной гласной и без неё.
Употребление сложных слов в научном и официально-деловом стилях.
Дефисное написание сложных существительных, прилагательных. Употребление прописных букв.
Прописные буквы в собственных именах.
Приемы, формы и методы работы определяются его содержанием. Основные формы проведения занятий: лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
III.Тематическое планирование курса
№ п/п | Программный материал | Кол-во часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Правописание корней | 6 |
3 | Правописание приставок | 8 |
4 | Правописание суффиксов | 4 |
5 | Правописание окончаний | 3 |
6 | Орфограммы в разных частях речи | 10 |
ИТОГО | 35 |
Календарно-тематическое планирование. 6 класс
Количество часов | Тема | Дата (по плану) | Фактически проведено |
1 | Введение (4ч). Что ты знаешь о составе слова? | ||
1 | Твой помощник - орфографический словарь | ||
1 | Понятие «орфографическая зоркость» | ||
1 | Опасные при письме места | ||
1 | Правописание корней (6ч). Корень и однокоренные слова | ||
1 | Что ты знаешь о правописании проверяемых гласных в корне? | ||
1 | Запомню непроверяемые | ||
1 | Корни с чередованием гласных | ||
1 | Звонкие и глухие согласные в корне | ||
1 | Непроизносимые согласные в корне | ||
1 | Правописание приставок (8ч) Традиционное написание приставок | ||
1 | Приставки, написание которых зависит от глухости-звонкости | ||
1 | Значения приставки -ПРИ- | ||
1 | Значения приставки -ПРЕ- | ||
1 | Употребление приставок пре-при с одним и тем же корнем | ||
1 | Разыскной или розыскной. Гласные в приставке | ||
1 | Согласные в приставке | ||
1 | Приставка и предлог | ||
1 | Правописание суффиксов (4ч) Правописание суффиксов существительных | ||
1 | Н или НН в суффиксах прилагательных | ||
1 | К или СК в суффиксах прилагательных | ||
1 | Гласные в суффиксах глаголов | ||
1 | Правописание окончаний (3ч) Способы проверки безударных окончаний существительных | ||
1 | Способы проверки безударных окончаний Прилагательных | ||
1 | Безударные окончания глагола | ||
1 | Строчная или прописная? Различение собственных и нарицательных существительных | ||
1 | О-Е после шипящих и Ц в разных частях речи | ||
1 | Написание прилагательных, образованных сложением | ||
1 | Соединительные гласные в сложных словах | ||
1 | Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями | ||
1 | Ь на конце слова и после шипящих | ||
1 | Правописание в различных частях слова. Повторение и обобщение пройденного | ||
1 | Ь в числительных | ||
1 | Проверь себя. Контрольная работа | ||
Анализ контрольной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спецкурс "Успешный ученик -грамотный ученик" 7 класс
Программа курса «Успешный ученик – грамотный ученик» составлена на основе Программы (Русский язык. 5-9 классы. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М., Пр...
Лучшие работы учеников. Рецензия на спектакль "Отцы и сыновья" ученика 11-б класса Персиянова Николая
Спектакль"Отцы и сыновья" театра "На Литейном" никого из учащихся 11 класса не оставил равнодушным На уроке, посвященном написанию рецензии на спектакль, ребята прочитали сво...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Всероссийская онлайн-олимпиада «Юный предприниматель и финансовая грамотность» для учеников 1–9 классов
Всероссийская онлайн-олимпиада «Юный предприниматель и финансовая грамотность» для учеников 1–9 классов...
Рабочая программа по финансовой грамотности для учеников 8-9 классов
Рабочая программа по финансовой грамотности для учеников 8-9 классов...
С 1-31 марта на платформе Учи.ру прошла Всероссийская онлайн- олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1-9 классов. На этом мероприятии активное участие приняли и учащиеся нашей школы. Из 10 учащихся трое получили дипломы п
С 1-31 марта на платформе Учи.ру прошла Всероссийская онлайн- олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1-9 классов. На этом мероприятии активное участие приняли и учащиес...