Урок «Этот удивительный мир фразеологизмы»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство» В.Г.Белинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_etot_udivitelnyy_mir_frazeologizmy.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Этот удивительный мир фразеологизмы.
Цели:
Обучающая:
- повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».
Развивающая:
- развитие познавательного интереса;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.
Воспитывающая:
- воспитывать любовь к родному языку.
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его… богатство»
В.Г.Белинский
Ход урока
1. Организационный момент (2мин).
2. Актуализация знаний. Повторение.
Тема этого урока «Этот удивительный мир …» (на доске записана только часть темы урока). Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания:
Топорная работа
Хоть трава не расти
Посадить в калошу
Задирать нос (Это фразеологизмы)
Правильно, все это – фразеологизмы. Итак, тема нашего урока (слайд 2) «Этот удивительный мир фразеологизмов». Допишите название темы урока в ваши рабочие листки.
Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?
(Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).
Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Жили в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф. Подобное, же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет). Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в путешествие, окунуться в мир слов и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникнете в тайны истории и происхождении слов.
Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г.Белинского (слайд 3) Прочтите его и подумайте, какое слово необходимо дописать в эпиграфе? (Фразеологизмы) Как вы понимаете высказывание критика? Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).
Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.
Как я уже сказала, мы с вами совершим путешествие. Путешествие в страну Фразеологию (слайд 5)Чтобы в неё войти, постарайтесь быстро ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой. Итак, начинаем.
Задание №1 (устно)
-Что не вырубишь топором? (Что написано пером, не вырубишь топором)
-Кто пишет лапой? (Как курица лапой)
-Что бьют бездельники? (Бьют баклуши)
- На каких ножках избушка? (Избушка на курьих ножках)
- Кого тянут за хвост? (Тянуть кота за хвост)
- Когда цыплят считают? (Цыплят по осени считают)
Молодцы. Быстро нашли ответы (слайд 6-11) Как видите, это позволило нам быстро войти в волшебную страну Фразеологию. Перед нами указатель: «город Тружеников». Очень хочется войти в него, но… (слайд 12)…мы оказались возле ворот. Чтобы их открыть, необходимо, как в любой сказке, что-то отгадать или выполнить какое-нибудь задание.
Задание №2. (у доски 2 человека устно, остальные письменно в рабочих листках)
Соедините разбросанные части фразеологизмов.
(На доске в беспорядке части фразеологизмов «Кататься как сыр в масле», «Денег куры не клюют», «Как кот наплакал». У доски работают 2 человека).
Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение). Запишем эти значения.
С заданием вы справились отлично, и ворота уже открылись (слайд 14). И вот перед нами город Тружеников.
3. Закрепление
Кого называют тружениками? (Обсуждение).
Задание №3 (письменно в листках).
Запишите это слово, объясните, каким способом оно образовано. (Обсуждение).
Какой раздел науки о языке нам пришлось вспомнить? (Словообразование)
А среди вас есть труженики? Может быть, кто-то захочет здесь остаться?
Задание № 4 ( индивидуально письменно в листках)
Для тех, кто вошел в город, приготовлено ещё одно задание. Мы выполним его по рядам (слайд 15) .
На экране выведены 10 фразеологизмов с разными значениями. 1ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)
- Сломя голову
- Сидеть сложа руки
- Во все лопатки
- Водить за нос
- Втирать очки
- Бить баклуши
- Во весь дух
- Вводить в заблуждение
- Со всех ног
- Высунув язык
А теперь давайте проверим (сначала устная проверка, затем — слайд 16).
Молодцы. Вас тоже можно назвать тружениками. Какую работу мы с вами проделали? (Повторили, что такое фразеологизмы, вспомнили некоторые из них).
А какая орфограмма есть в слове «бездельничать»?
(Приставка без-). Как вы можете объяснить ее написание? Выделите эту приставку в своих работах. А вот написание слова «обманывать» надо запомнить. Как вы думаете, ребята, от какого слова образовалось это слово? (От слова «манить»,т.е. «звать за собой»). А к какой части речи относится слово «быстро»? На какой вопрос отвечает? (Наречие. Отвечает на вопрос «как?»)Какой раздел науки о языке мы сейчас вспомнили? (Морфологию).
Молодцы. Путешествуем дальше.
Задание 5 (первая половина задания устно, вторая -- письменно).
Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане построили для них теплый, уютный зоопарк (слайд 17) А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:
(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)
-Голоден, как …(волк)
-Труслив, как ...(заяц)
-Здоров, как …(бык)
- На ухо наступил… (медведь)
-Смотрит, как …(баран) на новые ворота
- Грязный, как … (свинья)
- Колючий, как … (еж)
Вот какой зоопарк есть в Городе Тружеников. А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями ( Н-р, Болтливый, как сорока; Немой, как рыба). Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением ( у доски один человек).
Знание какого раздела науки о языке помогает нам правильно расставить знаки препинания? (Пунктуации)
4. Физкультминутка (слайд 18)
Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-Встанем, как аршин проглотили.
- Проголосуем обеими руками.
-Согнемся в три погибели.
-Попрыгаем, как заяц.
-Дадим задний ход.
-Посмотрим друг другу в глаза.
-Сделаем хорошую мину при плохой игре.
- Побъем друг другу челом.
-Разведем руками.
-А теперь - руки в брюки.
-Подержим нос по ветру.
-Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.
(слайд 19) Труженики живут не в нашей стране, а в стране Фразеология. Как называются люди, которые живут в других странах? (Иностранцы). Знаете, ребята, что значение русских фразеологизмов не всегда понятно иностранцам? А как вы думаете, почему? (Потому что фразеологизмы имеют переносное значение).
Задание № 6 (письменно в тетрадях и у доски).
Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На слайде 19 –юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Сел в калошу», «Лить крокодиловы слезы», «Взять быка за рога»). Назовите эти устойчивые сочетания. Объясните их значение. Запишите. Найдите безударную гласную в корне слова (выполняется у доски). Подберите к этому слову проверочное (один ученик у доски).
5. Работа с фразеологическими словарями.
Задание 7 (устно)
Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). Правильно, в этом нам помогают словари. У вас у каждого на парте лежат фразеологические словари. Давайте найдем и прочитаем значение фразеологизма «Танталовы муки» и «Манна небесная».
Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).
Экскурсия наша подходит к концу. Мы покидаем гостеприимных тружеников и говорим им фразеологизм «До свидания!»
6. Подведение итогов урока.
Ребята, вам понравилась экскурсия?(…) Мне тоже понравилась. Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы , разделы науки о языке, обобщали наши знания).
Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке?
Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку (слайд 15). Теперь вы понимаете, почему В.Г.Белинский назвал фразеологизмы оригинальными средствами?
Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов. Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно. Поднимите, какую вы считаете нужным.
7. Домашнее задание
Но это ещё не конец нашей встречи. Я приготовила для вас интересную работу, выполнив которую, вы почувствуете себя писателями. Напишите творческую работу к нашей теме, какая вам больше по душе: сказку, стихотворение, синквейн или нарисуйте иллюстрацию к фразеологизму
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для 6 класса, " Этот удивительный мир фразеологизмов"
Эта работа предназначена для учащихся 6 классов. Данная презентация составлена с целью проверить знания учащихся по теме "Фразеологизмы", умения правильно использовать фразеологизмы в собственной речи...
Разработка урока на тему "Этот удивительный мир фразеологизмов"
Методическая разработка по русскому языку в 6 классе на тему "ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ"...
Открытый урок русского языка на муниципальном уровне в 6 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».
Открытый урок русского языка на муниципальном уровне в 6 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов»....
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов"
Цель работы- сформировать представление о способе выбора фразеологизмов как устойчивых оборотов речи,показать их значение в речи,развивать навыки работы с фразеологическим словарём.Актуальностью работ...
РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку «Этот удивительный мир фразеологизмов» (6 класс)
Открытый урок по русскому языку в 6 классе...
Открытый урок по русскому языку "Этот удивительный мир фразеологизмов".
Открытый урок по русскому языку"Этот удивительный мир фразеологизмов"....
"Этот удивительный мир фразеологизмов". Открытый урок русского языка в 6-м классе
Повторение, закрепление и обобщение знаний учащихся по теме "Фразеологизмы"...