"Этот удивительный мир фразеологизмов". Открытый урок русского языка в 6-м классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Горбанева Анна Михайловна

Повторение, закрепление и обобщение знаний учащихся по теме "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.57 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc25 КБ
Microsoft Office document icon pril1.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Этот удивительный мир фразеологизмов".

Открытый урок русского языка в 6-м классе

Горбанева А.М.,  учитель русского языка и литературы

Задачи урока.

  • Обучающая :
  • повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».
  • Развивающая :
  • развитие познавательного интереса ;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.
  • Воспитывающая:
  • воспитывать любовь к родному языку.

«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его… богатство»
В.Г.Белинский

Ход урока

1. Организационный момент (2мин).

2. Актуализация знаний. Повторение.

а) вступительное слово учителя.

Урок наш будет не совсем обычным. Сегодня мы с вами попутешествуем.

(Слайд 1) Тема этого урока «Этот удивительный мир …» (на доске записана только часть темы урока). Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания:

Топорная работа

Хоть трава не расти

Посадить в калошу

Задирать нос

(Это фразеологизмы)

Правильно, все это – фразеологизмы. Итак, тема нашего урока (слайд 2) «Этот удивительный мир фразеологизмов». Допишите название темы урока в ваши рабочие листки.

б) повторение

Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?

(Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).

Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г.Белинского (слайд 3) Прочтите его и подумайте, какое слово необходимо дописать в эпиграфе? (Фразеологизмы) Как вы понимаете высказывание критика? Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).

Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.

Как я уже сказала, мы с вами совершим путешествие. Путешествие в страну Фразеологию (слайд 4) Чтобы в неё войти, постарайтесь быстро ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой. Итак, начинаем.

З а д а н и е №1 (устно)

-- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

-- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

Молодцы. Быстро нашли ответы (слайд 5) Как видите, это позволило нам быстро войти в волшебную страну Фразеологию. Перед нами указатель: «город Тружеников». Очень хочется войти в него, но… (слайд 6)…мы оказались возле ворот. Чтобы их открыть, необходимо, как в любой сказке, что-то отгадать или выполнить какое-нибудь задание.

З а д а н и е №2. (у доски 2 человека устно, остальные письменно в рабочих листках)

Соедините разбросанные части фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части фразеологизмов «Кататься как сыр в масле», «Денег куры не клюют», «Как кот наплакал». У доски работают 2 человека).

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение). Запишем эти значения.

С заданием вы справились отлично, и ворота уже открылись (слайд 7). И вот перед нами город Тружеников.

3. Закрепление

Кого называют тружениками? (Обсуждение).

З а д а н и е №3 (письменно в листках).

Запишите это слово, объясните, каким способом оно образовано. (Обсуждение).

Какой раздел науки о языке нам пришлось вспомнить? (Словообразование)

А среди вас есть труженики? Может быть, кто-то захочет здесь остаться?

З а д а н и е № 4 ( индивидуально письменно в листках)

Для тех, кто вошел в город, приготовлено ещё одно задание. Мы выполним его по рядам (слайд 8) .

На экране выведены 10 фразеологизмов с разными значениями. 1ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)

  1. Сломя голову
  2. Сидеть сложа руки
  3. Во все лопатки
  4. Водить за нос
  5. Втирать очки
  6. Бить баклуши
  7. Во весь дух
  8. Вводить в заблуждение
  9. Со всех ног
  10. Высунув язык

А теперь давайте проверим (сначала устная проверка, затем — слайд 9).

Молодцы. Вас тоже можно назвать тружениками. Какую работу мы с вами проделали? (Повторили, что такое фразеологизмы, вспомнили некоторые из них).

А какая орфограмма есть в слове «бездельничать»?

(Приставка без-). Как вы можете объяснить ее написание? Выделите эту приставку в своих работах. А вот написание слова «обманывать» надо запомнить. Как вы думаете, ребята, от какого слова образовалось это слово? (От слова «манить»,т.е. «звать за собой»). А к какой части речи относится слово «быстро»? На какой вопрос отвечает? (Наречие. Отвечает на вопрос «как?») Какой раздел науки о языке мы сейчас вспомнили? (Морфологию).

Молодцы. Путешествуем дальше.

З а д а н и е № 5 (первая половина задания устно, вторая -- письменно).

Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане построили для них теплый, уютный зоопарк (слайд 10) А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)

-- Голоден, как …(волк)

-- Труслив, как ...(заяц)

-- Здоров, как …(бык)

-- На ухо наступил… (медведь)

-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

-- Грязный, как … (свинья)

-- Колючий, как … (еж)

Вот какой зоопарк есть в Городе Тружеников. А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями ( Н-р, Болтливый, как сорока; Немой, как рыба). Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением ( у доски один человек).

Знание какого раздела науки о языке помогает нам правильно расставить знаки препинания? (Пунктуации)

4Физкультминутка (слайд 11)

Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побъем друг другу челом.

-- Разведем руками.

-- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

-- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.

(слайд 12) Труженики живут не в нашей стране, а в стране Фразеология. Как называются люди, которые живут в других странах? (Иностранцы) (слайд13) . Знаете, ребята, что значение русских фразеологизмов не всегда понятно иностранцам? А как вы думаете, почему? (Потому что фразеологизмы имеют переносное значение).

З а д а н и е № 6 (письменно в тетрадях и у доски).

Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На слайде 14 юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Море по колено», «Водить за нос», «Мокрая курица»). Назовите эти устойчивые сочетания. Объясните их значение. Запишите. Найдите безударную гласную в корне слова (выполняется у доски). Подберите к этому слову проверочное (один ученик у доски).

5. Работа с фразеологическими словарями.

З а д а н и е № 7 (устно)

Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). Правильно, в этом нам помогают словари. У вас у каждого на парте лежат фразеологические словари. Давайте найдем и прочитаем значение фразеологизма «Танталовы муки» и «Манна небесная».

Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

Экскурсия наша подходит к концу. Мы покидаем гостеприимных тружеников и говорим им фразеологизм (слайд 16): «До свидания!»

6. Подведение итогов урока.

Ребята, вам понравилась экскурсия?(…) Мне тоже понравилась. Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы , разделы науки о языке, обобщали наши знания).

Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке?

Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку (слайд 15). Теперь вы понимаете, почему В.Г.Белинский назвал фразеологизмы оригинальными средствами?

Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов. Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно. Поднимите, какую вы считаете нужным.

Но это ещё не конец нашей встречи. Я приготовила для вас интересную работу, выполнив которую, вы почувствуете себя писателями. В этой папке у меня начало сказки о современном школьнике по фамилии Зацепочкин (слайд 17). В ней много фразеологизмов. Я написала начало, а вы ее продолжите, не нарушая стиля и используя фразеологизмы. Мне кажется, у вас получится замечательная сказка, которую люди будут читать своим детям после рабочего дня. Тексты этой сказки есть у каждого из вас на парте. Но вам могут встретиться сочетания, значение которых могут быть вам не знакомы. Как вы поступите? Правильно, воспользуетесь фразеологическим словарем. Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера!

Мне было приятно с вами работать (слайд 18). Спасибо. До свидания



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

                                                  Мир  Зацепочкина.

         Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был – как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть, как вырос сынок, пора в школу отправлять.

                 В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней – надпись: «Зовут его Антошка – зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух, а на уроках молчит, как рыба. Зато на бабушку рычит, как лев, с сестрой он – крокодил, а перед директором дрожит, как заяц. Но вокруг мамы ходит, как лиса, потому что мама покупает ему игрушки!»

                 Да, на уроках наш герой бил баклуши, точил лясы, сидел сложа руки и объяснения учителя мимо ушей пропускал. Классный руководитель часто повторяла: «Ты, Зацепочкин, горе мое луковое, учишься из рук вон плохо, не могу я с тобой  найти общий язык, сколько ни бьюсь!» А однажды не выдержала и сказала: «Сегодня позвоню твоим родителям и скажу, что умываю руки. С меня довольно!»

                 Вечером Антон услышал, как мама говорит по телефону: «Спору нет – горячая голова! Это уже ни в какие ворота не лезет! Мы, родители, за его поведение головой отвечаем, а у меня все валится из рук. Ну сколько ему повторять? Уже в зубах навязло! У меня голова идет кругом… Спасибо Вам большое за звонок, уж я ему покажу, где раки зимуют

                Такой разъяренной Антон маму никогда не видел. Ну и задала она ему жара! Кричала во всю Ивановскую! Разделала под орех! А тут и папа подоспел: «Фу!!! Грязный, как свинья! Ты что, из авгиевых конюшен?» Так родители до позднего вечера продолжали петь в унисон, низвергая на него свой гнев. Укоры сыпались на Антошку как из рога изобилия.

                Утром Антон шел в школу, повесив нос. Не хотелось Зацепочкину становиться к позорному столбу. Надоело, что  все показывают на него пальцем и склоняют во всех падежах. Белый свет ему был не мил. Он рад был бы сквозь землю провалиться. «Дело – труба. Надо бежать!», - подумал он и пустился на всех парах.

               Бежал Антон что есть мочи куда глаза глядят. Наконец устал, остановился  и , к своему удивлению, понял, что находится на платформе какой-то незнакомой станции. Вскоре подошел поезд и кто-то позвал: «Антон! Зацепочкин! Сюда!»  Зацепочкин  быстро забрался в вагон и осмотрелся. И тут он не поверил своим глазам: к нему подходил маленький человечек, похожий на гнома. Антон даже ущипнул себя, подумал, что спит. Нет, это не сон. Рядом с ним стоял самый настоящий гном…



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

        

        «Этот удивительный мир ……………………………………………………….»

        «…………………………………………. составляют

                                                                        народную физиономию языка, его оригинальные

                                                                        средства и его…богатство».                              

                                                                                               В.Г.Белинский

Задание №  1 (устно)

Задание № 2.

Задание № 3

Задание № 4

1) Бездельничать                               2) Обманывать                                    3) Быстро

Задание №5

Задание №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме "Неопределенные местоимения "

Объяснение нового материала1. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово неопределенный?Три черных собаки на чём-то сид...

Открытый урок русского языка "Сложные слова" 3 класс

Открытый урок русского языка "Сложные слова" 3 класс...

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Главные члены предложения"

Открытый урок русского языка в 5-м классепо теме: "Главные члены предложения" Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, плакат, на котором изображена  карта сказочной...