Презентация для 6 класса, " Этот удивительный мир фразеологизмов"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Елена Васильевна Петрунина

Эта работа предназначена для учащихся 6 классов. Данная презентация составлена с целью проверить знания учащихся по теме "Фразеологизмы", умения правильно использовать фразеологизмы в собственной речи,  развить интерес к самостоятельному творчеству.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Аттестуемый педагог: Петрунина Елена Васильевна

Предмет:  русский язык   6 «В» класс

Тема урока:  «Этот удивительный мир фразеологизмов»

Тип урока: повторение иизученного материала.

Цель: знать определение фразеологизмов ,их значения.

Задачи: -. Уметьнаходить их в тексте;

- правильно использовать фразеологизмы в собственной речи;

- развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.

Оборудование: - учебники: «Русский язык»М.Т.Баранов ,Т.А.Ладыженская., компьютер, видеопроектор, цветные карточки, листочки для теста.

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

ЦЕЛЬ ЭТАПА: психологически подготовить учащихся к продуктивной деятельности на уроке.

ЗАДАЧИ: 1. Создать доброжелательный эмоциональный настрой учителя и учащихся.

2. Организовать внимание учащихся.

3. Сконцентрировать внимание на дальнейшей работе.

МЕТОДЫ: объяснительно-иллюстративный, словесный.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята!  Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь ему. Садитесь. С хорошим настроением начнём урок .Наш урок будет не совсем обычным .Сегодня мы с вами попутешествуем  по удивительной и прекрасной стране. Тема нашего урока «Этот удивительный мир..»Открыть вторую часть названия урока вы сможете ,если скажете ,как одним словом можно определить эти высказывания:

Посадить в калошу, задирать нос ,бить баклуши и др.  (это фразеологизмы)Тема сегодняшнего урока : «Этот удивительный мир фразеологизмов»(Слайд №1)

Запишите название темы урока в ваших рабочих тетрадях.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

ЦЕЛЬ ЭТАПА: проверить теоретические знания учащихся по теме « Фразеологизмы»

ЗАДАЧИ: 1. Убедиться, что фразеологизмы действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.Установление правильности и осознанности выполненного домашнего задания.

2. Восстановление  определения фразеологизмов, нахождения их в предложении.

3. Повторение знаний по теме «Фразеологизмы».

МЕТОДЫ: исследовательский, объяснительно-иллюстративный ,репродуктивный, словесный.

УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним ,что же такое фразеологизмы? (Слайд№2) На дом Вам было задано подготовить иллюстрации к фразеологизмам ,затем ,объединившись в группы, подготовить презентации фразеологизмов и представить их.
- Проверяем выполнение задания. (Ответы учеников ,презентации)

- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Вы показали, что умеете находить этимологию фразеологизмов ,зашифровывать их)
-Эпиграфом к нашему уроку служат слова известного литературного критика В.Г.Белинского: «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его…богатство»
-Как вы понимаете высказывание критика?(обсуждение)
-Итак мы подошли к цели нашего урока.
- Кто может сформулировать цель сегодняшнего урока?(Повторить знания о фразеологизмах, убедиться, что они  действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.)

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

4.

Физкультурная минутка.

ЦЕЛЬ ЭТАПА: снять эмоциональное напряжение.

- А теперь немного отдохнём. Выполним привычную для нас зарядку для глаз.( Рассматривают в окно самый дальний предмет, затем переводят взгляд на свои ладони. Повторяют 4-5 раз).

5.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

ЦЕЛЬ ЭТАПА: Закрепить  знания и умения составлять предложения, используя фразеологизмы .

ЗАДАЧИ: 1. Подбирать синонимы и антонимы к фразеологизмам.

2.Устанавливать этимологию фразеологизмов.

3.Умение  находить фразеологизмы и использовать их в речи.

МЕТОДЫ: словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный..
Учитель: как я уже говорила ,мы с вами совершим путешествие.Чтобы войти в страну Фразеологию, необходимо быстро выполнить задание по рядам.На экране 9 фразеологизмов с разными значениями.1-й ряд выпишет со значением «бездельничать», 2-й –«обманывать», 3-й- «быстро».(СЛАЙД№3). Сверьте свои результаты с правильными на экране.(Слайд№4)

-Мы оказались у ворот города Труженик. Следующее задание «Собери лото»(У доски 3 ученика с помощью карточек соединяют разбросанные части фразеологизмов,остальные дети работают письменно в тетрадях)Выяснить значение полученных фразеологизмов,подобрать к ним синонимы и антонимы.С одним из фразеологизмов составить предложение.
-С заданием справились отлично..

-Для всех вошедших в город ,приготовлено еще одно задание.

Из данных предложений на слайде выписать фразеологизмы, объяснить их значение, составить с ними предложения.(Слайд№5)
-Молодцы!Кого называют тружениками?(Обсуждение)Запись слова,разбор по составу.Нас тоже можно назвать тружениками.А кто сможет назвать фразеологизмы, которые характеризуют труд человека?
-Ребята,для чего нужны фразеологизмы?Какой они делают нашу речь?(Образной,яркой,лаконичной)

2. Тестирование. Цель: проверка усвоения изученного учащимися.

- А сейчас посмотрим, как вы научились самостоятельно находить и правильно писать фразеологизмы, проведём тестирование. (На партах лежат листочки с заданием по изученной теме) взаимопроверка, запишите фамилию проверяющего и поставьте отметку, потом самостоятельно  сверьте результаты с изображением на экране  также поставьте отметку, отложите листок на край парты, сдадите в конце урока.

3. Творческая работа. Цель: используя фразеологизм составить предложение.(Слайд№6)

-Молодцы! Вы успешно справились с заданием.

6

Итог урока.

ЦЕЛЬ ЭТАПА: оценка деятельности учащихся и объявление отметок.

ЗАДАЧИ: 1. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

  1. Получение учащимися информации  о результатах работы на уроке.

МЕТОД: словесный.

-Вот  мы и приблизились к завершению урока.

- Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока …может теперь мы  научнее дадим определение фразеологизмам? Что значит составляют народную физиономию языка ?А какие оригинальные средства вам известны?

(Выставление учителем оценок). Вы получили заслуженную отметку, поставленную вами самими на листочке за выполненное задание.

7.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание  на дом;
  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

ЦЕЛЬ ЭТАПА: сообщить учащимся о домашнем задании.

ЗАДАЧИ: 1.Самостоятельное выполнение задания по закреплению полученных знаний.

2.Умение применять полученные знания в практической части.

МЕТОД: словесный.

УЧИТЕЛЬ: Задание на дом (на выбор) (Слайд №8):
1.Составить новый фразеологизм.

2.Составить и записать несколько предложений(3-4), которые характеризуют вас, используя несколько фразеологизмов. Фразеологизмы могут быть не во всех предложениях.
3.Выписать из художественного текста отрывок, где есть фразеологизмы.(А.П.Чехов «Ванька»)

8

Рефлексия.

ЦЕЛЬ ЭТАПА: выяснение, всё ли было достигнуто на уроке.

ЗАДАЧИ:  С  каким настроением ребята ушли с урока .Мы сегодня активно поработали ,повторили наши знания о фразеологизмах . Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов. Красная- «отлично», зеленая- «хорошо» ,синяя-«удовлетворительно».Поднимите ,какую вы считаете нужным.



Предварительный просмотр:

Тема: «Этот удивительный мир фразеологизмов»

Цель: повторить и закрепить знания по теме  «Фразеологизмы»

Обучающая:

-повторить  и закрепить знания по теме «фразеологизмы».
Развивающая:

-развитие познавательного интереса;

-обогащение словарного запаса учащихся;

-развивать интерес  учащихся к самостоятельному  творчеству .

Воспитывающая:
-воспитывать любовь к родному языку.

Эпиграф: «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его…богатство» (В.Г.Белинский)

                                     Ход урока
1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний .Повторение.
а) Вступительное слово учителя.
Урок наш будет не совсем обычным. Сегодня мы с вами попутешествуем по стране Фразеологии.
(Слайд №1)Тема нашего урока «Этот удивительный мир….»(на доске записана только часть темы) Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания:

Посадить в калошу

Задирать нос
Бить баклуши                                    (это фразеологизмы)

-Правильно ,все это фразеологизмы. Итак ,тема нашего урока(Слайд№2) «Этот удивительный мир фразеологизмов»Допишите название темы урока в ваших рабочих тетрадях.
б) повторение.
Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы? Когда прозвучит правильный ответ, появится слайд с определением. (Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению.

( Появляется слайд №3 )
Эпиграфом к нашему уроку служат слова известного литер-го критика Виссариона Григорьевича Белинского(С лай№4) Прочтите его и подумайте ,какое слово необходимо дописать в эпиграфе? (Фразеологизмы)

Как вы понимаете высказывание критика?
(обсуждение)
-Итак мы подошли к цели нашего урока, цель сегодняшнего урока-…
-Кто может сформулировать цель сегодняшнего урока?(Слайд№5,Повторить знания о фразеологизмах ,убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.)

Как я уже говорила ,мы с вами совершим путешествие. Путешествие в страну Фразеологию(Слайд№6)Чтобы в нее войти ,постарайтесь быстро выполнить задание по рядам. На экране 9 фразеологизмов с разными значениями. 1-й ряд выпишет со значением «бездельничать»,2-й-«обманывать», 3-й-«быстро» :

1.Сломя голову
2.Сидеть сложа руки.
3.Во все лопатки.
4.Водить за нос.

5.Втирать очки.

6.Бить баклуши.
7.Во весь дух.

8.Вводить в заблуждение.
9.Со всех ног.


Сверьте свои результаты с правильными ответами на экране.
Молодцы! Быстро нашли ответы.(Слайд №7)Как видите ,это позволило нам быстро войти в волшебную страну Фразеологию. Перед  нами указатель в город Тружеников.
(Слайд№8) мы оказались возле ворот. Чтобы их открыть ,необходимо ,как в любой сказке, что-то отгадать или выполнить какое-нибудь задание.

Задание№2 «Собери лото» К сегодняшнему уроку я нашла интересные фраз-мы ,а дочка их нечаянно спутала, помогите их правильно собрать:

(у доски 3 ученика с помощью карточек соединяют разбросанные части фразеологизмов, ост-е дети работают письменно в тетрадях)
(На доске в беспорядке части фразеологизмов «Кататься как сыр в масле», «Денег куры не клюют» , «Как кот наплакал», )

-Давайте проверим, все ли ребята сделали верно .А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)Запишем эти значения в тетради.

С заданием вы справились отлично, и ворота уже открылись (Слайд №8) И вот перед нами город Тружеников.

3.Закрепление.
-Кого называют тружениками?(Обсуждение)Запись слова ,обратите внимание на кол-во буквы н ….Разобрать слово по составу.

А среди нас есть труженики?
Для всех ,вошедших в город ,приготовлено еще одно задание. (Слайд№9)

Посмотрите на слайд и назовите те предложения, в которых встречаются фразеологизмы:

1.Увидев клубы дыма, крестьяне бросились бить в набат.

2.Он оказался бойцом не робкого десятка.

3.На ногах высоконький, а худой -расхудой, в чем душа держится.(П.Бажов)
4.Судя по всему, Тамара пришлась не ко двору.

-А теперь давайте проверим(Сначала проверка, затем слайд№10)

-Молодцы! Нас тоже можно назвать тружениками. А кто сможет назвать фразеологизмы ,которые характеризуют человека –труженика?(

                                         )  Ребята, для чего нужны фраз-змы? Какой они делают нашу речь?(Образной,яркой,лаконичной)

-А теперь проверим ваше дом.задание. Дома вы рисовали фразеологизмы для сегодняшнего конкурса , затем, объединившись в группы, подготовили  презетации фразеологизмов, представление .Кажд. группа свой фраз-зм готовила тайно от других. Наша задача по рисунку ,представлению фраз-зма угадать о каком фра-зме идет речь…От выходят 1-2 учащегося.

(На воре шапка горит, Заварить кашу, Бить баклуши, Как рыба в воде)
-Ребята ,оцените презентации, у вас на столе карточки-«5»-красный, «4»-зеленый, «3»- синий цвет.

-Отлично.А теперь на ваш выбор, возьмите один фразеологизм и составьте с ним 1,2-3 предложения…Можно использовать фраз-мы, которые на экране.
-Молодцы, отлично справились с заданием!
-А теперь небольшой тест.(  5 мин.   )Взаимообмен тетрадями, проверьте тест,посмотрите на слайд, сверьте правильные ответы,поставьте оценки.
Тест.На слайде:

1.б)
2.а)

3.а)

4.а),г)

Критерии оценки: нет ошибок –«5», 1-2 ошибки-«4», 3 ошибки-«3»,больше 3-х-«2».Поставили себе отметки в тетради.

4.Подведение итогов.

Ребята, вам понравилась экскурсия?

 Вывод: Путешествия расширяют наш кругозор, дают нам знание о жизни, о людях, с которыми нам приходится встречаться…А наше путешествие в страну Фразеологию обогатило вас знаниями о фраз-змах?

-Обратимся к эпиграфу нашего нашего урока…может теперь мы научнее дадим определение фраз-змам?

Что значит Фраз-змы сост-т народную физиономию языка?(неповторимый облик)а какие оригинальные средства языка (                                                                     )

Мы активно сегодня поработали, повторили наши знания о фразеологизмах. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов .Красная -отлично, зеленая- хорошо, синяя- удовлетворительно. Поднимите, какую вы считаете нужным. А я оценю вашу объективность.!

5.Дом .задание:1)Составить новый фразеологизм.
                              2)Написать сочинение-миниатюру,используя несколько фразеологизмов
                              3)Выписать отрывок из худ-го текста,где есть фраз-мы.С дн-




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Этот удивительный мир фразеологизмы»

laquo;Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство» В.Г.Белинский...

Презентация «Этот удивительный мир фразеологизмы»

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми....

Разработка урока на тему "Этот удивительный мир фразеологизмов"

Методическая разработка по русскому языку в 6 классе на тему "ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ"...

Открытый урок русского языка на муниципальном уровне в 6 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Открытый урок русского языка на муниципальном уровне в 6 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов»....

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов"

Цель работы- сформировать представление о способе выбора фразеологизмов как устойчивых оборотов речи,показать их значение в речи,развивать навыки работы с фразеологическим словарём.Актуальностью работ...

"Этот удивительный мир фразеологизмов". Открытый урок русского языка в 6-м классе

Повторение, закрепление и обобщение знаний учащихся по теме "Фразеологизмы"...