Урок русского языка. Правописание частицы не с разными частями речи.
презентация к уроку по русскому языку

Можеванова Марина Александровна

Цель: систематизация знаний учащихся по теме: « Правописание частицы не с разными частями речи»

Задачи:

  1. повторить, обобщить и систематизировать   знания учащихся по теме «Правописание частицы не с разными частями речи»
  2. научить учащихся навыку различения слитного и раздельного написания частицы не.
  3. научить учащихся применять полученные знания по теме в тексте, находить пример на данное правило.
  4. научить учащихся навыку обосновывать свой выбор.
  5. вызвать интерес учащихся к предмету (при помощи использования заданий занимательного характера, индивидуальной работы по карточкам, работы у доски, работы в группах)

Тип урока - обучающий, повторительно-обобщающий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_uroka.doc59.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt162 КБ

Предварительный просмотр:

Описание урока

Предмет: Русский язык.

Раздел: Орфография.

Тема урока: Правописание частицы не с разными частями речи.

Место урока в теме: Первый из двух.

Цель: систематизация знаний учащихся по теме: « Правописание частицы не с разными частями речи»

Задачи:

  1. повторить, обобщить и систематизировать   знания учащихся по теме «Правописание частицы не с разными частями речи»
  2. научить учащихся навыку различения слитного и раздельного написания частицы не.
  3. научить учащихся применять полученные знания по теме в тексте, находить пример на данное правило.
  4. научить учащихся навыку обосновывать свой выбор.
  5. вызвать интерес учащихся к предмету (при помощи использования заданий занимательного характера, индивидуальной работы по карточкам, работы у доски, работы в группах)

Тип урока - обучающий, повторительно-обобщающий.

Формы - обще- классная,  групповая, индивидуальная.

Методы - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Средства - классная доска, рабочие тетради, раздаточный материал, учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. » А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова.

Оборудование - компьютер, проектор, экран.

Структура урока:

  1. организационный момент.
  2. постановка целей и задач.
  3. объяснение нового материала.
  4. закрепление нового материала.
  5. итог.
  6.  домашнее задание.

Предварительная подготовка к уроку: (если таковая была) творческое домашнее задание к этому уроку.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Средство

Формы

Методы

Предполагаемый результат

Орг. момент.

1 мин.

Приветствует учащихся, предлагает занять рабочие места.

Приветствуют учителя, занимают свои рабочие места.

Обще-классная

Репродуктивный

 Рабочие места заняты.

Целеполагание и мотивация

2 мин

Предлагает учащимся открыть тетради, записать число, объявляет

 тему урока, цель, задачи на урок, показывая слайд.№1.

Открывают тетради, записывают число, смотрят на слайд, записывают тему урока, знакомятся с целью и задачами на урок.

Классная доска, рабочие тетради, слайд.

Обще-классная

Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

В тетрадях запись: число, тема урока.

Объяснение нового материала

10 мин

Предлагает обратить внимание учащихся на схему  слитного и раздельного правописания частицы не с разными частями речи, объясняет, просит записать правила в тетрадь.

Смотрят на схему, слушают учителя, записывают в тетради правила , когда частица не пишется слитно , когда раздельно.

Рабочие тетради, компьютер, экран, проектор.

Обще-классная

Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

. В тетрадях запись схематичного изображения нового материала

Первичное закрепление нового материала

10 мин

Предлагает учащимся  выполнить упражнение на закрепление, показывая слайд ; тем ученикам, кто может поработать самостоятельно, предлагаются индивидуальные карточки, одного ученика по желанию вызывает к доске для выполнения задания.

Сильные ученики берут выполнять индивидуальные карточки, остальные работают в тетрадях, кто-то один выполняет у доски, смотрит на экран, устно  объясняет, как нужно писать правильно, каким правилом пользуется, выполнявшие на местах проверяют.

Рабочие тетради, индивидуальные карточки, компьютер, экран, проектор, слайд.

Индивидуальная, обще-классная

Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Верно выполненное учащимися упражнение. Индивидуальные карточки сделаны, сданы учителю.

Дальнейшая работа по закреплению и обобщению знаний по теме урока.

10 мин

Предлагает учащимся поработать в группах над предложенным домашним заданием к этому  уроку (нужно было дома найти пословицы или поговорки, где встречается частица не). Предлагается записать их в тетради, объяснить правописание, подчеркнув орфограмму.

Учащиеся группируются по четыре человека, читают свои пословицы, записывают понравившиеся себе в тетради, подчеркивают орфограммы, затем один человек из группы отвечает, объясняя слитное или раздельное правописание частицы не с разными частями речи.

Рабочие тетради, материал по пословицам и поговоркам.

Групповая.

Репродуктивный, частично-поисковый.

Пословицы и поговорки записаны в тетрадях у каждого ученика с объяснением правописания орфограммы.

Итог урока

6 мин

Предлагает учащимся сформулировать вывод по уроку,  подвести итоги того, чему научились они на этом уроке, оценивает тех учащихся, кто активно работал на уроке.

Один из учащихся делает вывод по уроку, еще раз проговаривает правила слитного и раздельного написания частицы не со словами, таким образом, подводя итоги тому, чему ребята научились на этом уроке.

Рабочие тетради.

Индивидуальная, фронтальная.

Репродуктивный.

Вывод сформулирован, итоги подведены, оценки выставлены, материал урока усвоен.

Задание на дом.

1 мин

Учитель задает учащимся домашнее задание - упр.197 на стр. 95 .

Учащиеся записывают домашнее задание.

Рабочие тетради.

Обще-классная

Репродуктивный

Полученные знания на уроке закреплены домашним упражнением.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание частицы не с разными частями речи Цель урока: систематизация знаний учащихся по теме: «Правописание частицы не с разными частями речи». Задачи: 1. повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме ; 2. научить учащихся навыку различения слитного и раздельного написания частицы не 3. научить учащихся применять полученные знания по теме в тексте, находить пример на данное правило; 4. научить учащихся навыку обосновывать свой выбор; 5. вызвать интерес учащихся к предмету. Автор: Можеванова М. А. Учитель русского языка и литературы

Слайд 2

слитно раздельно не не существительные, прилагательные, наречия на о-(е-), если нет противопоставления и слово можно заменить синонимом: существительные, прилагательные, наречия на о-(е-), причастия, если есть противопоставление с союзом а: правда просто друг мелкая а враг а глубокая ложь сложно

Слайд 3

слитно раздельно не не причастия, если нет зависимых слов, нет противопоставления: причастия, если есть зависимое слово, краткие причастия: замерзающий скошенная пруд трава скошенная садовником трава скошена

Слайд 4

раздельно прилагательные, наречия на о-(е-), если есть слова: ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ не скромный далеко не

Слайд 5

Перепишите, раскрывая скобки, объясните, как пишется не с разными частями речи. 1.(Не)хорошо прослыть (не)вежею, (не)приятно казаться и выскочкой. 2.Вы можете рассердиться на мои слова, почувствовать (не)любовь ко мне за них. 3.Мне (не)здоровится что-то, у меня голова болит. 4.Радость (не)зримо придет. 5.Кто-то (не)спеша шел по аллее. 6.(Не)убив медведя, шкуры не продают. 7.Он жил, словно никого вокруг себя (не)замечал, ни в ком (не)нуждался. 8. Но, говорят, вы (не) людим: в глуши, в деревне все вам скучно.

Слайд 6

Перепишите, раскрывая скобки, объясните, как пишется не с разными частями речи. 1. Нехорошо прослыть невежею, неприятно казаться и выскочкой. 2.Вы можете рассердиться на мои слова, почувствовать нелюбовь ко мне за них. 3.Мне нездоровится что-то, у меня голова болит. 4.Радость незримо придет. 5.Кто-то не спеша шел по аллее. 6.Не убив медведя, шкуры не продают. 7.Он жил, словно никого вокруг себя не замечал, ни в ком не нуждался. 8. Но, говорят, вы нелюдим: в глуши, в деревне все вам скучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание частицы НЕ с разными частями речи

Материал предназначен для работы в 7 классе...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Урок русского языка "Правописание частицы НЕ с причастиями"

Открытый урок "Правописание частицы НЕ с причастиями" был проведён учителем русского языка и литературы ГБС(К)У школы № 26 V вида Скорой Т.Д. 16.03.2015 г.Нв уроке использовались компьтерные технологи...

Презентация к уроку русского языка "Правописание частицы НЕ с существительными"

Урок ознакомления с правописанием  НЕ с существительными. Анализируя языковой материал, ребята сами формулируют пункты правила, только потом сопоставляют его с данными учебника....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...