Урок обучения сочинению по проблеме публицистического текста
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Данная методическая разработка представляет собой план-конспект урока русского языка по теме «Проблема экологии языка», разработанного и реализуемого в рамках раздела «Культура речи» программы по русскому языку в 11 классе.Разработанная модель урока содержит описание его основных этапов, Данная модель позволяет организовать работу с максимальной эффективностью и способствует реализации комплекса планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НЕКЛИНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ИМЕНИ ЧЕТВЁРТОЙ КРАСНОЗНАМЁННОЙ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ»
Методическая разработка занятия
Сценарий урока русского языка
«Проблема экологии языка»
Урок обучения сочинению по проблеме публицистического текста
Разработал:
Тетеревятникова Наталья Филипповна,
учитель русского языка и литературы
2019г.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой план-конспект урока русского языка по теме «Проблема экологии языка», разработанного и реализуемого в рамках раздела «Культура речи» программы по русскому языку в 11 классе.
Тип урока (занятия): урок комплексного применения знаний и умений.
Целевая аудитория: обучающиеся старших классов школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой.
Актуальность определяется отсутствием специальных методических разработок по подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждению обучающихся школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой, с одной стороны, а также осознанием необходимости оптимизации методики подготовки к ЕГЭ по предмету в целом, с другой.
Методологическая новизна представленного материала заключается в сочетании развивающих технологий обучения (например, проблемного изложения), технологии критического мышления и технологий личностно-ориентированного обучения (метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневый подход) в системе занятий по подготовке к ЕГЭ. На уроке используются разнообразные формы, методы и приёмы, повышающие степень познавательной активности учащихся в учебном процессе. Данный урок предполагает формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся.
Занятие на деятельностной основе. Деятельностный подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Перспективным представляется использование данной модели для организации цикла занятий по обучению ЕГЭ-сочинению.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
- Сформированность норм СРЛЯ и их применение в речевой практике;
- Сформированность навыка информационной переработки текста;
- Сформированность навыка создания текста сочинения по плану и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению на ЕГЭ.
Метапредметные:
- Умение определять цели деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
- Формирование УУД.
Личностные:
- Диалог, навыки сотрудничества, нравственное сознание и поведение на основе усвоенных ценностей;
- Сформированность экологического мышления (в том числе – бережного отношения к языку);
- Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать мнение других участников деятельности, решать конфликты;
- Владение языковыми средствами, навыками познавательной рефлексии.
Методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников
Оборудование:
- Текст Б.Екимова о русском языке
- Задания для групп
- Презентации
- «Борис Екимов – писатель и публицист»
- «Сочинение-рассуждение: критерии оценки, структура, план»
Ход урока
- Организационный этап.
Рапорт. Приветствие.
Комментарий. Урок разработан для старшеклассников школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой. Согласно воинскому этикету приветствие осуществляется в форме рапорта: «Товарищ преподаватель! Взвод ___ для проведения урока ___ построен в количестве ___ человек. Доложил заместитель командира взвода (командир отделения) ___ (звание, фамилия)». Приветствие «Здравия желаю, товарищи воспитанники!». Ответное приветствие: «Здравия желаю, товарищ преподаватель!».
Отслеживаются речеэтикетные нормы.
- Мобилизационный этап
Интеллектуальная разминка.
Самопроверка, взаимопроверка (взаимокоррекция) ответов.
- Запишите в тетрадь, расставляя ударение, слова: аэропОрты, прибЫв, призЫв, (комната) досУга, ходАтайство
- Образуйте Р.п. мн.ч. слов: носки, ботинки, ботфорты, сапоги, эполеты, солдаты
- Просклоняйте слово берцы («армейские ботинки с высоким голенищем»)
Им.п. берцы
Р.п. берец (берцев)
Д.п берцам
В.п. берцы
Тв.п. берцами
П.п. берцах
Комментарий. Для отработки орфоэпических и морфологических норм подобраны слова, широко употребляемые в воинской речи.
- Актуализация знаний.
Диалог
- Над какими нормами русского языка мы поработали в начале урока?
- В каких заданиях ЕГЭ представлены эти нормы?
-Какие другие нормы русского литературного языка представлены в материалах ЕГЭ?
Дискуссия «Экология языка»
-Для чего нужны языковые нормы?
-Как вы можете охарактеризовать отношение к норме у современной молодёжи?
-Почему необходимо соблюдать правила языка и нормы культуры речи?
-Докажите важность соблюдения речевых норм для будущего офицера?
-Согласны ли вы с термином «экология языка»?
-Что означает, по-вашему, это понятие?
Выдвижение целей
- Предположите, какой проблеме мы посвятим сегодняшнее сочинение? (Проблеме экологии языка).
- Какой будет цель занятия? (Написать сочинение-рассуждение по проблеме текста).
- Что мы должны вспомнить? (Критерии оценивания, структуру, план сочинения-рассуждения).
- Чему должны научиться? (Написать сочинение по проблеме экологии языка в соответствии с критериями оценки).
Разбивка на группы. Ребята, предлагаю поработать группам по выработке основных компонентов сочинения. А распределиться по группам я предлагаю вам в зависимости от того, какой элемент сочинения вызывает у вас затруднение и какой элемент вам хотелось бы отработать.
- Работа групп
Задания для группы № 1
- Почему, по мнению автора, не утихает дискуссия о состоянии русского языка? Чем вызван этот спор?
- Можно ли использовать слова автора о дискуссии по поводу состояния русского языка во вступлении или заключении?
- Напишите 2-3 варианта вступления к сочинению.
- Какой из вариантов подошёл бы в качестве заключения?
Задания для группы № 2
- Найдите и прочитайте отрывок, в котором автор уподобляет русский язык дереву.
- Почему автор называет русский язык «могучим древом, укоренённым в веках»?
- Что означают выражения «восточный ветер» и «западный ветер»? Способны ли они поколебать древо языка русского? Почему?
- Как вы понимаете слова автора о том, что эти «ветры» лишь освежают, усиливают «древо русского языка»?
- Отвечая на эти вопросы, напишите комментарий к примеру-иллюстрации из текста.
Задания для группы № 3
- Внимательно прочитайте фрагмент текста (Предложения № 17 – 27).
- Как вы понимаете слова Б. Екимова об «охранении русского языка»? Почему публицист выбирает старославянское, книжное слово «охранение»?
- Для чего автор приводит пример того, как малые ребятишки расчищают родники в родных деревнях и хуторах?
- Какую мысль хотел донести до молодого читателя автор этим примером?
- Оформите ответы на вопросы в виде связного мини-текста.
Задания для группы № 4
- Найдите и выпишите предложения, в которых выражена позиция автора по проблеме экологии языка. (Предложения №6 и №13)
- Выразите осмысленное отношение к этим словам. Разделяете ли вы мнение автора?
- Сформулируйте собственное (обобщённое) мнение по проблеме экологии языка.
- Считаете ли вы созвучным лейтмотиву текста Б.Екимова высказывание И.С.Тургенева о языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»?
- Можно ли использовать слова писателя в качестве аргументации собственного мнения?
5. Динамическая пауза (этап урока)
Физминутка «Здравия желаю!»
«Идём по приборам!» (Гимнастика для глаз)
«Полёт самолёта» (Наклоны, повороты с поднятыми до уровня плеч руками)
«Штурвал» (Упражнения для кистей рук)
«Под крылом самолёта» (Наклоны, повороты)
- Представление проектов
Зачитывание получившихся отдельных элементов текста сочинения.
- Обсуждение задания на самоподготовку. Инструктаж.
Варианты задания:
- Оформление (написание) сочинения по материалам урока (базовый уровень)
- Сообщение о Д.С. Лихачёве и его вкладе в отечественную культуру и науку (повышенный уровень)
- Знакомство с содержанием статьи Д.С. Лихачёва «Экология культуры» (повышенный уровень)
- Подбор текстов для работы над сочинением по проблеме экологии культуры (творческий уровень)
- Подбор примеров-аргументов для обоснования своей позиции по проблеме экологии культуры (творческий уровень)
- Рефлексия.
«Свободный микрофон»
Ребята, актуальные проблемы обсуждаются в разных аудиториях, на разных площадках. Сегодня публицистика представлена такими жанрами, как: репортаж, интервью, журналистское расследование… Поистине полюбившимся многим людям является жанр ток-шоу. Наверное, каждый из нас хотя бы раз представлял себя участником ток-шоу, хотел бы озвучить своё мнение на всю страну.
Я предлагаю вам почувствовать себя героем такого шоу.
Выдаются листы с вопросами для фиксации ответов. Примерный круг вопросов:
- Какая информация привлекла Ваше внимание?
- Что особенно удалось на уроке?
- Что нового я узнал на уроке?
- Работа какой группы показалась Вам самой плодотворной?
- Чей ответ запомнился, показался самым ярким?
Выберите один вопрос, с ответом на который Вы хотели бы выступить. Используя свободный микрофон, прошу оценить сегодняшний урок и работу свою и товарищей (само- и взаимооценка).
- Выставление отметок.
Примечание.
Полная версия текста Б.П. Екимова представлена на сайте интернет-издания «Журнальный зал»: http://www.zh-zal.ru/znamia/2006/12/ia9.html ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению
Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...
Методика обучения просмотровому чтению на основе публицистических текстов на среднем этапе обучения в специализированной школе.
В статье представлена методика работы с публицистическими текстами в режиме просмотрового чтения; проводится анализ действующего УМК по французскому языку на предмет наличия публицистических текстов....
От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.
Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...
Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""
Урок 3. Проблема текста. На данном уроке даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...
Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»
Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....
Особенности обучения публицистических текстов
Методы и приемы обучения чтению...