Конспект уроков "Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского. Написание сочинения".
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Ермилова Светлана Александровна

Конспект уроков "Подготовка к сочинению  по роману Ф.М. Достоевского. Написание сочинения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urokov_sochinenie_po_romanu_f.m._dostoevskogo.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект уроков по литературе. 10 класс

Урок 1. Подготовка к классному сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Урок    2. Написание сочинения.

Выполнила: учитель литературы С.А. Ермилова

Тип урока: Подготовка к сочинению. Написание классного сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Приёмы работы:

1.    Аналитическая беседа.

2.    Работа с текстом

3.    Слово учителя.

Цели урока:

Образовательные:

- продолжить обучать учащихся написанию сочинения.

Развивающие:

-         способность письменно выражать мысли по теме сочинения.

 -         учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение;

Воспитательные:

-         формировать чуткое, уважительное отношение к людям;

-         умение систематизировать изученный материал.

Эпиграфы:

·        «Преступление и наказание» прежде всего – роман большого города XIX века...

Л. Гроссман

·        ... люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его.

Ф.М. Достоевский

Ход урока:

1. Орг. момент:

Задача этапа – подготовка обучающихся к работе.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Сдают письменные работы.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Задача этапа – организовать деятельность обучающихся для написания сочинения.

6. Подведение итогов урока.

Все ли обучающиеся справились с написанием сочинения.

Содержание урока.

Ход урока.

Обоснования деятельности учителя.

Прогнозируемая деятельность учителя.

1. Организация начала урока.

Приветствие педагога.

Выявление отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Готовность доски с эпиграфами.

Раскрытие дидактической цели:

Написание сочинения на тему….

Подготовка учащихся к работе.

Включение в рабочую обстановку всех учащихся, организация внимания и заинтересованности.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Педагог собирает письменные работы  обучающихся.

Позже педагог проверяет работы и выставляет отметки.

Все учащиеся сдали письменные работы.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

Слово учителя.

Небольшое обсуждение для того, чтобы обучающиеся вспомнили материал, определились с темой и настроились на работу.

Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы?

В чем состоит «наполеонство» Раскольникова?

Что заставляет Раскольникова пойти на «явку с повинною»?

В чем состоит наказание Раскольникова?

В чем суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления?

Почему теория Раскольникова изложена в романе после убийства?

Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова?

  Что общего и различного у героя с Лужиным?

     

Педагог сообщает темы, они так же записаны на доске, объем работы и время, которое отводится для написания сочинения.

4. Обучающиеся выбирают тему и начинают работать над ней.

Тема урока и эпиграфы  на доске: «Петербург Достоевского».

«Преступление и наказание» прежде всего – роман большого города XIX века...

Л. Гроссман

·        Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.

Ф.М. Достоевский

·        ... люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его.

Ф.М. Достоевский

Сформировать у учеников мотивацию к написанию сочинения по выбранной теме.

Обучающиеся кратко отвечают на вопрос. Некоторые фразы, ответы, фиксируют в черновиках.

5. Предупреждение о том, что время подходит к концу.

Сделать последние исправления в сочинении.

Обучающиеся проверяют ошибки в тексте.

6. Завершение работы

Слово учителя:

Сдаем работы.

Время отведенное на написание сочинения истек.

Учащиеся сдают работы.

Темы сочинений

  • Тема униженных и оскорблённых в романе.
  •  Проблема самоценности отдельной личности и счастья всего человечества.
  • «И всё-таки добром только вы уничтожите зло» (Ф.Достоевский).
  • Раскольников и ... (Соня, Свидригайлов, Разумихин, Порфирий Петрович, Дуня).
  • Художественная роль образа второстепенного или эпизодического персонажа (Мармеладов, старуха процентщица, Катерина Ивановна, Лизавета).
  • Психологизм в изображении внутреннего мира Раскольникова.
  • Роль эпизода «Сон Раскольникова о лошади» в романе Достоевского «Преступление и наказание».
  • Роль эпизода «чтение Евангелия» в романе Достоевского «Преступление и наказание».
  • Роль эпизода «Явка с повинной» в романе Достоевского «Преступление и наказание».
  • Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе.
  • «Их воскресила любовь» (по роману «Преступление и наказание»).

  • Христианские образы и мотивы в художественном мире романа.

  • Теория идеи Раскольникова и ее крах.

  • Образ Петербурга в романе.

  • Образ Петербурга в романе и в иллюстрациях Д. Шмаринова.

  • Автор и герой в романе.

  • Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа.

  • «…когда уже некуда больше идти» (по роману «Преступление и наказание»).

  • Как развенчивается в романе теория Раскольникова.

  • Социальные и философские истоки теории Раскольникова.

  • Христианская концепция Достоевского и ее гуманизм в романе.

  • Бунт Родиона Раскольникова.

  • Родион Раскольников и Соня Мармеладова.

  • Раскольников и Разумихин.

  • Раскольников и Порфирий Петрович.

  • Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика героев.

  • Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и наказание».

  • Образ Раскольникова в романе.

  • Незабываемые страницы романа «Преступление и наказание».

  • О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание».

  • Крушение и разочарование Родиона Раскольникова.

  • «Правда» Сони Мармеладовой.

  • Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского.

  • Мастерство Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа).

  • Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие. Роль эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

Конспект урока литературы "Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Конспект урока по литературе 8 класс. "Подготовка к написанию сочинения на литературную тему"...

Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».

Цели:      1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века             2. собрать материалы, необходимые для написани...

Конспект урока литературы по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок с применением кейс-технологии. Это первый урок в системе уроков по роману "Преступление и наказание".Кейс № 1 (2 часа) Исследовательский кейс (Case-study method).   Учебные си...

Урок литературы. Пасхальные мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1866-2016 К 150-летию написания романа

К 150-летию написания романа. Евагельские мотивы в осмыслении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»....

Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"

Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...

Конспект урока в 11 классе. Формулирование проблемы при написании сочинения ЕГЭ

Урок технологии модерации  в образовательном процессе помогает на уроке вовлечь всех учеников в  интерактивную деятельность....