Конспект уроков "Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского. Написание сочинения".
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Конспект уроков "Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского. Написание сочинения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urokov_sochinenie_po_romanu_f.m._dostoevskogo.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект уроков по литературе. 10 класс
Урок 1. Подготовка к классному сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Урок 2. Написание сочинения.
Выполнила: учитель литературы С.А. Ермилова
Тип урока: Подготовка к сочинению. Написание классного сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Приёмы работы:
1. Аналитическая беседа.
2. Работа с текстом
3. Слово учителя.
Цели урока:
Образовательные:
- продолжить обучать учащихся написанию сочинения.
Развивающие:
- способность письменно выражать мысли по теме сочинения.
- учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение;
Воспитательные:
- формировать чуткое, уважительное отношение к людям;
- умение систематизировать изученный материал.
Эпиграфы:
· «Преступление и наказание» прежде всего – роман большого города XIX века...
Л. Гроссман
· ... люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его.
Ф.М. Достоевский
Ход урока:
1. Орг. момент:
Задача этапа – подготовка обучающихся к работе.
2. Проверка выполнения домашнего задания
Сдают письменные работы.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Задача этапа – организовать деятельность обучающихся для написания сочинения.
6. Подведение итогов урока.
Все ли обучающиеся справились с написанием сочинения.
Содержание урока.
Ход урока. | Обоснования деятельности учителя. | Прогнозируемая деятельность учителя. |
1. Организация начала урока. Приветствие педагога. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Готовность доски с эпиграфами. Раскрытие дидактической цели: Написание сочинения на тему…. | Подготовка учащихся к работе. | Включение в рабочую обстановку всех учащихся, организация внимания и заинтересованности. |
2. Проверка выполнения домашнего задания. Педагог собирает письменные работы обучающихся. | Позже педагог проверяет работы и выставляет отметки. | Все учащиеся сдали письменные работы. |
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока. Слово учителя. Небольшое обсуждение для того, чтобы обучающиеся вспомнили материал, определились с темой и настроились на работу. Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы? В чем состоит «наполеонство» Раскольникова? Что заставляет Раскольникова пойти на «явку с повинною»? В чем состоит наказание Раскольникова? В чем суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления? Почему теория Раскольникова изложена в романе после убийства? Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова? Что общего и различного у героя с Лужиным?
Педагог сообщает темы, они так же записаны на доске, объем работы и время, которое отводится для написания сочинения. 4. Обучающиеся выбирают тему и начинают работать над ней. | Тема урока и эпиграфы на доске: «Петербург Достоевского». «Преступление и наказание» прежде всего – роман большого города XIX века... Л. Гроссман · Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Ф.М. Достоевский · ... люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его. Ф.М. Достоевский Сформировать у учеников мотивацию к написанию сочинения по выбранной теме. | Обучающиеся кратко отвечают на вопрос. Некоторые фразы, ответы, фиксируют в черновиках. |
5. Предупреждение о том, что время подходит к концу. | Сделать последние исправления в сочинении. | Обучающиеся проверяют ошибки в тексте. |
6. Завершение работы Слово учителя: Сдаем работы. | Время отведенное на написание сочинения истек. | Учащиеся сдают работы. |
Темы сочинений
- Тема униженных и оскорблённых в романе.
- Проблема самоценности отдельной личности и счастья всего человечества.
- «И всё-таки добром только вы уничтожите зло» (Ф.Достоевский).
- Раскольников и ... (Соня, Свидригайлов, Разумихин, Порфирий Петрович, Дуня).
- Художественная роль образа второстепенного или эпизодического персонажа (Мармеладов, старуха процентщица, Катерина Ивановна, Лизавета).
- Психологизм в изображении внутреннего мира Раскольникова.
- Роль эпизода «Сон Раскольникова о лошади» в романе Достоевского «Преступление и наказание».
- Роль эпизода «чтение Евангелия» в романе Достоевского «Преступление и наказание».
- Роль эпизода «Явка с повинной» в романе Достоевского «Преступление и наказание».
- Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе.
- «Их воскресила любовь» (по роману «Преступление и наказание»).
- Христианские образы и мотивы в художественном мире романа.
- Теория идеи Раскольникова и ее крах.
- Образ Петербурга в романе.
- Образ Петербурга в романе и в иллюстрациях Д. Шмаринова.
- Автор и герой в романе.
- Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа.
- «…когда уже некуда больше идти» (по роману «Преступление и наказание»).
- Как развенчивается в романе теория Раскольникова.
- Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
- Христианская концепция Достоевского и ее гуманизм в романе.
- Бунт Родиона Раскольникова.
- Родион Раскольников и Соня Мармеладова.
- Раскольников и Разумихин.
- Раскольников и Порфирий Петрович.
- Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика героев.
- Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и наказание».
- Образ Раскольникова в романе.
- Незабываемые страницы романа «Преступление и наказание».
- О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание».
- Крушение и разочарование Родиона Раскольникова.
- «Правда» Сони Мармеладовой.
- Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского.
- Мастерство Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа).
- Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие. Роль эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).
Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....
Конспект урока литературы "Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Конспект урока по литературе 8 класс. "Подготовка к написанию сочинения на литературную тему"...
Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Цели: 1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века 2. собрать материалы, необходимые для написани...
Конспект урока литературы по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Урок с применением кейс-технологии. Это первый урок в системе уроков по роману "Преступление и наказание".Кейс № 1 (2 часа) Исследовательский кейс (Case-study method). Учебные си...
Урок литературы. Пасхальные мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1866-2016 К 150-летию написания романа
К 150-летию написания романа. Евагельские мотивы в осмыслении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»....
Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"
Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...
Конспект урока в 11 классе. Формулирование проблемы при написании сочинения ЕГЭ
Урок технологии модерации в образовательном процессе помогает на уроке вовлечь всех учеников в интерактивную деятельность....