Внеурочная деятельность по предмету
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Разработки сценариев мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_rossiya_ustremlyonnaya_v_budushchee.docx | 1.89 МБ |
konkurs_chtetsov_po_tvorchestvu_lermontova.docx | 17.07 КБ |
moya_yugra_konspekt_uroka_s_prezentatsiey_i_videoklipami.docx | 35.63 КБ |
svoya_igra.docx | 19.06 КБ |
svoya_igra.ppt | 1.1 МБ |
den_pamati.pptx | 2.41 МБ |
plan_vospitatelnoy_raboti_8_class.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конкурс чтецов по творчеству М.Ю.Лермонтова «Люблю Отчизну я…»
Цель: развитие навыков выразительного чтения художественных произведений; развитие интереса к литературному наследию М.Ю.Лермонтова.
Предварительная подготовка: оформление книжной выставки, проведение конкурса рисунков «Мои любимые стихи М.Ю. Лермонтова в красках», презентация, грамоты для призеров и участников, положение о конкурсе.
Ход конкурса:
Звучит романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Ты идешь на поле битвы».
Здравствуйте, дорогие друзья! Наше мероприятие мы начали с романса на стихи Лермонтова. 15 октября 2014 года исполнится 200 лет со Дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Наша встреча посвящена этому событию. Сегодня мы проводим конкурс на самое выразительное чтение стихов Лермонтова. Наше соревнование будет оценивать жюри, в составе_____________________________
В начале нашего конкурса просим вас послушать стихотворение «Тростник» в исполнении мастеров слова. Конечно, можно долго говорить о биографии и творчестве Михаила Юрьевича, но мы остановимся на краткой истории создания тех произведений, которые сегодня прозвучат.
Летом 1830 года 16-летний Михаил Лермонтов во время отдыха в загородном имении знакомится с Натальей Ивановой – дочерью известного в то время русского писателя. Девушка пленяет его не только своей красотой, но и отвечает юному поэту взаимностью. Он очарован своей возлюбленной и посвящает ей первые робкие стихи, в которых намекает на свои чувства. Известно, что поэт и его избранница в течение 1830 года несколько раз встречались на балах, что стало причиной глубокого разочарования Лермонтова. Он убедился, что был для Натальи Ивановой всего лишь мимолетным увлечением, и на званых приемах она предпочитала проводить время в компании более удачливых кавалеров, с которые открыто флиртовала. Однако окончательный разрыв между влюбленным произошел летом 1831 года. Зимой 1832 года Михаил Лермонтов создает стихотворение «К* (Я не унижусь пред тобою…)» Стихотворение прочтет Краева Ольга.
1832 год. Лермонтов отчислен из Московского университета "за свободолюбивые мысли и взгляды, за нежелание смиряться с несправедливостью». Приезжает в Петербург в надежде продолжить образование. Однако учиться в столичном университете не пришлось: студенты, исключенные из Московского университета, не принимались в другие учебные заведения. Лермонтову пришлось поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этот период он много размышляет, часто гуляет у Финского залива. Отправившись однажды на прогулку, Лермонтов вышел к побережью и долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус». Стихотворение «Парус» прочтет Смирнов Павел.
В 1837 году отмечался юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами. Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино». Стихотворение прочтет Корякин Валерий и Югова Анастасия.
1837 год 28 января. По Петербургу разнеслась весть о смерти Пушкина. Известие о гибели А. Пушкина потрясло Лермонтова, и на следующий же день он пишет стихотворение "На смерть поэта", а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. Отрывок из стихотворения «Смерть поэта» прочтет Ли Анастасия.
После этого стихотворения Лермонтов был отправлен в ссылку на Кавказ, в действующую армию. Здесь же, на Кавказе, и закончилась его земная жизнь в 1841 году. Стоит ли удивляться, что многие произведения Лермонтова посвящены Кавказу! Это горный край, суровый и прекрасный, с особой дикой красотой, предстает в поэзии Лермонтова в разных обличьях. Здесь же и сложился окончательный замысел поэмы «Мцыри». В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре. Отрывок из поэмы «Мцыри» прочтет Лысев Дмитрий.
Благодаря хлопотам бабушки поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения. Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. Поэт пишет стихотворение «Тучи». Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы. Стихотворение «Тучи» прочтет Ямов Егор.
В стихотворении «И скучно и грустно» поднимается центральная для творчества Лермонтова тема одиночества. Написано оно в 1840 году. В «И скучно, и грустно...» лирический герой говорит о своем одиночестве, о своей усталости и тоске. Он пытается и не может найти вокруг «души родной», его некому поддержать в трудную минуту. Поэтому им овладевает дух уныния: он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем. В этом унылом одиночестве ощущает поэт бег времени и понимает, что он не в силах ему противиться, ибо жизнь его — «такая пустая и глупая шутка...», а все радости, муки, страсти и желания ничтожны. Стихотворение прочтет Палкин Николай.
Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством М. Ю. Лермонтова. Отмечается большая выразительность, проникновенность стихотворения Лермонтова. Стихотворение прочтет Томилов Александр.
Стихотворение «Родина» было написано в 1841 году. В середине января 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Он вновь увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. Свои впечатления Лермонтов отразил в этом произведении. В одной из ранних редакций оно имело название «Отчизна». Стихотворение «Родина» прочтет Сорокин Владимир.
Обратимся к еще одному стихотворению М.Ю.Лермонтова, написанному в 1841 году – «Утес». Это стихотворение высоко ценили критик В.Г. Белинский и писатель М. Горький, его иллюстрировали русские художники, многие композиторы положили его на музыку. Стихотворение «Утес» прочтет Преминин Евгений.
За несколько дней до дуэли, 15 июля 1841 года, написано стихотворение "Выхожу один я на дорогу…" В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа. Стихотворение прочтет Панов Александр.
Конкурсные стихи прозвучали. Пока жюри оценивает выступления и выявляет победителей, обратимся к еще одному факту творчества Лермонтова. Самые ранние свои произведения Михаил Юрьевич писал под влиянием выдающегося английского поэта Байрона, сам Лермонтов не отрицал того, что подражал этому автору, переводил его стихи на русский язык. Давайте послушаем отрывок стихотворения Байрона «Хочу я быть ребенком вольным» на языке оригинала в исполнении Сорокина Владимира.
Жюри подводит итоги. Награждение победителей. Наш конкурс подошел к концу. Надеемся, что вы сегодня открыли для себя что-то новое в жизни и творчестве замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, и томик его стихов вы еще не раз возьмете в руки.
Звучит романс «Я верю».
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие на тему «Богатства Югры».
Цели:
- сформировать у учащихся представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра;
- развивать познавательную активность, усидчивость, внимание, воспитывать бережное отношение к родной природе.
Задачи.
1.Углублять и расширять знания детей о богатствах, которые имеются в нашем округе и о людях нашего города.
2. Дать понятие о значимости в жизни человека места, которое он называет своей малой Родиной.
3. Расширять и обогащать активный словарь детей.
4.Воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину, желание беречь эту красоту и обогащать ее своими добрыми делами.
Слайд 1. Фильм «Природа Югры».
Слайд 2. Россия.
Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина и каждый по – своему любит её. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой дом и дворик. Наша малая Родина – город Нижневартовск..
1. Есть в сердце Отчизны такой необъятной
Рабочий городок для нас родной.
Он сердцу милый и приятный,
Уютный и добрый такой.
Слайд 3. Нижневартовск.
2.Малая родина – Нижневартовск мой!
Очень мы рады встрече с тобой
Здесь и родня, и друзья, и народ,
Дружный приветливый люд здесь живет.
3.На каждом углу здесь стоят магазины
Здесь чисто, уютно и очень красиво!
Нижневартовск, Нижневартовск – город мечты
Тайна югорской ты нашей тайги.
4. Мы с вами сегодня, друзья дорогие.
Начнем про Сибирь интересный рассказ.
Нас ждут на пути и увалы большие,
И тайны шаманов, и предков наказ.
5.Мы вспомним приход Новгородского люда,
Колчаны Кучума, отряд Ермака,
Узнаем немало о нашей Сибири,
И станет нам ближе родная Югра.
6.Не зря край родной мой Югорским зовут,
Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,
И там, где шумела когда-то тайга,
В лесах новостроек теперь города.
Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.
Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает.
– Ребята, скажите, как полностью называется наш округ?
– Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.
Слайд 4. Югра.
Югра... Когда-то в этот чудесный край - край необъятной тайги с её щедрыми дарами, большими реками, бесчисленными речушками, болотами с зелёным мхом, усыпанным красной клюквой и янтарной морошкой, богатейших недр - приехали наши родители, и он стал для них второй родиной. А мы здесь родились, поэтому и для нас Югра - родина.
Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами.
– От каких народностей образовано название окружного центра и округа?
– Ханты и манси.
Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, мы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где мы живём.
Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти. Итак, мы отправляемся в страну ЮГОРИЮ!
7.Моя Югра — забота и подруга.
Нет, не вчера узнали мы друг друга.
Ты — песнь моя. От самой колыбели
Я шел с тобой к своей высокой цели.
8.Твоя судьба — и нефть, и газ России.
Твои просторы — снежно-голубые.
И труд, и чувство счастья — вся награда!
Я помню все. Мне это было надо.
9.Моя Югра — забота и подруга.
Нет, не вчера узнали мы друг друга.
Я твой герой, хранитель и глашатай.
Живи Югра! Живи и сердце радуй!
Что такое Югра?
Слайд 5. Югра.
Югра -это древнерусское название Югорской земли, то есть это часть территории Северного Урала и часть побережья Северного Ледовитого океана.
Слайд 6. Ханты.
Жили там испокон веков ханты и манси.
Есть две противоположные версии происхождения слова Югра.
Одна версия происхождения слова идёт от названия на языке коми "йогра", что значит светлая река.
Но, с другой стороны, в старорусском языке сохранились названия со словом Югра.
Югра, так называется деревня в Тарногском районе в Вологодской области.
История Югры, Югории, уходит корнями в глубокую старину…Свидетельства жизни на Югорской земле относятся к среднекаменному веку. Необычные люди жили здесь в те далёкие времена.
Слайд 7. Ханты.
Есть такая легенда, рассказанная когда-то древними греками.
Будто в стране Северного ветра живут счастливые люди. Им нипочем, ни полгода тёмные ночи, ни снега, ни вьюги, ни мороз. И одежда у них из звериных шкур, и едят звериное мясо. Но дух у них не звериный, а человеческий.
Далекий и таинственный край северо-восточной Азии, названный Сибирью, привлекал внимание людей давно, хотя его реальные географические очертания не были известны до 18 века.
10.Люблю тебя, мой край родной,
Люблю до глубины души.
Ведь ты один у нас такой.
Находишься в глуши.
11.Мне всё здесь близко, всё родное,
И здесь мой дом, мои друзья.
Здесь всё для сердца дорогое,
Всё, без чего прожить нельзя.
12.Я не смогу без этой шири
Ни жить, ни петь и ни дышать.
Нет уголка красивей в мире,
Я знаю точно - не сыскать.
Слайд 8. Нефть.
13.Твоя земля, богата нефтью,
Леса полны даров,
Озёр и рек, чудесней нету!
Хоть и климат здесь суров.
14.Источник вдохновения – Югра,
Сюжетов – на роман,
Добра – неизмеримо,
И прирастает больше, чем вчера,
Пуантами стуча,
Как прима-балерина.
Источник вдохновения – Югра.
Отличительной особенностью каждого города является его герб и флаг.
И существуют ПРИЗНАКИ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ СИМВОЛИКУ ГОРОДОВ ЮГРЫ.
Слайд 9. СИМВОЛИКА .
1.Цвета: синий – реки и озёра края; белый – цвет снега; зелёный – цвет тайги.
2.Нефть: капля, факел, нефтяная вышка, труба нефтепровода – главное богатство Югры.
3.Национальный орнамент народов ханты и манси: рога оленя, обереги, желтого, оранжевого, белого и зеленого цветов.
4.Природные богатства края: сибирская сосна, кедр, в изобилии произрастающие на Югорской земле. Богата тайга и ягодами - ароматной княженикой, сладкой морошкой, сочной брусникой, крупной голубикой и черникой, вкусной смородиной, полезной клюквой.
5.Богатая фауна нашего края: в тайге обилие зверя и птицы, среди них много промысловых. Здесь известно около 100 видов млекопитающих, 350 видов птиц. Царь пушных зверей – соболь. Недаром говорят, что открытие Сибири шло по «соболиному следу». Реки и озёра богаты ценной рыбой: осётр, стерлядь, нельма, муксун, щука, окунь, карась и другие. Задача нашего поколения - сохранить природу Сибири для потомков.
6.Солнце, небо, звёзды-снежинки, три холма, семицветная радуга, синие, зелёные, жёлтые и красные полосы – символы реки, огня, леса, воды и солнца.
- Особое место в ряду северных городов занимает Ханты-Мансийск – столица Югры.
Слайд 10. Югра .
15.Я горжусь тобой, Россия! Я горжусь тобой, Югра!
Ты по своему красива, северянам дорога
Ты не Питер и не Сочи, не Уфа и не Москва
Мы к тебе привыкли очень, наша малая страна.
Слайд 11. Леса .
16.Наша тайна – лес югры, очень рады мы – а ты?
Здесь охота и рыбалка, здесь озера и леса
Здесь грибы и много ягод – в этом есть своя краса
Даже люди здесь другие, север их собой сплотил.
Слайд 12. Народ .
17.Здесь живет народ горячий, чувство братства сохранил
Я горжусь тобой, Россия, я горжусь тобой, Югра!
Ты по своему красива, северянам дорога!
В Югре есть ВОСЕМЬ САМЫХ, САМЫХ, САМЫХ…значимых мест.
Слайд 13. Богатства .
- Самые большие разведанные запасы нефти в России (1 место по добыче нефти, 60% всей добычи в России).
- Самые большие рыбные запасы в России (муксун, стерлядь, осётр – лучшие породы рыб).
- Самый большой в Евразии мост через реку Обь (г. Сургут) – 3200 м.
- Самая большая в Евразии Сургутская ГРЕС (тепловая электростанция, работает на мазуте и сырой нефти).
- Самый большой в России Центр лыжного спорта (биатлон, триатлон, лыжные гонки) в г. Ханты-Мансийске.
- Самый первый в России Центр искусств для одарённых детей Севера.
- Самый большой музей археологии «Человек и природа».
- Самая большая в Сибири мечеть в городе Сургуте.
Ребята, скажите, а какими природными богатствами славиться наш округ?
– Нефть, газ, глина, песок.
– Молодцы!
Слайд 14. Нефть.
Усилиями первопроходцев - геологов и буровиков - были подтверждены смелые предположения академика Губкина о наличии за Уралом нефти и газа. Первым был получен в 1953 году газовый фонтан вблизи старинного села Берёзова. В 1960 году дала нефть скважина около селения Шаим. И много лет назад Великий ученый Губкин Иван Михайлович заявил о том, что именно в нашем округе есть запасы нефти.
18.Ты всей стране теперь известна,
Ханты-Мансийская земля!
Здесь нефть и газ открыли люди,
Дороги строят, города!
Тебя мы любим, край Югорский,
Ты в нашем сердце навсегда!
19.Югра наша великая
Богатствами сильна.
И под крыло могучее
Родителей взяла.
20.Отец в Югре мой трудится,
Чтоб нефть её текла
И славу нашей области,
И гордость ей несла.
21.Успехов тебе множество,
Красавица Югра!
Богатства пусть умножатся
И сила, красота!
Сегодня добыта 9-миллиардная тонна нефти. На нашей территории работает 56 нефтяных компаний. Среди них такие крупные, как «Лукойл - Западная Сибирь», «Сургутнефтегаз», «ТНК», «Роснефть», «Юганскнефтегаз». В округе добывается более 15 миллиардов кубометров природного газа компанией «Газпром».
Слайд 15. Ресурсы.
Богатство края – в его природных ресурсах. В таёжных лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озёрах плавает много ценной рыбы.
На протяжении веков основным занятием хантов и манси были охотничий и рыбный промыслы.
Наш край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Они умеют трудиться и отдыхать.
22.Богаты Югорской земли кладовые,
Но самое ценное – люди.
Повсюду в угодьях, свои родовые,
Мелодии древних прелюдий.
Слайд 16. Города.
23.Сегодня Югра – это край индустрии,
Растут города и селенья.
Во имя добра и во славу России –
Труд каждого здесь поколенья!
Югра - наша малая Родина. Кто из вас знает, сколько лет исполнилось нашему округу? (84)
-Скоро у нашего округа будет юбилее – 85 лет!
Слайд 17. Люди.
Наш округ известен во всем мире. В нашем округе добывают нефть и газ.
Наш край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Они умеют трудиться и отдыхать. В Югре живут люди разных национальностей. Многие из них умелые и талантливые люди. Сейчас в нашем городе стала возрождаться национальная культура - проводятся фестивали народного искусства. Югра - округ талантливых людей: художников, писателей, поэтов, музыкантов, спортсменов. В нашем городе ХМАО – Югра имеется различные учебных и спортивные заведения.
Слайд 18. Политики.
А кто знает, кто возглавляет наш город (Григорий Борщев)
А кто является губернатором нашей области? (Наталья Комарова).
-Давайте, ребята, проведем небольшой конкурс. Что вы еще знаете о Югре?
Слайд 19.
- Конкурс «Назови лишнее»
- Какое дерево не растёт в ХМАО? (осина, ель, пальма, берёза)
- Какая река течёт по территории ХМАО? (Лена, Кама, Волга, Обь)
- Какое животное не обитает на территории ХМАО? (Лиса, лев, волк, лось)
- Как называются леса ХМАО? (Тайга, тундра, степь, пустыня)
-Назовите, чем не занимаются жители ХМАО в настоящее время (добыча нефти и газа, строительство, земледелие, охота и рыбалка).
Слайд 20. Югра.
Как красив и прекрасен наш край! | ||
Ребята, мне сегодня хочется, чтобы вы задумались о своем отношении к объектам природы и стали мудрее и ответственнее по отношению к ним. Давайте совершим путешествие по нашей Югре.
Слайд 21.
Первая наша остановка «Животные».
- Я вам предлагаю карточки с изображением животного, сверху животное закрыто листом с маленькими элементами подсказками. Ваша задача – через минуту определить, какое животное спряталось за волшебными окошками и описать его (олень).
А знаете ли вы, почему лося называют лесным великаном?
(Вес его достигает 400 кг. За сутки лось может съесть более 1700 веточек.)
А какой лесной хищник самый крупный?
(Бурый медведь. Его вес 750кг.)
А знаете ли вы?
Что из животных у ханты и манси наибольшим почитанием пользовался медведь, который занял значительное место в их мифологических представлениях, верованиях, обрядах и изобразительном искусстве.
Слайд 22.
Следующая остановка «Птицы».
А знаете ли вы, что в Югре под охраной государства находятся 9 заказников и заповедников. Восемь видов птиц, обитающих в заповеднике, занесены в Красную книгу России: черный аист, орлан-белохвост, беркут, скопа отмечаются на гнездовании, а кречет, краснозобая казарка, пискулька и сапсан только на пролете.
Встречаются также редкие птицы: филин, чернозобая гагара, серый журавль, черный коршун, ястреб-тетеревятник, ястреб-перепелятник, лебедь-кликун, черный стриж.
Слайд 23.
Остановка «Занятия населения Югры»
- Отправляясь в лес на охотничий или рыболовный промысел, коренные народы севера придерживались «Правила одного дня». Объясните смысл этого правила (Завтра будет новый день – новая пища)
А знаете ли вы?
Что старинный традиционный праздник северных народов ханты и манси Вороний день. Ворона у этих народов – священная птица, символ жизни и наступления весны: она прилетает одной из первых птиц и своим громким криком пробуждает спящую природу. Кроме того, ворона – особая покровительница женщин и детей.
Слайд 24.
Остановка «Лекарственные растения»
- Семена этого священного для коренных народов Сибири дерева обладают высокими пищевыми, диетическими и лечебными свойствами. Человек, срубивший это дерево, чтобы обобрать шишки становится объектом всеобщего презрения. Что это за дерево? (кедр)
Знаете ли вы, что рекордсменами Югорского леса являются:
- Самое высокое дерево нашего края – кедр. Он живет до 856 лет.
- Самое прочное дерево – лиственница, живет до 900 лет.
- Некоторые виды наших мхов и лишайников живут более 1000 лет.
- Шиповник и черная смородина – чемпионы по витаминам.
- Одно дерево за год обычно вырабатывает 120 килограммов кислорода. Этого достаточно для дыхания семье из трех человек целый год.
- Одно дерево березы ежегодно приносит один миллион семян.
- Берёза является "нянькой" для ели?
- А из осины делают спички?
- А из березы - лыжи?
- А из ели делают музыкальный инструмент - пианино?
-Вот сколько нового и полезного вы открыли для себя!
Рефлексия
На фоне презентации «Природа родного края» читается стих.
Слайд 25.
Милая малая Родина -
Это просторы лесов,
Это тропинки, что пройдены,
Речка в тени берегов.
Лес, что манит к себе ягодой,
Шишкой, грибами манит.
Летом, зимою и осенью
Тянет к себе, как магнит.
В кронах деревьев здесь белочки
На зиму сушат грибы,
А у корней друг за дружкою
Бегают бурундуки.
Хочется выпить до донышка
Всю эту чудо-красу.
Сколько дорог и тропинок
Мне не пришлось бы пройти,
Милая малая Родина,
Краше тебя не найти.
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу родной Югры? (Ответы детей)
- Родина начинается на пороге вашего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы. Родина для каждого человека является самым близким и дорогим местом на всей земле.
- Ребята, вы все принимали участие в нашем мероприятии. Ученики подготовили программу, а остальные учащиеся приготовили выставку рисунков. Вы, молодцы! Хочется отметить самые лучшие работы ребят, которые в своих работах постарались отобразить все богатства нашего края.
Вручение грамот.
Слайд 26. Фильм «Югра. Точка на карте»
Слайд 27.
Любите свой родной край, гордитесь тем, что вы родились и живёте на Югорской земле.
-Надеюсь, что вы, после окончания школы, внесете достойный вклад в развитие экономики и культуры родного округа.
Предварительный просмотр:
«Своя игра» по русскому языку (7-е) классы
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое! (Н.Доризо)
Я приветствую всех на СВОЕЙ ИГРЕ, на игре, где сразятся 2 команды за звание самых умных. И, конечно же, это состязание мы посвящаем Международному дню родного языка. Поприветствуем команды! Это команда «Умники» и «Знатоки». Каждая команда будет сражаться под своим девизом. (Озвучивание девизов). Оценивать вас будет строгое жюри. (Листы оценивания). Поприветствуем их!
Внимание! Условие игры: игра состоит из трех раундов. В начале каждого раунда объявляются темы и стоимость вопросов (количество баллов, которые можно получить при правильном ответе на вопрос). Одна из команд выбирает тему и стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос. Обдумывание 10сек., и команда дает ответ. В случае неправильного ответа или его отсутствия, возможность дается второй команде. Отвечать имеет право любой из команды. Желательно, чтобы все принимали активное участие. Наши зрители не подсказывают, иначе вопрос снимается. Зритель сам может ответить, если команды затрудняются, и получить жетон. В конце игры подсчитаем жетоны.
Итак, начинаем! Первый раунд.
1.Причастие.
1б. Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая?какие? Например: светлеющий.
2б. Постоянный признак: действительное или страдательное, время, вид. Непост. призн. – полная или краткая форма (у страд. причастий), падеж (у причастий в полной форме), число, род.
3б. Причастный оборот –это причастие с зависимыми словами. Например: опавшие листья шуршали под ногами (листья, опавшие с тополя, шуршали под ногами).
4б. В предложении краткие страдательные причастия являются сказуемыми. Например: значок приколот. Полные причастия являются определениями.
5б. Если причастный оборот стоит после определяемого слова. Например: искры, ярко пылающие, были похожи на звезды.
2.Деепричастие.
1б. Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженное глаголом, отвечает на вопросы что делая?что сделая?
2б. Глагол.
3б. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. От глагола берет вид, например: улыбаясь – нсв. С наречием сходно с тем, что не изменяется.
4б. Деепричастный оборот выделяется запятыми с обеих сторон, если в середине, например: спортсмен, выполнив норму мастера, вошел в сборную страны. Одной запятой, если в начале или в конце предложения: выполнив норму мастера, спортсмен вошел в сборную страны.
5б. Деепричастия нсв образуются при помощи суф.а-я, что делая?: крича, св – в – вши-ши-а-я: выскочив, что сделав?
3.Образование причастий.
1б. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи ущ-ющ, ащ-ящ: несущий.
2б. Нельзя образовать форму 1л наст. или буд.вр.
3б. При помощи суф.-нн, -енн, ённ, -т: прочитанный.
4б. Стелить – стелют – стелющий, потому что это причастие, образованное от глагола 1спр., искл.
5б. Причастие «построенный» образуется от глагола св»построить» на –ить.
4.Одинаковое и разное.
1б. И причастие, и деепричастие совмещают признаки глагола: вид, переходность-непереходность.
2б. Причастие – обозначает признак по действию. Деепричастие – обозначает добавочное действие.
3б. Причастие – какой?какая?какие? Деепричастие – что делая?что сделав?
4б. 1кот – белая полоса, «Р»;
2кот – протяните соседу по парте шуйцу;
3кот – когда мы смотрим на 2, а говорим 10? (10мин. любого часа);
4кот – на какой вопрос нельзя дать вопрос? (на незаданный).
5б. Морфология и орфография. Культура речи.
Музыкальная пауза (частушки про русский язык).
Второй раунд.
1.Может ли?
2б. Нет.
4б. Да: листья, тронутые заморозком, пожелтели.
6б. Нет, там другие суффиксы.
8б. Может: (играющие), суф. А и ЮЩ, в глаголе (играть) суф. А.
10б. Нет.
2.Краткие причастия
2б. Страдательные: размешан (размешанный).
4б. Три.
6б. Во множ.ч.
8б. Нет, потому что это действит. Причастие.
10б. Сказуемым, иногда определением.
3.Коварное НЕ
2б. Раздельно, есть далеко не.
4б. Раздельно, есть зависимое слово.
6б. Раздельно, краткое причастие.
8б. Раздельное, есть совсем не.
10б. Кот в мешке.
4.Четвертое лишнее
2б. Дефис, это знак между частями слов.
4б. Причастие, все члены предложения.
6б. Вопрос-аукцион. Ем, так как это глагол.
8б. Проговорён, это краткое причастие.
10б.Решенный, это причастие, остальное – прилагательные.
Третий раунд
1.Крылатые фразы
3б. Объяснение выражения.
6б. Более 200 тыс слов, огромное количество изобразительно-выразительных средств, синонимов, омонимов, антонимов, это язык межнационального общения.
9б. Вопрос-аукцион -затрагивает общественно-политические проблемы страны, посвящена размышлениям о судьбе русского народа, о его прошлом, настоящем и будущем, о вечной ценности человеческих отношений, о счастье.
12б. Слова Куприна. Язык легкий в умелых руках, т. к. человек, знающий грамматику русского языка и обладающий достаточным лексический запасом, может строить красивые, точные и ясные фразы, может говорит интересно о простых вещах и заинтересовать другого своими речами.
А фонетика русского языка позволяется играть с языком, как с музыкальным инструментом, т. е создавать созвучные и ритмичные стихотворения, песни, частушки.
И только знаток русского языка может сделать язык легким, емким, как в пословицах, и необыкновенно гладким и приятным.
15б. Паустовский.
2.Ребусы.
3б. Изюм.
6б. Уточка.
9б.Анатолий.
12б. Век.
15б. Завод.
3.Почему мы так говорим.
3б. По аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разнять.
6б. Спустя рукава.
9б.Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
12б.Нет, это очень ненадежный человек.
4.Орфографические задачи
3б. 2 н, что сделать прожарить = св.
6б. Одна Н.
9б. Н, краткое причастие.
12б. НН, полное прилагательное.
15б. Кот в мешке.
Игра закончена. Подведем итоги. Слово жюри.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается …
Николай Федорович Терешкин — прошёл Великую Отечественную от младшего лейтенанта, командира зенитно-пулеметного взвода до гвардии старшего лейтенанта, командира роты автоматчиков. Награды: ордена Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. Участник Парада Победы 1945 г. Михаил Иванович Бахтин (1917 г.р.) — подполковник авиации, в период Великой Отечественной войны совершил 155 боевых вылетов. Герой Советского Союза , участник Парада Победы 1945 г. Уроженец села Большого Окулова. Василий Иванович Шмаков (1916 г.р.) — уроженец села Большое Окулово , красноармеец, участник Великой Отечественной войны. Погиб в бою при прорыве обороны противника в районе Лодейного Поля в июне 1944 г. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.
Память – это свойство души хранить сознание о былом… ( словарь В.И. Даля)
День Победы, как он был от нас далек Как в костре потухшем таял уголек Были версты, обгорелые, в пыли Этот день мы приближали как могли Пр.Этот день Победы Порохом пропах Это праздник С сединою на висках Это радость Со слезами на глазах День Победы, День Победы, День Победы! Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей Дни и ночи битву трудную вели Этот день мы приближали как могли Пр. Здравствуй, мама, возвратились мы не все Босиком бы пробежаться по росе Пол-Европы прошагали, пол-Земли Этот день мы приближали как могли Пр.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»
План
воспитательной работы
с обучающимися 8Б класса
на 2021-2022 учебный год
Классный руководитель:
Останина М.Н.
Цель воспитательной работы на 2021-2022 год: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.
Задачи:
- продолжить воспитательную работу по сплочению и развитию коллектива: воспитанию чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу, воспитанию культуры человеческого общения, уважения к разным культурам и национальностям, воспитанию чувства толерантности;
- продолжить привитие навыков дисциплины, аккуратности и прилежного отношения к учебе;
- воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни;
- вовлекать школьников во внеурочную деятельность и дополнительное образование (кружки);
- оказывать помощь в становлении растущей личности, ее самореализации;
- способствовать приобщению детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии и формирования необходимых навыков и умений организации деятельности;
- продолжить работу с детьми группы социального риска;
- проводить профилактическую работу в классе любой направленности.
Работа с классным коллективом
Содержание деятельности, мероприятий | Сроки |
«День знаний» | Сентябрь |
Классный час, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом | |
Выборы органов самоуправления. Изучение широты интересов и занятости в свободное от занятий время | |
Классный час, посвященный Международному дню распространения грамотности | |
Классный час об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних, по предупреждению совершения правонарушений | |
Беседа «Правила поведения обучающихся. Для чего они нужны?» | |
Классный час на тему «Учитель – профессия на все времена» (Международный день учителя) | Октябрь |
Классный час «Здоровье – главная ценность!» | |
Классный час «День Интернета, безопасность школьников в сети» | |
Беседа «Мои увлечения и интересы» (профориентация) | |
Классный час «День народного единства» | Ноябрь |
Беседа «Правила пожарной безопасности» | |
Классный час на тему «Моя мама лучше всех» | |
Беседа «Права и обязанности школьника» | |
Классный час «Взаимоотношения полов. Что такое ответственность?» | |
Беседа «Что ты должен знать об Уголовном кодексе РФ» | |
Беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних» | |
Урок мужества ко Дню Неизвестного Солдата | Декабрь |
Классный час, посвященный Международному дню добровольца в России | |
Классный час «День Конституции Российской Федерации» | |
Проведение классного часа по соблюдению правил безопасности: безопасность дорожного движения, правила безопасности в период зимних каникул. Мероприятие «Этот чудный праздник – Новый год» | |
Единый урок мужества, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) | Январь |
Тестирование «Отношение к вредным привычкам» | |
Беседа «Меры наказания несовершеннолетних за совершение противоправных поступков» | |
Классный час «День Российской науки» | Февраль |
Урок Цифры по теме «Приватность в цифровом мире» | |
Урок мужества, посвящённый Дню Героев Отечества | |
Классные часы на тему здоровья: «Курение: мифы и реальность», «Человек и наркотики: кому и зачем это нужно» | |
Классный час «Всемирный день гражданской обороны» | Март |
Привлечение к участию в празднике «Международный женский день –8 марта» | |
Правила безопасности. Уроки безопасного Интернета | |
Классный час «День воссоединения Крыма с Россией» | |
Проведение профилактических бесед и инструктажей перед каникулами | |
Всероссийский классный час «Будь здоров» | Апрель |
День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» | |
Классный час: «Хулиганство как особый вид противоправных поступков несовершеннолетних», «Алкоголь: мифы и реальность» | |
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. | Май |
Классный час «Международный день семьи» | |
Классный час «День славянской письменности и культуры» | |
Беседа «Виды летней занятости подростков. Формы летнего отдыха и оздоровления» | |
Классный час на тему «Итоги года. Проведение инструктажей перед летними каникулами «Безопасное лето» |
Индивидуальная работа с обучающимися
Содержание деятельности | Сроки |
Адаптация вновь прибывших обучающихся в классе | В течение года |
Посещение на дому | В течение года |
Беседа ««Устав школы, правила поведения учащегося»» | Сентябрь |
Беседа «Чем опасно мелкое хулиганство» | Сентябрь |
Вовлечение во внеклассную деятельность школы | Сентябрь |
Вовлечение обучающихся к кружкам и секциям | Сентябрь |
Беседа-викторина «Алкоголь и алкогольная зависимость» | Сентябрь |
Проведение беседы о правовых обязанностях и ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушений. | В течение года |
Индивидуальная беседа «Подросток и Закон» | Октябрь |
Проведение беседы о профилактике вредных привычек | Октябрь |
Беседа-викторина «Алкоголь и алкогольная зависимость» | Октябрь |
Профилактическая беседа с элементами тренинга на тему: «Последствия самовольного ухода из школы» | Ноябрь |
Профилактическая беседа с элементами тренинга на тему: «Психоактивные вещества» | Ноябрь |
Беседа «Делу время, потехе час!» | Декабрь |
Беседа с элементами дискуссии на тему: «Самоконтроль и требовательность к себе» | Декабрь |
Беседа «Жизнь – главная ценность человека» | Январь |
Беседа с элементами дискуссии на тему: «Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения» | Январь |
Беседа с элементами дискуссии на тему: «Будь здоров!» | Февраль |
Беседа на тему: «Мои успехи и неудачи» | Февраль |
Беседа «Преступление и наказание: воровство и кражи» | Март |
Беседа с элементами дискуссии на тему: «Я несу ответственность за свои поступки» | Март |
Беседа «Я умею говорить: «Нет!» | Апрель |
Беседа с обучающимся «Три ступени, ведущие вниз…» | Май |
Работа с учителями-предметниками в классе
Деятельность классного руководителя | Сроки |
Участие в профилактических вебинарах по проблемам зависимого поведения молодежи, безопасности в молодежной среде и формирования основ ЗОЖ подрастающего поколения | В течение года |
Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, за выполнением домашних заданий | Сентябрь |
Индивидуальные консультации учителей-предметников для родителей | Октябрь |
Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, за выполнением домашних заданий | |
Собеседование с учителями-предметниками о способностях и о возможностях слабоуспевающих учащихся | |
Собеседование с учителями-предметниками по итогам первой четверти | |
Собеседование с учителями-предметниками о способностях и о возможностях слабоуспевающих учащихся | Ноябрь |
Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, за выполнением домашних заданий | |
Собеседование с учителями-предметниками об успеваемости и поведении учащихся | Декабрь |
Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, за выполнением домашних заданий | |
Собеседование с учителями-предметниками по итогам второй четверти | |
Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, за выполнением домашних заданий | Январь |
Собеседование с учителями-предметниками о способностях и о возможностях слабоуспевающих учащихся | |
Индивидуальные консультации учителей-предметников для родителей | Февраль |
Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, за выполнением домашних заданий | |
Собеседование с учителями-предметниками об успеваемости и поведении учащихся | Март |
Собеседование с учителями-предметниками об успеваемости и поведении учащихся | |
Собеседование с учителями-предметниками по итогам третьей четверти | |
Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, за выполнением домашних заданий | Апрель |
Собеседование с учителями-предметниками об успеваемости и поведении учащихся | |
Индивидуальные консультации учителей-предметников для родителей | |
Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, за выполнением домашних заданий | Май |
Индивидуальные консультации учителей-предметников для родителей | |
Собеседование с учителями-предметниками о способностях и о возможностях слабоуспевающих учащихся |
Работа с родителями
Содержание деятельности | Сроки |
Заполнение социальных паспортов классов | Сентябрь |
Анкетирование и диагностика с целью изучения эмоциональной атмосферы в семье | Сентябрь |
Индивидуальная беседа с родителями «Возрастные особенности восьмиклассника» | Сентябрь |
Индивидуальная беседа с родителями «Роль семьи и семейного воспитания» | Октябрь |
Родительское собрание на тему «Возрастные особенности 8-миклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение учёбе. Способы их преодоления. Как мы закончили первую четверть» | Октябрь |
Индивидуальная беседа с родителями «Детское воровство — это не врожденное качество, а следствие ошибок в воспитании» | Ноябрь |
Индивидуальная беседа с родителями «Нравственный облик человека и поведение человека» | Декабрь |
Родительское собрание на тему «Как помочь подростку обрести уверенность в себе. Результаты полугодия» | Декабрь |
Индивидуальная беседа с родителями «Формирование здорового образа подростков» | Февраль |
Родительское собрание на тему «О трудностях учения. Результаты 3 четверти» | Март |
Индивидуальная беседа с родителями «Место подростка в обществе» | Апрель |
Родительское собрание на тему «Основы профессионального самоопределения. Итоги года» | Май |
Психолого – педагогическое консультирование | В течение года |
Информационное оповещение родителей через сайт, ВК, социальные сети | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...
Мероприятие внеурочной деятельности по предмету английский язык «Путешествие в Лондон»
С целью совершенствования учебно - методического обеспечения учебного процесс и повышения качества знания учащихся предлагается сценарии мероприятия «Путешествие в Лондон». Данная разработка пре...
Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.
Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...
Конференция, как форма внеурочной деятельности по предмету
Презентация по педагогике, представленная на методическое объединение учителей биологии...
Внеурочная деятельность по предмету
Список творческих работ.Список победителей конкурсов.Сценарии внеклассных мероприятий....
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету
В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост т...
Внеурочная деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» как средство повышения мотивации к изучению предмета
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...