Конспект урока: "А.А. Фет. Стихотворение "Весенний дождь."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Тема: «А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: познакомить с биографией А.А. Фета, стихотворением «Весенний дождь»; показать необычность, красоту, яркость его поэзии.
Задачи:
- Развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
- Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
- Воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.
Планируемые результаты урока:
- Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
- Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
- Ориентируются в своей системе знаний.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
- Ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте)
- Строить устное речевое высказывание;
- Объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;
- Определять чувства, мысли, переживания лирического героя;
- Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные:
- Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
- Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
- Способствовать проявлению познавательной инициативы.
- Высказывать оценочные суждения.
Коммуникативные:
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Создать условия для совместного решения учебной задачи.
Регулятивные:
- Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать цель на уроке;
- Проговаривать предполагаемые действия на уроке;
- Оценивать правильность выполнения задания;
- Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Метапредметные: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы).
Формы работы: работа в группах, беседа, самостоятельная работа.
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, предметно – практические.
Этап урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Орг. момент. 2.Мотивационный этап. ( слайды № 1-2) 3. Сообщение темы и цели урока. (слайд № 3) | Здравствуйте, дорогие ребята. . Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник, читательский дневник? А хорошее настроение? Начнем наш урок с вопроса: - Попадали ли вы под дождь? - Что вы при этом чувствовали, ощущали? - Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь? - Похож ли шум дождя на музыку? Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощутить его запах. Я предлагаю вам послушать музыку дождя еще раз и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания попробуйте подобрать эпитеты к слову дождь. ( просмотр слайдов № 1-2) - Итак, какие эпитеты вы подобрали к слову дождь? Какой дождь? ( теплый, золотой, холодный, веселый, звонкий,…) - Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот. - А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение дождя? ( При помощи слов) - Мы до сих пор не определили тему нашего урока и его цели. - Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о весне, о дожде) Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с поэтом А.А. Фетом (обращаем внимание на портрет писателя), проанализируем стихотворение «Весенний дождь»; научимся составлять образную картину; составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь. | Эмоциональная. психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к проведению урока, организация диалога, направленного на выполнение задания. Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы | Ученики работают индивидуально, отвечают на вопросы, формулируют тему урока. | Личностные Регулятивные |
4.Знакомство с биографией поэта. | - Я предлагаю вам сейчас самостоятельно познакомиться с биографией поэта. Вы читаете текст, подчеркиваете непонятные для вас слова в тексте, находите в тексте ответы на вопросы. Учащимся раздаются тексты (приложение 1). Ответьте на вопросы: 1)Что удивило вас и заинтересовало в биографии поэта? 2)О чем писал А.А.Фет? 3)Почему стихи Фета для современников были непривычными? | Учитель сохраняет интерес к теме и организует работу детей, побуждает обучающихся к совместной работе , к поиску нужной информации для доказательства мнения. | Ученики формируют устное высказывание, участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения. | Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные |
5.Выразительное чтение стихотворения «Весенний дождь» учителем или прослушивание аудиозаписи | -Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А.Фетом? - Вы услышали дождь? (Две капли брызнули, по свежим листьям барабанит). -Какое настроение передаёт поэт читателям? | Учитель активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы. | Учащиеся высказывают свою точку зрения. | Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
6. Анализ стихотворения. (слайды№4-8) | - Какова тема стихотворения? - Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно) - Какой образ главный? (Образ дождя) - Как вы об этом догадались? (Отражен в названии стихотворения, автор описывает его наиболее полно, четко, долго) - Какие художественные средства использовал автор? (эпитеты: золотая пыль, душистый мед, свежие листья…) - Что такое эпитет? Вспомните определение. Обратите внимание на начало 2-го четверостишия. Прочитаем две первые строчки 2-го четверостишия. А УЖ ОТ НЕБА ДО ЗЕМЛИ, КАЧАЯСЬ, ДВИЖЕТСЯ ЗАВЕСА… - Как вы понимаете слово завеса? - Давайте обратимся к словарной статье. Прочитаем и запомним значение этого слова. Завеса – 1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар.). 2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. (И.С.Ожегов. Словарь русского языка.) - Как вы видите, слово многозначное. - В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении? - Какое художественно-изобразительное средство применил автор в этой строке? (Метафору) - Что такое метафора? Вспомним определение. - Посмотрите внимательно, есть ли во втором четверостишии ещё какое-нибудь средство выразительности? ( «Будто в золотой пыли», сравнение) - Какое слово указывает на сравнение? Вспомним определение. - Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз. Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения: «И что-то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит». - А что подошло к саду? (Дождь) - Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя? (Олицетворение). Вспомним определение. -Что помогает четче представить, ощутить художественные образы? ( Описание звуков, запахов, цвета) - Напишите, какие запахи вы почувствовали? (душистым медом тянет) - Какие цвета увидели? (золотая пыль дождя) - Какие звуки услышали? (трепет крыла воробья, как барабанит дождь) - Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (Глаголы) - Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10) - Именно глаголы и глагольные формы не дают возможности представить картину застывшей. В ней всё движется, переливается. У нас, скорее всего, получится маленький эпизод жизни со звуками, запахами, движением, чувствами. Мы как будто переносимся в зарисовку, подаренную поэтом. Как же пейзаж связан с чувствами человека, видевшего всё это? - Прочитайте первое четверостишие. - Какое чувство возникает у вас? ( радость) - Оно названо, обозначено словами в стихотворении? (нет) - А как же мы его поняли? ( прочитали между строк) - Прочитайте второе четверостишие. Какое здесь преобладает чувство? (немного тревоги) -Какие слова вызвали эту небольшую тревогу? ( «Качаясь, движется завеса») - Прочитайте последнюю строфу. А здесь какое чувство рождается? | Организует работу с текстом, акцентирует внимание учащихся на мастерстве автора в подборе нужного слова для создания лирического образа дождя. Предлагает выяснить лексическое значение непонятных слов с помощью словаря или Интернета. Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы. Побуждает к высказыванию собственного мнения. | Участвуют в обсуждении, строят свои высказывания, анализируют, обобщают формулируют вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию. | Познавательные Регулятивные Личностные |
7. Творческая лаборатория (работа в группах) | 1.Используя художественные приёмы из стихотворения А.А. Фета, написать небольшое сочинение на тему «Весенний дождь» (5-7 предложений). 2.Используя художественные приёмы из стихотворения А.А. Фета, написать небольшое стихотворение на тему «Весенний дождь» (1-2 строфы). | Учитель сохраняет интерес к теме и организует работу детей в группах, определив задание для каждой группы побуждает обучающихся к совместной работе в группе, к поиску нужной информации для доказательства мнения в группе. | Ученики преобразовывают предложенную информацию в другие формы с целью активного усвоения нового материала, формируют устное высказывание, участвуют в обсуждении, создают групповой и индивидуальный творческий продукт, самостоятельно в монологе высказывают свою точку зрения. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные |
8.Сопоставительная работа. (слайд №10) | -Рассмотрите репродукцию картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872 г.). - Что общего между картиной и стихотворением А.Фета? - Какие образы повторяются? -Какие чувства она вызывает у вас? Похожи ли они на те чувства, которые появились после прочтения стихотворения? - Если представить, что картина иллюстрирует стихотворение, то какой момент на ней запечатлён? Прочтите. - Что вам ближе: картина или стихотворение? | Учитель активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы. | Учащиеся высказывают свою точку зрения. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные |
9.Рефлексия. | -Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний дождь»? (что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении, образ дождя таинственный «что-то к саду подошло, дождь можно услышать (брызнули, барабанит, дождь можно почувствовать (мёдом тянет, по свежим листьям барабанит). А теперь вам нужно заполнить личный листок самооценки. Подпишите его и оцените свою работу на уроке. Эти листы будут моими помощниками в выставлении оценок. На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке. | Побуждает к оцениванию правильности выполнения действия, к анализу урока, к самоанализу, к умозаключениям по теме урока, | Проводят самоанализ, высказывают собственное мнение, выслушивают мнение одноклассников, делают общий вывод. | Личностные Регулятивные |
Домашнее задание. (слайд № 10) | Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь». + задание на выбор: 1)Нарисовать рисунок «Весенний дождь». 2)Сочинить (по желанию) стихотворение о весне, используя различные художественные приемы и секреты поэтов. 3)Составить пазл картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» ( в электронном дневнике). | Даёт информацию и инструктаж по домашнему заданию. | Слушают. Записывают в дневник. | Регулятивные |
Список использованной литературы
1. Учебник «Литература 5 класс» 1 часть / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-М.Просвещение,2012.
2. Дидактические материалы к уроку литературы «Читаем. Думаем. Спорим» / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-М. Просвещение,2012.
3.https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-aafet-vesenniy-dozhd-1019626.html
Приложение 1.
Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – в Орловской губернии. До четырнадцати лет он жил в усадьбе дворянина Шеншина, которого считал отцом, счастливо и безоблачно проводя свои дни. Как вдруг случилась трагедия: выяснилось, что он сын вовсе не русского дворянина, а немца Иоганна Фета. Фет лишился дворянского звания, был отправлен в приют… Это событие повлияло на всю его жизнь.
«Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни, то я отвечу: имя им – Фет», - говорил он и почти всю жизнь боролся за возвращение своей «настоящей», как он считал, фамилии. Спустя много лет, поэтический талант позволил ему гордо именоваться дворянином Афанасием Афанасиевичем Шеншиным.
В двадцать лет поэт издал свою первую книгу стихов.
Стихи Фета казались современникам непривычными. Слово в них как будто передавало звук, запах, свет, даже музыку. Поэт А.К. Толстой писал о произведениях Фета: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть его стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук…»
Стихи Фета говорят о том, что он любит землю и все, что живет на ней. Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть…
В трудную минуту жизни Фет всегда обращался к Богу, уверенный, что Он поможет одолеть невзгоды: их было так много в его жизни. В нем с детских лет жила вера, что «…хранитель, ангел Божий, прилетает по ночам…», который и утешит, и спасет, и сохранит…
Так и случилось: не пропал Богом данный талант Афанасия Афанасиевича Фета, остались его стихи для нас, его далёких потомков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание по теме "Дождь" (конспект урока русского языка в 5 классе)
Тема: сочинение-описание по теме «Дождь». Цель: создание условий для формирования коммуникативной, речевой и языковой компетенции учащихся. Тип урока: развитие речи. Задачи: 1. Повторить особе...
конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"
Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....
Конспект урока конкурса профессионального мастерства "Звездный дождь"
Конспект урока конкурса профессионального мастерства "Звездный дождь"...
Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Цели: 1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века 2. собрать материалы, необходимые для написани...
Конспект урока "Сочинение по картине А.М. Герасимова "После дождя"
Материалы конспекта урока позволят учителю подготовиться к уроку развития речи...
Конспект урока.Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя"
Конспект урока.Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя", 6 класс....
Конспект урока "Химическое загрязнение среды. Кислотные дожди"
Урок химии в 9 классе. Глобальные экологические проблемы рассматриваются с химической точки зрения. обучающиеся на практике проверяют воздействие кислотных дождей на окружающую среду....