Конспект урока "Химическое загрязнение среды. Кислотные дожди"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Штаюнда Светлана Николаевна

Урок химии  в 9 классе. Глобальные экологические проблемы рассматриваются с химической точки зрения. обучающиеся на практике проверяют воздействие кислотных дождей на окружающую среду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: Химия

Класс: 9

Тип урока: обобщение знаний, частично-поисковый.

Тема урока: Химическое загрязнение окружающей среды.

Цель урока: овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент; применение полученных

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

 Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.

Обобщить знания об основных загрязнителях окружающей среды.

Личностные результаты:

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные результаты:

  • приводить примеры химических процессов в природе;
  • проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
  • умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе.

Основные термины и понятия: кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, индикаторы,

Средства обучения:  лабораторное оборудование для проведения опытов.

Оборудование: лимонная кислота, пищевая сода, черничное варенье, куриное яйцо, сера, раствор серной кислоты, магний, комнатные растения.

Основные этапы организации учебной деятельности        

Содержание педагогического взаимодействия

 Задачи  этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Ожидаемый результат (развитие УУД)

I Организационный момент

Настроить на урок.

Приветствие учеников. Контроль посещаемости.

Приветствуют учителя демонстрируют готовность к уроку

Готовность к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний.  

Постановка проблемы.

Слова М.В. Ломоносова «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»

Как вы понимаете слова М.В. Ломоносова

Обучающиеся высказывают своё отношение на высказывание.

В результате обсуждения приходят к выводу, что химия прочно вошла в нашу жизнь, без нее невозможна жизнь современного человека    

Актуализируют свой жизненный опыт,

Определяют положительное и отрицательное влияние химии на окружающую среду.

III. Осмысление информации.

Выявление проблемы.

Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Предлагает  выделить отрицательное влияние химии на окружающую среду

Обучающиеся определяют глобальные проблемы человечества: кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры.  Записывают на стикерах  к каким глобальным проблемам привело использование  химических веществ

Развитие логического мышления.

IV. Конструирование способа действия для  решения познавательной (учебной) задачи

Совместное исследование проблемы

Как в домашних условиях можно получить растворы разной кислотности  и определить рН среды.

Приготовьте растворы, а вместо индикатора используйте раствор черничного варенья.

Вспоминают, какие вещества мы используем в быту.

Обучающиеся готовят кислый раствор (лимонная кислота) и щелочной раствор (питьевая сода) и исследуют их с помощью раствора черничного варенья.

Черничный сок в воде – фиолетовый, в кислоте – розовый,  в щёлочи – синий цвет.

Использование теоретических знаний на практике

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

V. Применение общего способа действия для решения учебных задач.        

Создать условие для апробирования школьниками изучаемых способов действия  с учебным материалом.

Как в природе образуются кислотные дожди и как они влияют на окружающую среду?

Высказывают предположения, записывают уравнения реакций.

В результате сжигания серы, углерода, образуются оксиды, при окисления азота в двигателях внутреннего сгорания также образуется оксид. При взаимодействии с водой они превращаются в кислоты и выпадают на Землю

Совместное решение проблемы. Умение находить эффективные способы решения заданий.

Лабораторные опыты

Организует эксперимент. Контролирует соблюдение техники безопасности.

 Как в природе образуются кислотные дожди?

Учащиеся в ходе рассуждения, приходят к выводу, что в результате сжигания мусора, в атмосферу попадают оксиды неметаллов, которые соединяясь с водой,  образуют кислоты. Записывают уравнения реакций.  Проводят лабораторные опыты.  Получают оксид серы, сернистую кислоту и проверяют ее действие на органические вещества, металлы, здания.

Проводят опыты(распределяют между собой):

  1. Сжигание серы и растворение в воде.
  2. Действие кислот на яичную скорлупу
  3. Взаимодействие кислот с металлами.
  4. Действие кислот на растения.

Коллективно сжигают различные виды пластика и определяют кислотность среды.

S + O2 = SO2

2 SO2 + O2 = 2SO3

SO2 + H2O = H2SO3

SO3+ H2O = H2SO4

Выстраивают цепочку превращений. Планируют этапы выполнения эксперимента выполняют практическую работу.

Умение планировать ход выполнения учебной работы,  осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания. Распределяют опыты, выполняют, наблюдают, делают выводы и публично представляют результаты своих исследований.

VI. Подведение итогов/ Рефлексия

Установить соответствия между поставленной целью урока и результатом.

Подводит итог урока, проводит рефлексию учебной деятельности учеников на уроке.

Сегодня на уроке мы более подробно познакомились с одной из глобальных экологических проблем.

В результате  практической работы учащиеся делают выводы:

  1. Сжигание бытового мусора приводит к возникновению кислотных дождей.
  2. Экологические проблемы планеты связаны с безответственным поведением людей.
  3. Кислотные дожди разрушают здания, металлические конструкции и вызывают ожоги у живых организмов.

Умение и навыки по планированию, выполнению практических химических превращений.

Умение делать выводы.

VII. Домашнее задание

Предлагает и комментирует домашнее задание .

Предложите способы решения экологических проблем.

Записывают домашнее задание. Приводят в порядок класс.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кислотные дожди

Презентация про кислотные дожди...

урок в формате "французской мастерской" для 6 класса. Тема: "кислотные дожди"

Данный файл представляет собой подробное описание хода урока и раздаточных материалов, которые могут быть изготовлены всеми желающими преподавателями с теми иллюстрациями, которые они посчитают необхо...

Открытый урок в 9 классе "Кислотные дожди"

Урок обобщения знаний о соединениях серы, азота и углерода как основных загрязнителях атмосферы и их влияния на окружающую природу и здоровье человека....

Химия и общество.Кислотные дожди.

žОсновная причина выпадения кислотных дождей — наличие в атмосфере за счет žОсновная причина выпадения кислотных дождей — наличие в атмосфере за счет промышленных выбросов оксидов серы и азота, х...

ТЕМА: ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА БИОСФЕРУ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ. КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  УРКА С ЭЛЕМЕНТАМИ  ЛАБОРАТОРНОЙ  РАБОТЫ...

кислотные дожди

Схема образования «кислотных дождей»...

Проблемы загрязнений окружающей среды "Кислотные дожди"

Проблемы загрязнений окружающей среды "Кислотные дожди"...