Конспект урока "Неопределенные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока "Неопределенные местоимения". 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
«Неопределённые местоимения»
Тип урока: изучение нового материала.
Обучающие –
- познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования;
- сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
- определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений.
Развивающие –
- развивать умение находить неопределённые местоимения, объяснять роль в предложении;
- развивать орфографическую зоркость;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);
- способствовать формированию информационных и коммуникативных компетенций.
Воспитательные –
1.воспитывать любовь к родному языку, интерес к урокам русского языка.
- способствовать формированию уважительного отношения друг к другу.
Цели для учащихся:
- научиться определять признаки местоимений;
- изучить особенности неопределенных местоимений;
- научиться употреблять неопределенные местоимения в речи;
- изучить правописание неопределенных местоимений.
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть Вас на нашем уроке. Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.
Чтение эпиграфа урока. Хотелось бы начать урок словами китайской народной мудрости.
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь.
Учитель: - Как вы понимаете, ребята, эпиграф нашего урока?
Ученики: (Высказывают свое мнение) В процессе урока ученики самостоятельно изучают новый материал и так быстрее его осваивают, даже если ошибаются.
Учитель: - Вы хотите узнать тему урока?
Ученики: - Хотим.
Учитель: - Тогда приступаем к работе. Запишем дату 4 марта, классная работа и оставим одну строку для темы.
Вставьте пропущенные буквы и по вертикали прочитаете тему.
Ути…ый | Ст…реть |
Св…тить | Ки(л, лл)ометр |
Р…сли | Ч…рный |
Ша…ка | Песча…ый |
Янва…ский | Серебря…ый |
Пос(е,и)деть от горя | Без…звестный |
На…земный | Б..жать |
Учитель: - Какое слово у нас получилось? (неопределенные)
-А какую часть речи мы изучаем с вами на протяжении уже нескольких уроков? (местоимение)
- Может быть, кто-то сам может сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас?
Ученики: (сами называют тему урока)
Учитель: - Молодцы, ребята! Вы легко справились с заданием и разгадали тему урока.
2. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Вернемся к записям в тетради и запишем тему нашего урока: "Неопределенные местоимения".
Сегодня мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений – неопределенными местоимениями.
- Как вы думаете, ребята, что нам нужно знать о неопределенных местоимениях?
Ученики: (высказывают свои ответы)
Учитель: Верно, сегодня мы посмотрим особенности данного разряда, научимся употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую роль, определим условия для слитного, раздельного и дефисного написания этих местоимений.
3. Изучение нового материала
1.Учитель:- Вперед за новыми знаниями. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ю. Коваля «На яхте» и ответим на вопросы. (Текст распечатан).
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки
О чем-то кричали ему
Какой - то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).
- Кто плыл на яхте? (кто-то)
- О чём кричали чайки? (о чем-то)
- Какой дельфин в волны нырял? (какой-то)
Учитель: - Какой частью речи являются выделенные слова?
Почему? Аргументируйте.
Ученики: - Местоимениями. Так как они указывают на предмет, но не называют его.
Учитель: - Вы согласны?
Ученики: - Да
Учитель: - Какую атмосферу создают эти местоимения?
Ученики: - Атмосферу таинственности, загадочности, неопределённости.
Учитель: - Сделайте вывод, ребята, какие местоимения называются неопределёнными?
Ученики: - Неопределенными называются местоимения, которые указывают на предметы и признаки неопределенно и создают настроение неизвестности, неуловимости, загадочности.
2. Работа с правилом Учебник, стр. 76. Прочитайте теорию.
- На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры.
неопределенное лицо: кто-то, кто-нибудь
* неопределенные предметы: кто-то, что-то
* неопределенные предметы: какие-то, какой - нибудь
* неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые
Ребята, а теперь попробуйте графически, в виде схемы смоделировать ваши знания о значении неопределённых местоимений, т.е. на что они указывают.
кто-то, некто, что-то, нечто,
кто-нибудь что-нибудь
Лицо Предмет
Признаки Количество
какой-то, какой-нибудь, несколько, сколько-нибудь,
кое-какой сколько-то
Индивидуальное задание.
Что означает слово неопределённый по словарю С.И.Ожегова?
- Точно не установленный.
- Не вполне отчетливый.
- Как образуются неопределенные местоимения? Стр. 77 Приведите примеры. (Схема )
IV. Закрепление изученного материала
Работа в группах. Задание №1.
– Местоимения, записанные на доске, запишите в тетради в четыре столбика.
I группа II группа III группа IY группа
Некто что-то кое-кто кое у кого
Нечто кто-либо кое-чем кое с кем
Некоторый сколько-нибудь кое-кому кое о ком
Несколько какой-то кое-как кое в чем
Первая группа, прочитайте вслух слова первого столбика и сделайте вывод о том, как они произносятся, как пишутся. | Приставка не- всегда находится под ударением и пишется слитно. |
Вторая группа, прочитайте вслух слова второго столбика. Определите, как они пишутся. | Эти местоимения имеют суффиксы –то, -либо, -нибудь, которые пишутся через дефис. |
Третья группа, прочитайте вслух слова третьего столбика. Найдите закономерность в их правописании. | Они имеет приставку кое- и пишутся с ней через дефис. |
Четвертая группа, прочитайте вслух местоимения четвертого столбика. Найдите закономерность в их правописании. | Приставка кое- отделена от местоимения предлогом и поэтому пишется отдельно. |
В опорном конспекте на тему «Местоимение» запишите такую напоминалку:
Кое-, -либо, - то, - нибудь – чёрточку не позабудь!
1. Работа с текстом Ф.Кривина Прочитайте текст про себя. Чтение вслух по ролям.
Умные спорщики.
Собрались однажды местоимения и заспорили. Одно местоимение начало рассказывать.
- В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто. Встретил некто некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?
А второе местоимение говорит:
- Ну что это за рассказ? Вот я расскажу так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. Что у него осталось?
Третье местоимение посмеялось и говорит:
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никуда не шел, никого не встречал, ничего не находил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.
- Эх вы, глупые спорщики, - сказало четвертое местоимение. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить да и не о ком. Значит, и говорить нечего.
Задание:
- Учащиеся 1-го варианта выписывают неопределенные местоимения из рассказа 1-го местоимения; 2-го варианта - из рассказа 2-го. Объяснить правописание местоимений.
Вопрос учителя.
– Местоимения какого разряда употребили 3-ий и 4-ый спорщик? Не знаете? О местоимениях этого разряда мы поговорим на следующем уроке.
2. Работа в парах.
Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.
1. Поздно вечером (:) постучался к нам.
2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.
3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.
4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.
5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.
Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.
РАБОТА В ПАРЕ ПО КАРТОЧКАМ
Индивидуальное задание (для слабых ребят)
Задание. Заменить повторяющееся существительное подходящими по смыслу местоимениями. Определить разряд вставленных местоимений.
В доме у нас жил ёжик, ёжик (он) был ручной. Когда ёжика (его) гладили, ёжик(он) прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика (его) прозвали Пушком. (Г. Скребицкий).
Поработайте редактором: исправьте ошибки в употреблении местоимений.
Цель: отработка умений правильного употребления местоимений в речи.
- Бабушка присела около печки: возле её было теплее.
- Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
- Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.
- А.П.Чехов, он родился в Таганроге.
- Гусь среди их был самый старый и степенный.
- Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
Проверка! Бабушка присела около печки: возле нее было теплее.
- Когда у нее получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
- Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять шкуру.
- А.П. Чехов родился в Таганроге.
- Гусь среди них был самый старый и степенный.
- Из их окна раздавались звуки знакомой мелодии.
Вывод:- Теперь, я надеюсь, ребята, вы будете следить за своей речью и грамотно употреблять местоимения.
Графический диктант.
1. (Не)сколько
2. Какой(либо)
3. (Кое)(с)кем
4. (Кое)какие
5. Чей(то)
6. Сколько(нибудь)
7. (Не)кто
8. (Кое)(о)чём
Проверь себя!
1. С 2. Д 3. Р 4. Д 5. Д 6. Д 7. С 8. Р
5. Рефлексия «Закончи предложение»
« Сегодня я убедился, что…»
« Теперь я умею …»
« Я знаю, что неопределённое местоимение …»
6. Подведение итогов
Учитель: - Скажите, ребята, цели, которые были поставлены перед вами в начале урока, достигнуты?
- Верно. Мы познакомились с разрядом неопределенных местоимений, выяснили, как они образуются, как их правильно писать, изменять и употреблять в речи. Путем логических умозаключений, с помощью интуиции, внимательности и ваших знаний была получена информация о неопределенных местоимениях. Благодарю всех за работу. Выставляются оценки с карточки учета.
- Творческое задание: составить забавный рассказ или сказку с использованием неопределённых местоимений на тему: «Однажды вечером».
На "5" - составить вопросы по теоретическому материалу по теме "Местоимение" (письм.) или задания для игры "Четвертое лишнее"
Всем спасибо за внимание! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».
Урок проводится в 6 классе с целью систематизирова и обобщить материал по теме "Местоимение"...
Конспект урока: Местоимение и другие части речи.
Повторение и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...
Конспект урока Местоимение
Тема «Повторение по теме «Местоимение».Цель: Повторение и обобщение знаний о местоимении.Задачи: 1. Обобщить и систематиз...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока на тему «Определительные местоимения. Повторение разрядов местоимений»
Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....
Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс
Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс...