Конспект урока "Неопределённые местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Иванова Светлана Вячеславовна

Конспект урока для учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc85.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Неопределённые местоимения.

Класс: 6.

Тип урока:  открытие новых знаний.

Цель: знакомство учащихся с особенностями неопределённых местоимений.

Задачи:

1. Образовательные:

1) дать учащимся понятие о неопределённых местоимениях,

2) научить видеть различия между неопределёнными и другими местоимениями.

2. Развивающие:

1) формировать коммуникативные умения учащихся,

2) развивать умение находить в тексте неопределённые местоимения.

3. Воспитательные:

1) воспитывать у учащихся культуру общения,  

3) воспитывать интерес к русскому языку.

Структура урока:

  1. Организационный момент и мотивация.
  1. Актуализация  знаний.
  1. Постановка учебной задачи.
  1. Решение учебных задач.
  1. Рефлексия.
  1. Вывод по уроку и оценивание.
  2. Домашнее задание.

 Технические средства обучения: ноутбук, проектор.

Методическая литература:  Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцева Л. А. и др. Русский язык. 6 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.

Ход урока

  1. Организационный момент и мотивация.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок я хочу начать с небольшой легенды.

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу, знаменитому баснописцу Эзопу, купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс...язык. "Почему ты

– то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад». принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?"-спросил Ксанф. "Конечно, -ответил Эзоп.-Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?"

-Согласны ли вы с мнением Эзопа?

-Скажите, пожалуйста, всё ли разнообразие русского языка мы изучили?

-Над какой большой темой мы работаем?

II.  Актуализация знаний. 

Фронтальный опрос.

- Что такое местоимение?

- Перечислите изученные разряды местоимений, приведите примеры.

III. Постановка учебной задачи.

-Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки,

О чем-то кричали ему.

Какой - то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял,

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти,

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах...

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

                          (Ю. Коваль)

-О чём это стихотворение?

-Кто поплыл?

-Какие чайки летали?

-Кто встретит?

-Какой дельфин?

-Какие люди?

Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске.

Кто-то поплыл

Кто-то думал

Кто-нибудь встретит

Какие-то чайки

Какие-то люди

Какой-то дельфин.

-Что можно сказать об этих местоимениях?

Выделенные местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки, количества и называются неопределёнными.

Тема урока: Неопределённые местоимения.

Чему на уроке хотели бы научиться?

Цели урока:

-уметь находить неопределённые местоимения;

-узнать, как пишутся;

-выяснить, какую синтаксическую роль выполняют в предложении. (Цели определяют ученики).

- Подумайте, почему неопределённые местоимения так называются? (Предлагаются варианты учащихся).

-Что расскажет нам "Толковый словарь Ожегова"?

(1-точно не установленный;  2-не вполне отчётливый).

-Дайте определение и сверьтесь с учебником.

Учитель поясняет, что эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности.

IV. Решение учебных задач.

1). Задание. Прочитайте предложения, вставьте подходящие по смыслу неопределённые местоимения и определите их синтаксическую роль.

а) Поздно вечером ...постучал к нам.

б) На берегу реки росла... пышная зелень.

в) Расскажите... о вашей поездке по стране.

г) Товарищ вытащил из шкафа... книг.

д) Вскоре мы заметили на дороге... чёрное.

(делается вывод о синтаксической функции неопределённых местоимений).

-Как пишутся эти местоимения?

-Отчего зависит написание неопределённых местоимений?( Ученики затрудняются дать ответ на данный вопрос).

-Для решения данной проблемы выполним следующее задание.

2). Работа в парах

Задание:1.Проанализировать, от каких местоимений образуются данные слова?

2.Каким способом образуются?

3.Как пишутся?

4.Составить модель.

Карточка№1.

кое-кто, кое-что, кое-как.

Карточка№2

Кто-либо ,чей-либо, какой-либо, сколько-либо.

Карточка№3

Кто-то, чей-то, какой-то, сколько-то.

Карточка№4

Кто-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, сколько-нибудь.

Карточка №5

Некто, нечто, некоторый, несколько.

Выступление групп, предложение версий, защита моделей.

3).Словообразовательная игра "Ромашка".

                     (Подготовлена ромашка: в середине написано «Кто», а на лепестках – «Не-», «Кое-», «-нибудь», «-то», «-либо».)

            Задание. Образуйте с помощью данных морфем неопределённые местоимения.

                        Вывод:

                       - Как образуются неопределённые местоимения? (Неопределённые мест. образуются от вопросительных местоимений: кто, что, который, сколько при помощи    приставок НЕ- и КОЕ-, а также суффиксов –ТО, -НИБУДЬ, ЛИБО).

                      4).Работа с учебником.

Из упражнения 541 выписать местоимения, объяснить их написание.

При проверке обнаруживаем местоимение кое о ком.

-Как написали? Где можно узнать о написании подобных местоимений?

Делаем вывод: неопределённые местоимения с предлогами пишутся раздельно.

V. Рефлексия.

Продолжи предложения:

Я научился...

Могу научить...

Хочу узнать...

Хочу сказать...

VI. Вывод по уроку и оценивание.

-Все ли цели достигнуты?

-Всё ли узнали о неопределённых местоимениях?

Зона ближайшего развития. Как изменяются неопределённые местоимения?

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру "Море" с использованием неопределённых местоимений.

- Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Местоимение и другие части речи.

Повторение  и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...

Конспект урока Местоимение

Тема «Повторение по теме «Местоимение».Цель:           Повторение и обобщение знаний о местоимении.Задачи:  1. Обобщить и систематиз...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока на тему «Определительные местоимения. Повторение разрядов местоимений»

Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....

Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс

Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс...