Конспект урока "Неопределённые местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Неопределённые местоимения.
Класс: 6.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: знакомство учащихся с особенностями неопределённых местоимений.
Задачи:
1. Образовательные:
1) дать учащимся понятие о неопределённых местоимениях,
2) научить видеть различия между неопределёнными и другими местоимениями.
2. Развивающие:
1) формировать коммуникативные умения учащихся,
2) развивать умение находить в тексте неопределённые местоимения.
3. Воспитательные:
1) воспитывать у учащихся культуру общения,
3) воспитывать интерес к русскому языку.
Структура урока:
- Организационный момент и мотивация.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Решение учебных задач.
- Рефлексия.
- Вывод по уроку и оценивание.
- Домашнее задание.
Технические средства обучения: ноутбук, проектор.
Методическая литература: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцева Л. А. и др. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
Ход урока
- Организационный момент и мотивация.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок я хочу начать с небольшой легенды.
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу, знаменитому баснописцу Эзопу, купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс...язык. "Почему ты
– то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад». принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?"-спросил Ксанф. "Конечно, -ответил Эзоп.-Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?"
-Согласны ли вы с мнением Эзопа?
-Скажите, пожалуйста, всё ли разнообразие русского языка мы изучили?
-Над какой большой темой мы работаем?
II. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
- Что такое местоимение?
- Перечислите изученные разряды местоимений, приведите примеры.
III. Постановка учебной задачи.
-Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки,
О чем-то кричали ему.
Какой - то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял,
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах...
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
(Ю. Коваль)
-О чём это стихотворение?
-Кто поплыл?
-Какие чайки летали?
-Кто встретит?
-Какой дельфин?
-Какие люди?
Давайте запишем словосочетания в тетради и на доске.
Кто-то поплыл
Кто-то думал
Кто-нибудь встретит
Какие-то чайки
Какие-то люди
Какой-то дельфин.
-Что можно сказать об этих местоимениях?
Выделенные местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки, количества и называются неопределёнными.
Тема урока: Неопределённые местоимения.
Чему на уроке хотели бы научиться?
Цели урока:
-уметь находить неопределённые местоимения;
-узнать, как пишутся;
-выяснить, какую синтаксическую роль выполняют в предложении. (Цели определяют ученики).
- Подумайте, почему неопределённые местоимения так называются? (Предлагаются варианты учащихся).
-Что расскажет нам "Толковый словарь Ожегова"?
(1-точно не установленный; 2-не вполне отчётливый).
-Дайте определение и сверьтесь с учебником.
Учитель поясняет, что эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в данном тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности.
IV. Решение учебных задач.
1). Задание. Прочитайте предложения, вставьте подходящие по смыслу неопределённые местоимения и определите их синтаксическую роль.
а) Поздно вечером ...постучал к нам.
б) На берегу реки росла... пышная зелень.
в) Расскажите... о вашей поездке по стране.
г) Товарищ вытащил из шкафа... книг.
д) Вскоре мы заметили на дороге... чёрное.
(делается вывод о синтаксической функции неопределённых местоимений).
-Как пишутся эти местоимения?
-Отчего зависит написание неопределённых местоимений?( Ученики затрудняются дать ответ на данный вопрос).
-Для решения данной проблемы выполним следующее задание.
2). Работа в парах
Задание:1.Проанализировать, от каких местоимений образуются данные слова?
2.Каким способом образуются?
3.Как пишутся?
4.Составить модель.
Карточка№1.
кое-кто, кое-что, кое-как.
Карточка№2
Кто-либо ,чей-либо, какой-либо, сколько-либо.
Карточка№3
Кто-то, чей-то, какой-то, сколько-то.
Карточка№4
Кто-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, сколько-нибудь.
Карточка №5
Некто, нечто, некоторый, несколько.
Выступление групп, предложение версий, защита моделей.
3).Словообразовательная игра "Ромашка".
(Подготовлена ромашка: в середине написано «Кто», а на лепестках – «Не-», «Кое-», «-нибудь», «-то», «-либо».)
Задание. Образуйте с помощью данных морфем неопределённые местоимения.
Вывод:
- Как образуются неопределённые местоимения? (Неопределённые мест. образуются от вопросительных местоимений: кто, что, который, сколько при помощи приставок НЕ- и КОЕ-, а также суффиксов –ТО, -НИБУДЬ, ЛИБО).
4).Работа с учебником.
Из упражнения 541 выписать местоимения, объяснить их написание.
При проверке обнаруживаем местоимение кое о ком.
-Как написали? Где можно узнать о написании подобных местоимений?
Делаем вывод: неопределённые местоимения с предлогами пишутся раздельно.
V. Рефлексия.
Продолжи предложения:
Я научился...
Могу научить...
Хочу узнать...
Хочу сказать...
VI. Вывод по уроку и оценивание.
-Все ли цели достигнуты?
-Всё ли узнали о неопределённых местоимениях?
Зона ближайшего развития. Как изменяются неопределённые местоимения?
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру "Море" с использованием неопределённых местоимений.
- Спасибо за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».
Урок проводится в 6 классе с целью систематизирова и обобщить материал по теме "Местоимение"...
Конспект урока: Местоимение и другие части речи.
Повторение и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...
Конспект урока Местоимение
Тема «Повторение по теме «Местоимение».Цель: Повторение и обобщение знаний о местоимении.Задачи: 1. Обобщить и систематиз...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока на тему «Определительные местоимения. Повторение разрядов местоимений»
Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....
Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс
Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс...