Односоставные предложения 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
поурочное планирование 8 класс | 21.51 КБ |
презентация к уроку | 737 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Односоставные предложения"
Вид урока: изучение нового.
Цели:
- Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.
- Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.
- Научить различать двусоставные предложения от односоставных.
- Изучить новую терминологию.
- Формировать культуру речи учащихся.
- Способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования развивающе-систематизирующих упражнений, подобранных с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся.
Основные задачи:
- Учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление.
- Учащиеся должны приобрести навыки анализа предложений данной конструкции.
- Учащиеся должны овладеть нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.
Приемы: беседа, фронтальный опрос, коллективная работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, творческая работа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
(слайд 1)
Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит выполнить большой объём работы: повторить изученные орфограммы, выполнить словарную работу, тест; оценить свою работу; а самое главное, решить проблему по новой теме, которая называется «Виды односоставных предложений». Но в начале мы выполним словарную работу. (слайд 2)
– Откройте тетради, запишите число, тему.
II. Словарная работа.
– На столах у вас лежат листочки, возьмите их и вставьте пропущенные орфограммы. (слайд 3)
– А теперь обменяйтесь карточками и проверьте. Проверка. (слайд 4)
– Выставьте оценки. (слайд 5)
III. Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Учитель: Итак, вернёмся к теме нашего урока. (слайд 6)
– Ребята, а как вы думаете, есть ли проблема в изучении нашей темы?
– В чём она заключается?
- нужно изучить односоставные предложения.
- увидеть, чем они отличаются от других.
- мы не знаем терминологию односоставных предложений
- не знаем, что объединяет и разделяет односоставные
Учитель: А теперь подведём итог всему сказанному и сформулируем проблему: место односоставных предложений в разделе «Синтаксис и пунктуация».
Пользуясь схемой, назовите цели урока. (слайд 7)
Молодцы! (слайд 8)
- познакомиться с односоставными предложениями и углубить знания о них;
- учиться находить односоставные предложения и отличать их от двусоставных;
- изучить новую терминологию;
- формировать культуру речи учащихся.
– Чтобы решить эту проблему, добиться этих целей, вы должны внимательно слушать меня, прислушиваться к мнению одноклассников. Свои ответы высказывать в тактичной форме, не перебивая друг друга, давая высказаться до конца.
IV. Тренировочные упражнения.
А) работа по развитию речи.
Учитель: А сейчас, составьте несколько предложений, используя словосочетания из словарной работы. Самое грамотное мы запишем.
– Сделайте синтаксический разбор предложения. Охарактеризуйте по ЦИОВ. (слайд 9) (повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное).
Истинный друг не оставит в беде. (на доске)
– Это предложение двусоставное, но есть и другой вид. Какой? (односоставные)
Перестройте его, сделав односоставным. (записываем)
Вывод: простые предложения бывают односоставные и двусоставные (слайд 10).
Б) Учитель:
– А теперь распределите данные предложения на 2 группы по наличию второстепенных членах. (слайд 11). Проверяем устно.
– Глядя на предложения, какой можно сделать из этого вывод? (они бывают распространённые и нераспространённые.)
Вывод: как и двусоставные предложения, односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
– Что объединяет, а что разделяет односоставные предложения? (слайд12).
B) Работа с учебником.
Учитель: Обратимся к учебнику теории § 17 на с.74 -75. читая теорию, вы должны продолжить предложения (слайд 13, 14)
Продолжи ответ.
- Односоставные предложения – это ..
- По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы ...
- По значению и форме выражения главного члена глагольные предложения делятся на…
- Если главным членом ОП является подлежащее, то оно считается…
Учитель: Всё, о чём мы говорили, я объединила в схему. Давайте ещё раз закрепим, читая схему. (слайд 15, 16)
V. Самостоятельная работа.
А) Выборочный диктант.
Учитель: Итак, теперь я буду читать вам предложения, а вы на слух выписываете в тетрадь через точку с запятой только грамматическую основу, определяя, чем выражены главные члены. (подлежащее или сказуемое) (слайд 17)
- Вижу горы и долины.
- Кому-то принесли от мастера ларец.
- Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
- Одной рукой и узла не развяжешь.
- К вечеру похолодало.
- Летнее утро.
- Рассвет.
Проверка. (устно)
Б) Индивидуальная работа.
Учитель: Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся три вида работ. Вы можете выбрать то задание, которое вам больше нравится. Время у вас ограничено. 5 минут.
(слайд 18)
Вариант 1.
Выпишите односоставные предложения:
- На перевале караван задержался.
- Тянуло вечерней прохладой.
- Присаживаемся к костру.
- Густой туман. Изморось.
- Дождь гонит с гор ветер.
- С утра морозит.
- Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.
- К вечеру похолодало.
- Снежинки медленно падали на сырую землю.
(на доске)
Вариант 2.
Распространите односоставные предложения.
- Тишина.
- Вечереет.
- Не укроешься.
- Сижу и читаю.
- Дружба.
- Лес.
- Похолодало.
(на доске)
Вариант 3.
Творческая работа.
Написать сочинение-миниатюру «Осень».
Проверка.
- Первое задание высвечивается на экране, затем дается правильный ответ.
- Второе задание выполняется на доске.
- Третье задание пишется в тетрадях и сразу зачитывается.
Все оценки выставляются по ходу выполнения всех работ.
(слайд 19)
Проверь себя: Выпишите односоставные предложения:
- На перевале караван задержался.
- Тянуло вечерней прохладой.
- Присаживаемся к костру.
- Густой туман. Изморось.
- Дождь гонит с гор ветер.
- С утра морозит.
- Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.
- К вечеру похолодало.
- Снежинки медленно падали на сырую землю.
Курсивом (а в презентации – зелёным цветом) высвечиваются односоставные предложения.
В) Проверочный тест. (если есть возможность – на компьютере).
(если нет возможности протестировать на компьютере – безмашинный вариант теста). Приложение 2
VI. Обобщение. Итоги урока.
(слайд 20)
Учитель: Итак, наш урок подошёл к концу. Давайте вернёмся к целям урока и посмотрим, удалось ли нам решить их сегодня.
Домашнее задание разноуровневое: (слайд 21, 22)
§ 17, составить план в ОК.
1. Записать 5 пословиц.
2. Найти в произведениях М.Ю. Лермонтова 5 примеров односоставных предложений и записать.
3. Сочинение-миниатюра "Парк зимой".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды односоставных предложений
Вставьте пропущенные буквы: Исти..ый друг, ледя..ой дом, украше..ый класс, лица сосредоточе..ы, написа..о мною, непроше..ые гости, срубле..о дерево, стари...ый дом, блюда изыска..ы, огни погаше..ы, ко-жа..ая куртка, выдума..ая история, деньги изыска..ы, соедине..ы вместе, она рассея..а.
Проверка задания Истинный друг, ледяной дом, украшенный класс, лица сосредоточенны, написано мною, непрошеные гости, срублено дерево, старинный дом, блюда изысканны, огни погашены, кожаная куртка, выдуманная история, деньги изысканы, соединены вместе, она рассеянна.
"5" -нет ошибок "4" - 1-2 ошибки "3" - 3-4ошибки "2" - > 4 ошибок
Виды односоставных предложений
познакомиться с …; учиться находить ... и различать ...; изучить ...
Цели урока: Познакомиться с видами односоставных предложений и углубить знания о них; учиться находить односоставные предложения и отличать их от двусоставных; изучить новую терминологию; формировать культуру речи учащихся.
Ц - по цели И - по интонации О (по количеству грам. основ; по характеру основы) В - второстепенные члены - основа
Простые предложения Односоставные Двусоставные
Мороз. Морозит. С утра сильно морозит. Вечер. Тихий вечер наступил. Вечереет. Быстро вечереет в зимнее время. Зима. Очень холодная зима.
Односоставные предложения объединяет разделяет один ненужность способ значение главный 2-го выражения предло- член гл. члена главного жения для понимания члена предложения
Глагольные и именные 2. По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы ... Предложение, в котором есть один главный член (подлежащее или сказуемое) 1. Односоставные предложения – это ...
назывным Если главным членом ОП является подлежащее, то оно считается… По значению и форме Выражения главного члена глагольные предложения делятся на… Определённо-личные Неопределённо-личные Обобщённо-личные Безличные
НАЗЫВНОЕ НЕОПРЕДЕЛЁННО- ЛИЧНОЕ БЕЗЛИЧНОЕ Односоставные предложения ОПРЕДЕЛЁННО- ЛИЧНОЕ Проверь себя ОБОБЩЁННО- ЛИЧНОЕ
Односоставные предложения Глагольные Именные я мы вы кто-то назывные ты они все Лес. Просека. 1) определенно- 2) неопределенно- 3) обобщённо- личные личные личные Пойдемте в сад. В дверь постучались. Цыплят по осени считают. 4) безличные Пахнет сеном над лугами. ? ? ? ?
1. Вижу горы и долины. 2. Кому-то принесли от мастера ларец. 3. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. 4. Одной рукой и узла не развяжешь. 5. К вечеру похолодало. 6. Летнее утро. 7. Рассвет.
Выпишите односоставные предложения: 1. На перевале караван задержался. 2. Тянуло вечерней прохладой. 3. Присаживаемся к костру. 4. Густой туман. Изморось. 5. Дождь гонит с гор ветер. 6. С утра морозит. 7. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей. 8. К вечеру похолодало. 9. Снежинки медленно падали на сырую землю.
Проверка задания 1. На перевале караван задержался. 2. Тянуло вечерней прохладой. 3. Присаживаемся к костру. 4. Густой туман. Изморось. 5. Дождь гонит с гор ветер. 6. С утра морозит. 7. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей. 8. К вечеру похолодало. 9. Снежинки медленно падали на сырую землю.
Цели урока: Познакомиться с видами односоставных предложений и углубить знания о них; учиться находить односоставные предложения и отличать их от двусоставных; изучить новую терминологию; формировать культуру речи учащихся.
Домашнее задание разноуровневое: § 17, составить план в ОК. 1. Записать 5 пословиц. 2. Найти в произведениях М.Ю. Лермонтова 5 примеров односоставных предложений и записать. 3. Сочинение-миниатюра "Парк зимой".
спасибо за урок ! все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения
Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."
Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...
Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс
Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"
Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....
Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса
В схематичном сжатом виде таблица представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...
Односоставные предложения. Группы односоставных предложений. Определённо-личные односоставные предложения
Конспект урока по русскому языку для 8 класса...