Урок-открытие нового знания "Предложения с прямой речью"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 5
Авторы УМК: Авторы УМК: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012
Тема урока: Предложения с прямой речью
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока: формировать представление о предложениях с прямой речью, их строении и пунктуационном оформлении; вырабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью.
Задачи урока:
- знать, что такое прямая речь;
- учиться отличить слова автора от прямой речи;
- уметь находить прямую речь в предложении и пунктуационно грамотно оформлять её на письме;
- воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову.
Планируемые результаты | Личностные УУД Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Познавательные УУД Владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Регулятивные УУД Искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы Предметные умения: развить умение формулировать определение понятий;∙ ввести понятие предложения с прямой речью;∙ формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;∙ ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;∙ развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;∙ обогащать словарный запас учащихся;∙ совершенствовать орфографические умения∙ |
Основные понятия | Прямая речь, слова автора, кавычки |
Формы обучения | Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая |
Методы обучения | По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемно - поисковый |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, работа в группах, парах, самостоятельная работа |
Оборудование | ЭОР: презентация, компьютер, проектор. Бумажные: карточки с заданиями, учебник. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент | Когда мы улыбаемся, Мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся Подарками судьбы. Пусть этими подарками для вас станут хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А я надеюсь на вашу активную работу на уроке Открыли тетради, записали число, классная работа | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: мобилизация внимания Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками Регулятивные: саморегуляция |
1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. | - Посмотрите фрагмент мультфильма (Слайд 2) -Из какой сказки данный эпизод? Кто догадался? -Подумайте, как бы вы оформили это предложение, и затем запишите его в тетрадь. -Прочитайте, как вы оформили данное предложение на письме. -Почему ваши мнения разошлись? -А чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? -А знаете ли вы, как эти предложения называются? -А хотели бы вы узнать? -А схемы таких предложений вы умеете составлять? -А хотели бы научиться? - Давайте разбираться. | Отвечают на вопрос учителя Записывают предложение в тетрадь Отвечают на вопросы учителя. - Не знаем, как правильно оформить данное предложение на письме - Как правильно оформлять такие предложения на письме - Нет - Да - Нет -Да | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Цель этапа:выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | - Прочитайте данное предложение. ---Что в этом предложении интересного, необычного? -Кто произносит первую часть предложения? -Прочитайте вторую часть предложения -Чьи это слова? -А как вы догадались? -А кто передаёт нам слова рыбки? -А как говорящий произносит эти слова? Он их изменяет или передаёт дословно, прямо, точь-в-точь, без изменения? -Так кто же догадался, как называются предложения, в которых речь передаётся прямо, дословно, без изменений? - Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её. -Запишите тему урока в свою тетрадь -Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Что нам нужно узнать? Чему мы должны будем научиться? -Ребята, так что же такое прямая речь, как вы поняли? - Давайте сверим своё открытие с учебником и посмотрим, какое определение прямой речи даёт нам учебник -Правильно мы с вами сделали вывод о том, что такое прямая речь? -В предложениях с прямой речью различают слова автора и собственно прямую речь. Давайте посмотрим, как же оформлено предложение с прямой речью у Пушкина. ( Слайд 3) -Где стоят слова автора? -А прямая речь? -Как оформлена прямая речь? -А как вы думаете, почему прямая речь заключена в кавычки? -Пишется прямая речь с какой буквы? -А после слов автора ставится - Можем ли мы теперь исправить ошибки и правильно оформить знаками препинания наши предложения? - Исправьте ошибки, которые вы допустили в оформлении предложения с прямой речью. - А почему перед словом старче стоит запятая? Кто мне объяснит? | Читают предложение -Предложение состоит из двух частей. - Автор Читают - Рыбки - Автор подсказывает нам, кому принадлежат эти слова - Автор, говорящий -Он их передаёт дословно, прямо, точь-в-точь, без изменения - Это предложения с прямой речью - Предложения с прямой речью Записывают тему урока в тетрадь -Выяснить, что такое прямая речь, научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, научиться составлять схемы предложений с прямой речью. - Это дословная передача чужой речи от лица говорящего Работа с учебником (читают теорию) - Да - В начале предложения - После слов автора - Заключена в кавычки - Обозначены границы прямой речи, и эти слова переданы как есть, без изменения - С заглавной, большой - Двоеточие - Можем Работают с предложением - Обращение, выделяется запятой на письме | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно Коммуникативные: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи Принятие и сохранение учебной задачи (Р1) |
3) Этап первичного закрепления Цель этапа:проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Физминутка | -Давайте обобщим, что же мы узнали с вами о предложениях с прямой речью. - Теперь давайте составим схему к данному предложению. Слова автора в схеме обозначаются буквой А, а прямая речь - буквой П. Кто желает составить схему к данному предложению? -Всё ли правильно мы сделали, давайте посмотрим. (Слайд 3) - Что вы заметили? - А как ставятся знаки препинания в предложении, где прямая речь предшествует словам автора? (Слайд 4) - Самостоятельно составьте схему к данному предложению. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 4) - Давайте рассмотрим схемы, которые принято использовать для записи предложений с прямой речью. Что вы заметили? ( Слайд 5) - Мы с вами славно потрудились, а теперь отдохнём(Слайд 6) - Отдохнули? Теперь потренируемся. Объяснительный диктант. Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, составить схемы предложений. Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет». Воевода говорит: «Петушок опять кричит». Князь им вымолвил тогда: « Добрый путь вам, господа». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом!» -Обратите внимание, что в словах автора всегда есть слова-говорения. Назовите мне эти глаголы-говорения -Бывает так, что некоторые люди используют в речи один глагол. Это обедняет речь. Чтобы у нас с вами этого не произошло, давайте продолжим этот ряд своими словами Устно Давайте поиграем в игру «Живые слова» - Приготовьте карточки из конверта. Вы должны будете составить схему данного предложения, держа карточки в руках. Участвуют все члены команды. 1 команда «Здравствуй барыня-сударыня!» - говорит старик своей старухе. 2 команда И ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, спору нет». Пока команды готовятся, остальные работают со мной. Устно. Игра «3 лишений» Укажите лишнее предложение в ряду , объясните свой выбор. 1.За невестою своей королевич Елисей между тем по свету скачет. 2.Учитель спросил: «Вы читали сказки Пушкина?» 3.А.С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки!» | - Прямая речь состоит из слов автора и прямой речи, всегда пишется с большой буквы, заключена в кавычки, после слов автора ставиться двоеточие Один учащийся по желанию работает у доски, остальные на местах - Правильно составили схему к предложению - Вопросительный знак ставится внутри кавычек -Если прямая речь стоит перед словами автора, то между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы, а прямая речь заключается в кавычки Составляют схему, делают вывод. - Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек, а точка после них. Выполняют упражнения Один учащийся работает у доски (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается. -Говорит, вымолвил, отвечает -Сказала, произнесла, поинтересовалась, крикнула, проворчала, пошептала, объявила и т д Дети делятся на две команды. Ребята находят лишнее предложение и объясняют свой выбор. Проверяется правильность выполнения задания командами (Слайды 7,8) | Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений |
4) Этап самостоятельной работы Цель этапа: поиск оптимального решения учебной задачи | - А теперь я вам предлагаю поработать самостоятельно. А работать вы будете в группах. | Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1 группа: восстановите авторский текст, прочитайте предложения, объясните знаки препинания: Пуще прежнего старуха бранится Грусть-тоска меня съедает Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись рыбке. Князь печально отвечает.
Балда мыслит Этого провести не шутка! Молвил он Как бы здесь на двор окошко нам проделать?
1.Народ- то над ним насмеялся. Поделом тебе, старый невежа! 2. Что за диво! Всё так чисто и красиво. Старший молвил. (Тексты заданий напечатаны на карточках) | Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности: формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка |
5) Этап включения в систему знаний и повторения Цель этапа: закрепить полученные знания на практике; тренировать способность к самоконтролю и самооценке | - А теперь самостоятельная работа. Предлагаю поработать вам самостоятельно и проверить свои знания на практике. Тест по теме «Предложения с прямой речью» (задания напечатаны на карточках). ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Поменяйтесь тетрадями, проверьте задания по ключу (Слайд 9) Творческое задание Составить связный текст на тему « Скоро, скоро Новый год», используя предложения с прямой речью. Давайте закончим предложения, данные на слайде (слайд 10) Прямая речь - это слова…. В предложениях с прямой речью различают…. Прямая речь заключается ….. и всегда пишется ….. | Выполняют тест Работа в парах. Меняются тетрадями и проверяют работу друг друга, ставят оценку. Работают самостоятельно Учащиеся продолжают предложения | Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач Коммуникативные: владение диалогической формой речи, формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Личностные: развитие «Я концепции» Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка |
6)Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа:зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. | - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке. Кто уверен, что понял тему урока, поднимите зелёную карточку. -Вы считаете, что поняли тему, но есть ещё вопросы – жёлтую. -Красную, если не поняли тему, было трудно. - Молодцы! Спасибо за работу! Домашнее задание (слайд 11): (на выбор) Выучить параграф 30 на стр.143. Выписать из русских сказок 5 предложений с прямой речью и составить схемы к этим предложениям. Составить мини – сочинение «Однажды на прогулке», используя предложения с прямой речью. | Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают карточки соответствующего цвета На краю стола у каждого ученика лежат карточки трех цветов: желтые, зелёные, красные. Записывают домашнее задание | Регулятивные: контроль, оценка своих достижений, осознание трудностей. Личностные: учебно – познавательный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учёбе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке. |
Используемая литература
- Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.5класс»/ И.П.Васильевых; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2009.
- Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. –9 – е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012.
- Русский язык. 5класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой/ Авт. – сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2004.
Приложение 1
Задания для групп
1 группа «Собери предложения»
Восстановите авторский текст, прочитайте предложения, объясните знаки препинания:
Пуще прежнего старуха бранится
Грусть-тоска меня съедает
Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись рыбке.
Князь печально отвечает.
2 группа. Отредактируйте предложения, объясните знаки препинания:
Балда мыслит Этого провести не шутка!
Молвил он Как бы здесь на двор окошко нам проделать?
3группа.
Из двух предложений составьте одно с прямой речью, объясните знаки препинания.
- Народ- то над ним насмеялся. Поделом тебе, старый невежа!
2. Что за диво! Старший молвил
Приложение 2
Тест по теме «Предложения с прямой речью»
1) Найдите и укажите номер предложения с прямой речью ( знаки препинания не расставлены)
1.Под окном Гвидон сидит, молча на море глядит.
2. Молвит он Коль жив я буду, чудный остров навещу, у Гвидона погощу.
3. Жил старик со старухой у самого синего моря.
2) Составьте схему предложения
1. Отвечает ей она Там, в лесу, стоит одна.
3) Укажите номер предложения, где допущена пунктуационная ошибка.
1. « Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед»,- старушоночка сказала.
2. Отпустила и сказала: « Не кручинься, бог с тобой».
3. Вот из моря вылез старый Бес и спросил- Зачем ты, Балда, к нам залез?
4)Укажите номер схемы, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.
1. «П» ? – а.
2. А: «П!»
3. А: «П».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Параллельные прямые. Аксиома параллельных. Урок открытия новых знаний.
Структура и ход урока представлены в соответствии с ФГОС ООО. Имеется перечень используемых ЭОР к данному уроку....
Технологическая карта урока по математике. 6 класс Тип урока: открытие новых знаний Тема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Технологическая карта урока по математике. 6 классТип урока: открытие новых знанийТема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.Цели:I. Образовательно-развивающая:1. Выведение и усв...
Конспект урока открытия нового знания по теме: "Вертикальные углы. Перпендикулярные прямые"
Разработка урока открытия нового знания по теме: "Вертикальные углы. Перпендикулярные прямые", учебник Бунимович Е.А....
Презентация к уроку открытия нового знания по теме: "Вертикальные углы. Перпендикулярные прямые"
Разработка урока открытия нового знания по теме: "Вертикальные углы. Перпендикулярные прямые", учебник Бунимович Е.А....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Технологическая карта урока Предмет Русский языкКласс 7Тема Дееприч...