Параллельные прямые. Аксиома параллельных. Урок открытия новых знаний.
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему
Структура и ход урока представлены в соответствии с ФГОС ООО. Имеется перечень используемых ЭОР к данному уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parallelnye_pryamye._urok_onz.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Аксиома параллельных прямых.
Предмет: геометрия. Класс: 7. УМК: Л.С. Атанасян и др.
ФИО учителя, школа: Егорова Наталья Владимировна, МОУ СОШ № 1 г. Можайска
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: 1) сформировать у учащихся способность к понятию аксиомы, следствия;
2) сформировать умение доказывать существование прямой, параллельной данной;
3) продолжить формировать способность у учащихся к умению решать задачи по теме;
4) развивать интеллектуальные навыки : анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, математическую речь;
5) воспитывать математическую культуру учащихся, умение оценивать результаты своего труда и труда своих одноклассников.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.
Структура и ход урока
№ п/п | Этапы урока | Название используемых ЦОР и ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 4) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Познавательные универсальные учебные действия | Время, мин | |
1. Организационный этап | |||||||
1 | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие, проверка готовности к уроку. Определяет тему, цель урока, доводит до учащихся план работы и значимость темы. | Включаются в учебную работу. Делают соответствующие записи в рабочих тетрадях. | 1 | |||
2. Актуализация знаний | |||||||
2 | Проверка домашней работы. Повторение теорем, применяемых для их решения. | Презентация 1. Слайд 1, 2 | Организует проверку решения домашних задач. Организует повторение теорем, применяемых для их решения.
| Проверяют решение домашних задач. Отвечают на вопросы. | Структурируют собственные знания | 5 | |
3. Мотивация учебной деятельности учащихся | |||||||
3 | Постановка цели и задач урока. | Презентация 1. Слайд 3 | Предлагает решить задачу: Через точку А, не лежащую на прямой а, проведите прямую, параллельную прямой а. Сколько таких прямых можно провести? | Выполняют предложенное задание. Фиксируют индивидуальное затруднение. | Принятие и сохранение учебной задачи. | 3 | |
4 | Выявление места и причины затруднения. | Выясняет, на какой вопрос задачи не удалось ответить и почему. | Отвечают, что не знают, сколько прямых, параллельных данной прямой, можно провести. | Формулирование проблемы. | 1 | ||
5 | Построение проекта выхода из затруднения. | Руководит деятельностью учащихся: 1) предлагает дать определение параллельных прямых, 2) перечислить признаки параллельности прямых, 3) выбрать соответствующий признак для построения параллельных прямых. Выполняет построение на доске под комментарий учащихся и записывает доказательство. Вопросы учащимся: «Всегда ли через точку, не лежащую на прямой, можно провести прямую, параллельную данной?», «Сколько прямых, параллельных данной, можно провести через точку, не лежащую на данной прямой?», «Можно ли доказать, что через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной?» | Выделяют понятие параллельности прямых, дают определение, перечисляют признаки исследуемого понятия, выбрав соответствующий поставленной задаче, приступают к ее решению. Делают построения и записывают ход решения. Проводят доказательство. Ответы: «Да», «Одну», затрудняются. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие. | |||
6 | Реализация построенного проекта. Беседа об аксиомах по п. 27. Решение задачи. Сообщения о роли Евклида и Лобачевского. Следствия по п. 28 | Презентация 1. Слайды 4-7 | Рассказывает об аксиомах как об основных положениях геометрии, примеры аксиом из учебника. Сообщает о роли Евклида и Лобачевского в решении этого вопроса. Предлагается сделать вывод из услышанного. «Это утверждение – аксиома?» «Чем отличается это утверждение от нашей задачи?» Знакомит с понятием следствия, предлагает прочитать следствие 1, смоделировать ситуацию в парах, сделать рисунок в тетрадь, обговорить доказательства. Заслушивает некоторых учащихся. Предлагает прочитать доказательства в п. 28, сверить со своими выводами. Аналогично рассматривается следствие 2. | Слушают. «Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной» «Да». «В аксиоме говорится о единственности такой прямой, а мы построили эту прямую (т.е. она существует)» Моделируют, зарисовывают в тетрадь, обговаривают доказательства. | Построение речевых высказываний в устной форме. Построение логической цепи рассуждения, доказательство. | 15 | |
Физ. минутка | Презентация 3 videouroki.net | Организует проведение физминутки. | Выполняют упражнения. | 2 | |||
4. Закрепление в знакомой или измененной ситуации | |||||||
7 | Первичное закрепление. №197 из учебника | Вызывает ученика к доске, оказывает при необходимости помощь. | Работают в тетрадях и привлекаются по ходу решения задачи к необходимой помощи однокласснику, вызванному для ее решения. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие, знаково-символические действия, использование общих приемов в решении задач. | 3 | ||
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой. Р.т. №105, задача для самостоятельного решения | Устанавливает уровень усвоения и причины выявленных ошибок. Осуществляет устную проверку решения по рисунку на доске. | Анализируют свою работу, обсуждают проверку решения, выражают свои затруднения. | Рефлексия способов и условий действия, знаково-символические действия, использование общих приемов в решении задач. | 5 | ||
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | |||||||
9 | № 200 из учебника | Предлагает учащимся, справившимся с самостоятельной работой наметить план решения задачи. Оказывает помощь учащимся, не справившимся с самостоятельной работой. | Знакомятся с текстом задачи, обсуждают в парах решение, намечают план решения. Просматривают анимацию. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, знаково-символические действия, использование общих приемов в решении задач. | 7 | ||
6. Информация о домашнем задании | |||||||
10 | Постановка домашнего задания. Домашнее задание: п. 27, 28, в. 7-11, №196 (1 уровень), 198 (2 уровень), 200 (3 уровень) оформить решение. Подготовить рефераты о Лобачевском и Евклиде. | Комментирует домашнее задание. | Записывают в дневник. | 1 | |||
7. Рефлексия учебной деятельности. | |||||||
11 | Рефлексия. Подведение итогов урока | Итоги работы класса, учащихся в парах и отдельных учащихся | Оценивают свою работу на уроке и определяют моменты затруднений. | Самооценка процесса и результатов деятельности. | 2 | ||
Всего | 45 |
Таблица 4.
Перечень используемых ЦОР и ЭОР на данном уроке
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЦОР и ЭОР |
1 | Аксиома параллельных прямых | Информационный | Презентация к уроку | |
2 | Физминутка | Практический | Анимация | |
3 | Задача № 200 на следствие из аксиомы параллельных прямых. | Практический | Презентация | |
4 | Презентации к учебнику | Информационный, практический | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...
технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания
Разработка технологической карты урока по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...