Развитие коммуникативной культуры старших школьников: аспекты требований ФГОС
статья по русскому языку (11 класс)
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnoy_kultury_starshih_shkolnikov_aspekty_trebovaniy_fgos.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Савельева Е.О., учитель
русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 137 Калининского района
Санкт-Петербурга
Развитие коммуникативной культуры старших школьников: аспекты требований ФГОС.
Понятие коммуникации
Что такое «Коммуникация»? Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и «communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать» [Бориснев, 2003: 6]. Именно на обучение коммуникации как взаимодействию человека с другими людьми, с окружающим его социальным миром по своей сути была и остается нацеленной любая школа с древности до современности.
Зачем учить коммуникации?
Умение общаться - это залог безопасности и успеха как самого обучающегося, так и окружающего его общества, государства. Именно умение общаться вне зависимости от культуры, к которой принадлежит человек, позволяет ему удовлетворить основные потребности.Очевидно, что умение общаться с окружающими людьми является сегодня необходимым для удовлетворения потребностей всех семи уровней. В частности, коммуникативные умения дают человеку возможность зарабатывать средства для удовлетворения физиологических потребностей в жилье, пище, лечении, позволяют построить отношения с людьми, удовлетворяющие потребность в уважении и признании, создать семью и удовлетворить, таким образом, потребность быть принятым, любить и быть любимым и т.д. Все вышесказанное подтверждает важность формирования коммуникативной культуре у школьников в учебном процессе.
А кто сказал, что коммуникации нужно учить в школе?
Требования к результатам обучающихся (личностным, метапредметным, предметным), многие из которых связаны с коммуникацией, устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) соответствующей ступени обучения. На сегодняшний день для нас актуален ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО), уже внедряемый сегодня в образовательных учреждениях, и ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО), к внедрению которого школа готовится.
Каковы требования к результатам обучения в основной школе?
Что касается 5-9 классов, то во ФГОС ООО требования к результатам освоения основной образовательной программы, в том числе в области овладения коммуникативными умениями, детализируются, конкретизируются, их общий уровень повышается.
Так, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: знание языка своего народа, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)[по: ФГОС НОО].
Что относится к коммуникативным УУД в основной школе (5-9 класс)?
В основной школе универсальные учебные действия учащихся имеют более сложную структуру, однако их основные виды остаются теми же. Итак, в 5-9 классе мы формируем у учащихся следующие универсальные учебные действия:
1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией – это умение:
Слушать и слышать друг друга;
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
Спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:
Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом.
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – это:
Определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
Планирование общих способов работы;
Обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать.
4. Работа в группе (включая ситуацию учебного сотрудничества и проектные формы работы) – это умение:
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
Переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества – это:
Уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
Адекватное межличностное восприятие;
Готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности – это:
Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
Речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализованной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий [Асмолов, 2010 (б): 57-59].
Чего от нас ждут?
Итак, на вопросы «зачем?» и «что?» мы в статье ответили.
На вопрос «зачем?» формировать коммуникативные умения у школьников ответ был очевиден, педагогическая общественность, педагог-практик в той или иной степени осознавал и принимал эту необходимость всегда.
На вопрос «что?», т.е. «Что должно стать результатом образования?» ответ дан в стратегических документах системы образования – ФГОСах, которые мы подробно рассмотрели в части, касающейся нашей опытно-экспериментальной работы.
На вопрос «как?», т.е. «Как формировать и диагностировать коммуникативную культуру учащихся?» ответ педагогической общественности должны дать мы, наша школа. Это цель нашей опытно-экспериментальной работы.
Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи:
Изучение, анализ, создание банка уже существующих технологий и методов формирования у учащихся коммуникативных умений;
разработка и апробация в учебном процессе инновационных методов и приемов формирования коммуникативной культуры ;
повышение квалификации в области формирования коммуникативной культуры;
информирование учителей о результатах работы по теме (распространение опыта);
разработка и апробация методов диагностики и мониторинга уровня сформированности у учащихся коммуникативной культуры.
Это системная работа педагогического коллектива, в которую вносит свою лепту каждый из нас.
Продуктами нашей работы должны стать опубликованные и представленные педагогической общественности района и города методические материалы по проблемам формирования коммуникативной культуры в образовательном процессе в рамках ФГОС. Это качественные авторские тексты(сборники заданий методических разработок/заданий для учащихся, статьи, публикации в Инетрент-ресурсах, диагностики, возможно дистанционные курсы для педагогов и т.д.), которые открывает учитель из другой школы, читает, использует в образовательном процессе и думает: «Спасибо! Какие вы молодцы, что сделали это! Благодаря вашим разработкам я трачу меньше времени на подготовку, а мои занятия становятся более эффективными! Теперь я знаю, как формировать коммуникативные умения по ФГОС и как проводить их диагностику!»
Литература:
1. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 2010 (а).
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 (б).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Режим доступа: http://standart.edu.ru
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Режим доступа: http://standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решени...
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...
Всероссийский семинар Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС
Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса литературы...
Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры: аспект требований ФГОС"
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом школа обеспечивает решение следующих задач:пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересо...
Спортивные игры на уроке физической культуры: аспекты требований ФГОС
В методическую разработку включены подвижные игры для учащихся 1-4 классов, используемых на уроках физической культуры....
Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы) 2017г.
Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии:аспект требований ФГОС (из опыта работы) 2017г....
Всероссийский семинар Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС
Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса литературы...