Урок "Синтаксический разбор предложений с различными видами связи" (подготовка девятиклассников к итоговой аттестации)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Краев Михаил Николаевич

Разработка урока"Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический разбор".(в ходе урока отрабатываются элементы подготовки в ОГЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx31.58 КБ
Файл prezentatsiya_30.pptx88.88 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

"Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический разбор".(в ходе урока отрабатываются элементы подготовки в ОГЭ)

  • Краев Михаил Николаевич, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

  Цели:

  • Познавательные:
  • актуализация и закрепление знаний о сложных предложениях с различными видами связи;
  • отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора);
  • научить обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака;
  • отработать  элементы анализа текста;
  • «уразумение схем, по которым из отдельных слов строятся сложные мысли» О.А. Добиаш.
  • Развивающие:
  • научить осуществлять основные мыслительные операции;
  • развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
  • развивать потребности к речевому самосовершенствованию.
  • Воспиттательные:
  • воспитание добрых чувств, уважения к людям, живущим рядом;
  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
  • воспитание интереса и любви к русскому языку.

  Задачи урока:

  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.
  • Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.
  • Активизировать правильность интонирования предложений с различными видами связи в устном высказывании и при чтении.
  • Обобщить представления об экспрессивных возможностях    данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования.
  • Актуализировать приемы сжатия текста

  Методические приемы: проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения, сравнительный анализ предложений; синтаксический и пунктуационный анализ предложений; составление схем предложений и их характеристика; наблюдения над интонацией сложных предложений с различными видами связи; схематический диктант; анализ текстатекстом; подведение итогов урока; запись домашнего задания;

  Методы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
  • по организации деятельности: индивидуальные, парные, фронтальные.

  Оборудование: мини презентация

  Прогнозируемый результат: предполагается     понимание  учащимися синтаксического     принципа пунктуации и,  как следствие, овладение ими пунктуационной зоркостью.

ХОД УРОКА

  I. Организационный момент

  II. Постановка цели урока

Мотивация.

  Слово учителя:

    Сегодня  урок совершенствования знаний, умений, навыков.  Обращаю ваше внимание на эпиграф  к  нашему уроку. Это слова профессора-лингвиста О.А.Добиаш : «…задача синтаксиса состоит в уразумении схем, по которым из отдельных слов строятся сложные мысли»  Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать сложные предложения?                     (1минута)

  Ученики выдвигают предположения:                                            (2 минуты)

  Слово учителя: 

      Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь -взволнованной и торжественной. 
Вспомните цель прошлого урока и сформулируйте цель этого урока. Будут ли они одинаковые, если нет, то в чем принципиальная разница.

  Учитель (корректирует выводы и цель урока): Если на  прошлом уроке мы изучили «Сложные предложения с различными видами связи», то на  этом уроке должны: закрепить данное понятие; отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора), уметь производить синтаксический разбор, обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака- все эти умения являются не только подготовкой к ОГЭ, но и обогатят вашу речь

  III. Актуализация знаний по теме

Фронтальный опрос:

  Учитель:  Какая  синтаксическая конструкция называется «Сложное предложение с различными видами связи»? (Если в состав СП включены предложения, соединенные между собой различными видами связи: сочинительной, бессоюзной, то такая конструкция называется  СП с различными видами связи.)  (3минуты)

  IV. Повторение первичных знаний о СП с различными видами связи

Задания такого типа формируют умение школьника сопоставлять сходные явления, группировать факты языка по сходным признакам.

Использование проблемного задания. Учитель предлагает сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и  чем они отличаются.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517583/img1.gif

Ученики сравнивают, сопоставляют и делают выводы.

  Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.
  Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

  V. Схематический диктант. (Один ученик чертит схемы на доске)

 ( Контроль умения учащихся осознавать структуру предложения через выражение её в схеме).

Учитель дважды читает каждое предложение. Ученики, не записывая предложения, на слух составляют схемы прочитанных предложений и сравнивают после с представленными учителем схемами. Взаимопроверка. Проверка. Оценивание  своей работы

  • Я не мог пропустить тигра: кустов тут мало, а трава ещё не поднялась.
  • В тайге может возникнуть ощущение, что за вами кто-то скрытно наблюдает.
  • Зверь слышал: по берегу кто-то идет, и этот шум его насторожил.
  • Тигр предпочитает довольствоваться одной жертвой – волк при случае передавит все живое в округе.

                  (5 минут)http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517583/img5.gif

  VI. Изучение нового материала

Учитель предлагает  самостоятельно изучить  памятку:

План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи

1 по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное)

2  по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное)

3 по наличию грамматических основ (простое или сложное количество простых предложений).

4. Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.

5 Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.

6 Объяснить расстановку знаков препинания.

7. Составить схему предложения.

Для анализа предлагается стихотворение А Дементьева

Учитель: подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Ни о чём не жалейте

Никогда ни о чём не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить. 

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось,
Да надежды, как птицы, парили в душе. 

Не жалейте своей доброты и участья,
Если даже за всё вам усмешка в ответ;
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство,
Не жалейте, что вам не досталось их бед. 

Никогда, никогда ни о чём не жалейте –
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берёт он из вашей души. 

Никогда, никогда ни о чём не жалейте –
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но ещё гениальнее слушали вы. 

Ученики готовятся, читают стихотворение про себя, затем выразительно.

  Учитель: определите идею стихотворения.

Ученики отвечают.

  Учитель: найдите предложение с разными видами связи и сделайте синтаксический разбор.

 Не жалейте своей доброты и участья,
Если даже за всё вам  усмешка в ответ,
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство,
Не жалейте, что вам не досталось их бед. 
Один из учеников производит разбор на доске.

Проверяем, оцениваем каждый свою работу.                                (15 минут)

  7. Работа с текстом учитель читает текст в слух…..

  Учитель: Подумайте, чем «созвучны» эти тексты Озаглавьте текст. Запишите основную мысль

 (1) Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. (2) Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3) И никто не сказал – добрым. (4) Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота.

  (6) Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

   (7)Добрые чу…ства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (8) Если добрые чувства (не) воспита..ы в детстве, их (н..)когда (не) воспитаеш.., потому (что) они усваиваются одновреме(н,нн)о с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это це(н,нн)ость жизни, чужой, своей, жизни животного мира и р..стений. (9)В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.

  (10) Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. (11) Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. (12) Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. (13)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека (по Д. С. Лихачеву).

  Учитель:  Итак, ваши варианты заглавий текста, В чем заключается основная мысль текста, как она перекликается со стихотворением А.Дементьева?

  Текст раздается обучающимся.

 Учитель.  Прочитайте его. (Отрабатывается умение видеть главное и выделять). Карандашом подчеркните ключевые слова, микротемы текста. Ученики обдумывают и выполняют задание. Корректируют в парах варианты ответов. Высказывают свое мнение. Оценивают свои действия.

  Учитель: ставит задачу произвести сжатие первой части текста, используя, если это целесообразно, предложение с различными видами связи. (14 минут)

Предлагается небольшая презентация по тексту.                                (3 минуты)

Проверка правильности сжатия текста Выводы , Самооценивание.

  Домашнее задание: 1. Найти в тексте предложение с разными видами, сделать синтаксический разбор.

2. Произвести сжатие остальных частей текста.                        (1 минута)

   9. Промежуточный контроль по теме. Самостоятельная работа. Схематический диктант

  10. Анализ промежуточного контроля                                 (1 минута)

  11. Итог урока                                                                           (2 минуты)

Учитель оценивает работу класса в целом  и по персоналиям.

  Рефлексия:                                                                                 (2 минуты)

– Какая сквозная тема прослеживалась на нашем уроке?
– Достигли ли мы с вами совместно поставленной цели?
– На каком этапе должны были подтвердить слова профессора О.А.Добиаш.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный анализ текста Текст Тема текста Идея текста Стиль текста Тип речи Основные орфограммы и пунктограммы

Слайд 2

« А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество». ( М.Цветаева) эпиграф

Слайд 3

Дмитрий Сергеевич Лихачев Литературовед , историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.

Слайд 4

Нужна эмоциональная школа воспитания добрых чувств Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (словарь Ожегова) Доброта=человечность ( доброта, доблесть, теплота сердца, душевная красота, добрые чувства, ласка, эмоциональная культура, чуткость, отзывчивость, истина )

Слайд 5

Микротемы текста 1.Без доброты невозможна душевная красота. 2 . Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. 3 . Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека .) Микротема – тема каждого абзаца в тексте.

Слайд 6

Приемы сжатия (компрессии) текста Обобщение Упрощение Исключение

Слайд 7

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, какими они хотят стать. Они называли многие ценные человеческие качества , но никто не говорил о доброте. Неужели доброта не является такой же доблестью, как мужество и храбрость? Без нее нет душевной красоты . Компрессия 1 абзаца (1) Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. (2) Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным … (3) И никто не сказал – добрым. (4) Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...

Тесты 2 варианта. Сложное предложение с разными видами связи. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Разные виды тестовых заданий. Хорошая подготовка к заданию 14 ОГЭ и заданию 19 ЕГЭ....

Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)

Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Сложное предложение с разными видами связи. Подготовка к ЕГЭ ID:123096

Задания могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ...