Конспект урока "Знаки препинания при однородных членах предложения"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме:

 «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи».

Цели:

  • обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»,
  • закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;
  • развивать регулятивные универсальные учебные действия – целеполагание, планирование и организация деятельности;
  • познавательные исследовательские действия – поиск информации, переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
  • развитие культуроведческой компетенции;

Оборудование: распечатки заданий (Приложение 1, 2, 3), учебник Греков, Крючков, Чешко Русский язык. 10-11-ый класс; мультимедийная презентация «Однородные члены предложения».

Ход урока

I. Организация урока.

Вступительное слово учителя.

Запись числа, классной работы, темы урока.  

II. Целеполагание

С понятием «ОЧП» встречаетесь впервые? В каких классах изучалась тема?

- Какая пунктуационная проблема связана с однородными членами предложения? (расстановка знаков препинания).  

- Включена ли данная тема в задания ЕГЭ?  

  • предметная - обобщить и систематизировать знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»;
  • закрепить навыки и умения постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, т.е. уметь определять структуру предложения;
  • составлять предложения с однородными членами предложения,
  • развивать умение планировать свою деятельность по изучению той или иной темы.

III. Основная часть урока.

1. Беседа.

- Где необходимы нам эти знания, навыки, для чего будем работать с этой темой ? ( в части А - однородные члены предложения, сложносочиненные предложения, постановка двоеточия – различие БСП и однородных членов предложения, в части В – В5,В6, В8; при работе с текстом в части С).

- Какие формы работы будут уместны при отработке этой темы? (работа с предложениями, расстановка знаков препинания, с теорией, составление своих предложений, тест).

- Возникает вопрос: что такое однородные члены предложения?

Однородными являются члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, равноправны и независимы друг от друга, связаны сочинительной связью, которая выражается с помощью интонации или интонации и сочинительных союзов, какая интонация? - интонация перечисления.

- Назовите основные признаки однородных членов предложения.

2. Работа с теорией.

-Дома вам было необходимо выписать в тетрадь примеры предложений к каждому утверждению данного слайда. Причем примеры из художественных произведений.

3. Проверка домашнего задания.

 Послушаем____________.

- Обратите внимание на сочетания слов, которые не являются однородными.

4. Работа с теорией.

-Какая связь может быть между однородными членами? (бессоюзная и союзная сочинительная)

- Какие союзы связывают однородные члены предложения? (сочинительные)

Назовите основные типы сочинительных союзов  ( соединительные - «и это и то»: и, да=и, тоже, не только …но и, как…так и, ни…ни, также; разделительные – «или то, или это»: или, либо, то..то, не то..не то; противительные - «не то, а это»: а, но, да (=но), однако, зато).

- Какие союзы не вызывают проблем и почему? (противительные, всегда ставится запятая), основную трудность вызывают соединительные и разделительные.

5. Освоение предметного содержания.

-   Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, что нужно уметь? (Находить основы предложения, отличать простое или сложное, находить однородные члены предложения, знать правила расстановки знаков препинания).

- Дома вы должны были повторить все случаи постановки знаков препинания при однородных членах.  

- Работа с распечатками, закрепление навыков (Приложение 2). Расставьте знаки препинания, составьте схемы и графически объясните условия постановки знаков препинания между однородными членами, соотнесите со схемами в учебнике. Комментарий к предложениям:

 - Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными членами предложения.

Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, НО лишенный многих необходимых знаний, упорства И  мужества, погружался в блеск славы (К.Паустовский). 2. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов  И  падал в темноту, вырывая из нее ТО полосатую будку часового, ТО бронзовый памятник полководцу, ТО  колонну, украшенную замершими листьями (К.Паустовский). 3. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно ИЛИ  разговаривает сам с собой, ИЛИ  свистит, ИЛИ  поет,  ИЛИ  сшибает палкой сухие листья (К.Паустовский).

- Вспомним постановку знаков препинания при обобщающих словах. Те, кто дома не выполнил данное задания, делают записи в тетрадях.

 - Работа с распечатками, закрепление навыков (Приложение 2). Расставьте знаки препинания, составьте схемы и графически объясните условия постановки знаков препинания между однородными членами, соотнесите со схемами в учебнике. Комментарий к предложениям:

- В ЕГЭ есть задание А 23, которое проверяет знание учащимися темы « Знаки препинания при ОЧП. Именно с такими заданиями мы сейчас поработаем. (Приложение 2)

6. Самостоятельная работа. (Приложение 3)

7. Индивидуальная работа. (Тесты:1, 5, 11)

8. Взаимопроверка.

9. Работа по предупреждению речевых ошибок.

- С употреблением однородных членов предложения связаны не только пунктуационные, но и грамматические и речевые ошибки. Умение находить подобные ошибки проверяется в А5 ЕГЭ.

А) Сообщение учащегося с презентацией. (Индивидуальная работа.)

Б) Тренинг. (Приложение 2).

10. Изобразительно-выразительные особенности ОЧП.

Сейчас пойдет речь об изобразительно-выразительных возможностях конструкций с однородными членами предложений. Мы понаблюдаем над тем, как используются их экспрессивные свойства в художественных произведениях.
Наиболее часто однородные члены в художественной литературе используются при создании портрета персонажа. Почему?
В рассказе «Бежин луг» из цикла «Записки охотника» И.С. Тургенев описывает встречу автора-повествователя с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное. Рассмотрим портретную характеристику одного из них, Кости.
Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, – на его языке, по крайней мере, – не было слов.
– К какому типу речи относится этот отрывок? (К описанию.)
– Найдите однородные члены предложения, подчеркните их в тексте. Какие это члены предложения? (Однородные определения, сказуемые.)
– Какова роль однородных определений в создании портрета мальчика? (Они позволяют подробно, детально описать внешность человека, его внутреннее состояние.)
– В какой последовательности дается описание Кости? (Возраст, черты лица: губы, глаза.)
– Чем привлек повествователя этот мальчик? (Своим задумчивым и печальным взором. Это внутренняя характеристика героя.)
– С помощью каких однородных определений описывает автор глаза героя? (Большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза.)
– Как вы понимаете выражение жидким блеском блестевшие? Почему именно так описывает автор глаза? (Это глаза с блеском, а значит, умные, любопытные, пытливые, но в то же время они задумчивы и печальны. Именно этот контраст улавливает повествователь. Этим и привлекает к себе внимание четвертый мальчик.)
– Какими частями речи выражены однородные сказуемые? (Краткими прилагательными и причастиями: невелико, худо, заострено; существительным с предлогом: в веснушках.)
– Как помогают они в описании героя? (Описывают размер, форму, цвет. ОЧП позволяют описать героя подробно, передать все детали так, чтобы мы могли ясно представить его.)
– При описании трех других мальчиков ни одно слово не повторяется. Для нового портрета Тургенев находит и новые слова. Читатель благодаря экспрессивности ОЧП, которые передают мельчайшие детали портрета, зрительно представляет себе героя.

-  На использовании однородных членов предложения основаны некоторые средства художественной выразительности, работа с которыми вам предлагается в задании В8. Какие?

(Стилистические фигуры речи – градация, бессоюзие, многосоюзие).

Индивидуальное сообщение с презентацией.

Теперь нам с помощью эксперимента нужно определить функцию многосоюзия при именах существительных в роли однородных подлежащих.

МАТЕРИ

И первый шум листвы еще неполной,
И след зеленый по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо –
Мне всякий раз тебя напоминают.
(А.Твардовский)

– Каким чувством проникнуто стихотворение? (Трогательным чувством любви к матери.)
– Перестройте предложение – опустите повторяющиеся союзы.
– Что изменилось? (Исчезает эмоциональность, стихотворение становится нейтральным по настроению, преобладает интонация перечисления) Повторяющиеся союзы позволяют поэту плавно переносить свои воспоминания с одного родного места, связанного памятью с матерью, на другое.)
– Твардовский умело использует экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами. Стоит опустить союз – и теряется эмоциональная окраска предложения, исчезает музыкальность фразы.

Отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение поэтов и писателей к слову помогли нам насладиться языком художественной литературы.

Задание (приложение № 3)

- Определить, какие стилистические фигуры использованы в предложениях, данных в 5 задании и с какой целью; предложения не записывать, а записать только название используемого приёма и его роль в предложении (5 задание в раздаточном материале) – работа в парах

  1. И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и чёрная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи.(Блок) – многосоюзие- увеличение союзов в предложении, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.
  2. Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах,

И стаи галок на крестах.(Пушкин)

Бессоюзие – 1) помогает создать яркий, живой образ города; 2) создаёт имитацию быстрой езды, 3) придаёт речи быстроту, энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.

  1.  Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков) – восходящая градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе усиливающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение).

Подведение итогов урока, рефлексия.

Вывод по уроку

Таким образом, работа с синтаксическими конструкциями, включающими в себя однородные члены предложения, должна убедить нас в необходимости вдумчивого, внимательного подхода к их анализу, для того чтобы избежать как пунктуационных, так и грамматических и речевых ошибок; чтобы суметь в экзаменационной работе определить приём, в основу которого положено использование однородных членов, а также для точности и выразительности собственной речи, как того требует критерий проверки и оценки выполнения задания части С – К6.

Домашнее задание

Написать миниатюру с использованием однородных членов предложения на тему:

1 ряд – «Я помню чудное мгновенье…»

2 ряд – «Я не люблю…»

3 ряд – «Зимы ждала, ждала природа…»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель : обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и постановке знаков препинания при них ; совершенствовать пунктуационное и речеведческое умение по теме с целью подготовки к ЕГЭ .

Слайд 2

Признаки однородных членов: 1)отвечают на один и тот же вопрос; 2) являются одним членом предложения; 3) относятся к одному и тому же слову; 4) обычно выражены одной и той же частью речи; 5) произносятся с перечислительной интонацией.

Слайд 3

1. ОЧП образуют сочинительное словосочетание. 2. Однородными могут быть любые члены предложения. 3. ОЧП могут быть отделены друг от друга другими членами предложения. 4. ОЧП могут быть распространенными и нераспространенными. 5. ОЧП выражаются не только словами одной части речи, но и словами разных частей речи. 6. В однородный ряд могут входить цельные словосочетания и фразеологизмы. 7. В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Слайд 4

Не являются однородными членами предложения:

Слайд 5

2)Повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицами не , так: верь не верь, думать так думать; 3) сочетания двух глаголов, из которых первый является лексически неполным: возьму и скажу . 4) Устойчивые сочетания (фразеологизмы)с двойными союзами: ни взад ни вперед, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

Слайд 6

По значению сочинительные союзы, которые стоят при однородных членах, делятся на три группы: 1. Соединительные и, да (в значении и), также, тоже, не только…но и, как…так и, ни..ни, и…и 2. Противительные а, но, да (в значении но), однако, зато 3. Разделительные или, или… или, либо, либо… либо, не то…не то, то… то

Слайд 7

Пурга, сильный ветер остановили путников. Много лет жили и трудились в Сибири потомки Ермака Тимофеевича. Снег и ветер , солнце и дождь сменяли друг друга во время нашего путешествия. , ,

Слайд 8

Мы были не только удивлены, но и обрадованы . Гаврила хотел что-то возразить, да сжал губы. , ,

Слайд 9

Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. , ,

Слайд 10

Она взяла вилку и нож и начала есть .

Слайд 11

, , , , , , фразеологизм

Слайд 12

1)Щеки румяны и полны и смуглы. 2) Там были розы и георгины гладиолусы и незабудки. 3) Скрывайся и таи и чувства и мечты свои. 4) Я не то чтобы сердилась на него но не одобряла его поступок. 5) И день и ночь на берегу я бесконечность стерегу средь свиста грохота и шума. 6) Ему нравилось гулять по паркам и лесам наблюдать за людьми и птицами и природой. 7) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество.

Слайд 13

Весной оживает всё : леса, луга, поля. Леса, поля, луга — всё оживает весной. Всё : леса, поля, луга — оживает весной. , : , , — , , : , — …

Слайд 14

Цветы, как-то : лютики, одуванчики, васильки – росли на лугу. , КАК-ТО: , , - … Хорь понимал действительность, то есть : отстроился, накопил деньжонку, ладил с хозяином и прочими властями. , то есть : , , . Он поет о косе, о пашне, об урожае, о трудовом поте – словом , о том, на что мы, люди порядочные, привыкли смотреть свысока. , , , - словом, …

Слайд 15

В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А.П.Чехов) Среди птиц насекомых словом всюду даже в воздухе чувствовалось приближение осени. (И. Тургенев) Мне казалось что все и крики газетчиков и заводские гудки и торопливые свистки паровозов имеет какое-то отношение к моему приезду. (М. Горький)

Слайд 16

На собрании постановили: 1. … 2. … Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; отдавал себя, свое поколение в жертву, но заступался за новых людей, за их убеждения и желания. (И. Тургенев)

Слайд 17

Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки. Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения. Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина. Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм. А23 П роверка , , ,

Слайд 18

П роверка Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением будто усталости или скуки. Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду. То ль от зноя то ль от стона подошла усталость. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. 1 А2 3

Слайд 19

П роверка Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм сердит глядит исподлобья. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове. Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное но и страшное зрелище. В гимназии Саша опять стал учиться ни то ни 11 се. 2 А2 3

Слайд 20

П роверка Всякий вечно забывал в кухне или шапку или кнут или что-нибудь подобное. Что-то смешное и детское виделось в её лице. Слезы ни к селу ни к городу опять полились из ее глаз. Она была умна и весела добра и ласкова со всеми. 3 А2 3

Слайд 21

Ответы Вариант 1. 1. 1 2. 1 3. 2 4. 2 5. 2 Вариант 2. 1. 1 2. 4 3. 1 4. 3 5 . 3

Слайд 22

1. В горах и долинах, в лугах и пастбищах уже появились весенние цветы. 2. В документальном фильме нам хотелось бы показать и рассказать немного о жизни современной деревни. 3. Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв. 4. Рекомендую дамам не выходить без мужа или без дубинки. 5. На столе стояли тарелки, чашки, бокалы и разная посуда. 6. Если весной выйти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

Слайд 23

Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, – на его языке, по крайней мере, – не было слов.

Слайд 24

МАТЕРИ И первый шум листвы еще неполной, И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук валька на речке, И грустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо – Мне всякий раз тебя напоминают. (А.Твардовский)

Слайд 25

Домашнее задание: 1. Выучить теоретический материал. 2. Написать миниатюру с использованием однородных членов предложения на тему: 1 ряд – «Я помню чудное мгновенье…» 2 ряд – «Я не люблю…» 3 ряд – «Зимы ждала, ждала природа…»



Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Контрольная работа

по дисциплине: «Синтаксис. Пунктуация»

                                                        Выполнил:

                                                                       Слушатель факультета ДПО

                                                                       Пшеничнова И.В.

 

г. Москва, 2016 г.

Понятие об однородных членах предложения.

Однородными называются два или несколько членов предложения, связанных друг с другом сочинительной связью. Сочинительная связь состоит в том, что слова соединяются друг с другом как равноправные, не зависящие друг от друга; ни одно из них не служит для пояснения другого. Однородными членами бывают:

а) два или несколько подлежащих при общем для них сказуемом, например: Армяне, грузины, черкесы, персияне теснились на неправильной площади (П.);

б) два или несколько сказуемых при общем для них подлежащем, например: Кипела, торопилась, грохотала жизнь (Т.);

в) два или несколько второстепенных членов, зависящих от одного и того же члена предложения и отвечающих на один и тот же вопрос, например: По улице ветер гнал перья, стружки, пыль. (М. Г.) Быстро, бешено неслась тройка. (Н.) Стал накрапывать редкий, мелкий дождь. (Ч.)

Сочинительная связь выражается или союзами и интонацией, или без союзов, только интонацией. В предложении Катилася широкой пеленой родная Волга ровно, величаво однородные обстоятельства связаны только интонацией перечисления;

они произносятся одинаковым тоном, каждое - со своим логическим ударением, между ними имеется пауза. В предложении В эту ночь я не спал и не раздевался (П.) однородные сказуемые связаны союзом и интонацией; при одиночном союзе и пауза между однородными членами отсутствует; но если этот союз повторяется, то пауза бывает: И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (П.)

Союзы, связывающие однородные члены, называются сочинительными.

Однородные члены обычно имеют одинаковую грамматическую форму, как в выше приведённых примерах, но это не обязательно: например, в предложении Она слушала его со страхом и жадно (М. Г.) однородные обстоятельства выражены существительным в косвенном падеже с предлогом и наречием.

Однородные члены могут быть распространёнными, Так, в предложении Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо (Т.) однородные сказуемые распространены обстоятельствами.

Иногда однородными являются синтаксически неразложимые сочетания слов; например, в предложении.

Целый день бродил я из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу (П.) однородными обстоятельствами являются: 1) из комнаты в комнату, 2) с кровли на кровлю, 3) с лестницы на лестницу.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, например: Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своём лице и причёске. (Л. Т.) В этом предложении имеются два ряда однородных членов: сказуемые не думала и не помнила и дополнения о лице и причёске.

Союзы, связывающие однородные члены предложения.

 

Сочинительные союзы, служащие для связи однородных членов, по своему основному значению бывают с о е д и н и т е л ь н ы е, р а з д е л и т е л ь н ы е, п р о т и в и т е л ь н ы е и с о п о с т а в и т е л ь н ы е.

1. С о е д и н и т е л ь н ы е союзы и, ни - ни, да (= и) и др.

Союз и может быть и одиночным, и повторяющимся. Одиночный союз и, когда однородных членов несколько, ставится перед последним и подчёркивает, что перечисление закончено, например: Бесконечно скрипят арбы, повозки, двуколки и фургоны. (Сераф.) Повторяющийся союз и, как правило, ставится перед каждым однородным членом и придаёт высказыванию добавочное усилительно-перечислительное значение: Вот уже и стука, и крика, и бубенцов не слыхать. (Т.)

Союз ни - ни употребляется вместо союза и в отрицательных предложениях и может быть только повторяющимся. Ср.:

Он не имел брата и сестры.- Он не имел ни брата, ни сестры. (Л.)

Союз да (==и) может быть и одиночным, и повторяющимся;

при повторении он придаёт высказыванию, как и союз и, усилительно-перечислительное значение, но не может стоять перед первым однородным членом: 1) Сосны лишь да ели вершинами шумели. (П.) 2) Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат... (П.)

2. Р а з д е л и т е л ь н ы е союзы или (иль), либо, то - то, не то - не то и др.

Разделительные союзы или и либо показывают, что из перечисленного однородными членами возможно что-либо одно;

они могут быть как одиночными, так и повторяющимися, например: 1) Иногда мёртвой змеей проплывёт жердь или бревно. (М. Г.) С чужим я либо робел, либо важничал. (М. Г.) В случае повторения они нередко придают предложению добавочное перечислительное значение, например: Евсеич или забавлял нас рассказами, или играл с нами, или слушал моё чтение. (А.)

Союз то - то может быть только повторяющимся; он указывает на чередование действий или предметов: Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто. (Т.) То тюлень позвонит, то олень (Чук.)

Сложный разделительный союз не то - не то, тоже только повторяющийся, указывает на неопределённость впечатления, производимого действием, предметом, качеством предмета и т. д., например: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеётся. (Ч.) Не то туман, не то дым окутывал всю рощу.

3. П р о т и в и т е л ь н ы е союзы а, но, да (= но), однако, зато и др. указывают на противопоставление одного другому и потому не бывают повторяющимися: 1) Возик свой мы не свезём, а скатим. (Кр.) 2) Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. (П:) 3) Хорош певец, да кичлив. (М. Г.) 4) Я немного поколебался, однако сел. (Т.) 5) Они [певцы] немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут. (Кр.)

4. Двойные сопоставительные союзы как - так и, не только - но и, не столько -- сколько, если не - то, хотя и - но(а). Первая часть союза ставится перед одним однородным членом, вторая - перед другим.

Союз не столько - сколько употребляется для сопоставления действий или свойств по их степени, например: Он думал не столько о предстоящем отдыхе, сколько о скорой встрече со своим старым другом. Он не столько трусливый, сколько робкий.

Союз как - так и служит только для сопоставления, например: У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах. (Гонч.) Все остальные сопоставительные союзы имеют различные добавочные значения.

Союз не только - но и подчёркивает, что, кроме обозначенного первым однородным членом, есть ещё и другое, что говорящий при сопоставлении с первым считает более важным, например: У партизан были не только винтовки, но и пулемёты.

Союз если не - то имеет добавочное условное значение, а союз хотя и-а(но)-уступительное, например: 1) На большей части их лиц выражалось если не боязнь, то беспокойство. (Л. Т.) 2) Он [мост] с виду хоть и прост, а свойство чудное имеет. (Кр-)

 

Знаки препинания между однородными членами предложения.

1. Между однородными членами, не соединёнными союзами, ставится запятая, например: Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль, под раскатами орудийного грома. (Фурм.)

2. Перед одиночным союзом, соединительным или разделительным (и, да(==и), или, либо), связывающим однородные члены, запятая не ставится.

П р и м е р ы: Ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостью. (П.) Плелись неспешно рязанские пильщики да стекольщики.(Леон.) В его движениях не чувствовалось волнения или страха.

3. Перед повторяющимися соединительными и разделительными союзами и - и, ни - ни, да - да, или - или, либо - либо, то - то, не то - не то, стоящими между однородными членами, ставится запятая.

П р и м е р ы. Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред. (П.) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну (П.) (между всеми однородными членами поставлены запятые: первые две - потому, что нет союза, последние три - потому, что союз повторяется). Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые. (П.)

П р и м е ч а н и е. Следует заметить некоторые трудные случаи постановки (или отсутствия) знаков препинания при однородных членах.

В примере Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и лечатся одинаково (П.) не поставлено ни одной запятой, так как одно и соединяет сказуемые (похожи и лечатся) и не повторяется, другое и соединяет определения (крымские и молдавские) и тоже не повторяется.

Когда однородные члены объединяются по смыслу в звенья, при постановке знаков препинания каждое звено принимается за один однородный член:

а) На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье, грохот и гром (Тютч.) - четыре однородных члена соединены попарно союзом и в два звена, между которыми нет союза; поэтому звенья разделяются запятой;

б) Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, в их сенях ветра шум и свежее дыханье, и мглой волнистою покрыты небеса, и редкий солнца луч, и первые морозы, и отдалённые седой зимы угрозы (П.) - дополнения шум и дыханье имеют общее обстоятельство (в их сенях) и определение (ветра) и являются одним звеном; поэтому они не разделены запятой, хотя дальше союз и повторяется;

в) У Ивашиных он был своим человеком и к Зине питал нежное отеческое чувство и восхищался ею (Ч.) - последние два однородных сказуемых (питал отеческое чувство и восхищался) по смыслу составляют одно звено, так как говорят об отношении к Зине; поэтому запятая между сказуемыми не ставится.

4. Никогда не разделяются запятой цельные выражения с повторяющимся союзом: и то и сё, ни то ни сё, и тот и другой, и так и сяк, и там и сям, ни туда ни сюда, и день и ночь, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни дать ни взять и подобные.

5. Перед противительными союзами а, но, да (=но) ставится запятая.

П р и м е р ы. Не род, а ум поставлю в воеводы. (П.) Воззвание было написано в грубых, но сильных выражениях. (П.) Мал золотник, да дорог. (Поел.)

В случае отсутствия противительного союза между однородными членами ставится тире, а не запятая: Здесь не житьё им - рай. (Кр.)

6. Если однородные члены соединены двойным союзом, то запятая ставится перед второй его частью (между однородны-

ми членами): Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие, то некоторую лёгкость. (Т.)

О присоединительном значении некоторых сочинительных союзов.

Некоторые из союзов (и, да в значении и) употребляются в присоединительном значении. В этом случае они добавляют то, что пришло в голову, когда мысль уже была высказана. или же присоединяют неожиданное следствие. Перед союзами с этим значением голос понижается и делается пауза. Союз да и имеет только присоединительное значение.

Перед присоединительными союзами ставится запятая; вместо запятой может быть тире и даже точка.

П р и м е р ы. 1)Ф е д о т и к (И р и н е). Сейчас на Московской у Пыжикова купил для вас цветных карандашей.. И вот этот ножичек. (Ч.) О ножичке Федотик вспомнил тогда, когда мысль была уже высказана. Союз и в этом примере имеет присоединительное значение.

2) Смотритель постоял, постоял - да и ушёл. (П.) Смотритель, вытолкнутый лакеем, в недоумении, растерянный, постоял, постоял у закрытой двери, а потом, ничего не придумав, ушёл. Добавочный характер сказуемого ушёл показан союзом да и и паузой перед ним, которая на письме обозначена тире.

3) Лизавета Ивановна была домашней мученицей. Она разливала чай, и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы, и виновата была во всех ошибках автора; она сопровождала графиню в её прогулках, и отвечала за погоду и за мостовую. (П.) В этом примере в трёх предложениях союз и имеет присоединительное значение. Он присоединяет сказуемое, которое обозначает нечто совсем неожиданное, что никак не вытекает из сказанного

раньше.

Союзы с указанными значениями могут присоединять и неоднородные члены, например: Но я даю ему работу, и очень интересную. (Остр.)

Однородные определения.

1. Определения считаются однородными, если они характеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку (т. е. они однородны логически и по смыслу). Каждое из однородных определений непосредственно связывается с определяемым существительным, и поэтому между ними можно вставить союз и. Однородные определения имеют

следующие значения:

а) служат для перечисления разновидностей предметов путём указания их отличительных признаков, например: Магазин получил шерстяные, шёлковые, льняные ткани (и шерстяные, и шёлковые, и льняные);

б) перечисляют п р и з н а к и п р е д м е т а, образуя как бы один ряд синонимов, например: Наконец приходит долгая, скучная, буранная зима (А.) (и долгая, и скучная, и буранная).

2. От однородных определений надо отличать неоднородные. Неоднородное определение относится к сочетанию из определяемого существительного и стоящего при нём определения, как к сложному названию предмета, например: Шёл длинный товарный поезд. (Ч.) В этом предложении первое определение длинный относится не к одному слову поезд, а к сочетанию товарный поезд, как к сложному названию предмета. Другой пример: Он учился в высшем учебном заведении. Такие определения не разделяются запятой.

Неоднородными являются также определения, характеризующие предмет с разных сторон, например его величину, форму, цвет, материал и т. п. Сравните: широкое асфальтовое шоссе, большая прямоугольная каменная плита, длинный красный шарф. В этом случае запятая между определениями не ставится.

П р и м е ч а н и е. Некоторые П р и м е р ы допускают разное понимание, с чем связано разное произношение и разная пунктуация. Возьмём пример:

1) Глухо тлели его крошечные, неподвижные глазки. (Т.) 2) Глухо тлели его крошечные неподвижные глазки. Этот пример можно понять так, что определения перечисляют признаки предмета, и разделить их запятыми; можно понять и так, что первое определение (крошечные) относится к сочетанию из определяемого со вторым определением (неподвижные глазки), и запятой не поставить.

Первое понимание более соответствует художественным описаниям, стремящимся к наглядности, а второе - прозаической точной речи, стремящейся к обобщению.

Возьмём ещё другой пример: 1) Мне нужен другой, острый нож. 2) Мне нижен другой острый нож. Если этот пример необходимо понять так, что второе определение поясняет первое (нужен другой, а именно острый нож, так как первый нож оказался тупым), то следует ставить запятую, если же его надо понять так, что первое определение другой относится к сочетанию острый нож (один острый нож имеется, нужен другой такой же), то запятую не следует ставить.

Согласование в числе в предложениях с однородными членами.

I. Когда ближайшее к сказуемому подлежащее или все подлежащие стоят во множественном числе, в том же числе ставится и сказуемое. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубнячок и ветлы. (Кор.) Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв. (Т.)

Когда же ближайшее к сказуемому подлежащее или все подлежащие стоят в единственном числе, согласование зависит от значения союзов и порядка слов.

Если однородные подлежащие связаны соединительными союзами или только интонацией, а сказуемое следует после них, то оно обычно ставится во множественном числе: Молодость и природа ускорили моё выздоровление. (П.) Когда же сказуемое стоит перед однородными подлежащими, оно ставится или в единственном числе, согласуясь с ближайшим подлежащим, или во множественном: Забыт шум лагерный, товарищи и братья. (Гр.) На всех лицах выражались оживление и тревога. (Л. Т.) Однако и в этом положении сказуемое, которое обозначает действие, совершаемое несколькими лицами (например, собирались, съехались, сошлись и т. п.), обязательно ставится во множественном числе. Летом обычно съезжались и брат Николай, и сестра Елена, и дядя Ваня с женой.

Когда однородные подлежащие связаны разделительными союзами, сказуемое чаще ставится в единственном числе, чтобы показать, что в каждый данный момент оно связано с каким-нибудь одним из подлежащих: 1) Пережитый страх или мгно-

венный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным. (Фурм.) 2) Иногда мёртвой змеей проплывёт жердь или бревно. (М. Г.) Если же сказуемое хотят отнести ко всем подлежащим, его ставят во множественном числе: То громкий смех, то песня раздавались в оживших комнатах старого дома.

В случае соединения однородных подлежащих противительными

союзами сказуемое согласуется в роде и числе с ближайшим к нему из однородных членов: Меня угнетала не боль, а тяжёлое тупое недоумение. (М. Г.) Не знания, а интуиция подсказала мне правильное решение.

II. Определение, относящееся к нескольким однородным определяемым, согласуется с ними в числе точно так же, как сказуемое с однородными подлежащими. Следует заметить, что определения-прилагательные более склонны к согласованию с ближайшим определяемым, например: Её великолепная шуба и шляпка не произвели никакого впечатления. (Ч.) Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут. (П.)

П р и м е ч а н и е. Это не относится к обособленным определениям: они, как правило. ставятся во множественном числе: в этих депешах была уже некоторая обстоятельность и точность, так необходимые в деле войны. (С.-Ц.)

III. Если при имени существительном имеется несколько однородных определений, перечисляющих разновидности предметов, то это существительное ставится обычно в единственном числе, например:

1) Успехи учеников в первой и второй четверти были весьма средними. 2) Количество учащихся в начальной и средней школе резко увеличилось. Множественное число предпочитается, если существительное стоит впереди прилагательных или если нужно подчеркнуть, что предметов несколько: 1) Тут были заводы авиационный, машиностроительный, металлургический. 2) Он прошёлся на гумно, скотный и конный дворы. (Л. Т.)

 

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

 

О б о б щ а ю щ и м словом называется член предложения, который является более общим обозначением для всех стоящих при нём однородных членов.

В примере В корзинке была дичь: два тетерева и утка (Гонч.) обобщающим словом является подлежащее дичь.

Обобщающим словом может быть любой член предложения, например: сказуемое -Местоположение усадьбы было хорошо: приветливо, уединенно и привольно (Т.), обстоятельство - Птица была везде: в саду, в огороде, на гумнах, на улице (А.), определение - В селе Тагинке штабы двух дивизий: Железной и Пензенской (Мал.) и т. п.

Обобщающими могут быть сочетания слов, например:

К. чернолесью также принадлежат ягодные деревья: черёмуха и рябина. (А.)

Очень часто обобщающие слова выражаются определительными и отрицательными местоимениями и местоименными наречиями: всё, никто, ничто, всегда, никогда, всюду, везде, нигде, никуда и т. д.

Однородные члены отвечают на тот же вопрос, что и обобщающее слово, при котором они стоят: В поле, в роще, в воздухе - всюду царствовало безмолвие.

Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные члены, стоящие при обобщающих словах, например:

1) Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. (Г.) (Все выделенные слова - подлежащие.) 2) В лесах, на горах, у морей и у рек - повсюду мы братьев найдём. (Л.-К.) (Все выделенные слова - обстоятельства места.)

П р и м е ч а н и е. При однородных подлежащих могут быть именные сказуемые с обобщающим значением, например: Яблоки, груши, апельсины, мандарины., виноград - фрукты,.

Двоеточие и тире при однородных членах.

1. Когда обобщающее слово стоит впереди однородных членов предложения, то перед однородными членами делается пауза, а на письме ставится д в о е т о ч и е, например: Всё вокруг переменилось: и погода, и характер леса. (Л. Т.)

2. Если однородными членами не заканчивается предложение, то после них ставится тире: Всё это: цветы, блески, звуки и запахи - давило на глаза. (М. Г.)

Если после однородных членов с предшествующим обобщающим словом по условиям контекста требуется постановка запятой (например, перед противительным союзом), то тире после однородных членов обычно опускается, например: Многие стихийные бедствия испытали на себе люди: пожары, засуху, наводнения, но это не сломило волю человека в его борьбе с природой.

3. После обобщающего слова может следовать союз или

вводное слово, предупреждающее о перечислении: как-то, а именно, например и др.; перед таким союзом или вводным словом ставится з а п я т а я, а после него д в о е т о ч и е: Ему подавались обычные в трактирах блюда, как-то: щи, мозги с горошком. сосиски с капустой. (Г.)

4. Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то в произношении после однородных членов делается пауза, а на письме ставится т и р е: В степи, за рекой,

по дорогам - везде было пусто. (Л. Т.)

5. Перед обобщающим словом может стоять вводное слово:

словом, одним словом, вообще и др.; т и р е ставится перед вводным словом, а после него з а п- я т а я: Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях - словом, все её достоинства точно родились с ней. (Т.)

П р и м е ч а н и е. Иногда перед однородными членами предложения ставится двоеточие при отсутствии перед ними обобщающего слова; это обычно бывает в деловой и научной речи.

П р и м е р. На заседании присутствовали: директор института С. И. Иванов, заместитель директора И. Т. Проценко, деканы факультетов П. М. Симонов и М. С. Успенский, учёный секретарь П. М. Тимофеев.

Стилистические различия конструкций с однородными членами.

Однородные члены, употреблённые без союзов или соединённые союзами и или но, не имеют стилистической окраски и свойственны всем функциональным стилям. Конструкции с однородными членами, соединёнными союзом да, более характерны для разговорной речи и языка фольклора. Ср.: Голубые и алые знамёна развеваются над стадионом.- Плащи только двух цветов-голубые да серые (из разговорной речи); Он мал ростом, но физически очень силён (книжная конструкция).- Мал, да удал. Мал золотник, да дорог (поговорки); Говоришь-то ты много, да делаешь мало (из разговорной речи).

Конструкции с союзами и ... и, не только ... но и, как ... так и близки по смыслу. Ср.: Он приходил и вчера, и сегодня.- Он приходил не только вчера, но и сегодня.- Он приходил как вчера, так и сегодня. При этом конструкции с повторяющимся союзом и стилистически нейтральны, а конструкции с союзами не только ... но и, как ... так и тяготеют к книжно-письменной речи. Обе части в каждом из этих союзов постоянны и не могут заменяться другими словами. Например, неправильно:

"Она любит не только литературу, а и физику" или: "не только литературу, а также физику"; "Он приходил как вчера, а также сегодня". Подобные конструкции в русском литературном языке недопустимы. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТАК НЕЛЬЗЯ! Ошибки и недочеты, связанные с употреблением однородных членов предложения.

Слайд 2

1. Речевым недочетом является объединение слов, обозначающих родовые и видовые понятия ( люди и женщины, фрукты и яблоки ), а также слов, далеких друг от друга по значению: Больше всего люблю бананы, субботу и телевизор.

Слайд 3

2. Следует избегать конструкций, в которых управляемое слово может быть отнесено к разным рядам однородных членов. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

Слайд 4

3. Предпочтительным в речи является употребление однородных членов с однотипными морфологическими характеристиками. В ряде случаев эта норма обязательна. Он худ и высокий. Он ранен и контуженный. Я люблю чистоту и читать книги.

Слайд 5

4) Части двойных союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами. Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. То проедет подвода, то машина. Не только мы, а и наши гости были уверены в этом.

Слайд 6

5)Если все ОЧП употребляются с одним и тем же предлогом, , то они нередко опускаются. Предлог повторяется, если его отсутствие может вызвать неясность в понимании смысла предложения. В библиотеку поступили учебники по выразительному чтению и литературе.

Слайд 7

Не рекомендуется опускать одинаковый предлог: 1) если ОЧП соединены повторяющимися или двойными союзами; 2) если надо подчеркнуть, что определение относится только к ближайшему однородному члену (работать без лишней суетливости и без нервозности ).

Слайд 8

Если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим. На заводах и научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги.

Слайд 9

6)Если ОЧП имеют общий главный член, необходимо учитывать, что каждый из ОЧ должен быть лексически и грамматически соотнесен с этим общим главным членом. Два типа недочетов: 1) Нарушаются нормы лексической сочетаемости. ( Надо больше прислушиваться к мнению ребят и их запросам.) 2) Нарушаются нормы синтаксической сочетаемости. (Декабристы очень любили и восхищались русским народом.)

Слайд 10

7.Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции: 1) член предложения и придаточное предложение: Я не люблю войну и когда получаю двойку. 2)обособленное определение и определительное придаточное: В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и который отличался спокойствием. 3) обособленное обстоятельство и придаточное предложение: Когда гулял по городу и увидев несчастных детей, он задумался написать картину. 4)обособленные обстоятельства и обособленные определения: Изменивший присяге и общаясь с Пугачевым, Швабрин проявил себя как низкий человек.



Предварительный просмотр:

Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы,

роль в речи.

Ф.И.________________________________________

Задание № 1. Расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения, составьте графические схемы.

1)Щеки румяны и полны и смуглы.


2) Там были розы и георгины  гладиолусы и незабудки.


3)  Скрывайся и таи и чувства и мечты свои.


4) Я не то чтобы сердилась на него но не одобряла его поступок.


5)  И день и ночь на берегу я бесконечность стерегу средь свиста грохота и шума.


6)  Ему нравилось гулять по паркам и лесам  наблюдать за людьми и птицами и природой.

 7) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество.

Задание № 2. Расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения, составьте графические схемы.

  1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А.П.Чехов)


2.  Среди птиц насекомых  словом всюду даже в воздухе чувствовалось приближение осени. (И. Тургенев)


3.  Мне казалось что все это и крики газетчиков и заводские гудки и торопливые свистки паровозов   имеет какое-то отношение к моему приезду. (М. Горький)

Задание № 3.

    3.1.   Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)  Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением  усталости или скуки.

2)  Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.

3)  То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.

4)  Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.

   3.2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм сердит глядит исподлобья.
  2. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.
  3.  Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное но и страшное зрелище.
  4. В гимназии Саша опять стал учиться ни то ни  се.

3.3.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Всякий вечно забывал в кухне или шапку или кнут или что-нибудь подобное.
  2. Что-то смешное и детское виделось в её лице.
  3. Слезы ни к селу ни к городу опять полились из ее глаз.
  4. Она была умна и весела добра и ласкова со всеми.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа.

 Вариант 1.                                         Ф.И. _______________________________________  

                       

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
  2. Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
  3. Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
  4. Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.  

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
  2. Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
  3. Снаряды рвались справа и слева и впереди.
  4. От него не было ни слуху ни духу.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.
  2. Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
  3. Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
  4. И день и ночь не утихала работа в поле.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.
  2. Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.
  3. Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.
  4. Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
(Знаки препинания не расставлены.)

  1. И на суше и на море молодые и сильные руки творят чудеса.
  2. Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
  3. Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
  4. И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался     и  мечтал.

1

2

3

4

5

Ответ

Проверка

Проверил(а)_____________________________________



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа.

Вариант 2.                                      Ф.И. ___________________________________

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
  2. Снегири вылетели из лесной чащи и появились в садах и огородах.
  3. Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.
  4. Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило  себе  насильственной  лозой  и труд  и  собственность   и    время   земледельца.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах.
  2. Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.
  3. Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
  4. Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
  2.  Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
  3.  И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
  4.  Не железным ключом открывается сердце а добротой.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу и обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.
  2. Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
  3. Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
  4. Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.
  2. Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.
  3. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь...
  4. Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?

1

2

3

4

5

Ответ

Проверка

Проверил(а)_____________________________________ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Урок содержит большой обобщающе-повторительный материал по теме и готовит учащихся к ЕГЭ. Урок сопровождается мультимедийной презентацией и релаксационной музыкой....

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Знаки препинания при однородных членах предложения

Цель урока: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков п...

«Интегрированный урок. Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения».

Интегрированный урок русского языка в 8 классе с использованием материалов из творчества А.П.Чехова...

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения

Рабочий лист по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения"...