Открытый урок по теме "Обособление второстепенных членов предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Дата 29.02.2016
Образовательная организация МБОУ Школа № 157
Учитель Индюкова Ю.В.
УМК «Русский язык» : Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.; под редакцией Разумовской М.М. и Леканта П.А.
Класс 8
Тема занятия Обособление второстепенных членов предложения
Количество учащихся в классе 30
Присутствовали на занятии ____
Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по теме «Обособление второстепенных членов предложения»
Тип занятия комбинированный урок
Методы обучения приемы создания проблемной ситуации, работа в группах
Оборудование раздаточный материал, таблица на доске
Дидактическая цель занятия дать понятие об обособлении
Дидактические задачи занятия закрепление умения видеть и выделять запятыми синтаксические конструкции с причастными и деепричастными оборотами; приращение ЗУН по теме «Обособленные второстепенные члены предложения»
Ход урока
- Организационный момент (2 мин )
Приветствие. Указания по распределению рабочих материалов на партах.
- Мотивационная беседа( 3 мин).
Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с новой темой, связанной со структурой и пунктуацией простого предложения. Эта тема написана на доске. Подумайте, в каком значении может быть употреблено слово «обособить», «обособленный» в синтаксической теме ( выделенный, стоящий особняком). Употребляем ли мы этот термин ( нет). Но с этим явлением мы знакомы очень давно. Что же нам предстоит узнать на сегодняшнем уроке? Какие задачи будем решать? ( какие явления, связанные с новым термином мы уже знаем, что такое обособление как явление).
- Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу
(10 мин).
- А для того, чтобы двигаться дальше, вам предстоит выполнить упражнение. Перед вами на партах лежат листы с таблицей. В левой части этой таблицы находятся предложения, а в правой - материал, который вам поможет объяснить отсутствие или наличие запятых в предложениях. Но предложения и материал пока не приведены в соответствие. Ваша задача – соотнести предложение и объяснение, заполнить таблицу, подобрать схему к каждому предложению. На работы вам дается 5 минут.
1.На все наброшена тонкая пелена тумана, отдаляющего предметы друг от друга. | В. обособлено одиночное деепричастие |
2. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья | Г.обособлен деепричастный оборот |
3. Листья, падая, шепчутся и прощаются навек. | Б. не обособляется причастный оборот, стоящий перед определяемым словом |
4.Наташа стояла на балконе, облокотясь о решетку, и смотрела в темный сад. | А. обособлено согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом |
5.Стоя у самолета, под самым крылом, в последний раз жмем руки отлетающим друзьям. | Е. обособлено согласованное определение, стоящее перед определяемым словом, так как имеет добавочное обстоятельственное значение |
6.Утомленный дневным переходом, Семенов скоро заснул. | Д. обособлено уточняющее обстоятельство места |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Давайте проверим, что у вас получилось( 5 мин). Каждая группа читает и комментирует одно предложение. Схему соответствующего предложения фиксируем на доске. Так заполнятся часть доски, где будет помещена информация, известная учащимся из программы 6 класса.
На доске у нас получилась схема, часть правила, которая нам уже известна . Мы достаточно легко справились с ее составлением.
- Работа с новым материалом ( 15 мин )
Ребята, скажите, а какие предложения и формулировки объяснения оказались для вас сложными? Попробуйте объяснить, почему возникли трудности( мы не изучали этих понятий; расставленные знаки препинания противоречат правилу, которое мы знаем; не анализировали подобных предложений). Все, что говорят ученики о возникших трудностях, фиксируется на доске в следующей колонке.
Действительно, в предложенном вам задании были предложения, структуру которых нам только предстоит изучать. Но что-то мы можем сказать уже сейчас. Посмотрите, эти предложения записаны на доске. Проанализируем их вместе:
Утомленный дневным переходом, Семенов( какой?) скоро заснул ( почему? по какой причине?).
Стоя у самолета( а где именно?), под самым крылом, мы прощаемся с отлетающим друзьям.
Найдите схемы, соответствующие данным предложениям, закрепите их на доске.
Давайте попробуем сформулировать принципы обособления в данных примерах, используя термин «обособляются», а не «выделяются»:
*обособляются определения стоящие перед определяемым словом,
если отвечают на вопрос почему? по какой причине?
*обособляются обстоятельства, уточняющие уже имеющееся
- Рефлексия ( 3 мин)
Посмотрите на доску. Что удалось нам узнать, приобрести на сегодняшнем уроке? ( комментируем записи на доске). Можем ли мы сейчас уточнить то определение понятия «обособленные», которое мы дали в начале урока? ( да, обособление – это выделение с целью дополнить или уточнить информацию; и да и нет- мы не знаем, все ли случаи и принципы обособления мы рассмотрели; у нас остались вопросы, на которые пока нет ответа). Можем ли мы сказать, что выстроили перспективный план нашей дальнейшей работы? ( конечно, ведь таблица заполнена не до конца, есть и другие случаи обособления, которые нам предстоит изучить).
- Домашнее задание( 4 мин)
Чтобы успешно продолжить работу, дома вам предстоит выполнить задание, которое поможет вам закрепить известный материал и познакомиться с новым. Перед вами текст, в котором есть обособленные второстепенные члены предложения. Зеленым маркером отметьте случаи постановки запятых при причастных оборотах, желтым – при деепричастиях и одиночных причастиях, а красным – случаи, которые являются для вас новыми или непонятными. Поможет вам разобраться теоретический материал параграфа 38.
- Итоги (3 мин)
Спасибо за активную работу! Возьмите листочки, лежащие перед вами на
партах и выставьте на них собственный балл за вашу работу на уроке,
аргументируйте свою оценку: у меня получилось, мне удалось, я активно
работал, мне стало интересно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения"
Презентация к уроку...
План-конспект урока русского языка "Второстепенные члены предложения" для 5 класса
Урок усвоения первичных знаний...
презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения" для 5 класса
слайды соответствуют конспекту урока...
урок на тему: Второстепенные члены предложеня
Урок выстроен с использованием приемов ТРКМ...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе Тема урока « Главные и второстепенные члены предложения»
Открытый урок по русскому языку в 5 классеТема урока « Главные и второстепенные члены предложения»...
Открытый урок на тему:"Второстепенные члены предложения"
Данный урок-один из уроков,проводимых при изучении темы "Члены предложения" в 5 классе и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов....
Открытый урок по теме "Второстепенные члены предложения"
Обощающий урок "Зимние зарисовки" на тему "Второстепенные члены предложения" с использованием на уроке сингапурских технологий...