Обобщенно-личное предложение
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
По УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевич
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenno-lichnoe_predlozhenie.docx | 65.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 8.
УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевич.
Учебник: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М. Просвещение 2017 г.
Раздел: Простое предложение.
Подраздел: Односоставные предложения с главным членом – сказуемым.
Тема урока: Обобщенно-личные предложения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Понятия: односоставные предложения, определенно-личные и неопределенно-личные предложения, грамматическая основа, разговорная речь.
Методы и приемы: беседа, репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый.
Технологии: ИКТ, развивающего критического мышления, здоровьесберегающая.
Межпредметные связи: русский язык и литература.
Цель: создать условия для формирования умения различать обобщенно-личные предложения по смысловым и грамматическим признакам.
Планируемые результаты:
Предметные: знать основные синтаксические признаки обобщенно-личных предложений, их значение, сферу употребления;
Метапредметные: применять для решения учебных задач урока мыслительные операции (сравнение, анализ, выявление причинно-следственных связей), делать обобщения и выводы (познавательные УУД); определить цель деятельности на уроке, решать учебные задачи, оценивать свои действия (регулятивные УУД); участие в учебном диалоге с учителем и одноклассниками, выдвижение версий, выражение мыслей (коммуникативные УУД).
Личностные:
Преодоление трудностей, возникших при изучении данной темы; применять знания при составлении устного или письменного ответа; использовать полученные навыки в ГИА.
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный 2 минуты | Приветствует обучающихся, приглашает занять свои места. Создает положительный настрой на работу. Эпиграф Берегите друг друга Зачитывает эпиграф. | Приветствуют учителя, рассаживаются по местам, проверяют готовность к уроку. | Познавательные: Желание узнать новое, проявление внимания, положительный настрой на работу |
Актуализация знаний 3 минуты | Беседует с ребятами о содержании эпиграфа (предлагает с пониманием подойти к работе, лояльно принимать версии ответов). Предлагает в листах обратной связи записать фамилии и проставить дату. Объявляет о том, что на этом уроке ребята работают на листах обратной связи. Демонстрирует слайд 1 с ребусом и просит дать ответ. Сообщает о том, что этот термин будет иметь решающее значение в теме урока. Предлагает предположить тему урока. | Определяют тему отрывка. Изучают структуру листов, записывают данные. Разгадывают ребус (пословица). Высказывают предположения. | Коммуникативные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся. Последовательное размышление и грамотные выводы. Познавательные УУД Сформировать умение осознанное высказываться в устной форме, формулировать свойства. |
Целеполагание 2 минуты 1 минута 1 минута 2 минуты | Если ребята правильно назвали тему, то проговаривает верный вариант и просит занести в листы обратной связи и выполнить задание 1. Если же тема не сформулирована, то уточняет темы предыдущих уроков, а далее предлагает выполнить задание 1. Слайд 2. Делит задание на 2 части: нечетные предложения выполняет вариант 1, четные – вариант 2. Объявляет о взаимопроверке в парах и выставлении первых отметок. Предлагает устно подвести итог выполненной работе: какие предложения оказались в задании (нечет.- о/л, четн.- н/л). Задание 2: какими признаками обладают сказуемые в представленных предложениях. Выясняет «третьего лишнего» среди предложений. Предлагает определить смысловое и грамматическое значение предложений-пословиц (обобщенное значение) и назвать тему урока. Совместно с ребятами обговаривает цель урока. Запись темы. | Возможна запись темы урока. Работа над заданием 1 в листах обратной связи. Выполняют задание: выделяют грамматические основы, определяют типы односоставных предложений. Обмениваются листами и проверяют работу. Сверяют ответы с доской и выставляют отметки за это задание. Характеризуют типы сказуемых, называют грамматические признаки определенно-личных и неопределенно-личных предложений. Называют «третьего лишнего» (пословицы). Высказывают мнения. Записывают тему урока, определяют цель урока. | Познавательные УУД Сформировать умение строить логическое рассуждение, умение осознанно высказываться в устной форме. Регулятивные УУД Целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Изучение нового материала 1 минута | Беседа: Известен, кто выполняет действие? Может ли выполняться всеми? Предлагает определить наклонение и форму глаголов-сказуемых в представленных пословицах. К какому выводу мы приходим? | Отвечают на поставленные вопросы. Отвечают на вопрос. | Познавательные УУД: формирование интереса к данной теме, формировать умение строить логические рассуждения. Личностные УУД: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, контролировать полученный результат. |
2 минуты | Задание 3: Составить определение обобщенно-личных предложений, свериться с таблицей на стр. 102. Вывод: по форме сказуемые об/л предложений похожи на о/л и н/ предложения ( 1 и 2 л.ед и мн.ч.изъявит. и повелит. Наклонения или 3л. Мн.ч. изъявит накл) Подводит к общему итогу: Об/л. предложения типичны для пословиц, поговорок, афоризмов и крылатых выражений. | Составляют определение. Обращаются к таблице на стр.102, | |
Развитие умений 3 минуты 1 минута | Работа с учебником: упр.160. Задание 4. Работа в парах: выбрать предложения с действием, имеющим отношение к обобщенному лицу, и записать глаголы-сказуемые, определив наклонение и форму глагола. Какие слова можно вставить по смыслу, чтобы убедиться в предположении? (все, всякий, каждый). | Советуясь с соседом по парте, вычленяют предложения обобщенного значения и записывают сказуемые, определяя форму. Предполагают местоимения обобщенного значения. | Коммуникативные: задавать вопросы, отвечать на вопросы, критически относиться к своей позиции, строить монологические высказывания. Личностные УУД Формировать умение оценивать жизненные ситуации. Познавательные УУД обобщать, выделять главную мысль, делать выводы. Находить в действиях причину, называть признаки явления. Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Формировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. |
3 минуты
| Засиделись? Предлагает размяться и разделиться на группы по темам пословиц и поговорок: о дружбе (6), о труде (5), о добре (5), о семье (5). | Определяют тему своей пословицы и формируют группы для дальнейшей работы. Пересаживаются. | Познавательные УУД: формирование интереса к данной теме. Личностные УУД: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других. РегулятивныеУУД:
|
4 минуты 1 минута | Объявляет задание. В группах обсудить пословицы и поговорки. Определить виды предложений (по видам сказуемых). На основе упр. 165 представить отличительные особенности об/л предложений. | ||
2 минуты | Давайте вернемся к нашему эпиграфу и определим его тип. | Приходят к выводу, что эпиграф является об/л предложением. | |
Заключительный этап. Подведение итогов. | Учитель подводит итоги. Основываясь на баллах учеников, выставляет оценки; комментирует деятельность учащихся на уроке. | Слушают учителя, , задают уточняющие вопросы. | Познавательные УУД систематизировать и обобщить закрепленные знания; оценить уровень подготовки. |
Рефлексия 5 минут | Предлагает закончить урок рефлексией. Группы выбирают начало предложения и заканчивают его: - сегодня я узнал… - было трудно… - я смог… - меня удивило… - мне захотелось… -было интересно узнать… . | Продумывают предложенные строчки и озвучивают ответы. | Личностные УУД Формирование умения оценивать ситуации Познавательные УУД Выделять существенную информацию Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД Формирование позитивной самооценки. |
Домашнее задание | Напоминает о том, что домашнее задание листах обратной связи в блоке 2. |
Приложение.
О дружбе С другом держись, а недруга берегись. Друга на деньги не купишь. Товарища в беде не оставляй. Нет друга – ищи, нашёл – береги. Какую чашу другу налил, такую и сам пей. Для друга выпрягать из плуга. Стой за друга всегда, всегда и везде! | О труде Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь. Работай до поту, поешь в охоту. Люби дело — мастером будешь. Откладывай безделье, а не откладывай дело. | О семье В дружной семье и в холод тепло. В семье разлад, так и дому не рад. На что и клад, когда у мужа с женой лад. Не имей сто динаров, имей двух родственников. Люблю своих детей, но внуки милей. | О добре Добру расти, худу по норам ползти Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром. Доброму гостю добрые и яства. Добра желаешь, добро и делай! Доброму слову — добрый ответ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока.8 класс.Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.
ЦЕЛЬ: 1. Дать понятие о каждом из типов предложений, указанных в теме; о способах выражения главного члена в форме сказуемого;2. Научить отличать неопределенно-личные от о...
Карточки неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения 8 класс
Задание направлено на выработку умения различать неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения....
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме обобщенно-личные предложения.
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме обобщенно-личные предложения....
Обобщенно-личное предложение
По УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевич...
Обобщенно- личные предложения
ТемаОбобщенно- личные предложенияЦельПродолжить формирование знаний об односоставных предложениях, дать понятие об обобщенно-личных предложениях, формировать умения различать односоставные и двусостав...
Обобщенно-личные предложения
Презентация для урока русского языка в 8 классе...
Обобщенно-личные предложения
Конспект урока в 8 классе...