Конспект урока письма и развития речи в 3 классе по теме «Правописание гласных после шипящих»
план-конспект урока на тему

Цель урока: Учить детей правописанию слов с сочетанием ча - ща.

Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление навыка правописания слов с сочетанием жи - ши;  практическое овладение правописанием орфограммы ча - ща; обучение связанной речи

2) Коррекционно-развивающие: развитие психических процессов, необходимых для формирования письменной речи; развитие фонематического слуха; обогащение словарного запаса; развитие мелкой моторики.

3)Воспитательные: формирование положительной мотивации к урокам письма и развития речи; воспитание трудолюбия и аккуратности при выполнении заданий; воспитание активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки письма и развития речи в 3 классе

по теме «Правописание гласных после шипящих»

Тема урока: «Гласные после шипящих. Сочетание ча-ща».

Цель урока: Учить детей правописанию слов с сочетанием ча - ща.

Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление навыка правописания слов с сочетанием жи - ши;  практическое овладение правописанием орфограммы ча - ща; обучение связанной речи

2) Коррекционно-развивающие: развитие психических процессов, необходимых для формирования письменной речи; развитие фонематического слуха; обогащение словарного запаса; развитие мелкой моторики.

3)Воспитательные: формирование положительной мотивации к урокам письма и развития речи; воспитание трудолюбия и аккуратности при выполнении заданий; воспитание активности.

Оборудование: правила по изучаемой теме; карточки для индивидуальной работы; словарики; табличка со словарным словом; схемы с изображением активных точек; офтальмотренажер.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Упражнения для подготовки руки к письму.

III. Минутка чистописания.

IV. Повторение пройденного.

V. Обозначение темы урока.

VI. Изучение новой темы.

VII. Психогимнастический комплекс.

VIII. Работа с учебником.

IX. Работа в тетради.

X.Минутка здоровья.

XI. Словарная работа.

XII. Подведение итогов урока.

I. Организационный момент.

   - приветствие учащихся;

   - проверка готовности к уроку.

II. Подготовка руки к письму.

- Как обычно урок письма мы с вами начинаем с подготовки руки к письму, для этого выполним ряд знакомых нам упражнений:

     - «Добываем огонь» (карандаш между ладошек);

     - «Фокусники»

     - «Точечный массаж пальцев»

     - «Две сестрицы»

          Две сестрицы, две руки - левая и правая-

          Воду моря и реки загребают плавая.

          Две сестрицы, две руки

          Рубят, режут, роют,

          Дружно полют сорняки

          И друг друга моют.

III. Минутка чистописания.

     - А сейчас мы откроем тетради (дети хором с выполнением действий):

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою, ручку правильно держу

Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь.

     -  Давайте запишем число, классная работа. На минутке чистописания у нас сегодня прописная и строчная буква «Ч».

                                  Ч ч Ч ч Ч ч Ч ч Ч ч Ч ч Ч ч

     - Из каких элементов она состоит?

     - А сейчас мы с вами прочитаем скороговорку, в которой встречается буква с минутки чистописания:

            Я  ручку куплю у волшебника лично -

             Такую, что пишет диктант на «отлично».

     - читает учитель;

     - понимание смысла;

     - читают хором;

  • наизусть в быстром темпе сильные учащиеся.
  • Мы с вами тоже сейчас напишем словарный диктант, но сначала давайте вспомним, какое правило мы вчера выучили? (жи - ши пиши с буквой «и»).
  • Верно, именно с сочетанием жи -ши мы и будем писать слова.

IV. Повторение пройденного.

Учащиеся пишут слова под диктовку учителя, после проверяют и оценивают сами себя. Дети, занимающиеся по индивидуальной программе, списывают эти же слова с карточек.

 Машина, ежи, кувшин, мыши, лыжи, ужи, камыши, стрижи, ножи.

 - Молодцы, я вижу вы все очень хорошо запомнили правило, поэтому мы двигаемся дальше, к новым знаниям.

V. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжаем работать с темой «Гласные после шипящих» и будем учится правильно писать сочетания ча - ща. Но давайте вспомним какие звуки мы называем шипящими? (учитель выслушивает ответы детей).

VI. Изучение новой темы.

  • Давайте посмотрим на картинки, которые вывешены на доске, что на них изображено? (зайчата, чайка, роща) Верно, давайте откроем таблички под каждой картинкой. Теперь прочитаем слова еще раз, прочитаем выделенные слоги, какая гласная пишется после шипящих «ч» и «щ». Давайте запишем эти слова в тетради и подчеркнем выделенные слоги.
  • Пока дети записывают слова, на доске появляется табличка с правилом.

Ча и ща пишутся с буквой а.

Дети читают правило хором, записывают его в тетради и обводят его в рамку.

- Итак, как же пишутся слова с сочетанием ча и ща? (хором правило). Молодцы, а сейчас мы немного отдохнем.

VII. Психогимнастический комплекс (проводится под музыку)

“На дворе мороз и ветер»

     На дворе мороз и ветер,

     На дворе гуляют дети,

     Ручки, ручки потирают

     Ручки, ручки согревают.

     Чтоб не зябли наши ручки,

     Мы похлопаем в ладошки.

     Чтоб не зябли наши ножки,

     Мы потопаем немножко.

     Нам мороз теперь не страшен

     Все мы весело попляшем.            

VIII. Работа с учебником.

  • Ну, вот мы и готовы дальше продолжать нашу работу. Давайте откроем учебники на странице 92 и выполним упражнение 11.
  •  Прочитаем задание к упражнению (читает сильный учащийся). Нам нужно прочитать предложения, изменив слова в скобках.
  1. У реки густая (рощи). 2) Там наша (дачи). 3) Нависла свинцовая (тучи). 4) Решена трудная (задачи).

- Правильно ли записаны предложения? (нет, они не складные).

  • Верно, а почему? (Слова в скобках обозначают несколько предметов, а нам нужно изменить на один). Далее дети зачитывают предложения с измененными словами и записывают это упражнение в тетради.

Слабые учащиеся, списывают эти предложения с индивидуальных карточек.

     - А теперь давайте еще раз прочитаем слова, которые вы изменяли и объясним написание гласной после шипящих.

      - Вы все очень хорошо справились с заданием, устали, поэтому мы немного с вами отдохнем.

IX. Минутка здоровья (комплекс для коррекции зрения проводится стоя у парт, когда взгляд каждого ребенка устремлен в окно).

Дети берут снежинку в руку, вытягивают ее перед собой, сфокусировав на ней взгляд

     Мы снежинку увидали,-

     Со снежинкою играли.

     Снежинки вправо полетели,

     Дети вправо посмотрели.

     Вот снежинки полетели,

     Глазки влево посмотрели.

     Ветер вверх их поднимал

     И на землю опускал…

     Дети смотрят вверх и вниз.

     Все! На землю улеглись

X. Словарная работа

- Ну вот,  мы и готовы продолжать работу. Сегодня на уроке у нас с вами новое словарное слово:                                               товарищ

  • Давайте прочитаем слово в рамке (читают хором), а теперь произнесем его по слогам (хором).
  • Назовите гласные и согласные буквы (3гл., 4согл.), теперь прочитаем его с ударением и придумаем с этим словом предложение (учитель выслушивает ответы детей, учащиеся записывают словарное слово в словарик и тетрадь, записывают предложение и составляют схему).

XI. Подведение итогов.

- Давайте вспомним, какую темы мы сегодня изучали? (гласные после шипящих).

- Какие правила повторяли и изучали? (жи -ши пиши с буквой «и», ча - ща пиши буквой «а»).

- Еще  чем занимались на уроке? (писали словарный диктант, познакомились с новым словарным словом, составляли предложения, играли).

Домашнее задание.  На самоподготовке   выполнить упражнение 12 на странице 93, оно похоже на то, что мы делали в классе. Вам будет нужно изменить слова в скобках, записать получившиеся предложения, подчеркнуть гласные после шипящих.

  • Вы сегодня очень активно работали на уроке, много узнали и заработали хорошие оценки (учитель оценивает работу каждого учащегося).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...

Обобщающий тест по теме " Правописание гласных после шипящих и ц"

Данная работа предполагает комплексное повторение по теме: " Правописание гласных после шипящих и ц ", что очень часто вызывает трудности написания у  учащихся. При помощи теста учащимся предоста...

конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме: «Употребление гласных после шипящих».

Тип урока – комбинированный урок.Цели урока.I.         Обучающие цели.      1.   Систематизировать знания о правописани...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Употребление гласных после шипящих"

Урок  соответствует календарно-тематическому планированию к учебнику под ред. Гольцовой и др. для учащихся 10-11 кл....

Особенности изучения темы «Правописание гласных после шипящих и ц» в курсе русского языка в школе.

Статья поднимает важную  проблему повышения практической грамотности обучающихся на уроках русского языка при изучении  темы «Правописание гласных после шипящих и ц».  Приво...