Тексты сжатых изложений для подготовки к ОГЭ по русскому языку .
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Материал содержит тексты изложений ОГЭ по русскому языку, микротемы по каждому сочинению, а также сжатый вариант каждого текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatye_izlozheniya_fipi.docx | 79.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни…»
Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком.
Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы все-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни — самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Понятно, что такой выбор — дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не все. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (151 слово)
(По А. Н. Москвину)
Микротемы:
1. Универсального рецепта, как выбрать верный, предназначенный только тебе путь, не существует. Выбор всегда остаётся за человеком.
2. Большинство серьёзных решений мы принимаем в юности.
3. Такой выбор – дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Успех приходит к тем, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей.
Сжатое изложение:
Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни, просто не существует. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком. (18)
В детстве мы выбираем друзей, учимся строить отношения со сверстниками. В юности мы принимаем большинство решений, определяющих жизненный путь. Этот период человек выбирает главное и на всю жизнь: ближайшего друга, профессию. (33)
Этот выбор – дело ответственное. Ошибки нельзя будет полностью исправить, а за последствия придётся отвечать. Успех приходит к людям решительным и упорным в достижении намеченных целей. (25)
Итого: 76 слов
«Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое…»
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.
Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам. (194 слова) (По В.Быкову)
Микротемы:
1. Великая Отечественная война уходит в прошлое, но память о ней жива, потому что нельзя забыть подвиг и жертвы нашего народа во имя победы над фашизмом.
2. В документах и произведениях искусства должны отображаться самопожертвование и стойкость народа, чтобы горький опыт прошлых лет не был забыт.
3. Боль, не покидающая душу народа, отражена в литературе и искусстве, но самое главное – сохранять меру и такт в отношении к правде войны и её участникам.
Сжатое изложение: | |
Всё дальше уходит в прошлое Великая Отечественная война, но память о ней жива. Нельзя забыть наш беспримерный подвиг и жертвы, принесённые ради победы над фашизмом. (25)
Военные годы нельзя сравнить ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает. Всё меньше становится ветеранов. Если в документах и в произведениях искусства не отразить стойкость народа, то прошлое забудется. А этого нельзя допустить! (39)
Для произведений искусства тема войны традиционна: тактичность и правдивость в изображении событий и героев военных лет являются их главными чертами. (20)
Итого: 84 слова
«В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно»?
В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.
Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.
Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.
Микротемы:
1. В чём польза чтения? Зачем люди читают? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть
или занять свободное время.
2. Польза чтения заключается в том, что оно расширяет кругозор человека, увеличивает словарный запас, вырабатывает чёткое и ясное мышление.
3. Книги оказывают положительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие.
Сжатое изложение:
В чём польза чтения? Почему люди продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы занять свободное время. (17)
Польза чтения заключается в том, что оно расширяет кругозор человека, учит ясно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому читающий человек грамотнее говорит. Вдумчивое чтение классических произведений обогащает речь человека, способствует развитию мышления, логики. (33)
Чтение оказывает положительное влияние на наше духовное развитие и нравственные ориентиры. Прочитав то или иное классическое произведение, человек может меняться в лучшую сторону. (23)
Итого: 73 слова
«Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он драгоценных книг …»
Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделён. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства тако-ва, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.
В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.
(По С. Михалкову)
Микротемы:
1. Впечатления детства составляют фундамент будущей духовной жизни ребёнка
2. Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в
детстве.
3. Все качества личности взрослого человека были заложены в детстве.
Сжатое изложение:
Какой бы интересной не была жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделён. В детстве каждый день – открытия. Ранние яркие впечатления детства влияют на всю последующую жизнь. Они являются фундаментом будущей духовной жизни. (34)
В детстве посеяны семена, но не все прорастут. Биография души человека – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве. (18)
Последующая жизнь сложна. Она состоит из миллиона поступков, определяющихся чертами характера. Все качества взрослого человека были посеяны в детстве, имели свой зародыш, своё семечко. (24)
Итого: 76 слов
«Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной…»
Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.
Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Эвалон гораздо лучше, чем путь домой.
Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом.
Микротемы :
1. Хорошая книга должна быть интересной, написанной богатым языком и иметь глубокий смысл.
2. Не стоит увлекаться одним жанром литературы.
3. Классическая и научно-популярная литература оказывает огромное влияние на развитие чувств и формирование взглядов человека, поэтому её непременно нужно читать.
Сжатое изложение:
Что такое хорошая книга? Книга должна быть увлекательной, написанной богатым языком. Она должна нести глубокий смысл, заставлять нас задуматься. (19)
Необходимо увлекаться разными жанрами литературы. (5)
Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. Великие произведения научат быть отзывчивыми, помогут увидеть красоту мира, понять себя и окружающих. Конечно, нужно читать и научно-популярную литературу. Она оказывает огромное влияние на формирование взглядов человека, помогает определить жизненный путь. Если люди поймут все преимущества чтения, то книга станет нашим лучшим другом. (51 слово)
Итого: 77 слов
«Иметь семью и детей так же необходимо и естественно…»
Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.
Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.
Микротемы:
1. Иметь семью так же важно, как и работать. Традиционно главой в семье считается отец, сыновья растут, помогая отцу.
2. Женщина-мать занимается домашним хозяйством, привлекая к этому детей.
3. Умение прощать и любить в семье важно не только для семьи, но и для общества в целом.
Сжатое изложение:
Иметь семью и детей необходимо и естественно. С давних пор главой семьи считался отец, которого уважали и слушались. Вся тяжесть крестьянского труда лежала на его плечах. (26)
Домашним хозяйством и воспитанием детей занималась мать. Дети, едва научившись ходить, начинали делать что-то полезное. (15)
Доброта и взаимное прощение обид в хорошей семье перерастали во взаимную любовь. Чтобы сохранить это чувство, нужно уметь уступать, отвечать добром. От человека, нелюбящего и неуважающего своих родных, не стоит ждать уважения к окружающим. (34) Итого: 75 слов
«Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство?»
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство — это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
(по Ю. В. Бондареву)
Микротемы:
1. Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство.
2. Язык искусства универсален: он позволяет соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями.
3. Искусство способно запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам.
Сжатое изложение:
Нельзя определить одной формулой, что такое искусство. Оно является способом познания мира и человека. Создавая образ в искусстве, человек навсегда оставляет свой след в истории. (25)
Моменты обращения к творчеству позволяют осмыслить своё место в мире, соприкоснуться с другими личностями и народами. Язык искусства универсален, он даёт возможность человечеству ощутить себя единым целым. (27)
С глубокой древности сформировалось отношение к искусству как к могучей силе, способной запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам. (19)
Итого: 71 слово
«Слово «культура» многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура?»
Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов.
Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение.
Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура - огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее.
Микротемы:
1. Истинная культура несёт в себе понятие духовности, и если люди поймут это, то страна станет процветающей.
2. Истинная культура всегда воспитывает.
3. Культуру нужно развивать, и делать это должны как преданные своему делу люди, понимающие высокие цели, стоящие перед культурой, так и каждый из нас.
Сжатое изложение:
Слово «культура» многогранно. Истинная культура несёт в себе понятие духовности, знание и красоту. Если люди это поймут, то наша страна станет процветающей. Нужно, чтобы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры. (33)
Культура направлена на образование и воспитание. Поэтому руководить такими центрами должны преданные делу люди, понимающие значение истинной культуры. (18)
Культура - это океан творчества, в котором каждому найдётся дело по душе. Всем нужно участвовать в её создании и укреплении, и тогда наша планета станет прекраснее. (25)
Итого: 76 слов
«Что значит быть культурным человеком?»
Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.
Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная же цель такого человека - увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.
В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу.
Микротемы:
1. Какого человека можно считать культурным.
2. Главная цель культурного человека— увеличивать добро в мире.
3. В наше время культуре уделяется мало времени. Процесс приобщения к культуре должен идти с самого детства, чтобы человек взрослый был полезен обществу.
Сжатое изложение:
Что значит быть культурным человеком? Культурного человека отличает не только образованность и воспитание, но и уважение к окружающим, творческий труд, любовь к природе и родине. (25)
Культурный человек никогда не солжёт и сохранит достоинство в любых ситуациях. Он добивается главной цели - увеличивать добро в мире. Идеалом культурного человека является подлинная человечность. (25)
Сегодня люди уделяют мало времени культуре, а многие не задумываются об этом всю жизнь. Человек должен приобщаться к культуре с детства, тогда он сможет быть полезным обществу. (27)
Итого: 77 слов
«Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте…»
Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?
Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающим этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.
Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.
Микротемы :
1. Понятие «взрослость» не зависит от возраста.
2. Взрослость обозначает самостоятельность.
3. Быть взрослым— значит отвечать за себя и других, полагаться только на свои силы и жизненный опыт.
Сжатое изложение:
Некоторые считают, что человек взрослеет в определённом возрасте, например, в восемнадцать лет. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым? (28)
Взрослость означает самостоятельность. Самостоятельный человек преодолевает свои трудности сам. Бывают ситуации, когда ему приходится просить помощи, но в целом такой человек не надеется на других. (25)
Быть взрослым — значит отвечать за себя и других, полагаться только на свои силы. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.(28)
Итого: 81 слово
Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий.
Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.
Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто, любя, разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.
Микротемы к тексту «Что такое дружба?»
1. Как становятся друзьями? Дружить могут люди разных профессий.
2. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. В дружбе один даёт, другой получает.
3. Друг — это тот, кто ценит за хорошее и разоблачает за плохое.
«Дружба – это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце».
Дружба - это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.
Для дружбы нужно очень многое. Прежде всего — взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально.
Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима.
Микротемы к тексту «Дружба — это не что-то внешнее»
1. Дружба лежит в сердце человека.
2. В дружбе важно взаимоуважение, доверие, а также общность нравственных ценностей. Укрепляют дружбу и общие увлечения.
3. Без дружбы жизнь человека немыслима.
Сжатое изложение:
Дружба – это не что-то внешнее, она лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить кого-то быть другом. (15)
Два главных условия для дружбы – это
взаимное уважение и доверие. Уважать друга – это значит считаться с его мнением. В дружбе важно и доверие – уверенность в искренности друга. Друг может совершать ошибки, но все мы не совершенны. Также важны общие нравственные ценности – единые представления о добре и зле. Укрепляют дружбу и общие интересы. (52)
Дружеские чувства могут приносить человеку множество переживаний, но без дружбы жизнь немыслима. (12) Итого: 79 слов
«Испытания ждут дружбу всегда…»
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня — изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время — цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.
Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.
(По Н. П. Крыщуку)
Микротемы:
| |
| |
|
Сжатое изложение:
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. И теперь встречи и беседы с друзьями становятся тягостными, редкими. (28)
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, а сегодня человека угнетает избыточность общения. Поэтому в больших городах люди стараются обособиться, уединиться. (22)
Несмотря на это, отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью. (29)
Итого: 79 слов
«Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь…»
Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно. Но настоящие друзья, старые, подлинные друзья, приобретаются в молодости. Молодость - это время сближения.
Друзей следует помнить и беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души и поделиться им. Неразделённая радость не радость. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, тоже нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчать жизнь. Дурные усложнят её и затруднят. Помните русскую пословицу: "Береги честь смолоду"? В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать.
Сжатое изложение:
Когда я учился в школе, мне казалось, что во взрослой жизни меня будут окружать другие люди. Все сложилось иначе. Мои сверстники оказались верными товарищами. Круг знакомых возрос, но настоящие друзья приобретаются в юные годы. Молодость - это время сближения. (38)
Друзей следует беречь, без их помощи не ощутишь счастья. В пору несчастий нельзя быть одному. Горе одинокому человеку. (18)
Берегите молодость, не теряйте друзей. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные усложнят её. Честь надо беречь смолоду. В памяти остаются все поступки, совершённые в юности. Хорошие будут радовать, дурные не дадут спать. (32)
Итого: 88 слов
«Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука…»
Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю ее своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночевкой в лесу...
Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.
(По В. М. Пескову)
Микротемы:
1 | . У каждого человека есть свой «будильник» чувства природы. |
2 | . У человека должна быть школа благоговейного отношения к таинству жизни. |
3 | . Точкой отсчёта всех ценностей жизни является Любовь, которая приближает человека к счастью |
Сжатое изложение:
Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные герои». Эта книга стала моим будильником чувства природы. (20)
Интерес к таинству жизни рождается ещё в детстве. Вырастая, человек умом постигать должен, как всё взаимосвязано в живом мире, как всё в нашей жизни зависит от здоровья природы. (28)
В начале всего стоит любовь. Она делает познание мира увлекательным. В ней человек обретает точку опоры, точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему живому приближает человека к счастью. (29)
Итого: 77 слов.
«Неуверенность в себе – проблема древняя…»
Неуверенность в себе — проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.
А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.
Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно — преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.
Микротемы:
| |
| |
|
Сжатое изложение:
Неуверенность в себе – проблема древняя, но она привлекла внимание специалистов только в середине двадцатого века. Тогда стало понятно, что эта проблема может стать причиной не только житейских трудностей, но и серьёзных заболеваний. (32)
А проблемы психологические? Неуверенность в себе служит почвой зависимости от чужого мнения. Мнения окружающих и их оценки становятся для зависимого важнее собственных. Такой человек становится нерешительным. (26)
Как преодолеть неуверенность в себе? Человек должен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты. (20)
Итого: 78 слов
«Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии дружба?»
Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии дружба? Если говорить по-научному, то дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли. Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь, когда он так нужен. Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами.
Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас - это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную.
Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба даёт уверенность в завтрашнем дне. Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его теплее, интереснее и многограннее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению.
Сжатое изложение:
Что заключается в понятии дружба? Дружба - бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общих симпатиях, интересах. Настоящий друг рядом всегда. Он никогда не воспользуется вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь. (33)
К сожалению, подобные отношения постепенно становятся пережитком прошлого. В трудные моменты жизни друзья испаряются. Выгодная дружба вытесняет бескорыстную. (18)
Многие пугающие проблемы разрешимы, если рядом надёжные друзья. Верная дружба духовно объединяет людей, способствует развитию в них стремления к созиданию. (20)
Итого: 71 слово
«В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством.»
В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.
Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.
Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.
МИКРОТЕМЫ
1. Без искусства невозможно представить нашу жизнь.
2. Цель искусства — это не только получение удовольствия. Искусство помогает познать себя и окружающий мир.
3. Искусство как источник духовной силы и мужества помогает в трудные моменты жизни, становится хранилищем памяти для последующих поколений.
Сжатое изложение:
Сегодня нет человека, не соприкасавшегося с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Особенно сильно воздействует на человека художественная литература. (20)
Соприкосновение с искусством доставляет нам наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях творцов только средство получения удовольствия. Значение искусства в жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше понять окружающий мир и самого себя. (34)
Искусство сохраняет особенности эпохи, дарит людям возможность общения через десятилетия и века. Оно формирует взгляды и чувства, пробуждает любовь к прекрасному. В трудные минуты люди обращаются к произведениям искусства, как к источнику духовной силы. (34)
Итого: 88 слов
«Сущность понятия «власть» заключается в…»
Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.
Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми — это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.
(по Михаилу Литвиновичу Литваку)
МИКРОТЕМЫ
1 | Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов. |
2 | Люди, которые любят командовать везде и всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны и плодят несчастье. |
3 | Командовать и управлять — это разные понятия: управлять людьми — значит брать ответственность за поступки на себя. |
Сжатое изложение:
Власть – это возможность одного человека заставить другого делать что-то против его воли. Но рано или поздно человек стремится выйти из повиновения. Покорные люди обычно страдают, но, сбросив с себя эту ношу, нередко сами становятся тиранами. (35)
Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество. Ведь на равных он общаться не умеет и спокоен только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. (26)
Командовать и управлять людьми – разные вещи. Управленец умеет брать ответственность на себя. Этот подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих. (22) Итого: 83 слова
« В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь.»
В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать абсолютно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов ,кроме наших собственных?
И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично. Дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Понимаете, насколько это глубже, чем кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а, стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.
И что же больше отвечает нашим интересам – взаимовыручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны понимать друг друга, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.
Микротемы:
1. Общество существует благодаря тому, что есть взаимовыручка и взаимопомощь.
2. Индивидуализм разрушает общество.
3. Если мы хотим жить вместе, необходимо бескорыстно помогать друг другу.
Сжатое изложение:
В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о взаимовыручке и взаимопомощи. Человеческое общество сформировалось и существует благодаря общему делу, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. (29)
Индивидуализм разрушает и ослабляет общество. Только взаимная поддержка может сохранить и укрепить людей. (13)
Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. Надо помогать, не ища для себя выгоды. Тогда и тебе помогут обязательно. (29)
71 слово
« Одному человеку сказали, что знакомый отозвался о нем нелестно..»
Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! — воскликнул человек. — Я ничего хорошего для него не сделал... » . Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.
Нравственность — это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.
Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.
Микротемы:
1 | Бывает так иногда, что люди теряют ориентиры в оценке добра и зла. И тогда на добро для них привычно отвечать злом, а это уже какой-то сбой в системе нравственных ценностей. |
2 | Нравственность указывает человеку путь, и отклонение от него грозит опасностью погрязнуть в болоте взаимной неблагодарности. |
3 | Чтобы этого не случилось, следует совершать добро, верить в него и получать от этого наслаждение и радость. Именно это делает нашу жизнь счастливой, и в этом её цель. |
Сжатое изложение:
Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём плохо. Человек удивился, ведь ничего хорошего он для него не сделал. В жизни он не раз встречался с чёрной неблагодарностью людей, отвечавших на добро злом. (34)
Нравственность – это путеводитель по жизни. И если о ней забыть, то можно сбиться с пути. Люди будут относиться к тебе так, как ты относишься к ним. (26)
К этому явлению надо относиться философски. Делая добро вы сами будете счастливы. А это и есть жизненная цель возвышенных натур. (20)
Итого: 80 слов
«Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос…»
Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым. Почему доброта не становится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека.
И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
« Слово «мама» - особое слово…»
Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот момент только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» – провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
Сжатое изложение:
Слово «мама» - особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни. Это слово есть в языке любого народа, и везде оно звучит ласково. (23)
Место матери в нашей жизни особое. Мы делимся с ней радостью и горем и всегда находим понимание. Когда нам тяжело – мы вспоминаем маму, ждём от неё сострадания, помощи. Поэтому слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». (35)
Многие художники и композиторы посвящают свои произведения маме. Нужно дарить радость матерям постоянно, ведь благодарные дети – лучший подарок для них. (20)
Итого: 78 слов
« В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию…»
В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребенок – существо инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он все равно радуется и постоянно находит для этого всё новые и новые поводы. Возможно, потому что пока не с чем сравнить жизнь. Он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе, но скорее всего, все-таки потому, что душа еще не успела покрыться панцирем и более открыта добру и надежде, чем душа взрослого человека.
А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на нее друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы.
Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет, чтобы жить в свое удовольствие и наслаждаться каждой минутой.»
Микротемы:
1. В детстве человек счастлив от природы, и несмотря ни на что, находит поводы быть счастливым.
2. Взрослые же пытаются найти повод, чтобы быть несчастными.
3. Перед лицом настоящей трагедии выдуманные проблемы становятся мелкими и мы жалеем, что не жили полноценной жизнью.
Сжатое изложение:
В детстве человек счастлив по умолчанию. Ребенок – существо, которое радуется несмотря ни на какие трудности. Ребенку не с чем сравнить жизнь, его душа более открыта добру и надежде, чем душа взрослого. (31)
С возрастом все изменяется. Даже если жизнь складывалась благополучно, мы не успокоимся, пока не найдем в ней неполадку и почувствуем себя несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, тратим на переживания время, душевные силы. (35)
Когда случается настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания. Тогда мы хватаемся за голову и говорим о себе, что были глупцами. (22) Итого: 88 слов
« Война была для детей грубой школой…»
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
Сжатое изложение:
Война была для детей грубой школой. Они сидели в мёрзлых окопах, и перед ними были бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они не понимали истинной ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом. (33)
Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто вернулся с войны, сумели сохранить чистоту и доброту души, веру и надежду. (21)
Память о войне должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Об этом нужно помнить, и тогда память о тех событиях никогда не угаснет. (26)
Итого: 80 слов
«Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека»
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема — это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность — чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
(По Ю. М. Нагибину)
Микротемы:
| |
| |
|
Сжатое изложение:
Одной из самых больших проблем, связанных с воспитанием ребёнка, является уменьшение роли семьи, в которой должен закладываться нравственный фундамент личности. Если этого не происходит, то потом у общества возникает много хлопот с этим гражданином. (34)
Другая крайность – чрезмерная опека родителей, недодавших ребёнку душевного тепла и стремящихся оплатить свой духовный долг материальными благами. (17)
Мир изменяется, становится другим. У родителей, не сумевших установить внутренний контакт с ребёнком, переложивших свои обязанности на других, вырастает циничный ребёнок, не верящий в бескорыстие. (25 ) Итого: 76 слов
«Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени».
Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.
Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба — это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство — отличительная черта настоящей дружбы.
(Из Интернета)
Микротемы:
1 | Одной из вечных ценностей, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур, является дружба. |
2 | Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь. |
3 | У друзей одинаковые жизненные ценности, духовные ориентиры. Постоянство —отличительная черта настоящей дружбы. |
Сжатое изложение:
Есть ценности, которые со временем изменяются, пропадают. Одной из вечных ценностей, которые имеют большое значение для людей, является дружба. (21)
Мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг. Дружба – это взаимоотношения, основанные на доверии и готовности в любой момент прийти другу на помощь. (25)
У друзей должны быть одинаковые ценности, духовные ориентиры. Настоящая дружба не боится времени и расстояния. Можно долго не видеться, разговаривать изредка, но всё равно оставаться близкими друзьями. Постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (32) Итого: 78 слов
« У каждого из нас когда-то были любимые игрушки…»
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка — это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка — это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
Микротемы:
1 | У каждого человека в детстве были любимые игрушки, с которыми связано бережно хранимое в сердце яркое, светлое и нежное воспоминание. |
2 | В нашем высокотехнологичном веке реальная игрушка не столь привлекательна, как электронная или виртуальная. Но несмотря на это, игрушка всё же остаётся незаменимой для детей. Ведь, играя, ребёнок развивается, учится общаться и приобретает жизненный опыт. |
3 | Игрушка—это ключ к сознанию ребёнка. И чтобы развить в нём только положительные качества и вырастить полноценного человека, необходимо тщательно и внимательно выбирать игрушку, помня о том, что игрушка оказывает очень сильное влияние на маленького человека. Нельзя воспитать хорошего человека с помощью «плохих» игрушек, имеющих негативную направленность. |
Сжатое изложение:
У каждого из нас любимая игрушка оставила светлое воспоминание, которое мы храним в сердце. (14)
В век компьютерных технологий виртуальные игрушки стали более привлекательны, чем реальные. Несмотря на новинки компьютерной техники, игрушка остаётся незаменимой. Она учит ребёнка общаться, помогает приобретать жизненный опыт. (27)
Игрушка – это ключ к сознанию ребёнка. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Нельзя воспитать положительного человека с помощью игрушек негативной направленности. (33)
Итого: 74 слова
« Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних…»
Времена меняются , приходят новые поколения , у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы, между тем, почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?
Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять.
Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир
Микротемы:
1 | Жизненные представления у разных поколений различны, но, поскольку психология человека меняется медленно, трудноразрешимые вопросы о любви остаются прежними. |
2 | Для подростка мечта о любви связана прежде всего с потребностью быть понятым сверстниками, проявить перед ними свои качества и способности. |
3 | Любовь больше дружбы, она предполагает полное взаимное доверие, раскрывающее все лучшие свойства личности |
Сжатое изложение:
У каждого нового поколения свои интересы, жизненные цели. С течением времени трудноразрешимые личные вопросы остаются неизменными: как обратить внимание того, кто нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви? (27)
Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подростку необходимо реализовать себя в общении со сверстниками, показать свои качества перед тем, кто готов его понять. (25)
Любовь – это безусловное доверие двоих, способное раскрыть в каждом лучшее. Настоящая любовь больше дружбы. Только в любви мы признаём за другим право на всё, что составляет наш мир. (28)
Итого: 80 слов
« Чтобы оценить доброту и понять её значение…»
Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.
Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.
Микротемы к тексту «Чтобы оценить доброту и понять ее значение..»
1.Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее, пожить в лучах чужой доброты.
2. От чужой теплоты согревается сердце, и оно не может не ответить взаимностью.
3. Почувствовать огонь доброты— это великое счастье.
Сжатое изложение:
Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо самому испытать её. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар. (23)
Чужая доброта – это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно своей добротой. (26)
Когда человек чувствует в своём сердце огонь доброты, он находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. В такие моменты для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (30)
Итого: 79 слов
« Если отнять у человека способность мечтать…»
Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку, и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.
Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.
Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного.
Микротемы к тексту «Если отнять у человека мечту»
1. Нельзя отнимать у человека возможность мечтать.
2. Ценность мечты в том, что она вызыват желание жить и стремиться к неизведанным далям.
3. Мечта помогает бороться за будущее.
Сжатое изложение:
Без способности мечтать отпадает одна из самых мощных причин, рождающих желание борьбы ради прекрасного будущего. Мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее. (27)
Мечта нужна всем. Она вызывает желание жить и стремиться к неизведанным далям. В этом и заключается её ценность. (18)
Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом. Чтобы бороться за будущее, нужно мечтать страстно и действенно. Необходимо воспитывать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (27)
Итого: 72 слова
« Меня предал родной человек, меня предал лучший друг…»
Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга.»
Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть — функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.
Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.
(по М. Е. Литвак)
Микротемы:
1 | Часто приходится слышать слова о предательстве близкого человека. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. Предательство близкого человека ранит намного сильнее.. |
2 | Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Совесть — функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, одно предательство влечет за собой другое. |
3 | Предательство разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Но в любом случае жизнь предателя становится бессмысленной. |
Сжатое изложение:
Мы часто слышим высказывания о предательстве родных и близких. Но чаще предают те, в кого мы вложили душу. Чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. (24)
Многие терпят издевательства в надежде на то, что у человека проснётся совесть. Но совесть – это функция души, а у предателя её нет. Один раз предав, он предаст снова и снова. (30)
Предательство разрушает достоинство человека, поэтому предатели стараются оправдать содеянное. Одни боятся возмездия, другие стараются просто все забыть. В любом случае жизнь предателя становится пустой и бессмысленной. (26) Итого: 80 слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сжатое изложение. За 6 дней до ГИА. Русский язык
Потренируемся в определении микротем и приёмах сжатия текста. Матерал для ученика, учителя и презентация. Консультация....
Статья "Работа с текстами разных стилей при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"
Статья для сборника "Жанрово-стилевой подход в преподавании русского языка и литературы (XI Ушаковские чтения)"...
Изложения для подготовки к экзамену по русскому языку в 9-м классе.
Подготовка к ОГЭ....
Сборник изложений при подготовке к ОГЭ по русскому языку
Сборник изложений при подготовке к ОГЭ по русскому языку...
Проект "Комплексный анализ текста как важное условие подготовки к ОГЭ по русскому языку
Данный курсовой проект был защищён в Мордовском Республиканском Институте Образования...
Тексты изложений для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
Тексты изложений для подготовки к экзамену в форме ОГЭ по русскому языку в 9 классе...
Тексты изложений для подготовки к ОГЭ по русскому языку
35 текстов изложений с микротемами и примерным вариантом сжатия...