Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение" 4 класс.
рабочая программа по русскому языку
АООП для работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (II вариант).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
altern_chtenie_4kl_17-18.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Зам. директора
_____________И.Н. Колобаева ______________ Т.О. Якубец
« »_______________20__г. « » ________________20__г.
Рабочая программа
Название предмета: «Альтернативное чтение»
Учебный год: 2017-2018
Учитель: Китова И.А.
Класс: 4 «Д»
Общее кол-во часов 68, кол-во часов в неделю 2
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей начальной школы
Протокол № 1 от
« 28 »__августа__ 2017 г.
Рабочая программа
по предмету «Альтернативное чтение»
4 класс (сложная структура дефекта)
(68 ч. – 2 часа в неделю)
Цели программы обучения:
- развитие социально-бытовой ориентировки учащихся;
- формирование «читательского интереса», любви к книге, к чтению как виду деятельности;
- расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития за счет увеличения объема знаний об окружающем мире;
- развитие коммуникативной функции речи учащихся, удовлетворение их коммуникативной потребности, путем обучения способам вербальной и невербальной коммуникации;
- повышение уровня общего развития учащихся и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
- формирование у ребенка правильных представлений о себе, социальном и природном мире.
Основные задачи программы обучения:
- формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
- знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
- приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся;
- создавать условия для пробуждения речевой активности учеников и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Букварь»;
- расширять словарный запас учащихся, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
- развивать фразовую речь;
- знакомить учащихся с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
- формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить их понимать соотносящие и указательные жесты.
Содержание и основные направления работы по программе «Альтернативное чтение» в 4 классе
Перечисление разделов программы не предполагает последовательное изучение тем, обозначенных в разделе. Обучение строится по концентрическому принципу: темы изучаются параллельно, на каждом уроке используется тот или иной элемент из разных разделов, разные виды работы с постепенным усложнением изучаемого материала.
Направление работы | Краткое содержание работы |
«Чтение» телесных и мимических движений. | Упражнения на движения мимической мускулатуры по образцу и словесной инструкции. Упражнения для губ и языка перед зеркалом. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песен и стихотворений. Двигательные упражнения. «Чтение» движений в подвижных играх и двигательных играх—импровизациях. |
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стихотворение и показывай картинку», «Слушай и выполняй движения». Совместное с учащимися рассматривание картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года и др. Разыгрывание содержания картин и картинок с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, наглядных объемных и плоскостных моделей. Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Игрушки», «Животные», «Растения», «Школьные предметы», «Жилище человека», «Мое тело», «Одежда», «Явления природы», «Семья». Упражнения в выборе нужной пиктограммы из ряда других. |
Звуки окружающей действительности. «Аудиальное чтение» слушание аудио книг, чтение произведений учителем. | Игры и игровые упражнения на развитие слухового восприятия, умения различать речевые и неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией. Слушание и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки с его изображением. Развитие умения учащихся определять местонахождение источника звука, различать тихое и громкое, быстрое и медленное звучание. Воспитание у учащихся умения вслушиваться в речь, различать тихую и громкую речь. Игры и игровые упражнения на развитие слуховой, двигательной памяти и закрепление связи действий и движений со словами-глаголами. Игровые упражнения на развитие сенсомоторных взаимодействий: слухового и зрительного восприятия, движения, вокализации. Слушание аудиокниг: звучащие книги, запись текста на CD-диске. Чтение произведений учителем - формирование у учащихся навыка слушания сказок, стихов, потешек и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. Обучение учащихся договаривать стихи и потешки при прослушивании (сопряжено), а затем и самостоятельно рассказывать их. С помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театров разыгрывание сказочных ситуаций. Привлечение учащихся к изображению действий по прочитанному учителем тексту. |
«Чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, отрывков из художественных и документальных фильмов, мультфильмов) | Просмотр мультфильмов, презентаций, отрывков из художественных и научно-популярных фильмов с обсуждением увиденного, ответом на вопросы (вербально или с помощью пиктограмм, карточек). |
Жестово-образные игры. | Игры, имитирующие отдельные действия человека, животных, птиц и демонстрирующие основные эмоции человека, выполняющего те или иные действия. Игры, имитирующие образы хорошо знакомых учащимся сказочных персонажей. Игры-импровизации, в которых учащиеся вместе с учителем выполняют действия по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, отражающих тематику здоровья и здорового образа жизни, безопасного поведения, вежливого отношения людей друг к другу и т. п. |
Навыки чтения. Глобальное чтение; чтение букв, цифр и других знаков; чтение по слогам, складам, чтение отдельных слов. | Повторение букв, изученных в 1-3 классах (Аа, Уу, Мм, Оо, Сс, Хх, Нн, Шш, Лл, ы, Нн, Рр, Кк, Пп, Тт, Ии). Дальнейшее изучение букв русской азбуки по Букварю. Оформление альбомов по глобальному чтению «Мой букварь», «Семья», «Дом», «Еда», «Мои личные вещи», «Что делает?», «Животные. Еда животных», «Времена года, явления природы». Овладение слоговым и слитным чтением. |
Предполагаемые результаты обучения
Состав учащихся класса неоднороден. На уроках и при выполнении домашних заданий учитывается уровень актуальных знаний, потенциальных возможностей ученика. Все ученики класса нуждаются в помощи педагога. Предполагается осуществить обучение по двум уровням. Разделение на уровни определяет степень оказываемой помощи: ученики, относящиеся к I уровню, часть заданий выполняют самостоятельно после подробной инструкции учителя, могут повторить отдельные звуки, слоги и слова за учителем, ученики, относящиеся ко II уровню, имеют тяжелые нарушения речи, они выполняют задания только совместно с учителем.
I уровень (задания выполняются при помощи учителя по словесной инструкции, образцу) | II уровень (задания выполняются при помощи учителя, индивидуально, все графические задания выполняются «рука в руке») |
Учащиеся должны знать: 1) изученные буквы русского алфавита; 2) свое имя, фамилию; 3) некоторые неречевые и речевые звуки окружающей среды; 4) иметь представление о гласных и согласных звуках; 5) значимые признаки предметов окружающей среды; 6) названия наиболее распространенных действий; 7) некоторые жанры литературных произведений – рассказ, сказка, стихотворение. Учащиеся должны уметь: 1) называть (повторять за учителем или самостоятельно по инструкции) изученные буквы; 2) называть по просьбе свое имя и фамилию, подписывать свои работы печатными буквами; 3)дифференцировать неречевые звуки окружающей среды, называть некоторые из них; 4) производить простейший звуковой анализ: составлять слова из букв разрезной азбуки, определять первый и последний звуки в слове; 5) читать глобально отученные слова; 6) читать отдельные слоги, слова простой слоговой структуры. | Учащиеся должны знать: 1) некоторые буквы русского алфавита; 2) свое имя, фамилию; 3) некоторые неречевые и речевые звуки окружающей среды; 4) значимые признаки предметов окружающей среды; 5) названия наиболее распространенных действий; 6) некоторые жанры литературных произведений – рассказ, сказка, стихотворение. Учащиеся должны уметь: 1) показывать (посильно повторять) по инструкции некоторые буквы русского алфавита; 2) узнавать свое имя, написанное печатными буквами; 3) дифференцировать неречевые звуки окружающей среды; 4) ориентироваться в иллюстративном материале – показывать по просьбе учителя отдельные предметы, части предметов на картинках; 4) выражать свои желания, просьбы с помощью действия, жеста, карточки; 5) читать глобально некоторые слова. |
Учебно - методическое сопровождение программы.
Для эффективного и успешного овладения учащимися всех разделов программы «Альтернативное чтение» необходимо следующее оборудование и материалы:
- Наборы букв русского алфавита – на картонных карточках, деревянные, пластиковые, магнитные.
- Слоговые таблицы.
- Карточки для глобального чтения.
4) Наборы тематических картин, серии сюжетных картин для составления связного рассказа, сюжетных картин для составления описательного рассказа.
5) Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
6) Дидактические игры.
Литература
- В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. Букварь. – 6-е изд., Москва, «Просвещение» 2014.
- Т.С. Резниченко. Занимательный букварь. М. «Гном и Д», 2009.
- Т.С. Резниченко. Комплект рабочих тетрадей к «Занимательному букварю» в 4 частях. М. «Гном и Д», 2009.
- О.А. Безрукова. Грамматика русской речи в 2 частях. М.: «Русская речь», 2013.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно - тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение» в 4 "Д" классе
на 2017-2018 учебный год
I четверть
№п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Звуки окружающей действительности. Речевые звуки. Повторение. | 1 |
2 | Повторение. Звук и буква И. | 1 |
3 | «Чтение» телесных и мимических движений. Части тела человека - «Это я» | 1 |
4 | Чтение слогов и слов с буквой И. | 1 |
5 | Знакомство со звуком и буквой З. | 1 |
6 | Составление и чтение слогов и слов с изученными буквами З, А, У, И. | 1 |
7 | Знакомство со звуком и буквой В. | 1 |
8 | «Чтение» изображений на картинках. «Животные и птицы» | 1 |
9 | «Чтение» телесных и мимических движений. «Что делает?» | 1 |
10 | Знакомство со звуком и буквой Ж. | 1 |
11 | Звуки окружающей действительности. Звуки природы «Кто как голос подает?» | 1 |
12 | Различение на слух звуков Ж и Ш. Слоги ЖИ-ШИ. | 1 |
13 | «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах. «Времена года. Явления природы. Осень». | 1 |
14 | Знакомство со звуком и буквой Б. | 1 |
15 | Чтение слов с буквой Б глобально. | 1 |
16 | Различение на слух звуков Б и П.Чтение слогов и слов с буквой Б. | 1 |
II четверть
№п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Звук и буква Г. Составление и чтение слогов с буквами Г, А, У, Ы, И, О. | 1 |
2 | Различение на слух звуков Г и К. Чтение слов, предложений с изученными буквами. | 1 |
3 | «Чтение» изображений на картинках. Действия человека. | 1 |
4 | Знакомство со звуком и буквой Д. | 1 |
5 | «Чтение» изображений на картинках. Взрослые и маленькие дети. | 1 |
6 | Различение на слух звуков Д и Т. Чтение слов, предложений с изученными буквами. | 1 |
7 | Знакомство со звуком и буквой Й. | 1 |
8 | Чтение слов с буквой Й глобально. | 1 |
9 | Различение на слух звуков И и Й. | 1 |
10 | «Чтение» телесных и мимических движений. Эмоции, характер, качества человека. | 1 |
11 | Знакомство с буквой Ь. | 1 |
12 | Звуки окружающей действительности. Различение на слух мягких и твердых звуков. | 1 |
13 | Чтение слов, предложений с изученными буквами. | 1 |
14 | «Чтение» изображений на картинках. Животные зоопарка. | 1 |
15 | «Чтение» изображений на картинках. Сюжетная картина «Новогодний праздник» | 1 |
III четверть
№п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Знакомство со звуком и буквой Е. | 1 |
2 | «Чтение» изображений на картинках. Времена года . Зима. | 1 |
3 | «Чтение» изображений на картинках. «Лес». | 1 |
4 | Знакомство со звуком и буквой Ё. | 1 |
5 | Чтение слов с буквой Ё глобально, по слогам. | 1 |
6 | «Чтение» изображений на картинках. «Домашние животные и их детеныши». | 1 |
7 | Знакомство со звуком и буквой Я. | 1 |
8 | «Чтение» изображений на картинках. Действия людей. | 1 |
9 | «Чтение» изображений на картинках. Сюжетная картина «Сбор ягод в лесу летом». | 1 |
10 | Знакомство со звуком и буквой Ю. | 1 |
11 | Различение на слух звуков У и Ю. | 1 |
12 | Чтение слогов, слов с буквой Ю. | 1 |
13 | Знакомство со звуком и буквой Ц. | 1 |
14 | Чтение слов с буквой Ц глобально, по слогам. | 1 |
15 | «Чтение» изображений на картинках. «Домашние птицы». | 1 |
16 | Знакомство со звуком и буквой Ч. | 1 |
17 | Чтение слов с буквой Ч глобально, по слогам. | 1 |
18 | «Чтение» изображений на картинках. Школа. Мы – ученики. | 1 |
19 | Чтение слов со слогами ЧА-ЧУ. | 1 |
20 | «Чтение» изображений на картинках. Герои русских сказок. | 1 |
21 | «Чтение» изображений на картинках. Сказка «Курочка Ряба». | 1 |
22 | Звуки окружающей действительности. Уменьшительно-ласкательная форма слова. | 1 |
IV четверть
№п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Знакомство со звуком и буквой Щ. | 1 |
2 | «Чтение» изображений на картинках. Времена года. Весна. | 1 |
3 | Составление и чтение слов со слогами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 |
4 | Звуки окружающей действительности. Различение на слух звуков Ц, Ч, Щ. | 1 |
5 | Знакомство со звуком и буквой Ф. | 1 |
6 | «Чтение» изображений на картинках. Домашние животные. Ферма. | 1 |
7 | Различение на слух звуков В и Ф. | 1 |
8 | Знакомство со звуком и буквой Э. | 1 |
9 | Чтение слогов и слов с буквой Э. Слово «это». | 1 |
10 | Различение одушевленных и неодушевленных предметов. Ответы на вопросы «Это кто?», «Это что?». | 1 |
11 | Знакомство с буквой Ъ. | 1 |
12 | «Чтение» изображений на картинках. Семья. Члены семьи, занятия. | 1 |
13 | «Чтение» изображений на картинках. Времена года. Явления природы. | 1 |
14 | Чтение стихотворений А.Л. Барто «Мячик», «Мишка». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...