Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Первый урок в тематическом блоке «Имя прилагательное» на основе изученного в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilag.6_kl.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Имя прилагательное»
Тема: «Преданные имена прилагательные»
(Роль имени прилагательного в предложении)
Место в планировании: Первый урок в тематическом блоке «Имя прилагательное» на основе изученного в 5 классе.
Тип урока: повторение.
Цели:
- общая – приобщение учащихся к искусству слова;
- конкретная – обобщить и систематизировать знания о синтаксических особенностях имени прилагательного на основе его характеристики как части речи;
- образовательная – совершенствовать умение опознавать в речи имена прилагательные, определять их синтаксическую роль в предложении;
- развивающая – выявить историческое изменение имён прилагательных; отработать видение лингвистики как единой системы;
- воспитательная – формирование умения уместного употребления имён прилагательных в речи для придания ей образности и выразительности.
Задачи:
- повторить материал об имени прилагательном, изученный в 5 классе;
- углубить понятие об имени прилагательном как части речи;
- научиться видеть имена прилагательные, различать их краткие и полные формы, а также определять их синтаксическую функцию не только в современном русском языке, но и в церковнославянском тексте;
- тренировать умение осмысленно, правильно и выразительно читать;
- пробудить желание заниматься родным языком.
Средства обучения:
- учебные пособия:
- Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М Разумовской, П. А. Леканта. – М., 2007.
- дополнительная литература:
- Волина В. В. Весёлая грамматика. – М., 1995.
- Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.
- Колесов В. В. История русского языка в рассказах. – М., 1982.
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 кл.» / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2001.
- Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. – М., 1989.
- Программно-методические материалы: Русский язык. 5 – 9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Дрофа, 2001.
3) раздаточные материалы:
- карточки с текстами современного русского языка;
- карточки с текстами церковно-славянского языка;
- карточки для контроля.
4) наглядные пособия:
- «лингвистическая лестница».
План урока.
Этапы урока. | Формы работы. | Время. |
1) Вхождение в систему: определение темы и цели урока. |
| 3 минуты. 6 минут. |
2) Повторение ранее изученного материала. |
| 7 минут. 3 минуты. |
3) Экскурс в прошлое языка. |
| 6 минут. |
4) Закрепление узловых моментов урока. |
| 5 минут. |
5) Выводы. |
| 5 минут. |
6) Домашнее задание. |
| 3 минуты. |
Ход урока.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечания. |
| ||
Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с обыкновенной загадки. Отгадав её, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Итак, кто знает, что это такое? Правильно! Молодцы! Давайте откроем с вами наши рабочие тетради, запишем число, классная работа и тему сегодняшнего урока: «Преданные имена прилагательные». Прочитайте про себя ещё раз тему и скажите, чем она интересна? Так, замечательно. Противоречие выявили. Так какую задачу ставим перед собой на сегодняшний урок? Хорошо. Возьмите белые листы бумаги с текстами на ваших партах. Давайте прочитаем первый текст. Понравился ли вам текст? Что вы можете о нём сказать? Так, а теперь я предложу вам прочитать текст № 2. Ваши впечатления от текста изменились? Почему? За счёт чего это произошло? Для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи? | Это имя прилагательное! Дети делают записи в рабочих тетрадях. Преданными обычно называют верных людей или животных (собак, например), а тут это слово характеризует имя прилагательное. Нам надо будет выяснить, почему имена прилагательные можно назвать преданными частями речи. Кто-то из учащихся читает первый текст. В тексте нет конкретности: где и когда это происходит. Картина получается серой и бесцветной. Кто-то из учащихся читает второй текст. Картину намного легче себе представить, она стала более яркой и образной. За счёт имён прилагательных. Для точности и выразительности. | На доске число, классная работа и тема записаны заранее учителем. Тексты заранее раздаются учителем на парты. |
| ||
А теперь я попрошу вас вспомнить всё, что мы с вами раньше изучали об имени прилагательном. И сделаем мы это с вами с помощью «лингвистической лесенки», ступеньки которой вы должны будете построить сами. Выстроите данные науки о языке по мере значимости языковых единиц, которые они изучают. Прекрасно. А теперь давайте пробежимся по этой «лесенке», используя имена прилагательные. Запишите, пожалуйста, в тетради первое предложение второго текста. Назовите все прилагательные в этом предложении. Хорошо. Пропустите имя прилагательное как часть речи через «лингвистическую лесенку» на примере этих прилагательных. Как определили эти характеристики прилагательного? Молодцы. А теперь посмотрите на тему нашего урока и вспомните те моменты нашей «лесенки», на которых я заостряла ваше внимание. Подумайте. Но прежде чем мы сделаем ещё шаг к тому, чтобы понять преданность прилагательных, давайте поиграем. Водящий становится в центр класса спиной ко мне. Я за его спиной показываю классу предмет. Вы по очереди подбираете к нему прилагательные, услышав которые, водящий должен угадать показываемый предмет. Учитель показывает мягкую игрушку. Учитель указывает на себя. Ну а теперь, наконец, совершим привычное путешествие в историю нашего языка. | Учащиеся выходят к доске по одному и выстраивают лестницу, устно проговаривая, что изучает каждая из наук: Фонетика – звуки. Графика – буквы. Орфоэпия – произношение Морфемика – части слова. Словообразование – способы образования слов. Лексика – значение. Фразеология – устойчивые сочетания слов. Морфология – части речи. Орфография – правильное написание слов. Синтаксис – члены предложения. Пунктуация – знаки препинания. Работа в тетрадях. Летний, тих, красив. С точки зрения фонетики мы можем охарактеризовать звуки, из которых состоит прилагательное. Тих: звук [т’] согласный, глухой, мягкий; [и] – гласный, ударный; [х] – согласный, глухой, твёрдый. С точки зрения графики мы можем назвать буквы, из которых состоит слово: тэ, и, ха. Орфоэпия: если мы образует степень сравнения прилагательного красив – красивее, можно сделать ошибку в произношении. Морфемика: -лет- – корень, -н- – суффикс, -ий – окончание. Выделяют части слова в тетради. Словообразование: прилагательное летний образовано суффиксальным способом от слова «лето». Лексика: летний – значит происходящий летом. Фразеология: прилагательные могут входить в состав устойчивых сочетаний: тише воды, ниже травы. Морфология: летний – имя прилагательное, так как отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета. Это относительное имя прилагательное. Употреблено в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже. Определяемое существительное имеет такие же показатели. Орфография: безударные падежные окончания прилагательных, правописание не с прилагательными. Синтаксис: прилагательные в словосочетании всегда выступают в роли зависимого слова. Тип связи в словосочетании – согласование, так как прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже. В предложении полные прилагательные выступают в роли определений (летний), краткие – в роли сказуемого (тих, красив). Подчёркивают члены предложения. Пунктуация: очень часто прилагательные выступают в роли однородных членов предложения, как и в этом случае. Белая, пушистая, мягкая, красивая. ……………………… | Макет лестницы готов заранее на доске. По мере рассказа учащиеся делают краткие записи в тетради. Обязательно заострить внимание учащихся на этом моменте. Обязательно заострить внимание учащихся на этом моменте. Показывать можно как предмет, так и картинки с его изображением. |
| ||
Работаем с розовыми листами бумаги на ваших столах. Читаем текст. Узнали, откуда этот отрывок? Конечно. Кто сможет мне найти в этом отрывке прилагательные? На какие группы можно разделить эти прилагательные? Молодцы. Вспомните, какие синтаксические функции берут на себя краткие прилагательные в современном русском языке? А в этом тексте? Замечательно. Ну и наконец, если они – определения, ну-ка давайте посмотрим словосочетания с ними. Как согласуется краткое прилагательное с существительным? В чём отличие от современного русского языка? Совершенно верно. А случилось это, ребята, следующим образом. В древнем языке не было разделение имён на существительные и прилагательные. Было одно единое имя. И краткие формы были первичны, а полные образовались уже позже. В церковно-славянском языке и полные, и краткие прилагательные выступали в роли определений и изменялись по падежам. И только с течением времени за краткими формами закрепилась функция сказуемых и они утратили способность изменяться по падежам. И в современном русском языке остались исторические остатки этих процессов. В русских народных сказках мы встречаем жар-птицу. Это какая птица? Сыр-бор. А изменение кратких прилагательных по падежам можно увидеть в таких выражениях, как на босу ногу, по белу свету, средь бела дня, от мала до велика. | Кто-то из учащихся читает текст. Отрывок из молитвы «Символ веры». Святаго, едину, святую, соборную, апостольскую, едино, мертвых. Здесь есть и краткие, и полные прилагательные. Они выступают в роли сказуемого. Они, как и полные прилагательные, являются определениями. Во едину церковь – согласование в роде (женский), числе (единственное), падеже (винительный). Современные краткие прилагательные не изменяются по падежам. Жаркая. Сырой бор. Учащиеся записывают примеры в тетрадь. | Тексты заранее раздаются учителем на парты. При наличии свободного времени можно задать вопросы по фонетике этих слов. |
4) Закрепление узловых моментов урока. | ||
Прежде чем сделать выводы, давайте обобщим пройденный материал с помощью учебника. Откроем страницу 89, упражнение 200. Читаем задание. Что называется именем прилагательным? Как вы понимаете выражение «прилагательные согласуются с именами существительными»? Как определяется правописание окончаний имён прилагательных? На какие разряды делятся имена прилагательные? Какие прилагательные имеют две формы: полную и краткую, а также степени сравнения? | Один из учащихся читает задание к упражнению. Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? и т. д. и обозначает признак предмета. Прилагательные приобретают те же род, число, падеж, что и у определяемого ими существительного. С помощью окончания вопроса. Качественные, относительные и притяжательные. Качественные. | |
5) Выводы. | ||
Давайте возвратимся к теме нашего урока. Так как же вы думаете, почему имена прилагательные могут называться преданными и кому они так преданы? Хорошо. Теперь поработаем с карточками. Скажите, пожалуйста, если сравнивать церковно-славянский и современный русский язык, в каком из них прилагательные были преданнее существительным. Почему? Молодцы. Мне понравилась ваша работа на сегодняшнем уроке. | Потому что прилагательные не только лексически привязаны к существительным (они характеризуют предмет с разных сторон), но они, как хамелеоны, приспосабливаются к существительным, приобретая не только их число и падеж, но и род. Дети поднимают нужную карточку. В церковно-славянском, потому что там даже краткие прилагательные могли согласовываться с существительными в роде. | Карточки заранее лежат на партах. |
6) Домашнее задание. | ||
Ребята, давайте запишем с вами домашнее задание на завтрашний урок. Это будет упражнение 205 в ваших учебниках на странице 91. Читаем задание к этому упражнению. Давайте попробуем это сделать на примере первого прилагательного. Хорошо. На этом мы с вами заканчиваем наш урок. | Один из учащихся читает задание к упражнению. Великий – велик. |
Русский язык
6 класс
Тема: «Преданные имена прилагательные»
Текст № 1.
Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах.
Текст № 2.
Летний вечер тих и красив. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...
урок по русскому языку 5а класс по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока...
Методическая разработка урока по испанскому языку (6 класс) на тему: Географические открытия
Методическая разработка урока по испанскому языку (6 класс) на тему: Географические открытияМетодическая разработка предназначена для обучающихся 6 классов школ с углубленным изучением испанског...
Методическая разработка урока по английскому языку 11 класс по теме "Преступление и наказание"
Технологическая карта к уроку английского языка в 11 классе по теме "Преступление и наказание"...