Разработка урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного.
Цели:
- образовательные: обобщить и систематизировать изученные учащимися сведений о деепричастии и деепричастном обороте: повторить орфограммы, связанные с написанием деепричастий, правописания НЕ с деепричастиями; совершенствовать навыки употребления деепричастных оборотов в речи; закрепить умения находить в речи деепричастные обороты и ставить знаки препинания; активизировать словарный запас учащихся;
- развивающие: развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык; аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать, расширять кругозор, познавательный интерес;
- воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку и литературе; формировать навыки контроля и самоконтроля; организовывать познавательную деятельность в коллективе и сотрудничество в решении поисковых задач; развивать умение радоваться, радовать других.
Оборудование: на рабочих столах учащихся учебники, тетради, ручки и карандаши; на доске таблица «Образование деепричастий», таблица « Маршрутный лист путешествия « Ак- Тал – Кызыл, маркеры, задания
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
ХОД УРОКА
I.Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний.
Сообщение темы и цели урока.
( проецирование текста) Чтение и ответы на вопросы по тексту.
Уметь радоваться самому-- это очень прекрасно, но радовать других – это редкий дар, он даётся не каждому. Надо учиться радовать других. А сделать это можно, помогая, поддерживая незаметно, не выставляя свой поступок напоказ. Когда сделаешь доброе дело искренне, сам радуешься. А вдвойне радуешься, когда видишь радость других людей, которым твоя помощь пришлась очень кстати.
Тема – о радости
Основная мысль - надо учиться радовать других.
- В каких словах можно сделать ошибку ( напоказ, поддерживая, искренне, вдвойне)
- Помогая, поддерживая, не выставляя ( какие слова?)
- Определите цель урока
Слово учителя: Цель урока вы правильно сформулировали. А для того, чтобы вы смогли сами порадоваться и порадовать других, мы совершим урок-путешествие по маршруту«Ак- Тал – Кызыл». Ведь путешествие – это прекрасно. Это новые люди, новые впечатления и новые знания.
Посмотрите на маршрутный лист, который утвердила Урана Дужук-ооловна. Кроме того, она подписала приказ о нашем путешествии. К какому стилю речи относятся приказ и маршрутный лист? ( официально- деловой стиль).
Учащиеся образуют 5 групп.
1 группа – Ак- Тал ( вы живёте в живописном местечке Ак- Тал. Расскажите , пожалуйста, о своём поселке. И чтобы ехать дальше, выполните задания.
- Дать определение деепричастию. Привести пример. Выполнить задания.
Прочитать, найти деепричастия и дать характеристику. Из какого произведения отрывок?
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали… ( В.Жуковский « Светлана»)
Синтаксический разбор предложения
Язык непременно живёт, движется, развиваясь и совершенствуясь.
2 группа Сайлыг) 1.Визитная карточка. Рассказ о посёлке Сайлыг.
- Признаки каких частей речи имеет деепричастие?
Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику.
…Князь, не теряя присутствуя духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула и с ужасом закрыла лицо обеими руками… ( А.С. Пушкин « Капитанская дочка».)
Опушённые инеем берёзы стояли, не шелохнувшись, ожидая восхода солнца. ( синтаксический рабор)
- 3 группа Хову- Аксы. Визитная карточка.
Виды деепричастий. Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику.
…Павлуша наблюдал за ним и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка…( И.С.Тургенев» Бежин луг»)
Подбираясь к ним, я спугнул большую сову, которая днём всегда прячется в траве. ( синтаксический разбор)
Физминутка. ( с использованием деепричастий)
- Встали, вытянув руки вперёд и расставив ноги по ширине плеч
- Вверх, вниз
- Выполняем вращения,положив руки на пояс
- Положив руки на голову, смотрим вниз,вверх, налево, направо
- Приседаем, вытянув руки вперёд и выпрямив спину.
- Отдохнули и красиво тихо сели.
4 группа Чал- Кежиг . Визитная карточка.
- Рассказать о деепричастном обороте.
Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику.
Я положив в костёр дрова выпил кружку чаю и тоже лёг.
Высоко проносятся клочья туч роняя остатки снега.
5 группа Элегес. Визитная карточка Синтаксическая роль деепричастий в предложении
Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику.
Спал город чернея листвой домами белея. Летучая мышь спокойно летала по комнате не задевая мебель не натыкаясь на стены.
III. Обобщение темы ( создание кластера)
- Особая форма глагола
- Обозначает добавочное действие
- Имеет вид, возвратность.
- Отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Как?
- Управляет зависимыми словами.
- Не изменяется ( не склоняется, не спрягается)
- В предложении является обстоятельством
Правописание деепричастий с НЕ ( кластер)
НЕ с деепричастиями и глаголами пишется РАЗДЕЛЬНО!
IV.Подведение итогов урока
- Обобщили и систематизировали знания о деепричастии
- Повторяли радуясь, улыбаясь, запоминая, радуя других.
- Слово экспертам: они оценивают ответ товарищей, выставляют оценки.
Слово учителя:
- Что вам дал этот урок?
- Какие эмоции вы испытывали? ( радость, чувство сопереживания,восхищение, желание помочь, подсказать)
- Чему научились? ( радоваться и радовать других)
Жить , радуя, помогая другим, не завидуя никому, радуясь)
Домашнее задание: Ответить на вопросы текста упражнения 403
Если вы ответите на 8-9 вопросов, вы получите «5»; на 6-7 – « 4»; на 5-4- « 3»; ниже 4 – «2»
Задания для 1 группы ( Ак-Тал)
1 группа – Ак- Тал ( вы живёте в живописном местечке Ак- Тал. Расскажите , пожалуйста, о своём поселке. И чтобы ехать дальше, выполните задания.
- Дать определение деепричастию. Привести пример. Выполнить задания.
Прочитать, найти деепричастия и дать характеристику. Из какого произведения отрывок?
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали… ( В.Жуковский « Светлана»)
Синтаксический разбор предложения
Язык непременно живёт, движется, развиваясь и совершенствуясь.
2 группа (Сайлыг) .Визитная карточка. Рассказ о посёлке Сайлыг.
Признаки каких частей речи имеет деепричастие?
Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику.Сделать синтаксический разбор 1 предложения.
…Князь, не теряя присутствуя духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула и с ужасом закрыла лицо обеими руками… ( А.С. Пушкин « Капитанская дочка».)
3 группа Хову- Аксы. Визитная карточка.
Виды деепричастий. Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.
…Павлуша наблюдал за ним и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка…( И.С.Тургенев» Бежин луг»)
- группа Чал- Кежиг . Визитная карточка.
Рассказать о деепричастном обороте.
Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.
Я положив в костёр дрова выпил кружку чаю и тоже лёг.
Высоко проносятся клочья туч роняя остатки снега.
5 группа Элегес. Визитная карточка Синтаксическая роль деепричастий в предложении
Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику.Синтаксический разбор 1 предложения
Спал город чернея листвой домами белея. Летучая мышь спокойно летала по комнате не задевая мебель не натыкаясь на стены.
Уметь радоваться самому- это очень прекрасно, но радовать других – это редкий дар, он даётся не каждому. Надо учиться радовать других. А сделать это можно, помогая, поддерживая незаметно, не выставляя свой поступок напоказ. Когда сделаешь доброе дело искренне, сам радуешься. А вдвойне радуешься, когда видишь радость других людей, которым твоя помощь пришлась очень кстати.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"
Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"
Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...