Тема урока: «Имя существительное - часть речи удивительная».(повторение в начале года)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Разработка урока включает цели, тип, методы, задачи, структуру (организационный этап,актуализацию знаний, постановку учебной задачи, усвоение новых знаний и первичное закрепление, физ. минутку, закрепление изученного материала, рефлексию деятельности (подведение итогов занятия), информацию о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок) и формы проведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_6_klass.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Имя существительное - часть речи удивительная».(повторение в начале года)
Цели:
- обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
- совершенствовать навыки морфологического разбора;
- повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
- способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
- способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.
Формы работы: самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная, творческая, игра.
Оборудование:«Русский язык. 6 класс» под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., карточки с заданиями, презентация к уроку, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.
Задачи урока:
- Образовательные:
- развить навыки определения морфологических признаков имени существительного;
- формировать умение находить имена существительные в тексте, использовать имена существительные в речи;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения работы в парах.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийной презентации
Имя существительное-хлеб языка.
Л.В.Успенский
I.Оргмомент. Слово учителя. Приветствие. Мотивация на положительный результат
- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. Открыли тетради и записали сегодняшнее число
II.Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности.
1.Беседа с классом. Лингвистическая разминка.
Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.
Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в необычную страну, которая называется Морфологией, а город – Имя существительное.
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать высказывание языковеда, которое записано на доске.
Лев Васильевич Успенский писал: « Имя существительное – хлеб языка»
(Синтаксическая, фонетическая, пунктуационная разминка)
- Подумайте и скажите, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа?
1. Каков смысл высказывания? Как вы понимаете? (Человек не может обойтись без пищи, язык не может обойтись без имени существительного. Это самая важная, существенная часть речи в русском языке – коммуникативная, номинативная(при помощи языка человек называет все явления и предметы действительности) и эмоционально – выразительная роль. Невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных. На каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, русский язык держится на именах существительных.
Дайте синтаксическую характеристику предложения.
- Постановка тире. Чем выражено имя существительное? (Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным именем сущ. в Им.падеже)
Хлеб – посчитаем буквы и звуки, в чем особенность с точки зрения фонетики?
2. Объявление темы и целей урока.
Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы. Запишите тему сегодняшнего урока: «Имя существительное - часть речи удивительная».
Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с этой удивительной частью речи.
- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи). Дети предлагают цели: вспомнить, что такое имя существительное; какие морфологические признаки свойственны этой части речи? как изменяются имена существительные?
каким членом предложения может быть?
3. Блиц-опрос. Давайте вспомним что мы знаем об имени существительном? Теория
1. Беседа с учащимися
- Что такое имя существительное?
- К какому роду относятся имена существительные?
- Как называются имена существительные, обозначающие живые предметы?
- Как называются имена существительные, обозначающие неживые предметы?
- Какие имена существительные называются собственными?
- Какие имена существительные называются нарицательными?
- По скольким падежам изменяются имена существительные? Какие это падежи?
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает вопросы кто? или что?
Имена существительные относятся либо к мужскому, либо женскому роду, либо среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевленными или неодушевленными.
Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам, то есть склоняется.
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.
Теорию хорошо знаем, а теперь посмотрим умеем ли мы применять теорию на практике
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных и будем собирать признаки имени существительного.
В течение урока мы будем создавать проект «Имя существительное». Обратите внимание на доску. Вы видите нарисовано дерево- существительное, а также листики к этому дереву, которые будут обозначать морфологические признаки имени существительного. В ходе урока вы должны будете прикрепить к дереву все листы с признаками существительного.
IV. Творческая практическая деятельность. Определение роли существительных в речи.
Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.(слайд на доске, ученик читает)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Узнай орфограмму. ( Назовите слова на правописание орфограммы « Правописание безударной гласной в корне слова». Назовите слова на правописание орфограммы «Правописание парных согласных в корне слова». Какие ещё орфограммы встречаются в этом стихотворении?)
Давайте посмотрим на это стихотворение, определим части речи всех слов.
Назовем имена существительные в стихотворении.(дети называют по цепочке) (Выписывают имена существительные в тетрадях). Какова роль имен существительных в речи?
- Слов какой части речи больше всего использует поэт? - Сколько существительных в этом стихотворении? Для чего они необходимы в данном стихотворении?(помогают создать образ. А образ-это то, что мы видим, вместе- это картина, если мы предствим, то можем нарисовать картины природы и передать состояние, настроение человека). В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа..
Вывод: Поэт насыщает поэтический текст именами существительными для того, чтобы нарисовать читателю картину ночи.
- Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку?- Как вы это определили? – Правильный ответ: Соловей – т.к. одушевленное, отвечает на вопрос кто?и обозначает живое существо
А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные? (вопросы кто? или что?, смысл, форма ед. числа Р.п. падежа)
Дают ответы, пытаются исключить и существительные по разным признакам.
Что вы узнали, повторили???
Работа в группах.Первичное закрепление знаний.
Давайте поработаем в группах(умейте выслушать друг друга. Предлагаю вам выполнить следуюшее задание)
- Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в. парах.
На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы.
1. Прочитайте слова:
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова.
Распределите слова в зависимости от значения.
2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. ряды
3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?
4.Обозначьте род имён существительных.
- Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.
- Проверим, как справились с заданием ребята 1группы. Им нужно было выписать
1 группа
1) названия людей; (Оле _, пилот, тр..кторист)
2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, в…лосипе _)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
- Проверим, как справились с заданием ребята 2 группы. Им нужно было выписать
2 группа
1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)
2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
- Проверим, как справились с заданием ребята 3 группы. Им нужно было выписать
3 группа
1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)
2) названия веществ. (Нефть, м…лахит, м_ локо)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
Что вы знаете о существительном? На какие группы можно распределить? – Одушевленные, неодушевленные. Собственные, нарицательные.
Не забывайте прикреплять листики к дереву. Украшаем дерево листочками.
Что мы повторили о существительном????
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Глазами вправо – глазами влево.
Мы ищем существительные смело
Вниз и вверх, еще разок
Продолжаем мы урок.
На этапах подводить итоги.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой. На какие еще группы делятся существительные?
1.Тренировочное упражнение. Распределите данные слова на два столбика
Нарицательные имена существительные | Собственные имена существительные |
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», « Ералаш», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген, (О,о)рел, (Р,р)оза, (З,з)емля, (Ш,ш)арик
-Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?
-Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами
Продолжаем работу над проектом.
1.Что вы знаете о склонении имён существительных? Расскажите, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению.
Давайте проверим умеете ли вы определять склонение. Выполним цифровой диктант.
Определите склонение имён существительных
Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель,
В тетрадях: 3, 1, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 1, 3,
-ученик читает порядок цифр или самопроверка. Произносит правильный порядок цифр
1. Вспомните, как изменяются имена существительные (по родам и числам)
Не забываем прикреплять к дереву листочки.
2.Игра «Белая ворона» (по рядам). Или по группам ( 2 стола,4 человека)
Для того, чтобы вспомнить морфологические признаки сущ. –го, предлагаю игру
« Четвертый лишний» (слайд)
- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
а) О смелост..., о храброст..., о вежливост…., о трусост... .слайды. запись в тетрадь
Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.
Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
б) Песни, ножницы, кони, земли
Общее: все во множественном числе.
Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.
в) Врач.., печ..., ноч...,доч... .
Общее: существительные с шипящей на конце.
Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.
- С какой целью мы выполняли данное задание? (оно помогло вспомнить морфологические признаки существительных)
- Итак, какие признаки имени существительного мы с вами вспомнили?
( ответ: Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение).- А как вы считаете, это признаки постоянные или непостоянные? (ответ: постоянные, т.к. не подвергаются изменению)
Вспоминают морфологические признаки имен существительных: постоянные: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные: падеж, число
3.Работа на карточках. Определение синтаксической роли.(Слайд)
А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении? Ученик у доски. Индивидуальная работа.
- Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
Ель – это хвойное дерево.
Из-за редких деревьев вырисовывались дома.
Формулируют правило: в предложениях имена существительные могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами.
VI. Включение в систему знаний и повторение. Обобщим наши знания, выполнив морфологический разбор.
- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.
Разбор слова на экране. Слово выделить шрифтом и 3 варианта
Осенью
Когда сквозная паутина3
Разносит нити ясных дней
И под окном3у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы3,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы. (Афанасий Фет)
Дети, какие слова вам непонятны? Вывести на слайде слова- значение слов
Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.
Я, ______________, - имя существительное, так как обозначаю _____________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное -неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль_____________________
7. Защита проектов. Что же у вас получилось?
VII. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
- У кого в гостях мы сегодня побывали? ( Слайд)
- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?
- Какие признаки имени существительного мы повторили?
(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).
- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой?
.
- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:
- Я молодец!
- Я старался, но мне помогали.
- Не все получалось.
- Мне было лень.
- А мне понравились ваши ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях. Оценку «отлично» за сегодняшний урок получают _________. Хорошо работали ____________, им нужно ещё чуть-чуть постараться при выполнении письменных работ в тетрадях.
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
И если сегодня этот урок вам открыл что-то новое, важное, то «улыбнитесь». А если вы ничего нового для себя не вынесли, если урок показался вам неинтересным, скучным, тогда «нахмурьтесь».
VIII. Домашнее задание.
Обдумайте д/з, выберите задание сами.
1.Кто хочет, может написать сказку « В гостях у имени существительного»
2 « Письмо Имени существительному»
3. Написать сочинение-миниатюру на тему: « Чем меня удивило имя существительное?»
4. Упр. 249
Урок окончен. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
Презентация к уроку в 6 классе по русскому языку "Имя существительное - часть речи удивительная. ( Повторение изученного в 5 классе.)"
Эта презентация прекрасное наглядное пособие на уроке русского языка в 6 классе по теме "Имя существительное - часть речи удивительная. (Повторение изученного в 5 классе)"...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
конспект урока "Имя существительное - часть речи удивительное"
обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи)...
Конспект урока: «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Цели: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);совершенствовать...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...