Конспект урока письма и развития речи в 8 классе на тему: "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект открытого урока письма и развития речи в 8 «Б» классе с применением новых образовательных технологий на тему: "Местоимение" (обобщающий урок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_pisma_v_8_klasse.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока письма и развития речи в
8 «Б» классе с применением новых образовательных технологий.
Провела: Щербинина Ольга Владимировна
Тема: Местоимение (обобщающий урок).
Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме в процессе
выполнения тренировочных упражнений.
Задачи.
- Коррекционно- образовательные.
- Формировать представление о местоимении как части речи.
- Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.
- Закреплять навыки и умения в определении грамматических признаков местоимений (лицо, число, род, падеж ).
- Упражнять учащихся в согласовании местоимений с другими частями речи.
- Учить соотносить местоимения с именами существительными.
- Коррекционно- развивающие.
- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).
- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица, числа, рода, падежей местоимений.
- Развивать память, наблюдательность, внимание.
- Обогащать и расширять словарный запас учащихся.
- Развивать речь путём формулирования полных, доказательных ответов.
- Коррекционно- воспитательные.
- Воспитывать эмоционально- положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету.
- Формировать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.
- Активизировать деятельность учащихся на уроке.
Оборудование: мультимедиапроектор, учебник, интерактивная доска, тетради, жетоны, индивидуальные карточки с заданиями (2 комплекта), таблицы «Склонение личных местоимений».
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Начинаем урок письма. Ребята, сядьте ровно. Сегодня урок особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.
2. Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом ? (упр.160,стр.117).
-Откройте тетради, я пройду и посмотрю, как вы справились. Молодцы!
3. Формулирование темы и целей урока.
-Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажите, какую часть речи мы изучаем.
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ-
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё … ( МЕСТОИМЕНИЯ).
-Что такое местоимение? ( Местоимение-это часть речи,которая сама предмет не называет, а только указывает на него.)
Для чего люди используют местоимения в речи? (Для того,чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми.)
-Откройте тетради, запишите число, классная работа,тему- Местоимение.
-Послушайте музыку(шум моря).
-Что вы представили, слушая эти звуки?
-Сегодня мы с вами совершим морское путешествие на корабле по морю знаний о местоимении и в пути нам встретятся загадочные острова. На каждом острове вам предстоит выполнить задание по теме урока. Сложив названия островов, мы получим название части речи, которую изучаем. Будем работать дружно и помогать друг другу. Итак, в путь! (на доске изображение кораблика и островов)
4. Работа по теме урока.
1-й остров (устная работа).
-Прочитайте название острова. («МЕС»)
-Остров предлагает выполнить следующее задание: послушайте загадку и отгадайте.
Утром так заведено- Он на цыпочках войдёт
Разомкнёшь ресницы, Долькою лимонной.
И к тебе идёт оно Срок прошёл – плывёт она
Розовой жар-птицей, В пелене тумана,
А стемнеет - он придёт: Круглолица и грустна,
Тоненький, смущённый. Будто Несмеяна…
-Кто такие оно, он, она? ( солнце, месяц, луна ).
-Какой частью речи являются эти слова? (Это местоимения).
-Что такое местоимение? (Местоимение-это часть речи, которая сама предмет не называет, а только указывает на него.)
-Вместо какой части речи употребляется местоимение? (Вместо существительного)
-Какого именно существительного в данном случае? ( оно-солнце, он-месяц, она-луна).
-Как вы догадались, на какой предмет указывает местоимение? (По вопросу существительного.)
-Значит, на какие вопросы отвечает местоимение? (На вопросы существительных)
Молодцы, мы справились с заданием острова и отправляемся дальше.
-Как вы думаете, какой остров мы посетим следующим?
2-й остров – «ТО» (письменная работа).
-Какие грамматические признаки местимения вы знаете? (Лицо, число, род, падеж.)
-В каком лице мы определяем у местоимений род? (В 3-м лице.)
-Какого лица местоимения ОН, ОНА, ОНО? (3-го лица.)
-Какого числа эти местоимения? (Ед.ч.)
-Какого рода? (Он-м.р., она-ж.р., оно-ср.р.)
-Какое местоимение ещё относится к 3-му лицу? (ОНИ)
-Какого числа местоимение ОНИ?(Мн.ч.)
-Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Посмотрите на доску и проверьте правильность ответов. Таблица(лицо и число).
Число Лицо | Единственное | Множественное |
1-е лицо | Я | МЫ |
2-е лицо | ТЫ | ВЫ |
3-е лицо | ОН, ОНА, ОНО | ОНИ |
Задание острова.
-Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.
Я, ты, он, она – Вместе дружная семья,
Вместе целая страна. В слове МЫ сто тысяч Я.
-Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена музыка и получилась песня, которую исполняла София Ротару.
-О чём это стихотворение? (О дружбе всех людей.)
-Ваша задача: списать стихотворение, найти местоимения, определить лицо и число. Сколько местоимений вы нашли? (6 местоимений)
ПРОВЕРКА.
Словарная работа.
-На доске записаны слова. Давайте их прочитаем.
Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.
-Как вы считаете, кто такой агроном? (Агроном-это специалист, занимающийся обработкой земли.)
-Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались. Давайте проверим. (Оно, он, ей, я, я.)
-Какая знакомая вам орфограмма встретилась во всех этих словах? (Безударная гласная в корне слова.)
-Как проверить безударную гласную в корне слова? (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы эта гласная стала ударной. Стр.24.)
-Можно ли к этим словам подобрать проверочные слова? Почему? (Нет, потому что это словарные слова, их нужно запомнить.)
-Поставьте ударение в этих словах, подчеркните безударные гласные двумя чертами.
-Молодцы! Мы покидаем и этот остров.
-Какой остров у нас по курсу?
3-й остров – «И» (устная и письменная работа).
-Сложное задание приготовил для нас этот маленький остров.
-Мы искали местоимения в тексте, а теперь попробуем их услышать.
-Игра называется «УСЛЫШЬ МЕНЯ».
-Я буду читать текст, а вы выложите на парте столько жетонов, сколько местоимений услышите.
Мама! Она ласковая и добрая. С нею всегда легко и спокойно. Спасибо ей за тепло и заботу. Будь внимателен к маме, заботься о ней, береги её. Пусть ей будет хорошо. Она заслужила.
-Посчитайте жетоны. Сколько местоимений вы услышали? (7 местоимений.)
-Давайте проверим.
-Скажите, о ком этот рассказ? (О маме.)
-Как нужно относиться к маме? (Любить, помогать, заботиться, уважать…)
-А как относитесь вы к своим мамам?
-Давайте вспомним, как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно. Стр.118.)
-Как пишутся местоимения 3-го лица с предлогами? (К местоимениям 3- го лица добавляется согласная Н, если местоимение стоит после предлога. Стр.120.)
Самостоятельная работа с учебником.
-А сейчас откройте учебники на стр.119. Выполним упр.164.
-Прочитаем задание к упражнению. Прочитаем текст.
-Подумайте, почему зверят нужно отпускать на волю? (Дикие звери должны жить в природе, а не в неволе.)
-Давайте разберём. Прочитаем текст правильно. (Читает Родина М.)
-Спишите текст, местоимения из скобок ставьте в нужном падеже, скобки раскрывайте. Работаем самостоятельно.
Тимагин К. и Локтев С. пишут 2 абзаца(пользуются таблицей).
Физкультпауза.
-Давайте немного отдохнём, положите ручки.
-Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Посмотрите на экран и скажите, какую геометрическую фигуру вы видите? (Круг.)
-Закройте глаза.
-Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.
-Закройте глаза.
-Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью.
-Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг.
-Закройте ещё раз глаза, откройте.
-Продолжаем работать дальше.
4-й остров- «МЕ» (коллективная работа по карточкам).
-Возьмите карточку №1.
Мы пришли на озеро. Озеро теперь замёрзло. А летом мы в озере купались. (на доске)
-Прочитайте про себя текст. Всё ли в нём в порядке? (Здесь повторяется слово озеро.)
-Прочитайте задание на карточке.
-Исправьте ошибки, замените слово озеро, где нужно, местоимением. Прочитайте текст правильно. (Читает 1 ученик.)
-По каким вопросам мы определяем падеж местоимений? (По вопросам существительных.)
-Запишите текст правильно, укажите падеж местоимений, устно задавая вопрос существительных. (Тимагин К. и Локтев С. пользуются таблицей.)
Мы пришли на озеро. Озеро теперь замёрзло. А летом мы в озере купались. (на карточках)
-Давайте проверим.
-Сколько местоимений в этом тексте? (4 местоимения.)
И.п. И.п. И.п. П.п.
Мы пришли на озеро. Оно теперь замёрзло. А летом мы в нём купались.
-Прощаемся с этим островом, продолжаем путешествие.
5-й остров – «НИЕ» (индивидуальная работа по карточкам).
-Этот остров предлагает вам задание под названием «Читая Пушкина».
-Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»).
-Возьмите карточку № 2. Прочитайте задание на карточке.
-На карточке вы видите отрывки из сказки Пушкина. Но в них пропущены местоимения. Давайте прочитаем отрывки, вставим местоимения карандашом.
-На какие существительные указывают местоимения в этих отрывках?
1) Ветер, ветер!
………. могуч! (Ты)
2) Чем ………. , гости,
Торг ведёте
И куда теперь плывёте? (вы)
3) Корабельщики в ответ:
«……….. объехали весь свет.» (мы)
4) Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
……….. бежит себе в волнах
На раздутых парусах. (Он)
5) Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит ………… , не хлещет. (оно)
6) А царица над ребёнком,
Как орлица над орлёнком;
Шлёт с письмом ……….. гонца,
Чтоб обрадовать отца. (она)
-Из какой сказки эти строчки? ( «Сказка о царе Салтане»)
-Задание: выпишите столбиком местоимения из каждого отрывка, а рядом запишите существительные, на которые они указывают. (самостоятельно)
Ты – ветер.
Вы – гости.
Мы – корабельщики.
Он – кораблик.
Оно – море.
Она – царица.
-Какая часть речи получилась из названий этих островов? (Местоимение.)
-Чтобы завершить наше путешествие, мы должны взять с собой только те местоимения, которые правильно употребляются в речи.
-Перед вами местоимения. Давайте их прочитаем.
ИХ, ИХНИЕ, ЕЁШНЯЯ, ЕЁ, ЕВОШНИЙ, ЕГО
-Назовите местоимения, которые нельзя употреблять в речи. (ИХНИЕ, ЕЁШНЯЯ, ЕВОШНИЙ)
-Назовите местоимения, которые нужно употреблять в речи. (ИХ, ЕЁ, ЕГО)
5.Домашнее задание.
-Упражнение 167, стр.121 (разбор).
6. Выставление оценок.
–Большое спасибо за хорошую работу я говорю … и ставлю им «5».
-Молодцы … Они получают «4».
-Старались сегодня … Но нужно подтянуться «3».
7.Итог урока.
-Вот и подошло к концу наше морское путешествие.
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Какую тему повторяли?
-Что было самое сложное?
-Какое задание вам понравилось больше всего?
-Спасибо за работу! Урок закончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".
Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....
Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".
В ходе урока использовано произведение А.С.Пушкина "Зимнее утро"....
Конспект урока письма и развития речи Тема: «Изменение глаголов по временам» 7 класс
Цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».Задачи урока:Образовательные: организовать деятельность класса по теме , «Изменение глаголов по вр...
Конспект урока письма и развития речи (7 класс)
Конспект урока по теме "Согласование имён прилагательных и именами сушествительными" (7класс)...
Конспект урока письма и развития речи Тема: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол» 5 класс
Тема урока: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное,...
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе по теме «Правописание гласных после шипящих»
Цель урока: Учить детей правописанию слов с сочетанием ча - ща.Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление навыка правописания слов с сочетанием жи - ши; практическое овладение правописанием орфогра...
Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.
Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...