РП по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

РП по русскому языку НПО 2 курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programrusyaznpo2kurs2018.docx79.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Мордовия

 «Саранский строительный техникум»

Обсуждена и одобрена  

на заседании предметной

(цикловой) комиссии

дисциплин историко-

филологического цикла

Протокол № 1

от «31 августа» 2018 г.

Председатель П(Ц)К

________/О.Н.Ивлева/

Программа разработана

с учётом требований ФГОС

среднего общего образования,

 ФГОС СПО и профиля

 профессионального образования

  Утверждаю

  Заместитель директора по учебной работе

    ____________/А.И.Веряскина/

    «31 августа» 2018 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Дисциплина: Русский язык

Курс: 2                

Группы: МГ-2, МХ-2, МП-2, ММ/МДД-2

Профессии: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки

                      (наплавки))

                      08.01.06 Мастер сухого строительства

                      28.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ

                      29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства

                      08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ

                                                       Автор: Мосевнина Н.В.,

                                                         преподаватель русского языка и литературы

                                                         ГБПОУ РМ «Саранский строительный техникум»

г.о.Саранск

2018 г.

Содержание

     Пояснительная записка…………………………………………………………………………………3

Характеристика учебной дисциплины………………………………………………………………4-5

Место учебной дисциплины в учебном плане…………………………………………………….......6

Результаты освоения учебной дисциплины ………………………………………………………...7-8

Содержание учебной дисциплины……………………………………………………………….....9-11

     Тематическое планирование…………………………………………………………………………..12                                                 

Тематический план……………………………………………………………………………………..13             

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»……………………..14-18

Характеристика основных видов деятельности студентов  ……………………………………  19-20                             

     Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов……………………………………….. ….21

     Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной

     дисциплины…………………………………………………………………………………………… 22

     Рекомендуемая литература для студентов………………………………………………………….. 23

     Рекомендуемая литература для преподавателей…………………………………………………… 24

     Словари……………………………………………………………………………………………….. 25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС СПО и профиля профессионального образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

  • совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
  • формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
  • совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКР).

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание учебной дисциплины «Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой  компетенций.

В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.

Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля русский язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.

При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.

Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования.

В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении русского языка контролю не подлежит.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО (или специальностей СПО) соответствующего (технического) профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

•        метапредметных:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на метапредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

•        предметных:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     На втором курсе обучающиеся изучают последний, шестой раздел учебной дисциплины «Синтаксис и пунктуация». В разделе рассматривается словосочетание, простое и сложное предложение.

6. Синтаксис и пунктуация

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Практические занятия

Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.

Наблюдение над существенными признаками словосочетания.

Особенности употребления словосочетаний.

Синонимия словосочетаний.

Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.

Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.

Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.

Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.

Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.

Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся 2 курса составляет:

  • по профессиям СПО технического профиля — 60 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 40 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 20 часов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вид учебной работы

Количество часов

Профиль профессионального образования

технический

Аудиторные занятия.

Содержание обучения

Профессии СПО

6.Синтаксис и пунктуация

40

   Итого

40

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка рефератов, сообщений, индивидуальных проектов с использованием информационных технологий и др.

20

Промежуточная аттестация в форме экзамена

    Всего                                                                                                               60

 


Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

6.Синтаксис и

   пунктуация

Содержание учебного материала

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

Практическая работа:

Синтаксический разбор словосочетаний

2

1

2

Содержание учебного материала

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставное и неполное предложение.

Практическая работа:

Синтаксический разбор простого предложения

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выписать из художественной литературы 5 распространённых и 5 нераспространённых предложений

1

3

Содержание учебного материала

Односоставные и двусоставные предложения.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выписать из художественной литературы 5 односоставных и 5 двусоставных предложений

1

3

Содержание учебного материала

Осложнённые предложения.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. 

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

Практическая работа:

Составление предложений с однородными членами.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 предложений с однородными членами.

1

3

Содержание учебного материала

Неполные предложения.

Практическая работа:

Составление неполных предложений.

2

1

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 неполных предложений.

1

3

Содержание учебного материала

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 предложений с обособленными и уточняющими членами.

1

3

Содержание учебного материала

Обособление приложений, дополнений, обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Практическая работа:

Составление схем простых предложений и составление предложений по схемам.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 5 предложений с причастным оборотом и 5 предложений с деепричастным оборотом.

1

3

Содержание учебного материала

Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.

Знаки препинания при обращении.

Практическая работа:

Применение пунктуационного разбора простого предложения.

1

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 5 предложений с вводными словами и 5 предложений с обращениями

1

3

Контрольный диктант

1

3

Самостоятельная работа студентов:

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

Выписать из художественной литературы 10 простых предложений.

1

3

Содержание учебного материала

Сложное предложение. Виды сложных предложений.

Практическая работа:

Составление сложных предложений

2

1

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 сложных предложений.

1

3

Содержание учебного материала

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 сложносочинённых предложений.

1

3

Содержание учебного материала

Сложноподчиненное предложение.  Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 сложноподчинённых предложений.

1

3

Содержание учебного материала

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 сложноподчинённых предложений с одним придаточным

1

3

Содержание учебного материала

Многочленное сложноподчинённое предложение.

Практическая работа:

Составление сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

1

3

Содержание учебного материала

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Практическая работа:

Составление схем сложных предложений и составление предложений по схемам.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 бессоюзных сложных предложений.

1

3

Содержание учебного материала

Сложное предложение с разными видами связи.

Практическая работа:

Применение синтаксического разбора сложного предложения

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 5 сложных предложений с разными видами связи.

1

3

Содержание учебного материала

Сложное синтаксическое целое.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Составить сложное синтаксическое целое на тему: «Чтение – вот лучшее учение»

1

3

Содержание учебного материала

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи.

Замена прямой речи косвенной.

Практическая работа:

Составление предложений с прямой и косвенной речью

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 5 предложений с прямой речью и 5 предложений с косвенной речью.

1

3

Содержание учебного материала

Знаки препинания при цитатах.

Практическая работа:

Сопоставление устной и письменной речи.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 предложений с цитатами

1

3

Содержание учебного материала

Оформление диалога.

Практическая работа:

Составление диалога.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 предложений с диалогом

1

3

Содержание учебного материала

Контрольный диктант

2

3

Самостоятельная работа студентов:

Работа над ошибками в контрольном диктанте

1

3

      Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

      1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

      2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

      3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


    ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Синтаксис и пунктуация

•    •  Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление,      

         извлекать его из текста, анализировать с точки зрения    

         текстообразующей роли, проводить языковой разбор  

         (фонетический, лексический, морфемный,

         словообразовательный, этимологический,

         морфологический, синтаксический, орфографический,

         пунктуационный);

•    •  комментировать ответы товарищей;

•    •  извлекать необходимую информацию по изучаемой теме

         из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью

        анализа проделанной работы; определять круг

        орфографических и пунктуационных правил, по которым

        следует ориентироваться в конкретном случае;

        анализировать текст с целью обнаружения изученных

        понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

•    • составлять синтаксические конструкции (словосочетания,    

        предложения) по опорным словам, схемам, заданным

        темам, соблюдая основные синтаксические нормы;

•    •  проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения

         признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать  

         примеры по теме из художественных текстов изучаемых      

         произведений;

•    •  определять роль синтаксических конструкций в

         текстообразовании; находить в тексте стилистические

         фигуры;

•    •  составлять связное высказывание (сочинение) на

         лингвистическую тему в устной и письменной форме по

         теме занятия;

•    •  извлекать необходимую информацию из мультимедийных

         словарей и справочников по правописанию; использовать

         эту информацию в процессе письма;

•    •  производить синонимическую замену синтаксических

         конструкций;

•    •  составлять монологическое высказывание на

         лингвистическую тему в устной или письменной форме;

•    •  пунктуационно оформлять предложения с разными    

         смысловыми отрезками; определять роль знаков

         препинания в простых и сложных предложениях;

•   •   составлять схемы предложений, конструировать

         предложения по схемам.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

  • Роль словосочетания в построении предложения.
  • Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
  • Синтаксическая роль инфинитива.
  • Предложения с однородными членами и их функции в речи.
  • Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
  • Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
  • Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
  • Синонимика простых предложений.
  • Синонимика сложных предложений.
  • Использование сложных предложений в речи.
  • Способы введения чужой речи в текст.
  • Русская пунктуация и ее назначение.
  • Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа учебной дисциплины «Русский язык» осваивается в учебном кабинете, в котором не имеется свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплект учебных таблиц,  портреты выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений среднего профессионального  образования. — М., 2014.

   Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учебное   пособие среднего профессионального образования. — М., 2014.

    Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие среднего профессионального образования. —М., 2014.

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2012.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2012.

Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М.,2013.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб., 2012.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность

русской речи. Стилистический словарь вариантов.-2-е изд., испр. и доп. - М., 2013.

Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский

орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук.

Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. - 2-е изд.,

испр. и доп. - М., 2012.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2012.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- М., 2012.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2013.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. - М., 2012.

Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. - М.,2012.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2013.      

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2012.

Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. - М., 2012.


19 практических работ!!!  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

6.Синтаксис и

   пунктуация

Содержание учебного материала

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

Практическая работа:

Синтаксический разбор словосочетаний

2

1

2

Содержание учебного материала

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставное и неполное предложение.

Практическая работа:

Синтаксический разбор простого предложения

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выписать из художественной литературы 5 распространённых и 5 нераспространённых предложений

1

3

Содержание учебного материала

Односложное простое предложение.

Практическая работа:

Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выписать из художественной литературы 5 односоставных и 5 двусоставных предложений

1

3

Содержание учебного материала

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. 

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

Практическая работа:

Анализ ошибок и недочётов в построении простого предложения.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 предложений с однородными членами.

1

3

Содержание учебного материала

Однородные и неоднородные определения.

Практическая работа:

Составление предложений с согласованными и несогласованными определениями

2

1

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 предложений с однородными и неоднородными определениями.

1

3

Содержание учебного материала

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений.

Практическая работа:

Упражнения по синтаксической синонимии: предложения с обособленными определениями и обстоятельствами.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 предложений с обособленными и уточняющими членами.

1

3

Содержание учебного материала

Обособление приложений, дополнений, обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Практическая работа:

Составление схем простых предложений и составление предложений по схемам.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 5 предложений с причастным оборотом и 5 предложений с деепричастным оборотом.

1

3

Содержание учебного материала

Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.

Знаки препинания при обращении.

Практическая работа:

Применение пунктуационного разбора простого предложения.

1

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 5 предложений с вводными словами и 5 предложений с обращениями

1

3

Контрольный диктант

1

3

Самостоятельная работа студентов:

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

Выписать из художественной литературы 10 простых предложений.

1

3

Содержание учебного материала

Сложное предложение. Виды сложных предложений.

Практическая работа:

Составление сложных предложений

2

1

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 сложных предложений.

1

3

Содержание учебного материала

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Практическая работа:

Наблюдение над существенными признаками сложного предложения.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 сложносочинённых предложений.

1

3

Содержание учебного материала

Сложноподчиненное предложение.  Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Практическая работа:

Анализ ошибок и недочётов в построении сложного предложения.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 сложноподчинённых предложений.

1

3

Содержание учебного материала

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

Практическая работа:

Упражнения по синтаксической синонимии: сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 сложноподчинённых предложений с одним придаточным

1

3

Содержание учебного материала

Многочленное сложноподчинённое предложение.

Практическая работа:

Составление сложносочинённых предложений с несколькими придаточными

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

1

3

Содержание учебного материала

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Практическая работа:

Составление схем сложных предложений и составление предложений по схемам.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 бессоюзных сложных предложений.

1

3

Содержание учебного материала

Сложное предложение с разными видами связи.

Практическая работа:

Применение синтаксического разбора сложного предложения

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 5 сложных предложений с разными видами связи.

1

3

Содержание учебного материала

Сложное синтаксическое целое.

Практическая работа:

Применение пунктуационного разбора сложного предложения

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Составить сложное синтаксическое целое на тему: «Чтение – вот лучшее учение»

1

3

Содержание учебного материала

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи.

Замена прямой речи косвенной.

Практическая работа:

Составление предложений с прямой и косвенной речью

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 5 предложений с прямой речью и 5 предложений с косвенной речью.

1

3

Содержание учебного материала

Знаки препинания при цитатах.

Практическая работа:

Сопоставление устной и письменной речи.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 предложений с цитатами

1

3

Содержание учебного материала

Оформление диалога.

Практическая работа:

Составление диалога.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Выписать из художественной литературы 10 предложений с диалогом

1

3

Содержание учебного материала

Контрольный диктант

2

3

Самостоятельная работа студентов:

Работа над ошибками в контрольном диктанте

1

3

      Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

      1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

      2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

      3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...