РП по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

РП по русскому языку НПО 1 курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programrusyaznpo1kurs2018.docx104.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Мордовия

 «Саранский строительный техникум»

Обсуждена и одобрена  

на заседании предметной

(цикловой) комиссии

дисциплин историко-

филологического цикла

Протокол № 1

от «31 августа» 2018 г.

Председатель П(Ц)К

_______/О.Н.Ивлева/

Программа разработана

с учётом требований ФГОС

среднего общего образования,

 ФГОС СПО и профиля

 профессионального образования

  Утверждаю

  Заместитель директора по учебной работе

    _____________________/А.И.Веряскина/

    «31 августа» 2018 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Дисциплина: Русский язык

Курс: 1                

Группы: МГ-1, МХ-1, МС-1, МП/МДД-1

Профессии: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки

                      (наплавки))

                      08.01.06 Мастер сухого строительства

                      ……….. Мастер общестроительных работ

                      28.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ

                    08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ

                                                       Автор: Мосевнина Н.В.,

                                                         преподаватель русского языка и литературы

                                                         ГБПОУ РМ «Саранский строительный техникум»

г.о.Саранск

2018г.

Содержание

     Пояснительная записка…………………………………………………………………………………3

Характеристика учебной дисциплины………………………………………………………………4-5

Место учебной дисциплины в учебном плане…………………………………………………….......6

Результаты освоения учебной дисциплины ………………………………………………………...7-8

Содержание учебной дисциплины……………………………………………………………….....9-13

     Тематическое планирование…………………………………………………………………………..14                                                 

Тематический план……………………………………………………………………………………..15             

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»……………………..16-21

Характеристика основных видов деятельности студентов  ……………………………………  22-25                             

     Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов……………………………………….. 26-27

     Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной

     дисциплины…………………………………………………………………………………………… 28

     Рекомендуемая литература для студентов………………………………………………………….. 29

     Рекомендуемая литература для преподавателей…………………………………………………… 30

     Словари……………………………………………………………………………………………….. .31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС СПО и профиля профессионального образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

  • совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
  • формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
  • совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКР).

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание учебной дисциплины «Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой  компетенций.

В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.

Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля русский язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.

При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.

Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования.

В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении русского языка контролю не подлежит.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» на 1 курсе завершается подведением итогов в форме зачёта, а на 2 курсе в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО (или специальностей СПО) соответствующего (технического) профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

•        метапредметных:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на метапредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

•        предметных:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО (и специальностей СПО).

Практические занятия

Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.

1. Язык и речь. Функциональные стили речи

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

Практические занятия

Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Анализ структуры текста.

Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Освоение видов переработки текста.

Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.

2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.

Практические занятия

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.

Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики

3. Лексикология и фразеология

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Практические занятия

Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа.

Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.

Лексический и фразеологический анализ слова.

Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.

4. Морфемика, словообразование, орфография

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов.

Практические занятия

Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.

Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры.

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

5. Морфология и орфография

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Служебные части речи

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Практические занятия

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.

Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.

Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.

Сопоставление лексического и грамматического значения слов.

Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся.

Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.

Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся 1 курса составляет:

  • по профессиям СПО технического профиля — 63 часа, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 42 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 21 час.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вид учебной работы

Количество часов

Профиль профессионального образования

технический

Аудиторные занятия.

Содержание обучения

Профессии СПО

Введение

2

1.Язык и речь. Функциональные стили речи

2

2.Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

2

3.Лексикология и фразеология

2

4.Морфемика, словообразование, орфография

10

5.Морфология и орфография

24

   Итого

42

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка рефератов, сообщений, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.

21

Промежуточная аттестация в форме зачёта

    Всего                                                                                                               63

 


Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

   

Введение.

Наука о русском языке.

Содержание учебного материала

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2

1

2

1.Язык и речь.      Функциональные

стили речи.

Содержание учебного материала

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные требования к речи.

Функциональные стили речи и их особенности. Текст как произведение речи. Типы речи.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Написание заявления, расписки, доверенности, резюме.

1

3

2.Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

 3.Лексикология и

 Фразеология

Содержание учебного материала

Фонетические единицы. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.

Практическая работа:

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Фонетический разбор слов.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовить сообщение на тему: «Роль ударения в стихотворной речи»,  «Интонационное богатство русской речи».

1

3

Содержание учебного материала

Слово в лексической системе языка. Фразеологизмы.

Практическая работа:

Лексико-грамматический разбор слов.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выписать примеры многозначных слов, слов с переносным и прямым значением, фразеологизмы. Составить с ними не менее 10 предложений.

                  1

3

4.Морфемика,

словообразование,

орфография.

Содержание учебного материала

Понятие морфемы как значимой части слова. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить морфемный разбор 10 слов.

1

3

Содержание учебного материала

Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики

Практическая работа: Проверочный диктант. Словообразовательный анализ.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить словообразовательный разбор 10 слов.

1

3

Содержание учебного материала

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Практическая работа:

Тест: Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выписать 10 слов с чередующимися гласными в корнях слов.

Выписать 10 слов, в которых гласные в корне нельзя проверить ударением

               

1

3

Содержание учебного материала

Правописание приставок при- / пре-.

Практическая работа:

Правописание приставок.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить орфографический разбор 10 слов.

1

3

Содержание учебного материала

Правописание сложных слов.

Контрольный диктант

2

1

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить словообразовательный разбор 10 сложных слов.

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

2

3

5.Морфология и

Орфография

Содержание учебного материала

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных.

Практическая работа:

Тест: Правописание существительных

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить морфологический разбор имени существительного.

Выписать и просклонять разносклоняемые существительные на –мя.

1

3

Содержание учебного материала

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Практическая работа:

Тест: Правописание прилагательных

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Морфологический разбор имени прилагательного.

Составить таблицу «Правописание сложных прилагательных»

1

3

Содержание учебного материала

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.

Практическая работа:

Тест: Правописание числительных.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Морфологический разбор 10 числительных.

1

3

Содержание учебного материала

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Практическая работа:

Тест: Правописание местоимений.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Морфологический разбор 10 местоимений.

1

3

Содержание учебного материала

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами.

Употребление форм глагола в речи.

Практическая работа:

Тест: Правописание глаголов.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить морфологический разбор и разбор по составу 10 глаголов.

1

3

Содержание учебного материала

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

2

1

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить морфологический разбор и разбор по составу 10 причастий.

1

3

Содержание учебного материала

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Практическая работа:

Тест: Правописание причастий и деепричастий.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить морфологический разбор и разбор по составу 10 деепричастий.

1

3

Содержание учебного материала

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Практическая работа: Проверочный диктант.

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить морфологический разбор и разбор по составу 10 наречий.

1

3

Содержание учебного материала

Служебные части речи

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

1

Самостоятельная работа студентов: 

Конспект «Служебные части речи». Морфологический разбор 5 предлогов.

1

3

Содержание учебного материала

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Практическая работа:

Правописание предлогов и союзов.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Морфологический разбор 5 союзов.

1

3

Содержание учебного материала

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Употребление частиц в речи.

Практическая работа:

НЕ с разными частями речи.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Составить таблицу «Различие частиц НЕ и НИ».  Морфологический разбор 5 частиц.

1

3

Содержание учебного материала

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Контрольный диктант /Тестирование

2

1

Самостоятельная работа студентов: 

Работа над ошибками в контрольном диктанте

1

3

     

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

      1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

      2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

      3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


    ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

•        Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

•        характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;

•        составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

•        приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

•        определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;

•        вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

•        преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека

Язык и речь. Функциональные стили речи

•        Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;

•   вычитывать разные виды информации;

•   характеризовать средства и способы связи предложений    

     в тексте;

•        выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;

•        характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

•        составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;

•        анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;

•        подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;

•        оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;

•    исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

•        выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;

•        анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;

•        различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

•        анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;

•        создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);

•        подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

•        Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

•        извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;

•        строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

•        проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;

•        извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

Лексикология и фразеология

•        Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

•        объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

•        познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Морфемика,

словообразование,

орфография

•        Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;

•        проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;

•        извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

•        характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

•        опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

•        извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

•        использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

Морфология и орфография

•        Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;

•        проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;

•        извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

•        определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

•        проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

•        составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

•   извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

  • Русский язык среди других языков мира.
  • Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия. Языковой портрет современника.
  • Молодежный сленг и жаргон.
  • Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
  • А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
  • Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
  • Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
  • Язык и культура.
  • Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.
  • Вопросы экологии русского языка.
  • Виды делового общения, их языковые особенности.
  • Языковые особенности научного стиля речи.
  • Особенности художественного стиля.
  • Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
  • Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
  • СМИ и культура речи.
  • Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
  • Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
  • Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
  • Русское письмо и его эволюция.
  • Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
  • Антонимы и их роль в речи.
  • Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
  • Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
  • Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
  • В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
  • Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
  • Исторические изменения в структуре слова.
  • Учение о частях речи в русской грамматике.
  • Грамматические нормы русского языка.
  • Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
  • Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
  • Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
  • Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
  • Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
  • Слова-омонимы в морфологии русского языка.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа учебной дисциплины «Русский язык» осваивается в учебном кабинете, в котором не имеется свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплект учебных таблиц,  портреты выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

для студентов

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений среднего профессионального  образования. — М., 2014.

   Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учебное   пособие среднего профессионального образования. — М., 2014.

Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие среднего профессионального образования. — М., 2014.

для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: методическое пособие для учреждений среднего профессионального образования. — М., 2014.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2012.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2012.

Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М.,2013.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб., 2012.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность

русской речи. Стилистический словарь вариантов.-2-е изд., испр. и доп. - М., 2013.

Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский

орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук.

Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. - 2-е изд.,

испр. и доп. - М., 2012.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2012.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- М., 2012.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2013.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. - М., 2012.

Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. - М.,2012.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2013.      

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2012.

Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. - М., 2012.


17 практических работ!!!  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

   

Введение.

Наука о русском языке.

Содержание учебного материала

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

Практическая работа:

Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.

Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.

2

1

2

1.Язык и речь.      Функциональные

стили речи.

Содержание учебного материала

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные требования к речи.

Функциональные стили речи и их особенности. Текст как произведение речи. Типы речи.

Практическая работа:

Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Лингвостилистический анализ текста.

Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Написание заявления, расписки, доверенности, резюме.

1

3

2.Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

 3.Лексикология и

 Фразеология

Содержание учебного материала

Фонетические единицы. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.

Практическая работа:

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Фонетический разбор слов.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовить сообщение на тему: «Роль ударения в стихотворной речи»,  «Интонационное богатство русской речи».

1

3

Содержание учебного материала

Слово в лексической системе языка. Фразеологизмы.

Практическая работа:

Лексико-грамматический разбор слов.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выписать примеры многозначных слов, слов с переносным и прямым значением, фразеологизмы. Составить с ними не менее 10 предложений.

                  1

3

4.Морфемика,

словообразование,

орфография.

Содержание учебного материала

Понятие морфемы как значимой части слова. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Практическая работа:

Морфемный разбор слова. Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

2

           

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить морфемный разбор 10 слов.

1

3

Содержание учебного материала

Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики

Практическая работа: Проверочный диктант. Словообразовательный анализ.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить словообразовательный разбор 10 слов.

1

3

Содержание учебного материала

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Практическая работа:

Тест: Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выписать 10 слов с чередующимися гласными в корнях слов.

Выписать 10 слов, в которых гласные в корне нельзя проверить ударением

               

1

3

Содержание учебного материала

Правописание приставок при- / пре-.

Практическая работа:

Правописание приставок.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить орфографический разбор 10 слов.

1

3

Содержание учебного материала

Правописание сложных слов.

Контрольный диктант

2

1

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить словообразовательный разбор 10 сложных слов.

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

2

3

5.Морфология и

Орфография

Содержание учебного материала

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных.

Практическая работа:

Тест: Правописание существительных

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить морфологический разбор имени существительного.

Выписать и просклонять разносклоняемые существительные на –мя.

1

3

Содержание учебного материала

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Практическая работа:

Тест: Правописание прилагательных

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Морфологический разбор имени прилагательного.

Составить таблицу «Правописание сложных прилагательных»

1

3

Содержание учебного материала

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.

Практическая работа:

Тест: Правописание числительных.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Морфологический разбор 10 числительных.

1

3

Содержание учебного материала

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Практическая работа:

Тест: Правописание местоимений.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Морфологический разбор 10 местоимений.

1

3

Содержание учебного материала

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами.

Употребление форм глагола в речи.

Практическая работа:

Тест: Правописание глаголов.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить морфологический разбор и разбор по составу 10 глаголов.

1

3

Содержание учебного материала

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

2

1

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить морфологический разбор и разбор по составу 10 причастий.

1

3

Содержание учебного материала

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Практическая работа:

Тест: Правописание причастий и деепричастий.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить морфологический разбор и разбор по составу 10 деепричастий.

1

3

Содержание учебного материала

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Практическая работа: Проверочный диктант.

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Выполнить морфологический разбор и разбор по составу 10 наречий.

1

3

Содержание учебного материала

Служебные части речи

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

1

Самостоятельная работа студентов: 

Конспект «Служебные части речи». Морфологический разбор 5 предлогов.

1

3

Содержание учебного материала

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Практическая работа:

Правописание предлогов и союзов.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Морфологический разбор 5 союзов.

1

3

Содержание учебного материала

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Употребление частиц в речи.

Практическая работа:

НЕ с разными частями речи.

2

1

2

Самостоятельная работа студентов: 

Составить таблицу «Различие частиц НЕ и НИ».  Морфологический разбор 5 частиц.

1

3

Содержание учебного материала

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Контрольный диктант /Тестирование

2

1

Самостоятельная работа студентов: 

Работа над ошибками в контрольном диктанте

1

3

     

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

      1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

      2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

      3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...