Конспект урока «Правописание приставок пре- и при-», 10 кл
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Булыгина Наталия Владимировна

Цели урока: • познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-; • выработать умение распознавать приставки пре- и при-; • учить анализировать изучаемое орфографическое правило; • развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту; • воспитывать потребность овладения грамотным письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Правописание приставок пре- и при-»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-;
  • выработать умение распознавать приставки пре- и при-;
  • учить анализировать изучаемое орфографическое правило;
  • развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту;
  • воспитывать потребность овладения грамотным письмом.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Эмоциональный настрой.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

III. Актуализация знаний учащихся.

1.

- Я хочу начать урок с чтения стихотворения. Во время чтения постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.

        Нивы сжаты, рощи голы,

        От воды туман и сырость.

        Колесом за сини горы

        Солнце тихое скатилось.

        Дремлет взрытая дорога.

        Ей сегодня примечталось,

        Что совсем-совсем недолго

        Ждать зимы седой осталось.

        Ах, и сам я в чаще звонкой

        Увидал вчера в тумане:

        Рыжий месяц жеребёнком

        Запрягался в наши сани.

- Вы, конечно, узнали   автора этого стихотворения?  Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы».

С.А. Есенин – поэт, который умел находить прекрасное в любом времени года и в любой погоде, будь то жаркое лето или студеная зима, ранняя весна или поздняя осень.

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

1. Поэт описывает бескрайние просторы нив и рощ, окутанных туманом и сыростью.

2. Дремота охватила дорогу, которой одной из первых привиделся приход зимы.

3. Солнце предстает пред ним в традиционном образе колеса. Небесное светило автор обозначает словом тихое, чем намекает на то, что оно более тусклое, чем весной и летом.

4. Он очарован жеребенком-месяцем, который запрягся в сани. Это символический образ, напоминающий перевозчика, который вскоре привезет седовласую зиму.

Словарная работа

Что значат эти слова? Дайте толкование их.

НИВА – засеянное поле

ДРЕМЛЕТ – находится в полусне, состоянии, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза

ЗАПРЯГАЛСЯ – соединялся с повозкой, санями упряжью

СЖАТЫ – срезаны под корень

- О чём стихотворение Сергея Есенина? (о поздней осени, изменение времени года, приход зимы.)

- Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении, рассказывая нам о поздней осени? (Образы солнца, дороги, месяца.)

- К каким приёмам прибегает автор, создавая эти образы? На этот вопрос мы ответим, выполняя следующее задание.

 

Задание:  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. B этом

фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков определения.

Автор в стихотворении перечисляет все, на что упал его взор, причем без двусмысленности: рощи, нивы, туман, река, сырость. Данные слова погружают читателя в будничное, унылое и серое настроение.
Далее, в стихотворении появляются
сравнения  (солнце сравнивается с колесом), эпитеты («горы-сини», «солнце-тихое»). Перед глазами встает картинка гор и солнце, что начинает поднимать настроение.
Во второй строфе автор применил
олицетворение и придал дорогам человеческие чувства: («Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось…»).  Дорога в ожидании "зимы седой". Эти строки уносят с собой состояние безнадежности, унылости.

Взаимопроверка  (+ или -)

- что проверяет это задание? (знание средств художественной изобразительности)

-где это может нам пригодиться? Зачем нам это надо знать? (экзамены, чтобы наша устная и письменная речь была более красивой, образней)

2.  Устный  выборочный диктант.

-   Прежде чем вы приступите к выполнению следующего задания вспомните, на какие три группы делятся приставки. В зависимости от чего они разделяются на 3 группы.

Задание: Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание

Сжаты

Скатилось

Взрытая

Примечталось

Осталось

Увидал

Запрягал

IV. Изучение нового материала.

1.

Все ли слова написаны правильно? нет

Какое неправильно?  Примечталось

Почему? Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и, надо писать в приставке слова примечталось.

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (тема на доску меловую):

Правописание приставок пре- и при-)

- зачем нам нужно знать это правило? (цель)

Мы с вами должны научиться видеть слова с пре- и при- их в тексте ,уметь объяснять их написание, т.е. повторить сегодня правописания приставок пре- и при-.

2. Самостоятельная работа.

       Прочитайте материал параграфа № 32. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-). Заполните 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».

Приставка

Значение приставки

Примеры

При-

1.

2.

3.

4.

Пре-

1.

2.

Самопроверка. Проверьте правильность заполнения таблицы. Исправьте, если есть, ошибки.

Таблица на доске

Приставка

Значение приставки

Примеры

При-

1. приближение

2. присоединение

3. близость к чему-либо

4. неполное действие

Пре-

1. сходно со значением слова очень

2. сходно со значением приставки пере-

Вывод по теме.

Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?

При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?

Где это правило нам может пригодиться?

V. Закрепление.

1. Работа с текстом

Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Восстановите структуру текста. Работа в парах 

Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода.  Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

Прекрасно в осеннем лесу. Музыка в траве притихла. Мелкая листва облетела с прибрежных лозин. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Прекрасно в осеннем лесу. Музыка в траве притихла. Мелкая листва облетела с прибрежных лозин. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

-Докажите, что у вас получился текст.

- Какова тема текста?

-  Озаглавьте его.

- Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами из текста.

Таблица на доске

Приставка

Значение приставки

Примеры

 

При-

1. близость к чему-либо

2. приближение, присоединение, прибавление

3. неполное действие

4. совершение действия в полной мере

5. совершение действия в чьих-либо интересах

  1. прибрежных, пригорке
  2. Приближению, приобрёл
  3. Присмотреться, притихла, призадумался, притаился, присядешь
  4. Принес
  5. Пригнул

Пре-

1. сходно со значением слова очень

2. сходно со значением приставки пере-

1. прекрасно, преспокойно

2.

Проверка в парах сменного состава.

- Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась незаполненной?

- Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать правилу, (преграда, преступить).

Хорошо, продолжим работу с текстом.

- Выполните синтаксический разбор предложения «Вот притаился на ветке березы дятел». Индивидуально на доске меловой

-Найдите в тексте слова соответствующие схеме: ¬∩۸۸۸ (присмотреться, забираться).

- Найдите слово в тексте соответствующее схеме: ¬¬∩۸۸۸ (призадумался)

- В третьем абзаце укажите слова, у которых нет окончания. ( Прекрасно, осторожно, преспокойно).

- Выпишите из текста все глаголы с приставкой при-. Укажите вид глаголов.

(Присмотреться, приобрела, притихла, пригнул, притаился, присядешь, принес)

Почему они все совершенного вида? (гл. сов.в обозначают результат действия, а несов. в. – процесс действия)

- Укажите номера сложносочиненных предложений. (5,12)

VI. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?

VII. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Творческая работа.

По заданному началу написать сочинение.

Приближалась осень и с каждым днем природа менялась все быстрее и быстрее. Окружающий мир наполнился палитрой разнообразных красок и оттенков, поражающих воображение прекрасными сочетаниями цветов. Ранее зеленая сочная трава теперь приобрела тепловатый желтый оттенок, а кроны деревьев приоделись в золотое убранство, преобразив весь лес в яркое, насыщенное цветом и богатое оттенками полотно.

Пожалуй, осень самое прекрасное время года. Каждый год осенью приоткрываются двери в чудесный, переполненный фантазией мир, открывающий преогромные возможности для воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Правописание приставок -ПРЕ -ПРИ"

Представлен урок с использованием информационных технологий, помогающих разобраться в трудных случаях правописания приставок -ПРЕ -ПРИ....

Презентация к уроку "Правописание приставок"

Лингвистическая сказка "Приставочка"о правописании приставок....

Презентация к уроку "Правописание приставок"

Лингвистическая сказка "Приставочка"о правописании приставок....

Урок "Правописание приставок пре и при

Урок в 6 классе по теме: "Гласные в приставках пре- и при-" Цели урока:Обучающие: познакомить учащихся со значением приставок пре - при.Развивающие: развивать внимание ,память, логическое м...

Конспект урока "Правописание приставок пре-, при-"

Конспект  урока для 6 класса  составлен на основе учебника под  редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС....

конспект урока "Правописание приставок ПРЕ- ПРИ-"

конспект урока может быть использован при изучении темы  "Правлписании приставок пре- и при-"  в 6 классе....