Конспект урока "Правописание приставок "пре-, при-."
план-конспект урока (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» (6 класс)
Цели урока:
- обучающие: познакомить с орфограммой «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» и её графическим обозначением на письме; научить различать основные значения приставок ПРЕ- и ПРИ-; сформировать умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- и различать их написание по значению;
- развивающие: формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; развивать готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность к речевому самосовершенствованию;
- воспитывающие: развивать внимание к лексическому значению слова, формировать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, таблицы, карточки с индивидуальным заданием.
Тип урока – урок «открытия» нового знания
Ход урока.
I Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дети! Мы начинаем наш урок, и я хочу пожелать вам сегодня хорошего настроения, неутомимого желания идти вперед и отличной работы на уроке! Надеюсь, он вам покажется интересным и познавательным. И пусть эпиграфом к уроку сегодня будет русская народная пословица: «Грамоте учиться всегда пригодится». Ведь пословица – это народная мудрость, впрочем, все произведения УНТ содержат поучительный смысл, учат и воспитывают. Сегодня мы возьмем в помощники разные жанры народного творчества, будем к ним прислушиваться да призадумываться! Итак, вперед!
-Обучающиеся записывают в тетрадь дату урока.
Учитель:
Известный детский писатель Корней Чуковский писал: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
-Правильно, о приставках.
1.Посмотрите внимательно на текст сказки и подумайте над правописанием каких именно приставок мы сегодня будем работать. ( СЛАЙД)
Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр...дорожный камень и пр…задумался. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»
- Ребята, посмотрите на выделенные слова, что их объединяет? (приставки пре- и при-)
Формулирование темы и целей урока.
-Сформулируем тему урока.
Тема нашего сегодняшнего урока : «Правописание приставок при- и пре-» Дети записывают в тетрадь тему урока
- Эта тема новая для вас? На предыдущем уроке уже мы познакомились с правописанием приставок пре- и при-.
-Какова же цель нашего урока? (научить различать основные значения приставок ПРЕ- и ПРИ-; сформировать умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- и различать их написание по значению;).
-Каков план наших действий на уроке? (изучить правило, закрепить его).
II. Проверка домашнего задания.
У доски ученик из упражнения №208 выписывает все слова с приставками и делает их морфемный разбор.
2-й ученик проверяет фонетический разбор слова даю.
Индивидуальное задание по карточкам.
Фронтальный опрос.
-От чего зависит правописание приставок пре- , при-?
- При каких значениях пишется приставка при-? (СЛАЙД)
-При каких значениях пишется приставка пре-? (СЛАЙД)
Задание: из текста выписать выделенные слова, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание приставок. Проверка выполненного задания.
Вывод: при выборе приставок пре- и при- что нужно сделать?
Дети: определить лексическое значение слова.
III. «Открытие» нового знания.
- Учитель: А теперь понаблюдайте за правописанием приставок этих слов ( на доске написаны слова в два столбика). Каковы их лексические значения? Можно ли объяснить написание приставок в этих словах:
Приказать, пригласить, присутствовать, примерять, примирять, приготовить, приспособить, приобрести, пригодиться, привыкать, присмотреться.
Прекратить, преобразовать, превратить, преодолеть, презирать.
Учитель: В русском языке много слов, в которых нельзя определить значение приставки, а значит, и наверняка узнать её правописание. Как вы считаете, откуда мы можем узнать правописание этих слов? Правильно, из словаря . Как называют такие слова? (словарные).
-Об этом мы читаем в учебнике на странице 115.
Запишите эти слова в тетрадь для правил и запомните.
- Работа с пословицами. Сейчас мы запишем пословицы, объясним написание изучаемых сегодня приставок и подумаем, какой поучительный смысл заключен в каждой из них.
Учись смолоду, к старости пригодится. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Старание и труд к счастью приведут. Нужно приклониться. Без хорошего труда не прибудет и добра. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. Кто Родине изменяет, того народ презирает.
Физкультминутка.
Дети, вы немного подустали, разомнемся и поиграем. С помощью мимики и жестов изобразить значение тех слов, которые я буду называть.
Присесть, привстать, вприпрыжку, принахмуриться, приглядеться, причесаться, пригорюниться, приободриться.
Вот и мы свами, отдохнули, приободрились, а теперь за работу.
3.Учитель: Есть в нашем языке слова, в которых пре- и при- не являются приставками, а составляют часть корня. Когда-то у них выделялась приставка пре- или при-. Об этом говорит их этимология, т.е. происхождение. Но потом приставки «приросли» к корню и сейчас не выделяются. Состав этих слов стал проще. В современном русском языке пре- и при в этих словах входят в состав корня . Вот эти слова: (СЛАЙД). Запишем их и выделим корень.
Привет, пример, природа, причина, приключение, прилежный, приятный.
Предмет, препятствие, премьера.
4. Творческое задание (работа в группах).
Подберите к фразеологизмам синонимичные выражения:
превозносить до небес; превратиться в слух; придержать язык; приклонить голову; прирастать корнями.(СЛАЙД)
5. Задание «Редакторы».
Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок .
Прекатился клубок, преостановился.
Пресмотрелась, прегляделась Василиса Примудрая и видит -
местность незнакомая.
Прекрикнула она на клубок, а тот приспокойно на месте лежит.
Василиса присмелая была .
Не страшны ей никакие приграды.
6. Рефлексия
Продолжи фразу:
- сегодня на уроке я узнал (а)…
- я понял(а)…
- мне было трудно…
IV.Завершение урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание: сочинить сказку, употребив слова с приставками пре- и при-. Правило п.40 выучить, подготовка к контрольному диктанту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...