конспект урока "Правописание приставок ПРЕ- ПРИ-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Свитина Елена Владимировна

конспект урока может быть использован при изучении темы  "Правлписании приставок пре- и при-"  в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_v_pristavkah_pre-_i_pri.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

«ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- И ПРИ- » 6 класс

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся со значением приставок пре- и при-, изучить особенности их написания.

2. Развивать исследовательские навыки, способствовать становлению нравственных качеств, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.

Методы и приемы:

• слово учителя;

• выразительное чтение;

• задания исследовательского характера.

Оборудование: учебник русского языка  6 класс под ред. Разумовской М.М., презентация, листы со словами для проведения эстафеты, памятка.

ХОД УРОКА

Примечание. Для проведения урока привлекаются двое учащихся 9 класса, которые играют  роли приятелей  Пре- и При-.

Учитель. Сегодня утром мне пришло сообщение. Только вот незадача: видно, с ней что-то случилось, и некоторые буквы куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать его и восстановить потерянные буквы.

Учитель проецирует сообщение на экран, учащиеся читают ее.(слайд2)

Пр_бываем в Калининград на поезде, пр_ходящем ровно в 10.00 на пр_городный вокзал. В 9.30, если не возникнут непр_двиденные обстоятельства, будем в школе и сможем пр_ступить к работе.

С пламенным пр_ветом приставки 
Пре- и При-.

Учитель. Который час? (Смотрит на часы). С минуты на минуту должны появиться наши гости. Они, видно, узнали, что сегодня мы как раз собирались поговорить о правописании приставок пре- и при-, и, наверное, решили помочь.

Стук в дверь, входят Пре- и При-.

Пре-. Здравствуйте, ребята!

При-. Приветствуем вас всех!

Учитель. Здравствуйте, друзья. Мы получили ваше сообщение и ждали вас с нетерпением. Проходите, располагайтесь, где вам удобно.

Пре- и При- проходят в класс и садятся на свободные места за партами вместе с учениками, желательно за передние парты. Пока усаживаются, ведут разговор.

Пре-. Мы узнали, что вы как раз собираетесь поговорить о правописании приставок пре- и при-.

При-. Да, поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если его не просто не знают, а еще и неправильно пишут.

Пре-. Поэтому мы решили познакомиться с вами лично.

Учитель. Это вы хорошо придумали. Для начала давайте познакомимся. Я начну, а вы(обращается к приставкам) продолжите.

Во время объяснения учитель свободно перемещается по классу. Пре- и При- могут произносить свои слова с места либо тоже свободно перемещаться по классу, привлекая к себе внимание.

Учитель.

Прекрасная погода,
Приятели мои,
Два неразлучных друга – 
Приставки Пре- и При- – 
Пришли гулять на площадь,
Где вместе до зари
Прекрасно отдыхали
Приставки Пре- и При-.

При-.

Пре- – парень неспокойный.
И презабавный Пре-,

Пре-.

А При- – приятель скромный,
Придворный паж, поэт.

При-.

Коль на пути преграда,
Не унывает Пре-,
Преодолеет сразу.
Где Пре- – всегда успех.

Пре-.

А При- спешить не будет,
И, глазки чуть прикрыв,
Прицелится, присядет, 
Приставит стул и – прыг.

При-. Пре- чуть преувеличит.

Пре-. При- приуменьшить рад.

При-. Пре- прерывает песню.

Пре-. При- припевает в лад.

Учитель.

Такие вот ребята – 
Различные они,
Приятели, два друга:
Приставки Пре- и При-.

Учитель. Можно считать, что первое знакомство состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого – своя работа. Давайте посмотрим, что об этом сказано в правиле? (слайд 3)

Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и (это приставка при-).

Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (это приставка пре-).

Учитель. Откройте учебник на с 141, 142. (там схематично изображено правило написания приставок пре- и при-.Давайте дополним эти схемы вашими примерами.

Ребята называют слова, поясняя правописание приставок. Работают с орфографическим словарем. Запоминают правописание слов, где пре- и при- не являются приставками, а составляют часть корня: престиж, , президент, приоритер, примадонна, премьера, привилегия  и т.д.(упр334)

Пре- (тянет руку). А можно мы поиграем с ребятами? У нас с При- есть для них интересная игра. Мы видим, что они хорошо поняли тему. (Учитель дает согласие.)

При-. У нас специально для вас заготовлены два листочка со словами. Играть будем по вариантам. Первый вариант – это команда Пре-, а второй вариант – это моя команда, приставки При-. Игра чем-то напоминает эстафету. На листе перепутались слова с приставками Пре- и При-.

Пре-. Мало того, они так перепутались, что даже потеряли нужные буквы. Ваша задача – расставить буквы по своим местам.

При-. Каждая команда в списке слов должна найти свое слово и вписать в него нужную букву (иили е). Если это команда приставки Пре-, то все ее участники отыскивают слова с этой приставкой. Команда При- ищет соответственно слова с приставкой при-.

Пре-. Затем лист передается следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Задания считаются выполненными, когда листы окажутся у нас в руках. Все ли понятно?

Начинается эстафета. «Приставки» следят за выполнением задания, но не подсказывают, а лишь помогают передать лист с одного ряда на другой.

Состязание заканчивается, определяется победившая команда игроков.

Учитель. Мне эта игра напомнила о вашем смс-сообщении. Быть может, и оттуда буквы неспроста исчезли? Мне кажется, теперь ребята достаточно знают и смогут самостоятельно восстановить текст телеграммы.

Перепишите телеграмму к себе в тетрадь, впишите недостающие буквы и объясните свой выбор.

Учащиеся выполняют задание, Пре- и При- помогают ученикам, у которых возникают какие-либо проблемы, проверяют правильность выполнения задания.(слайд4)

При-. Молодцы, вот теперь мы видим, что вы отлично усвоили тему. А нам пора!

Пре-. Напоследок мы бы хотели подарить вам такую необычную памятку:

Памятка 1и 2 (слайд 5)

Преодолеть преграду,
Не преступить закон,
В прекрасную погоду
Прервать прескверный сон,
Предобро улыбнуться,
Путь преградить тебе,
Здесь мы везде напишем
Приставку…

Все вместе: ПРЕ-.

При- (слайд 6)

С приставкой При- приблизим,
Приклеим и пришьем.
Чуть выше приподнимем
И что-то привнесем.
Немного приуменьшим,
Совсем чуть-чуть приврем,
Расставим по порядку
И сядем отдохнем.

Ученики получают задание выписать из памяток слова с приставками пре- и при-, указав значение.

 Прощаемся с приставками, учащиеся записывают домашнее задание. (П31, упр.335 или написать сочинение-миниатюру о значении приставок пре- и при-)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Правописание приставок -ПРЕ -ПРИ"

Представлен урок с использованием информационных технологий, помогающих разобраться в трудных случаях правописания приставок -ПРЕ -ПРИ....

Презентация к уроку "Правописание приставок"

Лингвистическая сказка "Приставочка"о правописании приставок....

Презентация к уроку "Правописание приставок"

Лингвистическая сказка "Приставочка"о правописании приставок....

Урок "Правописание приставок пре и при

Урок в 6 классе по теме: "Гласные в приставках пре- и при-" Цели урока:Обучающие: познакомить учащихся со значением приставок пре - при.Развивающие: развивать внимание ,память, логическое м...

Конспект урока "Правописание приставок пре-, при-"

Конспект  урока для 6 класса  составлен на основе учебника под  редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока «Правописание приставок пре- и при-», 10 кл

Цели урока: • познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-; • выработать умение распознавать приставки п...