Программа внеучебной работы, кружок "Словесник".
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Григорьева Валентина Германовна

Город Москва,

Город Москва,

ЦПШ "Косинская",

руководитель объединения -

Григорьева Валентина Германовна,

учитель русского языка и литературы

10 сентября 2018г.

КРУЖОК "СЛОВЕСНИК".

 

       Цель занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетенций, освоение способов  деятельности для решения практических задач, необходимых для  прохождения ОГЭ, ЕГЭ, подготовка к сдаче государственной итоговой аттестации  по русскому языку на основе  систематического обобщения знаний по основным разделам языковой  системы, изучаемой в основной школе, совершенствование базовых лингвистических и коммуникативных умений и навыков работы над текстом с позиций определения темы, авторской позиции и проблемы, знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм слова и умение применять их на практике, привитие навыков написания итогового сочинения, эссе, участие в школьном и муниципальном этапах олимпиад ВОШ-2019 по русскому языку и русской литературе.

Программа объединения дополнительного образования рассчитана на 2020/21 учебный год,

возраст детей 13-17 лет,

пройдет занятие в четверг 13.30 - 15.30.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принята

на Педагогическом совете

ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Пресня»

Протокол №____

от «___» ____________ 2018 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Пресня»

____________ Хорец В.А.

Приказ №___

от «___» __________ 2018 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Словесник»

Уровень: ознакомительный

Направленность: социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 14 -17 лет

Количество часов и срок реализации программы:

 

Разработчик: Григорьева Валентина Германовна, педагог дополнительного образования  

Москва, 2018

Протокол согласований дополнительной общеразвивающей программы

«Словесник»

  • «СОГЛАСОВАНО»
  • Методист
  •  __________________ Миргалиева С.В.
  • «___» _____________ 2018 года
  • «СОГЛАСОВАНО»
  • Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
  • ___________________ Захаревич Ю.Н.
  • «___» _____________ 2018 года
  • Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с действующими федеральными, региональными нормативными правовыми актами и локальными актами ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Пресня».

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        7

3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        8

3.1 Содержание программы _________        8

4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        14

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Словесник» ознакомительного уровня имеет социально-педагогическую направленность.

Познавательная деятельность всегда рассматривалась в числе ключевых направлений воспитательного процесса. Актуальность этой работы обоснована рядом нормативных документов, таких как Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1080), обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236); федеральный компонент государственного стандарта общего образования; основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).  Данные документы определяют, что образовательная деятельность по таким программам должна быть направлена на формирование и активизация познавательных способностей детей; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом, нравственном развитии; обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся; формирование общей культуры.

Программа позволяет показать учащимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, истории русского языка, формировать подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности, увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания, пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь, обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения. Содержание и методы обучения «Словесника» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Это позволяет говорить о педагогической целесообразности программы «Словесник».

Цель программы: формирование культуры посредством развития навыков написания сочинения.

Задачи программы:

образовательные:

  • развивать умение строить письменное высказывание в жанре сочинения или эссе;
  • формировать умение читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • учить находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
  • обучать речевой культуре учащихся, развитие их коммуникативных компетенций, освоение способов деятельности для решения практических задач, необходимых для прохождения ОГЭ, ЕГЭ;
  • обучать учащихся написанию сочинений разных жанров;
  • способствовать развитию письменной речи;
  • развить способность к анализу лингвистического текста на основе систематического обобщения знаний по основным разделам языковой системы, изучаемой в основной школе;
  • совершенствовать базовые лингвистические и коммуникативные умения и навыки;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к миру русской грамоты, истории  языка,

развивающие:

  • развивать умение чувствовать родную речь, этику общения, совершенствовать устную и письменную речь, преодолевать трудности в изучении русского языка.

Обучающиеся, для которых программа актуальна: дети в возрасте 14-17 лет.

Режим занятий

Численный состав группы: 15 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 занятию. Продолжительность занятий: 1 час, включая 15-минутный перерыв.

Срок реализации программы: 48 часов, 6 месяцев, 2018-2019 гг.

Планируемые результаты

Учащийся демонстрирует следующую компетенцию:

- систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

- понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

- понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

Учащийся демонстрирует следующие умения и навыки:

- соблюдение языковых  норм в устных и письменных высказываниях;

- нахождение  и исправление  речевых ошибок в работах разного вида (тестах, сочинениях);

- оформление  речи в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка;

- умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи.

- определение лексического значения слова и фразеологического оборота;

Учащийся демонстрирует следующие знания:

- знание нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

- знание алгоритма написания сочинения-рассуждения;

- знание основных типов лексических, грамматических ошибок;

- оформление речи в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. 

2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Программа предполагает проведение итоговой аттестации по каждому модулю программы.

Формы аттестации и оценочные материалы:

Входной контроль осуществляется на 1–ом занятии в форме диагоностики знаний, умений, навыков, мониторинга и качество знаний; тестирование-критерии  "Норма оценки знаний..." 5  баллов по системе оценивания; техники чтения- количество слов в минуту, оценивание по количеству слов в минуту; выразительночть чтения - параметры оценки-темп речи, соблюдение пауз при знаках препинания, логические ударения, критерии оценивания 5 баллов.

Текущий контроль включает в себя следующие формы и проводится на каждом занятии:

1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).

2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).

3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентаций.

4. Анкетирование.

5. Проект.

6. Педагогическая диагностика.

7. Передача обучающемуся роли педагога.

8. День творчества в кружках.

9. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

10. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.

11. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

12. Групповая оценка работ.

13. Тематические кроссворды.

14. Собеседование.

15. Деловые игры.

16. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).

17. Защита рефератов.

20. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

21. Карта индивидуальных достижений.

23. Зачет.

Итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением о формах,

периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

 Наиболее распространенные формы контроля/аттестации в кружке:

Выставка - это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.

Зачет - это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование, реферат). Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводится фронтальная беседа со всем коллективом.

Конкурс творческих работ - форма итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, творческих изделий, рисунков, показательных выступлений, проектов.

Игра (дидактическая, деловая) - одна из важнейших форм при проведении контроля/аттестации. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит для детей младшего школьного возраста.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Содержание программы «Словесник», модуль 1.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

всего

теория

практика

1

Неисчерпаемый мир Слова

2

1

1

2

В мире русского Слова и норм русского языка. Культура речи

6

2

4

2.1

Норма литературного языка

3

1

2

практикум

2.2

Орфоэпия

3

1

2

практикум

3

Волшебство знакомых слов

4

2

2

3.1

Лексика.  Фразеология

2

1

1

Работа с текстом

3.2

Изобразительно - художественные средства в тексте

2

1

1

Тестирование

4

В мире русской грамоты

12

6

6

4.1.

Норма в грамматике, морфологии, орфографии

2

1

1

Исследовательская работа

4.2.

Норма употребления форм частей речи

2

1

1

Самостоятельная работа

4.3.

Правописание   корней, приставок

2

1

1

Практикум

4.4.

Правописание   суффиксов

2

1

1

Практикум

4.5.

4.6.

Подготовка к итоговой аттестации

Контроль знаний, умений, навыков.

2

2

1

1

1

1

Тренинг

Зачёт

Всего: 24 часа.

3.1 Содержание программы «Словесник», модуль 2.

5

Её величество Синтаксис

12

6

6

5.1.

Словосочетание

2

1

1

Самостоятельная работа

5.2.

Предложение

2

1

1

Практикум

5.3.

Простое осложненное предложение

2

1

1

Практикум

5.4.

Знаки препинания в ССП

2

1

1

Самостоятельная работа

5.5.

Знаки препинания в СПП

2

1

1

Практикум  

5.6.

Сложные бессоюзные предложения

2

1

1

Тестирование

6

Прекрасный мир Слова - сочинение

10

5

5

6.1.

Умение формулировать проблему текста

10

5

5

Практикум

7.

Итоговая аттестация

2

-

2

Зачёт

ВСЕГО

24

11

13

Содержание учебно-тематического плана.

1. Вводное занятие «Неисчерпаемый мир Слова» (2/1час теория,1 час практика).

2. Раздел «В мире русского Слова и норм русского языка. Культура речи»  (6/2 часа теории, 4 часов практики)

Культура речи. Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке.

2.1. Тема «Норма литературного языка».

Теоретическая часть. Норма литературного языка. Речеведческий анализ текста, правильность и точность, ясность, выразительность.

Практическая часть. Слушание и осмысление   прослушанного текста. Исследовательская работа.

2.2. Тема «Орфоэпия».

Теоретическая часть. Основные правила орфоэпии. Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Практическая часть. Работа с текстом, предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне; произношение.

3. Раздел «Волшебство знакомых слов» (4/2 часа теории, 2 часа практики). Лексическая норма  и  значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания.

3.1. Тема «Лексика.  Фразеология».

Теоретическая часть. Многообразие лексики русского языка, фразеология, паронимы.

Практическая часть. Работа с текстом, задания  3, 6, 26.

3.2. Тема «Изобразительно - художественные средства в тексте».

Теоретическая часть. 3 вида изобразительно – выразительного средства языка: тропы (метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы).

Стилистические фигуры (антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет);

Синтаксические выразительные средства (авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора).

Практическая часть. Работа с тестами, часть 1, задания 3, 26.

4. Раздел «В мире русской грамоты» (12/6 часов  теории, 6 часов практики).

Нормы в грамматике, морфологии, орфографии. Грамматические, орфографические, речевые ошибки на морфологическом уровне. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, числительных.

Правописание   корней.  Правописание приставок.  Правописание суффиксов.

4.1. Тема «Норма в грамматике, морфологии, орфографии» 

Теоретическая часть. Грамматические, орфографические, речевые ошибки на морфологическом уровне.

Практическая часть. Исследовательская работа, часть 2, задание 27, анализ и редактирование сочинений –  рассуждений в формате 15.1, 15.2, 15.3.

4.2. Тема «Норма употребления форм частей речи» 

Теоретическая часть. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, числительных.

Практическая часть.  Самостоятельная работа часть 1, задания 6, 7.

4.3. Тема «Правописание  корней»

Теоретическая часть. Правописание   корней с безударной чередующейся гласной корня, проверяемой гласной, непроверяемой гласной корня.

Практическая часть.  Правописание   корней с безударной чередующейся гласной корня, проверяемой гласной, непроверяемой гласной корня. Практикум, часть 1, задание 8.

4.4. Тема «Правописание приставок»

Теоретическая часть. Правописание приставок.

Практическая часть. Правописание приставок; определение ряда, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква в приставке, из предложений выписать слова, в котором правописание приставки определяется его значением. Практикум, часть 1, задание 9, 4; контроль знаний.

4.5. Тема «Правописание суффиксов»

Теоретическая часть. Правописание суффиксов различных частей речи, кроме –Н- и –НН-.

Практическая часть. Правописание суффиксов различных частей речи, кроме –Н- и –НН-. Из предложений выписать слова, в котором правописание суффикса является исключением из правила. Тренинг часть 1, задание 15, Самостоятельная работа.

4.6. Подготовка к итоговой аттестации.

4.7. Итоговая аттестация. 

5. Раздел «Её величество Синтаксис» (12/6 часов теория, 6 часов практика). . Синтаксические нормы.

Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Синтаксический анализ сложного предложения.

Сложные бессоюзные предложения.

Сложные предложения с разными видами связи.

Извлечение информации из различных источников. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение), содержания прослушанного текста. Часть 1.

5.1. Тема «Словосочетание» 

Теоретическая часть. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Практическая часть. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Тренинг, часть 1, задания 27, 7; самостоятельная работа.

5.2. Тема «Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Теоретическая часть. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Практическая часть. Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Практикум, часть1, задания 8, 11, 15; тестирование.

5.3. Тема «Простое осложнённое предложение» Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Правильное построение предложений с обособленными членами.

Теоретическая часть. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Правильное построение предложений с обособленными членами.

Практическая часть. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Правильное построение предложений с обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями. Практикум, часть1, задания 15-20; контроль знаний.

5.4. Тема «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»

Теоретическая часть. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Практическая часть. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Работа с тестами, часть 1, задания 12,19. Самостоятельная работа.

5.5. Тема «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» 

Теоретическая часть. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Практическая часть. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Практикум, часть1, задания 12, 18. Контроль знаний.

5.6. Тема «Сложные бессоюзные предложения.  Сложные предложения с разными видами связи»

Теоретическая часть. Сложные бессоюзные предложения.  Сложные предложения с разными видами связи.

Практическая часть. Сложные бессоюзные предложения.  Сложные предложения с разными видами связи. Практикум, часть 1, задания 14, 15,16. Тестирование.

5.7. Тема «Извлечение информации из различных источников. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение), содержания прослушанного текста. Часть 1.

Теоретическая часть. Извлечение информации из различных источников. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение), содержания прослушанного текста. Часть 1. Приёмы сжатия текста, определение границ микротем.

Практическая часть. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение), содержания прослушанного текста. Приёмы сжатия текста, определение границ микротем. Работа с текстом, выделение микротем, составление   алгоритма, плана с опорой на ключевые слова. Часть 1, задание 1. Самостоятельная работа.

6.  Раздел «Прекрасный мир  Слова - сочинение» (10/5 часов теории, 5 часов практики).

Умение формулировать проблему текста и выявление авторской позиции; привитие навыков написания сочинения-рассуждения, пункты 15.1, 15.2, 15.3.

6.1. Тема «Умение формулировать проблему текста и выявление авторской позиции; привитие навыков написания сочинения-рассуждения, пункты 15.1, 15.2, 15.3

Теоретическая часть. Умение формулировать проблему текста и выявление авторской позиции; привитие навыков написания сочинения-рассуждения, пункты 15.1, 15.2, 15.3

Практическая часть. Умение формулировать проблему текста и выявление авторской позиции; привитие навыков написания сочинения-рассуждения, пункты 15.1, 15.2, 15.3; алгоритм написания сочинения-рассуждения, речевые клише, коллективная работа, практикум.

7. Итоговая аттестация. (2 часа практики).

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

1. Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

2. Промежуточный (проводится в форме теста, практикума, самостоятельной работы в конце каждого раздела);

3. Итоговая   аттестация проводится в форме  зачётной работы по тестам часть 1, часть 2.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ         РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение

Формы занятий:

- урок - лекция с различными видами заданий;

- урок применения знаний на практике;

- урок навыков (тренировочные);

- урок комплексного применения знаний;

- групповая   и индивидуальная формы работы;

- самостоятельная работа (написание эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли, наблюдение над языковым материалом, их анализ, выводы);

- составление обобщающих таблиц и схем;

- проведение деловых игр и практикумов;

- работа с пакетами КИМов;

- он-лайн тестирование;

- написание изложений и сочинений.

       Материально-техническое обеспечение

Требования к помещениям:

помещения, отвечающие требованиям санитарных норм, оборудованные мебелью, соответствующей росту и возрасту детей.

Кадровое обеспечение

Требования к кадровому составу

Учебно-информационное обеспечение

Список используемой литературы:

  • Бердникова Е.Д., Пестрякова А.Г..Тесты по культуре речи. Москва. «Флинта»,2017.
  • Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2018;
  • Власенков А.И.. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2018.
  • Влодавская Е.А.. Русский язык. Поурочное планирование. Москва. «Экзамен».2018.
  • Галкина Г.В., Полонецкая Л.З. Занимательные задачи по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2017.
  • Егораева Г.Т. Справочный материал. -М. «Экзамен».2018.
  • Егораева Г.Т. Универсальные материалы с методическими рекомендациями. -М. «Экзамен».2017.
  • Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3. М.; «Экзамен», 2018;
  • Калганова. Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.; Просвещение, 2018;
  • Капинос. В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. М.; Просвещение, 2017;
  • Ладыженская Т.А.. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2018;
  • Павлова Т.И., Белоусова Т. В.. Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Ростов-на Дону, «Легион». 2017.
  • Малюшкин А.Б.. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2018.
  • Матина Г.О., Сивакова Ю.Н. Сочинения разных типов. Технология подготовки. С-Пб. «Азбука классика»,2016.
  • Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион».2017.

Список нормативно-правовых документов:

1.        Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

2.        Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

3.        Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р.

4.        Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008.

5.        Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва.

6. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы №1308 от 17 декабря 2014 г.

7.        О мерах по развитию дополнительного образования детей: Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922

8.        О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»): Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеучебной работы по математике

описание организации внеурочной деятельности по математике...

Программа внеучебной деятельности по английскому языку для 6 класса.

Данная программа имеет научно- познавательную (общеинтеллектуальную ) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 6 класса....

Рабочая программа внеучебной (научно-исследовательской) деятельности

Рабочая программа внеучебной (научно-исследовательской) деятельности...

Программа по работе с одаренными детьми во внеучебное время

Данная программа направлена на повышение мотивации учащихся 9-11 классов к углубленному изучению иностранного языка и профессионального самопозиционирования в данном направлении. Содержание материала ...

Внеучебная работа

внеучебная работа...