Программа внеучебного курса "Исследователи"
учебно-методический материал по химии
Предварительный просмотр:
Программа внеучебного курса «Исследователи»
Содержание
Стр.
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Содержание программы…………………………………………………...5
- Учебно-тематический план………………………………………………..7
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе…………………………………………………………………11
- Перечень учебно-методического обеспечения…………………………11
- Список литературы……………………………………………………….14
- Приложение……………………………………………………………….15
Пояснительная записка
Современная система образования ориентирована на формирование универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития учащегося, лежат в основе организации любой его деятельности независимо от её предметного содержания, способствуют ориентации учащихся в различных предметных областях познания.
Школьник должен уметь осуществлять учебно-исследовательскую и информационно-познавательную деятельности, активно и целенаправленно познавать мир.
Программа внеурочного курса разработана для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы.
Основная идея программы: формирование универсальных (метапредметных) умений и навыков через учебно-исследовательскую и творческо-познавательную деятельности обучающихся.
Актуальность программы: программа ориентирована на формирование приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей), развитие умений наблюдать и объяснять происходящие явления, развитие практических навыков обучающихся при проведении экспериментальных практических работ.
Гипотеза: опыт работы, свидетельствует, что обучающиеся возраста 13-14 лет, как правило, не имеют достаточного опыта наблюдений за явлениями, происходящими с веществами, и опыта описания и обобщения результатов этих наблюдений, имеют слабые экспериментальные умения и навыки. Данный курс поможет в приобретении опыта учебно-исследовательской деятельности, подготовиться к изучению основ химии.
Цель программы: создание условий для учебно-исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие у них способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
Задачи:
- развитие познавательных способностей учащихся;
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность посредством химического эксперимента;
- овладение способами умственной деятельности (наблюдение, сравнение, обобщение, исследование, формулировка выводов), применимыми в образовательном процессе и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
- владение стандартными алгоритмами и логикой решения качественных задач;
- развитие умений наблюдать и объяснять происходящие явления при проведении экспериментальных практических работ.
Данная программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерной программе основного общего образования по химии.
Отбор содержания программы данного курса ориентирован на повышение мотивации учащихся к учебно-исследовательской деятельности, на получение экспериментальных навыков, на практическое применение полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни.
Отбор теоретического материала произведён по значимым разделам фундаментальной химии «Предмет химии и методы её изучения», «Вещества и их свойства».
Данный курс практикоориентированный: все понятия, важнейшие процессы, вещества и их свойства даются в контексте их практического значения, применения в повседневной жизни, их роли в живой и неживой природе.
Курс построен на основе реализации межпредметных связей естественнонаучных предметов: химии, биологии, физики.
Срок реализации программы – 1 год, программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы курса
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование убежденности в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания;
- умение устанавливать причинно-следственные связи и обобщения, умение делать умозаключения и выводы на основе наблюдения, овладение приемами работы с информацией, представленной в разной форме.
- умение планировать собственную деятельность, осуществлять контроль своих действий.
- владеть устной и письменной речью, овладение основами коммуникативной рефлексии.
Предметные:
- приобретение опыта химических методов исследования объектов и явлений природы,
- проведения опытов и простых экспериментальных исследований с использованием лабораторного оборудования;
- умение применять теоретические знания на практике, умение наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений;
- решение практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности своей жизни.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, диалог, дискуссия),
наглядные (демонстрация таблиц, моделей, опытов),
информационно-коммуникативные (использование презентаций, on-line упражнений), практические (эксперимент)
по источнику знаний (словесные, наглядные, практические),
по характеру деятельности обучающихся (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).
Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, проведение эксперимента.
Методы проведения занятий: учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами, домашние практические работы, экскурсия, урок – соревнование, путешествие, конкурс, конференция.
Основная форма занятий – лабораторный практикум.
Формы контроля усвоения материала: отчеты по практическим, лабораторным работам, отчет по исследовательской работе; творческие работы - «портреты» веществ, рисунки, постеры, сочинения, стихи, синквейны, презентации в программе MS PowerPoint, смотры достижений обучающихся.
Содержание программы
Введение. (1 ч.) Химия – наука о веществах. Значение химии для человечества. Вещества вокруг нас.
Тема 1. Вещества и тела. (7 ч). Вещества и тела. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Понятие о свойствах веществ и явлениях. Техника лабораторных работ. Правила техники безопасности в химической лаборатории. Химическая посуда.
Наблюдение. Описание. Сравнение. Измерение. Моделирование. Гипотеза и эксперимент. Фиксирование результатов эксперимента. Справочная литература, словари, термины.
Практические работы 1. «Знакомство с лабораторным оборудованием».
Знакомство с техникой выполнения общих практических операций: наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твёрдых веществ в воде, нагревание. Лабораторный штатив, спиртовка, строение пламени.
Лабораторные работы 1.Вещества и тела. 2.Моделирование молекул разных веществ. 3. Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов.
Тема 2. Вещества и их свойства (3 ч). Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах. Растворимость в воде. Плотность. Температура плавления, температура кипения. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций.
Исследовательская работа 1. Природные явления.
Лабораторные работы 4. Исследование свойств веществ.
Тема 3. Чистые вещества и смеси (6 ч.) Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть. Твердые, жидкие, газообразные смеси в природе и в быту. Однородные и неоднородные смеси. Очистка веществ. Разделение смесей отстаиванием, просеиванием, флотацией, намагничиванием, фильтрованием, выпариванием, центрифугированием, с помощью делительной воронки. Адсорбция. Хроматография.
Практические работы 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Лабораторные работы 5. Разделение смесей. 6. Бумажная хроматография.
Тема 4. Воздух (3 ч.) Воздух. Состав воздуха. Основные источники загрязнения атмосферы. Кислород, его свойства и применение. Кислород – источник жизни на Земле. Обнаружение кислорода. Углекислый газ: свойства. Обнаружение углекислого газа.
Практические работы 3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа
Тема 5. Вода и её свойства (8 ч.) Вода, свойства воды. Вода как растворитель. Растворы насыщенные и ненасыщенные. Растворимое вещество и растворитель. Растворимость веществ. Растворы, их приготовление. Круговорот воды в природе. Значение воды. Кристаллы.
Практические работы 4. Очистка воды в походных условиях. 5. Выращивание кристаллов. 6. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе
Лабораторные работы 7. Растворимые и нерастворимые вещества в воде. 8. Изучение органолептических показателей воды.
Тема 6. Природные индикаторы (5 ч.) Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета индикаторов в различных средах. Природные индикаторы.
Практические работы 7.Определение среды моющих средств с помощью самодельной индикаторной бумаги.
Лабораторные работы 9. Изменение окраски индикаторов в различных среда. 10. Изучение индикаторных свойств различных растений. Приготовление индикаторной бумаги.
Обобщение знаний (1 ч). Итоговая конференция «Мои успехи».
Учебно-тематический план курса
№ | Тема | Основное содержание занятия | Формы занятия | Образовательный продукт |
Введение. | Египет – родина химии. Алхимия. Химия – наука о веществах. Значение химии для человечества. | Беседа с презентацией | Мини – сочинение «Что я хочу узнать о веществах» | |
Вещества и тела. | Вещества и тела. Вещества вокруг нас. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | Лабораторная работа № 1 «Вещества и тела» Лабораторная работа № 2 «Моделирование молекул разных веществ» | Отчет о лабораторной работе | |
Правила работы в химической лаборатории. | Методы лабораторных исследований. Техника лабораторных работ. | Беседа. Демонстрация основного лабораторного оборудования. | Рисунок, стихотворение, презентация «Правила техники безопасности» | |
Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием» | Техника выполнения общих практических операций: наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твёрдых веществ в воде, нагревание. | Практикум | Отчет о практической работе | |
Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием» | Лабораторный штатив, спиртовка, строение пламени. | Практикум | Отчет о практической работе | |
Наблюдение и эксперимент. | Наблюдение. Описание. Сравнение. Измерение. Моделирование. Гипотеза и эксперимент. Фиксирование результатов эксперимента. | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов» | Отчет о лабораторной работе | |
Как работать с научной литературой. | Этапы работы с литературными источниками (общее ознакомление, чтение по главам и разделам, выборочное чтение, составление плана прочитанного материала, выписка из прочитанного, сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками), содержание этапов. | Экскурсия в библиотеку. Практикум | Опорная схема | |
Как работать со справочной литературой | Справочная литература, словари, термины. Работа с таблицами, графиками, диаграммами. | Экскурсия в библиотеку. Практикум | Диаграмма «Распространенность металлов в земной коре» | |
Физические свойства веществ. | Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах. Растворимость в воде. Плотность. Температура плавления, температура кипения. | Лабораторная работа № 4 «Исследование свойств веществ» | Отчет о лабораторной работе | |
Природные явления. | Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций. | Демонстрационный эксперимент «Признаки химических реакций» | Схема «Физические и химические явления» | |
Исследовательская работа «Природные явления» | Физические и химические явления. | Исследование | Отчет об исследовании | |
Чистые вещества и смеси. | Природные смеси: воздух, природный газ, нефть. Твердые, жидкие, газообразные смеси в природе и в быту. Однородные и неоднородные смеси. | Демонстрация Коллекция «Стекло и изделия из стекла», «Металлы и сплавы», «Нефть» | Схема «Классификация смесей» | |
Очистка веществ. | Очистка веществ. Разделение смесей отстаиванием, просеиванием, флотацией, намагничиванием, фильтрованием, выпариванием, центрифугированием. Адсорбция. | Демонстрационный опыт «Разделение смеси железа и серы» | Кроссворд «Разделение смесей» | |
Разделение смесей. | Разделение смесей с помощью делительной воронки. | Лабораторная работа № 5 «Разделение смесей» | Отчет о лабораторной работе | |
Разделение смесей | Хроматография. М. Цвет. | Лабораторная работа № 6 «Бумажная хроматография» | Хроматограмма | |
Домашняя практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли» | Очистка веществ. | Практикум | Отчет о практической работе | |
Час занимательной химии | Занимательные задачи по химии (ребусы, кроссворды, задачи – стихотворения, логические задачи) | Соревнование | Кроссворд, ребус, сканворд по теме «Чистые вещества и смеси», «Природные явления» | |
Воздух. | Состав воздуха. Основные источники загрязнения атмосферы. | Демонстрационный опыт «Состав воздуха» | Диаграмма «Состав воздуха» | |
Кислород | Кислород, его свойства и применение. Кислород – источник жизни на Земле. Обнаружение кислорода. | Демонстрационный опыт «Получение кислорода» | «Портрет» кислорода | |
Практическая работа № 3 «Получение, собирание и распознавание углекислого газа» | Углекислый газ: свойства. Обнаружение углекислого газа. | Практикум | «Портрет» углекислого газа | |
Вода, свойства воды. | Растворимое вещество и растворитель. Растворимость веществ. Растворы, их приготовление. Пересыщенные растворы и их свойства | Лабораторная работа № 7 «Растворимые и нерастворимые вещества в воде» | Отчет о лабораторной работе | |
Органолептические показатели воды | Цвет. Запах. Прозрачность. Вкус воды. | Лабораторная работа № 8 «Изучение органолептических показателей воды» | Отчет о лабораторной работе. | |
Практическая работа № 4 «Очистка воды в походных условиях» | Очистка воды. Кипячение, фильтрование, абсорбция, отстаивание, обеззараживание. | Практикум | Отчет о практической работе. Прибор для очистки воды. | |
Секреты химического мастерства «Очистка воды в походных условиях» | Обсуждение результатов практической работы «Очистка воды в походных условиях» | Конкурс «Самый удобный прибор для очистки воды», «Самый оригинальный прибор» | Коллекция приборов | |
Значение воды. | Круговорот воды в природе. Значение воды. | Конференция. | Сочинение «Путешествие воды» | |
Домашняя практическая работа № 5 «Выращивание кристаллов» | Кристаллы. Выращивание кристаллов | Практикум | Отчет о практической работе | |
Практическая работа № 6 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» | Приготовление раствора соли | Практикум | Отчет о практической работе | |
Час занимательной химии | Занимательные задачи по химии (ребусы, кроссворды, задачи – стихотворения, логические задачи) | Путешествие | Кроссворд, ребус, сканворд по теме «Вода», «Воздух» | |
Индикаторы | Растворы с кислотными и основными свойствами. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета индикаторов в различных средах. | Лабораторная работа № 9 «Изменение окраски индикаторов в различных средах» | Отчет о лабораторной работе | |
Природные индикаторы. | Растения – индикаторы. Изучение индикаторных свойств различных растений. Индикаторная бумага. | Лабораторная работа № 10 «Изучение индикаторных свойств различных растений. Приготовление индикаторной бумаги» | Отчет о лабораторной работе | |
Практическая работа № 7 «Определение среды моющих средств с помощью самодельной индикаторной бумаги» | Среда раствора. Кожа. Влияние моющих средств для посуды на верхний слой кожи. Как усилить цвет борща, винегрета? | Практикум | Отчет о практической работе | |
Секреты химического мастерства «Выращивание кристаллов» | Представление и обсуждение результатов домашнего эксперимента «Выращивание кристаллов» | Конкурс на лучший выращенный кристалл | Коллекция кристаллов соли. | |
Час занимательной химии | Занимательные задачи по химии (ребусы, кроссворды, задачи – стихотворения, логические задачи) | Конкурс | Самая оригинальная задача | |
Итоговая конференция «Мои успехи» | Обсуждение достижений участников курса «Исследователи» | Постер «МЫ – год спустя» |
Требования к усвоению учебного материала
Учащиеся должны знать:
- место химии среди естественнонаучных дисциплин;
- основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, измерение, эксперимент;
- вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и их свойства и особенности их применения.
- признаки химических явлений и условия их протекания.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
- проводить простейшие исследования свойств веществ;
- использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;
- оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания
- обладать навыками работы с различными видами источников информации.
Учебно – методическое обеспечение
Компьютер, мультимедийный проектор, наборы лабораторной посуды и химических реактивов, инструктивные карты, справочная литература.
Оборудование и реактивы | |
Лабораторная работа № 1 «Вещества и тела» | Кусочки железа, алюминия, стекла, полиэтилена, сахар, вода, гвоздь, стеклянная трубочка, алюминиевая ложка, изображение снежинки, полиэтиленовый пакет. |
Лабораторная работа № 2 «Моделирование молекул разных веществ» | Пластилин красного и синего цветов |
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов» | Рычажные весы, разновесы, сахар, поваренная соль, скрепка, резинка |
Лабораторная работа № 4«Исследование свойств веществ» | Стеклянная палочка, спиртовка, держатель, стеклянная пластина, штатив; пробирки с веществами: водой, цинком (гран.), солью, железом (проволока). |
Лабораторная работа № 5 «Разделение смесей» | Стаканы химические, делительная воронка, магнитные полосы, воронка, фильтры бумажные, стеклянные палочки, вода. |
Лабораторная работа № 6 «Бумажная хроматография» | Стаканы химические (хроматографическая камера), полоска фильтровальной бумаги 4x12 см, этиловый спирт, уксусная кислота, вода (8:1:1), чернила из гелевых стержней разного цвета (красный, желтый, зеленый), препаровальная игла. |
Лабораторная работа № 7 «Растворимые и нерастворимые вещества в воде» | Стаканы химические, шпатели, стеклянные палочки, сахар, растительное масло, мел, безводный медный купорос, холодная и горячая вода. |
Лабораторная работа № 8 «Изучение органолептических показателей воды» | Стаканы химические, пробирки, стеклянный цилиндр, пробы воды. |
Лабораторная работа № 9 «Изменение окраски индикаторов в различных средах» | Штатив с пробирками, растворы кислот, щелочей, стирального порошка, пищевой соды, фенолфталеина, лакмуса, метилоранжа. |
Лабораторная работа № 10 «Изучение индикаторных свойств различных растений» | Ступка, пестик, штатив с пробирками, фильтр, воронка, стакан химический,клубника, корнеплод столовой свеклы, краснокочанная капуста, |
Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием» | Набор химической посуды: пробирки, колбы (коническая, плоскодонная), химические стаканы, мерные цилиндры, фарфоровые чашечки, держатели для пробирок, штатив для пробирок, лабораторный штатив |
Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли» (домашний эксперимент) | Стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, консервная крышка, смесь соли с песком. |
Практическая работа № 3 «Получение, собирание и распознавание углекислого газа» | Прибор для получения газов, стакан, лучинка, спички, известковая вода, мел, соляная кислота. |
Практическая работа № 4 «Очистка воды в походных условиях» | Пластиковые бутылки, ножницы, загрязненная вода песком, опилками, чернилами, стаканы химические, спиртовка, спички, пробиркодержатель, пробирки, фильтровальная бумага, бинт, песок, капрон, активированный уголь, кристаллы перманганата калия. |
Практическая работа № 5 «Выращивание кристаллов соли» (домашний эксперимент) | Банка (1л) – 2 шт, толстая нить, стеклянная палочка для перемешивания, палочка для закрепления нити, фильтр, воронка, порошок медного купороса CuSO4•5H2O или поваренной соли NaCL. |
Практическая работа № 6 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» | Весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан (100 мл), стеклянная палочка, вода, сахар (1 чайная ложка). |
Практическая работа № 7 « Определение среды моющих средств с помощью растительных индикаторов» | Ступка, пестик, штатив с пробирками, стакан химический, водные растворы «Миф», «FAIRY», «Pril», вытяжка краснокочанной капусты. |
Исследовательская работа «Природные явления» | Пробирки, тигель, тигельные щипцы, спиртовка, спички, стеклянная трубка, парафин, медная пластика, мел, соляная кислота (р-р) |
Литература
- Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 8-11 кл. / Сост. О.С. Габриелян. – М.; Дрофа, 2013.
- Аксенова И.В. Введение в химию вещества. 7 класс - М.: Сирин Према, 2007.
- Дорофеев М.В. Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии. // Химия в школе.-2012.-№ 9.-С. 42-46
- Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26
- Золотавина Е.А. Кружок «Мир химии» для учащихся 5-6 классов. // Химия в школе.-2013.-№ 5.-С. 60-64
- Пильникова Н.Н. Путешествие в мир интересных явлений. // Химия в школе.-2013.-№ 3.-С. 71-74
- Пильникова Н.Н. Эксперимент на уроке по теме «Растворение. Растворимость. Растворы» // Химия в школе.-2011.-№ 9.-С. 60-64.
- Храмов В.А. Хроматографический анализ красителей. // Химия в школе.-2004.-№ 2.-С. 64-65
Приложение
Инструктивные карты к лабораторным, практическим работам
Лабораторная работа № 1 «Вещества и тела»
Оборудование: кусочки железа, алюминия, стекла, полиэтилена, сахар, вода, гвоздь, стеклянная трубочка, алюминиевая ложка, изображение снежинки, полиэтиленовый пакет.
Задание 1 Заполните таблицу 1
Вещества | Предметы (Физические тела) |
Задание 2 Заполните таблицу 2. Для этого в правой части таблицы напишите названия веществ, из которых могут быть изготовлены приведенные физические тела.
Физические тела | Вещества | ||
Линейка |
|
|
|
Ложка |
|
|
|
Стакан |
|
|
|
Задание 3 Заполните таблицу 3. Для этого в правой части таблицы напишите названия физических тел, которые могут состоять из указанных в левой части веществ.
Вещества | Физические тела | ||
Графит |
|
|
|
Алюминий |
|
|
|
Серебро |
|
|
|
Задание 4 Найдите выигрышный путь (по типу «крестики-нолики») в предложенных ниже квадратах, если он составляет: а) вещество; б) физическое тело.
а) | б) | ||||
Фарфоровая | Медный | Ложка | Глюкоза | Медная | Древесная |
Железный | Золото | Кусочек | Сахар | Кусочек | Медный |
Уксусная | Поваренная | Сера | Химическая | Водород | Кремний |
Лабораторная работа № 2
«Моделирование молекул разных веществ»
Цель: моделирование атомов, молекул простых и сложных веществ.
Задание 1 Из пластилина скатайте шарики разного цвета и размера: 3 больших красных, 4 маленьких синих – это модели атомов разного вида. Сколько химических элементов вы смоделировали? Сколько атомов?
Задание 2 Соедините вместе поочередно: 2 красных шарика, 2 синих, 2 синих и 1 красный. Сколько моделей молекул у вас получилось? Сколько моделей молекул сложных веществ? Сколько моделей простых веществ?
Задание 3 Смоделируйте самостоятельно молекулы простого и сложного веществ.
Практическая работа № 1
«Знакомство с лабораторным оборудованием»
Цель работы: познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним.
Оборудование: набор химической посуды: пробирки, колбы (коническая, плоскодонная), химические стаканы, мерные цилиндры, фарфоровые чашечки, держатели для пробирок, штатив для пробирок, лабораторный штатив.
Опыт № 1 «Знакомство с образцами химической посуды»
Оформление работы
Назначение
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Опыт №2 «Приемы обращения с лабораторным штативом»
1. Рассмотрите детали, из которых состоит металлический штатив: основание, стержень, муфта, лапка, кольцо.
2. Закрепите муфту на стержне штатива так, что бы закрепляющий ее винт был справа от стержня штатива, а лапка или кольцо лежали в углублении муфты.
3. Закрепите лапку в муфте.
4. Укажите основные составные части штатива.
- _______________________________
- _______________________________
- _______________________________
- _______________________________
5) _______________________________
5. Закрепите в лапке штатива пробирку перпендикулярно поверхности стола.
ОСТОРОЖНО! ПРОБИРКА НЕ ДОЛЖНА ЛОПНУТЬ!
6. Поверните пробирку вместе с лапкой так, чтобы:
- пробирка оказалось под углом 45º к поверхности стола.
- поднимите пробирку и закрепите ниже и выше исходного положения
Вывод:
Опыт №3. Приемы обращения со спиртовкой
Цель: изучить правила техники безопасности при работе со спиртовкой; изучить строение спиртовки и строение пламени, приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование: набор химической посуды: спиртовка, спички, штатив с пробирками, пробиркодержатель, лучина, стакан с водой.
- Рассмотрите спиртовку. Найдите ее составные части: резервуар, колпачок, трубку с диском, фитиль
ПРОВЕРЬТЕ:
- Правильность заполнения спиртовки на 2/3 ее объема спиртом.
- Состояние фитиля: ровно подрезан, длина его над диском – 1,5 см.
2. Зажгите спиртовку. Рассмотрите пламя. Сколько зон в пламени можно выделить? Исследуйте каждую зону пламени, внося в нее лучинку. В какой зоне лучинка быстрее загорается? Какой частью пламени следует пользоваться при нагревании?
3. Налейте в пробирку на 1/5 ее высоты воду. Поместите пробирку в держатель. Внесите пробирку в самую горячую часть пламени.
ВНИМАНИЕ: Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество. Направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседей.
4. Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.
5. Укажите основные составные части спиртовки. 1______________________
2______________________
3______________________
4______________________
6. Укажите свойства зон пламени спиртовки (яркость, температуру)
7. Сделайте вывод о проделанной работе: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 3
«Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов»
Цель: изучить приемы обращения с рычажными весами, проводить взвешивание веществ и тел разной массы.
Оборудование и реактивы: рычажные весы, разновесы, сахар, поваренная соль, скрепка, резинка.
Задание Проведите взвешивание различных веществ (сахар, поваренная соль) массой 1,5 г и тел (скрепка, резинка)
Инструкция
- Подготовьте весы к работе.
Вкрутите стержень в подставку. К концам стержня подвесьте чашки весов. Весы приведите в равновесие.
- Проведите взвешивание предложенных вам различных веществ и тел. На левую чашку весов поместите тело (вещество), массу которого нужно определить, а на правую – гири, массы которых известны, и обозначены на них. Гири нужно брать так, чтобы установилось равновесие. Брать гири только пинцетом!
- Подсчитайте общую массу гирь, уравновешивающих тело (вещество). Масса тела (вещества) равна массе этих гирь.
- Запишите массы тел и веществ, используя обозначение массы.
- Приведите свое рабочее место в порядок.
Дополнительные задания
- Подберите с помощью разновесов следующие массы 250 мг, 125 мг, 400 мг, 40 мг, 200мг.
- Какими гирями можно уравновесить на весах тело массой 22г 30 мг, 650 мг
Лабораторная работа № 4
«Исследование свойств веществ»
Цель работы: исследовать физические свойства различных веществ, научиться работать со справочной литературой
Оборудование и реактивы: стеклянная палочка, спиртовка, держатель, стеклянная пластина, штатив; пробирки с веществами: водой, цинком (гран.), солью, железом (проволока).
Ход работы:
- Рассмотрите вещества и опишите их свойства в таблице, сделайте вывод.
- Данные характеристики можно получить, используя различные источники информации (учебные и справочные пособия, энциклопедии)
Образец выполнения работы
Свойства | Вещества | |||
вода | железо | соль | цинк | |
Цвет | бесцветная | серый | белая | серебристо-белый |
Агрегатное состояние | жидкое | твердое | твердое | твердое |
Плотность | малая (1 г/см³) | высокая (7,874 г/см³) | высокая (2,2 г/см³) | высокая (7,1 г/см³) |
Т плавления | низкая (00С) | высокая (15390С) | высокая (8000С) | высокая (4190С) |
Т кипения | низкая (1000С) | высокая (32000С) | высокая (14650С) | высокая (9060С) |
Блеск | нет | нет | нет | есть |
Растворимость в воде | нет | хорошая | нет | |
Намагничивается | нет | да | нет | нет |
Вывод:
Исследовательская работа
«Природные явления»
Цель: научиться экспериментально проводить и распознавать физические и химические
Оборудование: пробирки, тигель, тигельные щипцы, спиртовка, спички, стеклянная трубка, парафин, медная пластика, мел, соляная кислота (р-р)
Ход работы:
- Возьмите за один конец стеклянную трубку, внесите её в пламя спиртовку, держа горизонтально. Вращайте трубку. Когда стекло сильно накалится, попытайтесь согнуть трубку. Изменилось ли стекло? Получилось ли новое вещество при нагревании стеклянной трубки?
- Положите кусочек парафина в тигель. Возьмите тигель тигельными щипцами. Внесите тигель с парафинов в пламя спиртовки. Что происходит с кусочками парафина при нагревании? После остывания парафина рассмотрите парафин. Получилось ли новое вещество?
Вопрос: В чем сходство явлений, которые вы наблюдали при проведении двух опытов? Сделайте вывод.
- Накалите в пламени спиртовки медную пластинку, держа её щипцами. Через некоторое время выньте пластинку из пламени. Образовалось ли новое вещество при накаливании меди?
- В пробирку положите небольшой кусочек мела, прилейте 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Образовалось ли новое вещество?
Вопрос: В чем сходство явлений, которые вы наблюдали при проведении двух опытов? Сделайте вывод.
Результаты занесите в таблицу.
Что делала? | Что наблюдали? | Вывод |
Лабораторная работа № 5
«Разделение смесей»
Цель: познакомиться с разными способами разделения веществ.
Оборудование и реактивы: стаканы химические, делительная воронка, магнитные полосы, воронка, фильтры бумажные, стеклянные палочки, вода.
Вариант 1 Вам выдана смесь растительного масла и воды. Предложите способ её разделения и осуществите его на практике.
Вариант 2 Вам выдана смесь порошков железа и алюминия. Предложите способ её разделения и осуществите его на практике.
Вариант 3 Вам выдана смесь порошка древесного угля и речного песка. Предложите способ её разделения и осуществите его на практике.
Какими методами вы предполагаете воспользоваться? На разнице каких свойств веществ они основаны? Из выданного лабораторного оборудования и посуды соберите необходимые приборы и выполните задание. Какие правила безопасности необходимо соблюдать в каждом случае? Заполните таблицу.
Что делали? | Почему? | Что наблюдали? |
Сделайте выводы по результатам работы.
Дополнительное задание. У вас в рюкзаке смешалось содержимое двух порвавшихся пакетиков с солью и молотым перцем. Предложите способ разделения этой смеси.
Лабораторная работа № 6
Бумажная хроматография
Цель: разделить компоненты смеси с помощью бумажной хроматографии.
Оборудование: химический стакан (хроматографическая камера), полоска фильтровальной бумаги 4x12 см, этиловый спирт, уксусная кислота, вода (8:1:1), чернила из гелевых стержней разного цвета (красный, желтый, зеленый), препаровальная игла.
Ход работы:
- На линию старта фильтровальной бумаги (2 см от нижнего края) препаровальной иглой нанесите пятно из смеси красителей (диаметр пятна менее 1 мм).
- Поместите полоску фильтровальной бумаги в стакан со смесью этилового спирта, уксусной кислоты и воды (8:1:1) так, чтобы пятно находилось на 0,5 см выше растворителя.
- После разделения красителей высушите хроматограмму на воздухе.
- Сделайте рисунок разделения красителей.
Вывод:
Практическая работа № 2
«Очистка загрязненной поваренной соли»
(домашний эксперимент)
Цель работы: закрепить знания о чистых веществах и смесях; практически провести очистку загрязненной поваренной соли.
Оборудование и реактивы: стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, консервная крышка, смесь соли с песком.
Ход работы:
- Растворите смесь песка и соли в воде;
- Соберите прибор для фильтрования, из фильтровальной бумаги вырежьте фильтр и подгоните его под размер воронки;
- Отфильтруйте смесь;
- Налейте небольшое количество фильтрата на железную консервную крышку, проведите выпаривание на комнатной батарее
- Ответьте на вопросы: а) каков характер разделяемых смесей?
б) на чем основаны методы разделения?
По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.
Что делали? | Что наблюдали? | Выводы |
Вывод:
Практическая работа № 3
«Получение, собирание и распознавание углекислого газа»
Цель: получить углекислый газ и исследовать его свойства.
Оборудование: прибор для получения газов, стакан, лучинка, спички, известковая вода, мел, соляная кислота.
В Италии, близ Неаполя, есть знаменитая "Собачья пещера ". В ней непрерывно выделяется и скапливается внизу углекислый газ. Человек беспрепятственно может зайти в эту пещеру, для собаки же такая прогулка кончается плохо». Почему?
Ход работы:
- Возьмите прибор для получения газов, положите в него небольшой кусочек мела и прилейте выданное вам количество соляной кислоты. Конец газоотводной трубки введите в пустой стакан и еще некоторое время получайте газ.
- Внесите в стакан с углекислым газом горящую лучинку. Что наблюдаете?
- Конец газоотводной трубки внесите в стакан с известковой водой. Что наблюдаете?
- По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.
Что делали? | Что наблюдали? | Выводы |
Лабораторная работа № 7
«Растворимые и нерастворимые вещества в воде»
Цель: ознакомиться с понятием «растворимость», изучение растворимости веществ при разной температуре.
Оборудование: химические стаканы, шпатели, стеклянные палочки, сахар, растительное масло, мел, безводный медный купорос, холодная и горячая вода.
Задание 1 Даны вещества: сахар, растительное масло, мел, безводный медный купорос. Докажите опытным путем, какое из них хорошо растворяется в воде при нормальных условиях.
Результаты занесите в таблицу.
Название вещества | Агрегатное состояние | Цвет | Растворимость в воде | Цвет раствора |
Какое вещество (из выданных) растворимое, какое – малорастворимое, какое – нерастворимое? Ответ обоснуйте.
В какой пробирке находится раствор? Какой основной признак раствора? Где находятся взвеси? (Какая взвесь представляет собой эмульсию, а какая – суспензию?)
Задание 2 Определите, в какой воде быстрее растворяются кристаллы безводного медного купороса: в холодной или горячей?
Сделайте выводы.
Практическая работа № 4
«Очистка воды в походных условиях»
Цель: сконструировать прибор для очистки воды и очистить загрязненную воду.
Оборудование: пластиковые бутылки, ножницы, загрязненная вода песком, опилками, чернилами, стаканы химические, спиртовка, спички, пробиркодержатель, пробирки, фильтровальная бумага, бинт, песок, капрон, активированный уголь, кристаллы перманганата калия.
Ход работы:
- Получите у учителя образец загрязненной воды.
- Внимательно изучите внешний вид образца воды: цвет, запах, прозрачность, наличие твердых частичек или загрязнений. Внесите наблюдения в таблицу.
Объект наблюдения | Цвет | Прозрачность | Запах | Наличие |
Вода до очистки |
|
|
|
|
Вода после очистки |
|
|
|
|
- Предложите способ очистки загрязненной воды.
Группа 1 Очистите воду загрязненную песком.
Группа 2 Очистите воду загрязненную опилками.
Группа 3 Очистите воду загрязненную чернилами.
- Сконструируйте прибор для очистки воды в походных условиях из пластиковых бутылок, в качестве фильтра используйте подручный материал: фильтровальная бумага, бинт, песок, капрон, активированный или древесный уголь.
- Очистите воду. Оцените внешний вид жидкости.
- Проведите обеззараживание воды разными способами.
Сделайте вывод.
Практическая работа № 5
«Выращивание кристаллов соли»
(домашний эксперимент)
Цель: провести самостоятельные наблюдения и описать их, научиться выращивать кристаллы.
Оборудование: банка (1л) – 2 шт, толстая нить, стеклянная палочка для перемешивания, палочка для закрепления нити, фильтр, воронка, порошок медного купороса CuSO4•5H2O или поваренной соли NaCL.
Ход работы:
- В литровую банку налейте горячей воды порциями, перемешивая, насыпайте в неё соль до тех пор, пока она не прекратит растворяться.
- Отфильтруйте полученный раствор соли через воронку с ватой в банку, укутанную полотенцем (остывание должно быть медленным) и закройте её.
- Через 2-3 часа, когда раствор остынет, внесите в него кристаллик соли, подвешенный на нитке (затравку), таким образом, чтобы она не касалась стенок и дна стакана.
- После того как ввели затравку, прикройте сосуд крышкой и оставьте на продолжительное время. Чтобы вырос крупный кристалл, потребуется несколько дней или даже недель.
- Наблюдайте за образованием кристаллов. (К концу первого дня на самой нитке и затравке уже образуются первые маленькие кристаллы).
Внимание: не трясите нить, не трогайте кристалл руками!
- Когда кристалл вырастет достаточно большим, (примерно через месяц) выньте его из раствора, обсушите мягкой тряпочкой или бумажной салфеткой, обрежьте нитку и покройте грани кристалла бесцветным лаком, чтобы предохранить от «выветривания» на воздухе. (Обратите внимание на его цвет и форму).
- Сфотографируйте или зарисуйте образовавшийся кристалл.
- Изучите свой кристалл, и ответьте на вопросы:
- Сколько дней вы выращивали кристалл?
- Какова его форма?
- Какого цвета кристалл?
- Прозрачный он или нет?
- Размеры кристалла: высота, ширина, толщина.
- Все результаты проделанной работы оформите в тетради.
Заполните таблицу «Наблюдения за образование кристалла»
Параметры | 1-й день | 2-ой день | 3-й день | 7-ой день | 14-й день | 30-й день |
Размеры кристалла | ||||||
Форма кристалла |
- Сделайте вывод о том, почему растут кристаллы и каково их значение в природе и жизни человека.
Практическая работа № 6
«Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»
Цель: приготовить раствор сахара и рассчитать его массовую долю в растворе.
Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан (100 мл), стеклянная палочка, вода, сахар (1 чайная ложка).
Ход работы:
- Отмерьте мерным цилиндром 50 мл воды и налейте её в химический стакан емкостью 100 мл.
- Чайную ложку сахара взвесьте на лабораторных весах. Поместите сахар в стакан с водой и перемешайте раствор стеклянной палочкой до полного растворения.
- Рассчитайте массовую долю сахара в растворе, используя формулу для расчета.
W = m (сахара) / m (раствора) x 100%
m (раствора) = m (сахара) + m (воды)
m (воды) = V x p, где плотность воды примите равной 1 г/мл.
Вывод:
Лабораторная работа № 8
«Изучение органолептических показателей воды»
Цель: изучить органолептические показатели воды.
Оборудование: стаканы химические, пробирки, стеклянный цилиндр, пробы воды.
Определение цвета воды
Опыт № 1 Заполните пробирку водой. Отметьте цвет воды, сравните его с белым фоном бумаги (бурый, светло-коричневый, желтый, светло-желтый, бесцветный). Цвет рассматривают при дневном освещении, сбоку, затем сверху. Цвет воды в источниках хозяйственного водоснабжения не должен обнаруживаться в столбике 20 см, в водоёмах культурно-бытового назначения – 10 см.
Определение прозрачности воды
Мерой прозрачности служит высота столба воды, при которой можно наблюдать напечатанный на белой бумаге шрифт средней жирности высотой 3.5 мм. Результаты выражаются в сантиметрах с указанием способа измерения.
Опыт № 2 Для опыта нужен прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2 – 2,5 см, высотой 30 – 35 см. Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было прочитать через воду напечатанный текст. Отметьте, на какой высоте исчезнет видимость шрифта. Измерьте высоты столбцов воды линейкой и выразите прозрачность воды в сантиметрах. Сделайте выводы.
Определение запаха воды
Запах воде придают вещества, которые попадают в неё естественным путём или со сточными водами. Характер запаха и его интенсивность определяют при 20 и 60 °С, используя данные таблицы, интенсивность запаха природных вод не должна превышать 2 балла.
Интенсивность запаха воды
Балл | Интенсивность запаха |
0 | Отсутствует |
1 | Очень слабый |
2 | Слабый |
3 | Ощутимый, что дает повод относиться к воде с подозрением |
4 | Отчетливый (можно определить его характер) – неприятный и может быть причиной отказа от питья |
5 | Очень сильный – делает воду непригодной для питья |
Запах воды следует определять в помещении, где воздух не имеет постороннего запаха.
Характер запаха воды:
●ароматический (огуречный, цветочный);
●болотный (илистый, тинистый);
●гнилостный (фекальный, сточной воды);
●древесный;
●землистый (прелый, свежевспаханной земли, глинистый);
●плесневый (затхлый, застойный);
●рыбий (рыбы, рыбьего жира);
●сероводородный (тухлых яиц);
●травянистый (скошенной травы, сена);
●неопределённый (не подходящий под предыдущие определения).
Опыт № 3 Закройте пробирку с водой пробкой и интенсивно встряхните. Откройте пробирку и осторожно понюхайте воду. Отметьте интенсивность и характер запаха. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте воду примерно до 60 °С. Оцените запах воды и его интенсивность.
Определение вкуса воды
Вкус воды определяется растворенными в ней веществами и различается по характеру и интенсивности.
Различают четыре основных вида вкуса: соленый, кислый, сладкий, горький. Все другие виды вкусовых ощущений называются привкусами (щелочной, металлический, вяжущий и т.п.).
Интенсивность вкуса и привкуса определяют при 20 0С и оценивают по пятибалльной системе, согласно требованиям таблицы
Интенсивность вкуса воды
Интенсивность вкуса | Характер появления вкуса | Оценка интенсивности, балл |
Нет | Вкус и привкус не ощущается | 0 |
Очень слабая | Вкус и привкус не ощущаются потребителем, но обнаруживаются при лабораторном исследовании | 1 |
Слабая | Вкус и привкус замечаются потребителем, если обратить на это его внимание | 2 |
Заметная | Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воде | 3 |
Отчетливая | Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от питья | 4 |
Очень сильная | Вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной к употреблению | 5 |
На основании проведённых опытов заполните таблицу и сделайте вывод о качестве воды.
Характеристика качества воды
№ пробы | Цвет | Запах | Прозрачность, см | Вкус | |
при обычных условиях | при 60 0 С | ||||
№ 1 |
Вывод.
Лабораторная работа № 9
«Изменение окраски индикаторов в различных средах»
Цель: провести самостоятельные наблюдения изменения окраски индикаторов в различных средах.
Оборудование: штатив с пробирками, растворы кислот, щелочей, стирального порошка, пищевой соды, фенолфталеина, лакмуса, метилоранжа.
Ход работы:
- Налейте в одну из пробирок 1- 2 мл соляной кислоты, во вторую – 1- 2 мл раствора гидроксида натрия, в третью – 1-2 мл дистиллированной воды. В каждую пробирку добавьте 1-2 капли лакмуса. Отметьте изменение цвета индикатора в каждой пробирке.
- То же самое проделайте с фенолфталеином и метиловым оранжевым. Результаты занесите в таблицу.
Изменение окраски индикаторов в различных средах
Индикатор | Цвет индикатора в среде | ||
щелочной | нейтральной | кислой | |
Лакмус | |||
Фенолфталеин | |||
Метиловый оранжевый |
- Сделайте вывод об изменении окраски индикаторов в различных средах.
- Опытным путем определите среду выданных вам растворов: стирального порошка, пищевой соды, лимонной кислоты.
Вещества | Индикатор | Окраска индикатора | Среда |
Стиральный порошок (р-р) | |||
Пищевая сода (р-р) | |||
Лимонная кислота |
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 10
«Изучение индикаторных свойств различных растений»
Цель: приготовление вытяжки природных индикаторов и наблюдение изменения их цвета под действием кислот и щелочей, приготовление индикаторной бумаги.
Реактивы и оборудование: клубника, корнеплод столовой свеклы, краснокочанная капуста, ступка, пестик, штатив с пробирками, фильтр, воронка, стакан.
1 группа – ягоды клубники
2 группа – краснокочанная капуста
3 группа – корнеплод столовой свеклы
Ход работы:
Приготовление вытяжки.
1. Растереть ягоды клубники (листья краснокочанной капусты, кусочки свеклы) в ступке.
2. Добавить около 10 мл воды, размешать стеклянной палочкой.
3. Отфильтровать раствор в чистую пробирку (стакан).
Отметьте цвет вытяжки:__________________
Индикаторные свойства антоцианов.
Оборудование и реактивы: антоциановая вытяжка, 1% соляная кислота, 1% раствор гидроксида натрия, индикаторная бумага, пробирки.
Ход работы.
1. В три пробирку отлить по 2-3 мл вытяжки пигментов.
2. В первую добавить 1-2 капли соляной кислоты.
3. Во вторую – 1-2 капли раствора гидроксида натрия.
4. Третья – контрольная.
5. Контролировать изменение цвета..
6. Результаты занести в таблицу.
Изменения цвета вытяжки в зависимости от среды раствора
Цвет вытяжки | Среда раствора |
Кислая | |
Нейтральная | |
Щелочная |
Вывод: происходит изменение цвета вытяжки в зависимости от среды раствора от __________ цвета до___________________ .
Приготовление индикаторной бумаги
- Пропитайте полоски фильтровальной бумаги вытяжками растений.
- Высушите полученную индикаторную бумагу.
- Испытайте индикаторную бумагу в растворе соляной кислоты и гидроксида натрия.
- Сделайте вывод.
Практическая работа № 7
« Определение среды моющих средств с помощью растительных индикаторов»
Цель: определить среду моющих средств с помощью растительных индикаторов и дать рекомендации по использованию их в быту
Реактивы и оборудование: вытяжка краснокочанной капусты, ступка, пестик, штатив с пробирками, стакан, водные растворы «Миф», «FAIRY», «Pril».
В настоящее время в магазинах представлен огромный ассортимент моющих средств, на этикетках которых указывается, что они не оказывают негативного воздействия на кожу рук. Так ли это, можно определить с помощью приготовленных индикаторов.
Поверхностный слой кожи – эпидермис – покрыт микроскопически тонким слоем – кислотной мантией. В эпидермисе протекает множество биохимических процессов. В результате образуются кислоты – молочная, лимонная. Плюс к этому – кожное сало, пот. Все это и составляет кислотную мантию кожи. Следовательно, нормальная кожа имеет кислотную среду.
Ход опыта
- В пробирку с водным раствором «Миф» добавить 1-2 мл вытяжки из краснокочанной капусты. Отметить цвет раствора. Сделать вывод о характере среды раствора.
- В пробирку с водным раствором «FAIRY» добавить 1-2 мл вытяжки из краснокочанной капусты. Отметить цвет раствора. Сделать вывод о характере среды раствора.
- В пробирку с водным раствором «Pril» добавить 1-2 мл вытяжки из краснокочанной капусты. Отметить цвет раствора. Сделать вывод о характере среды раствора.
- Дайте рекомендации по использованию данных моющих средств хозяйками.
Реакция среды растворов моющих средств для посуды
Моющее средство для посуды | Растительный индикатор | Окраска индикаторов | Среда раствора |
«Миф» | Отвар краснокочанной капусты | ||
«FAIRY» | Отвар краснокочанной капусты | ||
«Pril» | Отвар краснокочанной капусты |
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеучебной работы по математике
описание организации внеурочной деятельности по математике...
Программа курса внеучебной деятельности "Открывая мир с английским языком".
Данный материал представляет собой программу курса внеучебной деятельности в 10 классе в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ на базе учебных пособий "Открывая мир с английским языком" С.А.Юнёвой....
Программа внеучебной деятельности по английскому языку для 6 класса.
Данная программа имеет научно- познавательную (общеинтеллектуальную ) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 6 класса....
Рабочая программа внеучебной (научно-исследовательской) деятельности
Рабочая программа внеучебной (научно-исследовательской) деятельности...
Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы.
В данной статье расматривается как можно сформировать 4 группы основных УУД в образовательном процессе на уроках иностраного языка. Приводятся формы работы и методические рекомендации. Главная роль от...
Программа по работе с одаренными детьми во внеучебное время
Данная программа направлена на повышение мотивации учащихся 9-11 классов к углубленному изучению иностранного языка и профессионального самопозиционирования в данном направлении. Содержание материала ...
Программа внеучебной работы, кружок "Словесник".
Город Москва,Город Москва,ЦПШ "Косинская",руководитель объединения -Григорьева Валентина Германовна,учитель русского языка и литературы10 сентября 2018г.КРУЖОК "СЛОВЕСНИК"....