Сл Сложноподчиненные предложения с придаточными разных видов__ 9 класс____________________________________________________________________________________________________________
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

КРЮКОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

 Урок общеметодологической направленности, помогает закрепить полученные знания по видам придаточных предложений . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Название предмета____Русский язык___________________   Класс_____9______       Урок № ______________             Дата _____________

Тема урока_________Сложноподчиненные предложения с придаточными разных видов______________________________________________________________________________________________________________

Цели:обобщить изученный теоретический материал, прививать навыки использования теории в практической деятельности

Задачи

    образовательные ___ обобщить знания, умения по теме «СПП с одним придаточным», способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ,  сравнения, делать необходимые выводы. обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли,____________________________________________________________________________________________________________

    развивающие__ продолжить формирование логического мышления, внимания и памяти, умения анализировать __ создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля…;

--способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности _______________________________________________________________________________________________________________

   воспитательные __--воспитывать дисциплинированность и собранность, ответственность, самостоятельность, критичное отношение к себе, аккуратность, культуру мышления.

--создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку;
--обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся
 ________________________________________________________________________________________ ______________________

Формируемые УУД:

личностные:__ осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности, учиться исполнять свой долг, свои обязательства перед своим обществом ________________________________________________________________________________________________________

регулятивные:___ умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;  формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности_,___--умение наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха __Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

.Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности_______________________________________________________________________________________________

познавательные:__умение ориентироваться в своей системе знаний, осознавать необходимость нового знания, умение пользоваться различными источниками информации, умение наблюдать , читать , слушать_

___________________________________________________________________________________________________

коммуникативные:_ умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

.Умение работать индивидуально и в группе: находить  общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов..Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение___________________________________________________________________________________________________

Место урока в системе уроков данного раздела_____ 2__________________________________________________________________________________

Тип урока ____________ урок общеметодологической направленности _________________________________________________________________________________________________

Основные термины и понятия_предложение, придаточное, союз, союзное слово__________________________________________________________________________________________

Межпредметные связи___ умение выражать свое мнение и аргументировать его;

умение пересказывать текст (подробно, сжато )

 _______________________________________________________________________________________________

Наглядность_______________________________________________  Оборудование____икт__________________________________________

Формы работы на уроке__работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа_______________________________________________________________________________________________




Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Перечень УУД, выполняемых обучающимися на соответствующих этапах

  1)Организационный этап. Цель этапа: включение учащихся в деятльноть.

Организует взаимные приветствия учителя и обучающихся.

Фиксирует отсутствующих.

Проверяет внешнее состояние классного помещения; подготовленность обучающихся к уроку.

Организует внимание обучающихся.

Создает эмоциональный настрой на…работу

Языковая  разминка, включающая в себя подготовку к ОГЭ

Задания в презентации

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность своего рабочего места.

Знакомятся  с тк.

Устно выполняют  предложенные задания

Л. самоопределение учиться строить взаимоотношения с другими  на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях

Р. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

 И сердцу вдруг открылось, что мне любить пора.

Определите вид сложного предложения Докажите свою точку зрения.

По схемам дайте характеристику предложений:

  1. [  гл…], (с.с. где)
  2. [  …], (с.с. где)
  3. [  cущ…], (с.с. где)

На какие типы делятся придаточные?

Давайте определим тему, цель и задачи нашего урока

 Создает условия для формулирования цели и задач урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Формулируют тему, цели и задачи урока ,работают с ТК

Р Умение оценивать правильность  выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

.Владение основами самоконтроля,  самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Операционно- содержательный этап.

Цель: Систематизировать знания о СПП, уметь определять виды придаточных, строить схемы предложений, уметь отличать ССП и СПП, союзы и союзные слова, развивать познавательную деятельность..

Проверяет выполнение, комментирует

Работа с текстом. Прочитайте текст .Перескажите .Объясните постановку знаков препинания в 1 - ом предложении

1 Леса – это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.2 Вы помните, конечно, то удивительное состояние безотчётной радости и силы, охватывающее нас, когда мы попадаем в лес из душного города.

3 Невозможно перечислить все те бедствия, какие несёт истребление лесов. 4 В тех местах, где леса уничтожены, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов

Укажите номера СПП с придаточным определительным.-----------------------------.

Постройте схему 4-го предложения.--------------------------------------------------------

 Самостоятельная работа с взаимопроверкой

5.Расставьте знаки препинания. Распределите предложения по видам придаточных , указывая цифры.

 1 Мы лучше поспешим на бал куда стремглав в ямской карете уж мой Онегин поскакал (А.С. Пушкин)

      2 Двор так замело что можно было шагать через прясло (М. Бубеннов)

     3 Мне нужен мир чтобы вырасти скорей и облететь вокруг земного шара ( А. Безыменский)

     4. Едва кончился снегопад  население Новинска вышло расчищать заваленные пути

    5 Древесина сосны используется даже в самолетостроении  так как она прочна и легка (В. Осеева). 

     6  В лесу что-то страшно и сухо треснуло будто сломалась большая сосна (К. Паустовский).

  1. Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдёт (И. Крылов).

   8  Снег становился белее, ярче так что ломило глаза (М. Лермонтов)

  9 Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).

10 Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел  что победа была его (И. Тургенев).

  11 Тяжелые, частые шаги послышались в лозняке, с той стороны откуда недавно пришли Бусыга с Акимом (А. Куприн).

  12 Пусть тот бой не упомянут в списке славы золотой день придёт — ещё повстанут люди в памяти живой (А. Твардовский).

  1. Где силой взять нельзя там надобна ухватка (И. Крылов).
  2. Вновь я посетил тот уголок земли где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Изъяснительные:--------------------------------------------

Определительные:--------------------------------------------

Места:-----------------------------------------

Условия--------------------------------------

Время:---------------------------------------------

Причины:--------------------------------------

Следствия:---------------------------------------------

Сравнения:----------------------------------------------

Уступки:-----------------------------------------------------

Образа действия:------------------------------------

Цели:

 Найдите СПП, в  состав  которого входят 2 безличных предложения, укажите  его номер----------  

Работают с ТК(в  парах)

1задаие исправляют ошибки

2задание Подчеркивают характеристики, проговаривают по цепочке

Работают в ТК, объясняют

Постановку знаков препинания, строят схему предложений

 Распределяют предложения по группам, расставляют знаки препинания

К.Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

.Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные: анализ объектов с целью выделения признаков

РУмения соотносить свои действия с планируемыми результатами.

.Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Р :организация учебной деятельности, контроль в форме сличения способа де Умение  работать с текстом, таблицей, схемой,  др Умение оценивать правильность  выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

.Владение основами самоконтроля,  самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

П:Умение передавать информацию в  сжатом или развёрнутом виде.

Взаимопроверка на экран выводится правильные ответы

1 Мы лучше поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете уж мой Онегин поскакал (А.С. Пушкин)

      2 Двор так замело, что можно было шагать через прясло (М. Бубеннов)

     3 Мне нужен мир, чтобы вырасти скорей и облететь вокруг земного шара ( А. Безыменский)

     4. Едва кончился снегопад , население Новинска вышло расчищать заваленные пути

    5 Древесина сосны используется даже в самолетостроении,  так как она прочна и легка (В. Осеева). 

     6  В лесу что-то страшно и сухо треснуло, будто сломалась большая сосна (К. Паустовский).

  1. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт (И. Крылов).

   8  Снег становился белее, ярче, так что ломило глаза (М. Лермонтов)

  9 Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).

10 Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел,  что победа была его (И. Тургенев).

  11 Тяжелые, частые шаги послышались в лозняке, с той стороны, откуда недавно пришли Бусыга с Акимом (А. Куприн).

  12 Пусть тот бой не упомянут в списке славы золотой, день придёт — ещё повстанут люди в памяти живой (А. Твардовский).

  1. Где силой взять нельзя, там надобна ухватка (И. Крылов).
  2. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

         Изъяснительные:9,10

         Определительные:11,14

Места:13

Условия:7

Время:4

Причины:5

Следствия:8

Сравнения:6

Уступки:12

Образа действия:2

Цели: 3

Найдите СПП, в  состав  которого входят 2 безличных предложения, укажите  его номер  :2

.

.

.Проверяют, выставляют оценки.

Контроль и оценка процесса результатов деятельности

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают домашнее задание

. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Организует беседу о достижении поставленных целей урока:

Сегодня я узнал…

Я почувствовал, что…

Мне представляется интересным то, что…

Я бы хотел (а) еще раз услышать…

Работа над заданием помогла мне…

Меня удивило…

У меня появилось желание…

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Записывают в ТК



Предварительный просмотр:

Технологическая карта ученика

Дата

Тема ------------------------------------------------------------------                                         ------------------------------------------------------------------------

Задачи:--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1  Если вы согласны с утверждением, то ставите  (+), если—нет, ставите (-)_

 

Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.

ОДНАКО – подчинительный союз.

В сложносочинённом предложении все части предложения равноправны.

В предложении СДЕЛАНО ВСЁ, ЧТОБЫ Я МОГ ЖИТЬ СПОКОЙНО первая часть – придаточное предложение.

Союзное слово не является членом предложения.

Придаточное предложение может стоять только после главного предложении

Придаточные предложения бывают определительными, обстоятельственными, изъяснительными.

Союзы бывают сочинительные и подчинительные.

Придаточные условия отвечают на вопрос «ЗАЧЕМ».

   Придаточные уступительные – на вопрос «ПОЧЕМУ».

  В предложении: Я пойду дальше  учиться в институт, чтобы овладеть хорошей профессией.-  Придаточное цели

 Союзы ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – подчинительные союзы.

2 Дайте верную характеристику предложению, подчёркивая правильное. Укажите цифры, соблюдая порядок разбора.

Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты...

(Побудительное,  простое, бессоюзное, распространённое, сложное, односоставное, союзное, ССП, СПП, невосклицательное, повествовательное, с придаточным определительным, изъяснительным, обстоятельственным.)

Составьте схему-----------------------------------.

Дайте характеристику главному предложению--------------------------------------------------------------

Прочитайте текст .Перескажите .Объясните постановку знаков препинания в 1 - ом предложении

1 Леса – это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.2 Вы помните, конечно, то удивительное состояние безотчётной радости и силы, охватывающее нас, когда мы попадаем в лес из душного города.

3 Невозможно перечислить все те бедствия, какие несёт истребление лесов. 4 В тех местах, где леса уничтожены, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов

Укажите номера СПП с придаточным определительным.-----------------------------.

Постройте схему 4-го предложения.--------------------------------------------------------

5.Расставьте знаки препинания. Распределите предложения по видам придаточных , указывая цифры.

 1 Мы лучше поспешим на бал куда стремглав в ямской карете уж мой Онегин поскакал (А.С. Пушкин)

      2 Двор так замело что можно было шагать через прясло (М. Бубеннов)

     3 Мне нужен мир чтобы вырасти скорей и облететь вокруг земного шара ( А. Безыменский)

     4. Едва кончился снегопад  население Новинска вышло расчищать заваленные пути

    5 Древесина сосны используется даже в самолетостроении  так как она прочна и легка (В. Осеева). 

     6  В лесу что-то страшно и сухо треснуло будто сломалась большая сосна (К. Паустовский).

  1. Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдёт (И. Крылов).

   8  Снег становился белее, ярче так что ломило глаза (М. Лермонтов)

  9 Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).

10 Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел  что победа была его (И. Тургенев).

  11 Тяжелые, частые шаги послышались в лозняке, с той стороны откуда недавно пришли Бусыга с Акимом (А. Куприн).

  12 Пусть тот бой не упомянут в списке славы золотой день придёт — ещё повстанут люди в памяти живой (А. Твардовский).

  1. Где силой взять нельзя там надобна ухватка (И. Крылов).
  2. Вновь я посетил тот уголок земли где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

        Изъяснительные:--------------------------------------------

         Определительные:--------------------------------------------

Места:-----------------------------------------

Условия--------------------------------------

Время:---------------------------------------------

Причины:--------------------------------------

Следствия:---------------------------------------------

Сравнения:----------------------------------------------

Уступки:-----------------------------------------------------

Образа действия:------------------------------------

Цели:     -----------------------------------------------

 Найдите СПП, в  состав  которого входят 2 безличных предложения, укажите  его номер----------  

Сегодня я узнал…

Я почувствовал, что…

Мне представляется интересным то, что…

Я бы хотел (а) еще раз услышать…

Работа над заданием помогла мне…

Меня удивило…

У меня появилось желание…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опишите фотографию. 2. Расскажите о своих любимых книгах. Не забудьте рассказать, как Вы читаете книги: только по школьной программе или больше; какие книги выбираете для чтения; как узнаёте о новых книгах; о книге, которая запомнилась больше всего.

Слайд 7

И сердцу вдруг открылось, что мне любить пора. По схемам дайте характеристику предложений: [ гл …] , ( с.с . где) [ …], ( с.с . где) [ c ущ …], ( с.с . где)

Слайд 8

1 Мы лучше поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете уж мой Онегин поскакал (А.С. Пушкин) 2 Двор так замело, что можно было шагать через прясло (М. Бубеннов) 3 Мне нужен мир, чтобы вырасти скорей и облететь вокруг земного шара ( А. Безыменский) 4. Едва кончился снегопад , население Новинска вышло расчищать заваленные пути 5 Древесина сосны используется даже в самолетостроении, так как она прочна и легка (В. Осеева). 6 В лесу что-то страшно и сухо треснуло, будто сломалась большая сосна (К. Паустовский

Слайд 9

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт (И. Крылов). 8 Снег становился белее, ярче, так что ломило глаза (М. Лермонтов) 9 Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев). 10 Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел, что победа была его (И. Тургенев). 11 Тяжелые, частые шаги послышались в лозняке, с той стороны, откуда недавно пришли Бусыга с Акимом (А. Куприн

Слайд 10

12 Пусть тот бой не упомянут в списке славы золотой, день придёт — ещё повстанут люди в памяти живой (А. Твардовский). Где силой взять нельзя, там надобна ухватка (И. Крылов). Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Слайд 11

Изъяснительные:9,10 Определительные:11,14 Места:13 Условия:7 Время:4 Причины:5 Следствия:8 Сравнения:6 Уступки:12 Образа действия:2 Цели: 3 Найдите СПП, в состав которого входят 2 безличных предложения, укажите его номер :2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (11 класс)

Дистанционный урок   "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"      (11 класс)...

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 9 класс

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ...

Сложноподчиненные предложения с придаточными места. 9 класс

Урок изучения нового материала по русскому языку в 9 классе....

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными(9 класс).

Цель:   углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить находить придаточные изъяснительные, повторить правописание подчинительных союзов; развивать навыки синтаксического ...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс...

Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными 9 класс.

Разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" 9 класс. Урок построен по принципу создания фильма. В ходе урока использованы различные формы и методы раб...