Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 43_spp_s_obsoyatelstvennymi_mesta.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

План занятия № 43 по дисциплине «Русский язык» в 9 классе

Тема занятия: Сложноподчинённое предложение с придаточными места.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид занятия: беседа, работа с учебником.

Методы обучения: объяснение учителя, работа с учебником.

Класс

Дата

Цели:

а) образовательные:

– формирование умений: 1) распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных (определительных, изъяснительных); 2) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;

развивающие:

– развивать интеллектуальную сферу, память;

– формировать умение характеризовать предложение;

– развивать речь учеников;

в) воспитательные:

– воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к родному языку;

– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;

 способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся.

Оборудование: учебник.

Ход занятия:

I. Организационный момент (1 – 2 мин.)

Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.

II. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).

Сегодня мы изучим тему «Сложноподчинённое предложение с придаточными места». Наша задача – формирование умений: 1) распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных (определительных, изъяснительных); 2) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений.

III. Проверка знаний учеников (8 – 10   мин.)

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая работа.

Расположиться неподалеку на нескошенной траве; тут же увидишь роскошную коллекцию бабочек; откуда-то слева раздастся сигнал; отдохнуть здесь в течение недели; увидишь издали блестящую гладь озера; позади террасы; пропадающие вдали голоса; растущая наверху рощица; пробираешься налево сквозь заросли.    

3. Синтаксический разбор предложений.    

1) Там, под этими склонами, мы рассчитывали разбить ночной лагерь. (Стругацкие.) 2) Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду: и справа, и слева – принимает многочисленные притоки.

IV. Подведение итогов проверки (1 мин.)

V. Изложение нового материала (35 – 40 мин.)

1. Объяснение нового материала.

Запись предложений, составление их схем, определение вида придаточных предложений.

1) Откуда солнышко встанет, оттуда и лето красное придет. (Пословица.) (союзн. сл. откуда...), [оттуда...].

2) Там в июле лужица, где в апреле река. (Пословица.) [Там...], (союзн. сл. где...).

3) Куда иголка, туда и нитка. (Пословица.) (союзн. сл. куда...), [туда...].

В ходе анализа записанных предложений учитель подводит учащихся к выводу: придаточные места уточняют обстоятельства места главного предложения. Их внимание обращается на то, что одни и те же союзы или союзные слова могут присоединять к главному различные виды придаточных.

1.1. Учащиеся сравнивают предложения.

1) В этой части заповедника (какой?), где иссякали от жары водоемы, увядали  и диковинные растения. [указ. сл.+ суш,.], (союзн. сл. где...).

2) Мы не знали (чего?), где остановимся  на  ночлег. [глаг,], (союзн. сл. где...).

3) Мне хотелось уйти туда (куда?), где можно спокойно предаться своим мыслям, [туда...], (союзн. сл. где...).

2. Закрепление материала.

1) Где нет любви к искусству, там нет и критики. (А. Пушкин.) 2) Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. (М. Пришвин.) 3) Мальчик дошел до нижнего пруда, куда врезался овраг, и повернул к деревне. 4) Проснувшись, я не мог понять, где я, и долго и внимательно осматривал комнату. 5) Скошенная трава лежала длинными валами, и там, где начинали косьбу, она подсыхала, тускнела. (В. Прибытков.) 6) Отколь радуга набирает воду, там и дождь будет. (Пословица.)

– Для какого стиля речи характерно употребление союзного слова отколь? (Для разговорного.)

3. Тест.

I. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).

A. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

B. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.

1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А.        Б.        В.        Г.         Д.

2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.

А.        Б.        В.        Г.         Д.

3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А.        Б.        В.        Г.         Д.

4. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.

А.        Б.         В.        Г.         Д.

5. Найдите сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.

А.        Б.        В.        Г.         Д.

II. Обведите номера только тех предложений, в состав которых входят придаточные места.

A. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

Б.  Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

B. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.

Д. Я смотрел туда, где толпились люди.

Контрольный листок учителя:

1. – Б, Д.

2. – Б, Д.

3. – А.

4. – В, Г.

5. – Б, Д.

II. – Б, В, Д.

VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала (1 – 2 мин.)

Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.

Сегодня на уроке

Повторили… 

Узнали… 

Учились… 

Наблюдали… 

Познакомились…

Сделали вывод…

Кроме этого…

VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.)

VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время (1 – 2 мин.)

1. § 25; упражнение 124.

IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию

1. Русский язык: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др. – М.: Просвещение, 2009. – 6 изд-е. – 206 с.

Подпись преподавателя:


Тест.

I. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).

A. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

B. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.

1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А.        Б.        В.        Г.         Д.

2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.

А.        Б.        В.        Г.         Д.

3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А.        Б.        В.        Г.         Д.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

А.        Б.         В.        Г.         Д.

5. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

А.        Б.        В.        Г.         Д.

II. Обведите номера только тех предложений, в состав которых входят придаточные места.

A. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

Б.  Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

B. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.

Д. Я смотрел туда, где толпились люди.

Тест.

I. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).

A. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

B. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.

1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А.        Б.        В.        Г.         Д.

2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.

А.        Б.        В.        Г.         Д.

3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А.        Б.        В.        Г.         Д.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

А.        Б.         В.        Г.         Д.

5. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

А.        Б.        В.        Г.         Д.

II. Обведите номера только тех предложений, в состав которых входят придаточные места.

A. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

Б.  Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

B. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.

Д. Я смотрел туда, где толпились люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с применением игровой технологии, метода проектов, ИКТ...

План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 6 классе «Типы речи»

Цели деятельности учителя: познакомить с термином «морфология», повторить и обобщить известный материал по теме; развивать способность к языковому анализу; поддерживать интерес к изучению русского язы...